Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 21:41, курс лекций

Краткое описание

Философская мысль Древнего Востока.
Характер взаимоотношений первобытного человека с природой вызывал ощущение неразрывной связанности.
Этика и политические взгляды Конфуция.
Главное учение – «Практическая этика» - о правилах поведения человека; и «политическая этика» - принципы, которыми должен пользоваться .правитель.

Вложенные файлы: 1 файл

Filosofia (3).doc

— 659.00 Кб (Скачать файл)

            Природа сознания.

Сознание – это способность отражать мир в чувственных и логических формах, это высшая функция человеческого мозга, оно определяет взаимоотношение человека с миром.

Сознание основано на нервно-физиологических процессах мозга.

             Сознательное и бессознательное.

В случае бессознательного человек не дает себе отчета о содержании и природе происхождения процессов, их значение остается невыделенным. Если же это случилось, то имеет место сознание.

Непроизвольное запоминание, испуг – типичные формы бессознательного. Причины его остаются непознанными.

Сознание есть уяснение субъектом природы определенных явлений и процессов. Оно выступает как результат познания.

Сознание человека может быть обращено на него самого. В таком случае – это самосознание. Человек является не просто человеком, а разносторонней личностью.

             Роль языка в сознании и  мышлении.

Сознание и язык образуют единство. Язык тесно связан с мышлением. Мышление не существует без языка.

Функции языка:

  • экспрессивная – средство формирования и выражения мысли; вербализация мысли
  • коммуникационная – язык как средство общения, средство передачи информации.

Виды языка:

  1. национальные языки, естественные, разговорные (3500)

выделяют языковые семьи à группы à языки à диалекты

(индоевропейская à старославянская à русский)

  1. язык жестов, глухонемых, азбука Морзе, искусственные языки, нотная запись.

Философия о сущности человека (соотношение биологического и социального, физического и духовного, индивидуального и коллективного).

"Биологическое - социальное"

С одной стороны, как и любое животное, он подчиняется физическим и биологическим законам, с другой же - определяется социальными нормами.

Существует три различных понимания сущности человека. В первом человек рассматривается как исключительно биологическое существо; главным же двигателем человеческого общества считается борьба за существование и естественный отбор.

Согласно второму пониманию человек есть чисто социальная сущность, полностью лишенная биологических черт. Человек является "социальным", а не биологическим организмом.

Третье понимание проблемы, в свою очередь, делится на два направления: 1. концепции биосоциальной природы человека, 2. концепции интегральной природы человека. Оба направления в своей основе содержат марксистский подход к пониманию сущности человека. Природно-биологические основы человека определяют многие стороны его жизнедеятельности. Однако характеристика человека как природно-биологического существа указывает лишь на общую основу его жизнедеятельности, но не выясняет качественного отличия человека от животного. Человек выделяется из мира животных благодаря активной производственной деятельности, благодаря труду. Труд становится главным условием бытия человека.

"Дух - плоть"

Дух и плоть - два начала в человеке, которые друг без друга теряют всякий смысл, и, в то же время, находятся в вечном противостоянии. Чаще всего плоть противопоставляется духу, и в "плотское" включается не только тело, но и особые чувства и побуждения, считающиеся греховными. Кроме этого, уже ранние богословы выделяли еще и третье начало в человеке - душу, считая ее своеобразной ареной борьбы плотского и духовного.

             Смысл человеческого существования.

Существует два принципиально различных пути объяснения вечных вопросов жизни и смерти.

Первый подход можно обозначить как объективистский. Он связан с именами таких философов, как Б. Спиноза, Г. В. Ф. Гегель. В его основе лежит представление об изначальном Миропорядке, при котором уже заранее предначертаны все акты любой общественной и личной судьбы, «расписаны» все события мировой истории. В данном случае не так уж важно, кто «управляет» миром – Бог, Дух, Космический разум, законы Природы и т. д. Важно, что человек должен лишь осознать этот Порядок и найти в его устройстве зазор для «относительной самостоятельности», которую он будет считать свободной.

Второй подход во главу угла ставит субъективность человека, его самодеятельность, творчество. Великий немецкий философ И. Кант сформулировал еще в конце XVIII в. четыре основных вопроса, на которые необходимо дать ответ любому мыслителю, постигающему сущность человека и человечества:

  • Что я могу знать?
  • Что я должен знать?
  • На что я смею надеяться?
  • Что такое человек?

Он считал, что на первый вопрос должна ответить метафизика (т. е. философия), на второй – мораль, на третий – религия, на четвертый – антропология.

Познание истины действительно делает человека свободным. В сознании людей нашего времени все более и более утверждается идея о том, что сам по себе научно-технический прогресс, само познание еще не гарантируют счастливое будущее, и необходима выработка человеческой, гуманистической меры самого прогресса. Вопрос о том, что должен делать человек (или чего он не должен делать никогда и ни при каких условиях) принадлежит к числу важнейших в плане моральной оценки. Различают благодеяние и злодеяние. Кант считал, что человека никогда нельзя средством достижения каких-то целей, он сам должен быть целью общественного развития. Воспроизводя самих себя и орудия труда, создавая мир человека и мир вещей, люди вступают в общественные отношения, которые оказывают определяющее воздействие на их жизнь и деятельность.

Человеческая жизнь не имеет какого-либо заранее заданного смысла, который, очевидно, нужно искать не в прошлом, а в настоящем и будущем. Смысл создается человеком, творится им каждый миг.

 Отношение к смерти.

  1. жизнь – только миг – материалистическое (душа умирает)
  2. религиозная точка зрения – душа вечна, после смерти перемещается в другое место.
  3. мифологическое понимание

            Отношение к жизни.

  1. Религиозное представление о смысле жизни заключается в том, чтобы получить загробное воздаяние, обеспечить бессмертие души.
  2. гражданский подход (стоический) – внести вклад в прогресс – развитие общества
  3. эпикурейский – наслаждаться радостями жизни; смысл жизни в том, чтобы жить (раннее Возрождение).
  4. вульгарно-материалистический – идея физического бессмертия; снятие проблемы путем достижения вечной жизни (даосизм в Китае, Николай Федоров – космист).

 

18 вопрос

Личность.

Проблемы личности в истории философии

Первыми философскими взглядами на проблему человека можно считать выводы, сложившиеся в древневосточной философии. Важнейшей особенностью здесь была характерная для нее "стертость" личностного начала, его "безликость" и подчиненность всеобщему. Здесь универсальное "Я" превалирует над индивидуальным "Я".

Античная философия пришла к открытию человека как самостоятельной ценности и признала за ним право на активность и инициативу. Платону принадлежит идея о том, что человек есть не просто единство души и тела, но что именно душа - та субстанция, которая делает человека человеком. Аристотель: человек - такое живое существо, которое предназначено для жизни в государстве.

Теоцентризм являлся основной характерной особенностью философии эпохи средневековья, Августин Блаженный решающее для человека значение придавал не интеллекту, а воле, не теории, а любви, не знанию, а вере, не рациональному, а живой надежде.

Одной из особенностей философии эпохи Возрождения является антропоцентризм. Центром любого исследования (литература, живопись, скульптура или философские трактаты) становится человек. И.Кант исходил из понимания человека как существа, принадлежащего двум мирам одновременно - миру природной необходимости и миру нравственной свободы.

В философии человека ХIХ века можно выделить несколько особенностей: 1) углубление изучения духовности человека, внимание к его внутренними миру, его чувствам и переживаниям; 2) формирование целостного взгляда на общественную жизнь, на отношение общества и человека.

Одной из характерных особенностей русской философии второй половины XIX - начала XX века также является внимание к человеку, антропоцентризм. Здесь четко выделяются 2 направления: материалистическое и идеалистическое, светское и религиозное. Материалистическое направление представлено В.Г.Белинским и Н.Г.Чернышевским, идеалистическое связано с именами В.Соловьева, Н.А.

В ХХ веке произошло становление специальной отрасли философского знания, которая сложилась в Германии в 20-е годы и занимается изучением человека - философской антропологии. Ее основоположником выступил немецкий философ Макс Шелер.

Психология, структура личности, механизмы ее формирования

В настоящее время существует 2 концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характеристика человека и личность как его сущностная характеристика. Первая концепция опирается на понятие соц. роли человека. Эта концепция однако не позволяет раскрыть внутренний мир человека, фиксируя только его внешнее поведение, которое не всегда отражает сущность чел. Сущностная концепция является более глубокой. Личность - индивидуальное выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных соц. норм. Личность поэтому есть всегда общественно развитый человек.

Личность формируется в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формирование ее в сущности есть процесс социализации индивида. Этот процесс требует от человека продуктивной активности, выраженной в постоянной корректировке своих действий, поведений, поступков. Это вызывает необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг кот складывается неповторимая специфика личности.

Личность есть совокупность 3 ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия соц. факторов и ее психосоциального ядра - “Я”. Это Я определяет характер психики человека, сферу мотивации, способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения. Оно же является основой формирования соц. чувств человека: собственного достоинства, долга, ответственности, совести, справедливости. Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его Я - он то и служит основой внутренней самооценки и представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть. Человек как личность есть процесс, требующий неустанной душевной работы.

Главным результирующим свойством личности является мировоззрение. Только выработав то или иное мировоззрение, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность. Одновременно с формированием личности складывается и характер личности - психологический стержень человека. “Только в характере индивидуум приобретает свою постоянную определенность” - Гегель. Слово характер как правило означает меру личностной силы, т.е. силу воли. Люди с сильной волей обладают сильным характером. Признается, что великим характером обладает тот, кто своими поступками добивается великих целей, соответствуя требованиям объективных, разумно обоснованных и социально значимых идеалов.  Если же характер человека разменивается на пустые и мелкие цели, то он переходит в упрямство. Без воли невозможны ни нравственность, ни гражданственность, невозможно вообще общественное самоутверждение человеческого индивида как личности. Особым компонентом личности является ее нравственность. Соц. обстоятельства нередко приводят к тому, что человек, поставленный перед выбором, не всегда следует самому себе. И только высоконравственные личности испытывают глубокое чувство трагизма от сознания своей “не-личности”, т.е неспособности совершать то, что диктует сокровенный смысл “Я”. Т.о., личность - мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности.

Коллективизм и индивидуализм

Только через коллектив каждый его член входит в общество. В нем личность складывается духовно  и физически. В коллективе личность самоутверждается и выявляется. Коллективы бывают формальные и неформальные. Каждая личность несет на себе печать того ил иного коллектива, и каждый коллектив несет на себе печать каждого его члена. В коллективе человек выполняет ту или иную роль. В развитом коллективе человек поднимается  до осознания собственной личности. В личности важно видеть не только единое и общее, но и уникальное, своеобразное. Уникальность каждого человека проявляется уже на биологическом уровне. Каждый человек биологически неповторим. Однако подлинный смысл уникальности связан не столько с внешним видом человека, сколько с его внутренним духовным миром. Что же представляет собой личностная уникальность?  В каждой личности есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с наследственными особенностями, а во-вторых с условиями среды, в которой она выращивается. Наследственные особенности, условия среды и деятельность личности создают неповторимый личностный опыт - все это вместе и формирует соц. психологическую уникальность личности. Но индивидуальность е есть просто сумма этих аспектов, она есть их органическое единство, неразложимое на составляющие. У каждого конкретного человека всегда есть что-нибудь свое, хотя бы неповторимая тупость, не позволяющая ему оценить ситуацию и себя в ней. Индивидуальность не есть абсолют. Она изменяется и одновременно остается неизменной на протяжении жизни человека.

Информация о работе Лекции по "Философии"