Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 21:41, курс лекций

Краткое описание

Философская мысль Древнего Востока.
Характер взаимоотношений первобытного человека с природой вызывал ощущение неразрывной связанности.
Этика и политические взгляды Конфуция.
Главное учение – «Практическая этика» - о правилах поведения человека; и «политическая этика» - принципы, которыми должен пользоваться .правитель.

Вложенные файлы: 1 файл

Filosofia (3).doc

— 659.00 Кб (Скачать файл)
  1. производственная техника (орудия труда)  – те средства, которые непосредственно участвуют в производственном процессе
  2. техника транспорта и связи (от повозки до ракет)
  3. научно-исследовательская техника – обеспечивает научно-исследовательскую деятельность
  4. военная техника
  5. медицинская техника
  6. техника культуры и быта (водопровод)
  7. техника управления

   На развитие техники влияют  самые различные институты общества: экономические, политические, идеологические. Это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Общество может стимулировать технический прогресс и тормозить его.

   Сама техника активно  влияет на развитие общества. Техника влияет на сферу материального  производства. Отставание в сельском хозяйстве влияет на международные отношения (португальская колонизация Индии). Техника влияет на развитие науки (особенно в эпоху нового времени). С 17 в. наука приобретает эмпирический характер. Техника влияет на культуру через систему образования, искусство, спорт, быт и т.д. Техника влияет на самого человека (физически и морально). Она меняет его характер.

           Концепция индустриальной и постиндустриальной цивилизации.

В современной историософии наиболее распространенным считается деление истории на 4 общества: первобытное, аграрное, индустриальное и постиндустриальное (информационное). Эти 4 эпохи принято так же называть цивилизациями, подчеркивая их самодостаточность и принципиальное отличие друг от друга.

Индустриальная цивилизация, по словам Э. Тоффлера, смогла полностью утвердится в Европе лишь к началу XVIII века. Почему именно новоевропейская наука лежит в основе того, что принято называть индустриальным обществом? Наука сильно была развита еще в Древней Греции. Почему общество с таким высоким уровнем развития науки и знания не породило собой индустриальную цивилизацию?

  Ответ заключается в следующем: для науки периода Древней  Греции была характерна созерцательность, а не созидательность. Древний грек был куда больше озабочен красотой и гармонией, нежели прогрессом и улучшением. Древнему греку не было нужды создавать паровой двигатель или прядильный станок – все это заменялось рабской силой. Созидание материальных вещей стимулировалось скорее эстетической, нежели практической стороной.

Итак, в эпоху Нового Времени произошел перелом, когда теология частично отдала свои былые позиции науке, науке уже практической а не созерцательной. «Знание – сила», объявил Бэкон еще в конце XVI века, добавив, что лишь наука, основанная на знании, способна разрешить проблемы человека и улучшить его положение. Как раз на это время и приходится появление первых зачатков индустриализма в Европе.

Как отмечает Тоффлер, о появлении индустриализма в полной мере нельзя говорить вплоть до XVIII века, когда по Европе прокатывается волна революций, сменивших старый аграрный строй на новый индустриальный. Символом борьбы старой и новой цивилизации явилась гражданская война в Америке, проходившая между промышленным севером и сельскохозяйственным рабовладельческим югом, в которой, как известно, победил север. Закончилась волна революций революцией в России в 1917 году, а полностью индустриальная цивилизация укрепилась в западном мире лишь к середине XX века.

Новая цивилизация изменила производство, обратилась к абсолютно другим источникам энергии, изменила общественные отношения и политические структуры, изменила минимальную ячейку общества – семью, создало другие морально нравственные нормы и почти полностью вычеркнула бога как основу всего сущего из человеческого сознания.

Скачек в развитии науки и техники в XVII, XVIII веках позволил создать сначала мануфактурное, затем фабричное производство. Создание парового двигателя, а затем и двигателя внутреннего сгорания, открытие свойств электричества и многое другое позволило разрушить устаревшее кустарное производство, рассчитанное на индивидуальное потребление, и заменить его стандартизированным промышленным производством. Создание конвейера в несколько тысяч раз увеличило скорость производства товаров. Особенности конвейерного производства позволяли создавать только стандартные товары, ничем друг от друга не отличающиеся. Точность во времени стала неотъемлемым требованием данной эпохи. Стандартизация, синхронизация и массификация стали первоосновами новой индустриальной эпохи.

Воспитание, как первооснова социализации человека, перестало быть прерогативой лишь семьи. Семья сменилась детским садом, школой и училищем, где произошли точно такие же изменения, как и в производстве. Стандартизированное воспитание и обучение людей в стандартизированные часы по стандартным книгам создало эффект массового сознания, в котором сознание индивидуального «Я» сменяется сознанием безликого «Мы». Эффект массового сознания немыслим без такого феномена как массовая культура.

Для аграрной цивилизации была характерна патриархальная семья с огромным количеством родственников. С наступлением эпохи индустриализма, необходимость большой родоплеменной семьи отпадает. Более того, большая семья становится обременительной.  Для человека данной эпохи характерна большая подвижность и мобильность. Традиционная семья распадается, и на смену ей приходит новая семья, нуклеарная, то есть семья, состоящая из отца, матери и детей.

О человеке заговорили уже не как о божественном создании, а как о закономерном процессе эволюционного развития. Религия стала скорее частью культурного наследия. Она влияет на общество куда меньше, чем средства массовой информации.

Индустриальная цивилизация, несомненно, являлась более прогрессивной формой общественного устройства, нежели цивилизация аграрная. Средний уровень жизни увеличился в среднем в полтора раза, человек стал куда более уверен в завтрашнем дне, чем его прародитель и, как следствие этого, у человека стало появляться больше свободного времени, которое он мог проводить с удовольствием для себя. В развитых индустриальных странах старость перестала рассматриваться как «закат жизни», она стала «второй жизнью», которую человек может жить в свое удовольствие.

В середине XX века и появляется концепция постиндустриального общества, как концепция, указывающая на  альтернативный путь развития человечества.

Одним из первых философов, заговорившим о постиндустриальном обществе, был Д. Белл. В развернутом виде концепция постиндустриализма представлена в его книге "Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования", изданной в 1973 г.

Разделяя историю человеческого общества на три стадии - аграрную, индустриальную и постиндустриальную, Д.Белл стремился обрисовать контуры постиндустриального общества, во многом отталкиваясь от характеристик индустриальной стадии. По мнению Д.Белла, происходящие в середине XX века изменения в социальной структуре свидетельствуют о том, что индустриальное общество эволюционирует к постиндустриальному, которое и должно стать определяющей социальной формой XXI века, прежде всего в США, Японии, Советском Союзе и в Западной Европе.

В качестве основных черт постиндустриального общества Белл выделяет следующие:

    1. Замена механических, электрических и электромеханических средств на электронные. Телефония, телевидение, печатанье и многое другое – все это осуществляется с помощью электронных устройств.
    2. Произошла миниатюризация. Компьютеры сильно уменьшились по своим размерам, одновременно сильно выиграв в качестве.
    3. Преобразования в цифровую форму. Здесь уместно упомянуть работу Ж. Лиотара «Состояние постмодерна», в которой философ заявляет, что наконец-то свершилась мечта Рассела и раннего Витгенштейна, искавших универсальный язык. Такой язык был найден. Это язык,  который на данный момент использует все научное и ненаучное сообщество – язык двоичной системы исчисления.
    4. Создание программного обеспечения, которое приспосабливает компьютер к нуждам потребителя.

 Для постиндустриальной стадии  характерен переход от производства  вещей к производству услуг. Эта черта постиндустриального общества тесно связана с изменениями в распределении занятий: наблюдается рост интеллигенции, профессионалов и "технического класса".

Важнейшую составляющую процесса превращения теоретического знания в источник инноваций Д.Белл видел в возникновении наукоемких отраслей промышленности - таких, как химическая промышленность, вычислительная техника, электроника, оптика.

Соединение науки, техники и экономики, ориентированность в будущее - еще одна черта постиндустриального общества - предполагает контроль за технологиями, оценки технологий, разработку моделей технологического прогноза.

Ученый - центральная фигура такого общества. Если в последнюю сотню лет основным институтом являлся завод или подобное ему предприятие, в постиндустриальном обществе на первое место выдвигается университет, с его ориентированностью на знание.  

Выражение "информационное общество" у Белла - это новое название для постиндустриального общества, подчеркивающее не его положение в последовательности ступеней общественного развития - после индустриального общества, - а основу определения его социальной структуры - информацию. Информация для Белла связана прежде всего с научным, теоретическим знанием. Информационное общество в трактовке Белла обладает всеми основными характеристиками постиндустриального общества (экономика услуг, центральная роль теоретического знания, ориентированность в будущее и обусловленное ею управление технологиями, развитие новой интеллектуальной технологии).

Немного другую позицию занимает американский социолог и философ Э. Тоффлер. Тоффлер является автором целой трилогии, посвященной исследованию постиндустриального общества: «Шок будущего» (1970), «Третья Волна» (1980) и «Метаморфозы власти» (1990).   

В своей самой первой книге «Шок будущего», Тоффлер показывает всю грандиозность изменений, которую несет с собой будущее постиндустриальное общество. Развитие компьютерных и телекоммуникационных технологий приводит к тому, что потоки информации, обрушивающиеся на человека, увеличиваются с каждым днем, при одновременной тенденции к все большей дифференцированности. Человек не успевает приобщиться к чему-то одному, как уже появляются десятки, а то и сотни нововведений. Рушатся старые порядки в области техники, культуры, общественных взаимоотношений. При таких условиях экспоненциального возрастания всякого вида новшеств, человек теряется в мире. Его приоритеты рушатся, а новые не успевают еще сформироваться. Человек чувствует себя потерянным, у него появляются синдромы психологических и даже физических недомоганий. Это, по словам Тоффлера, является болезнью, которую он назвал «шоком будущего».

Более детальная и разработанная постиндустриальная концепция Тоффлера представлена в его второй книге трилогии. Она называется  «Третья Волна».

Подобно Беллу, Тоффлер считает началом становления постиндустриального общества середину двадцатого века, а именно время, когда компьютерные технологии достигают значительных результатов в своем развитии. Информация, как основа общества будущего, начинает теснить даже такую традиционную для индустриального общества сферу, как производство. Знание, и в первую очередь знание высокотехнологичное, способное порождать новое знание и быть внедренным в любую сферу человеческой деятельности, становится основным ресурсом человечества.

Революция, произошедшая в науке и технике, оказывает глубочайшее воздействие на все сферы человеческой деятельности. Меняются старые представления о семье, работе, морали, человеческом общении. Происходят огромные изменения и в сфере культуры.

Развитые информационные и компьютерные технологии позволяют уничтожить предыдущий порядок массификации, стандартизации и синхронизации. Конвейерный способ производства безвозвратно уходит в прошлое, ему на смену приходит индивидуальный способ производства. При использовании лазерных технологий абсолютно не важны формы и шаблоны, а генераторы случайных чисел способны в рамках одного товара создать десятки, сотни, а то и тысячи вариаций.

Развитие вычислительных машин сделало возможным и осуществление генетической революции.

Но переход к новой цивилизации для Тоффлера не сводится только к развитию информационных технологий и революции в области генетики. Переход к данному обществу – необходимость, единственной альтернативой которой является гибель человечества в глобальных масштабах.

 Информационное общество - социологическая концепция, полагающая главным фактором общественного развития производство и использование научно-технической и другой информации. Одним из критериев перехода общества к постиндустриальной и далее к информационной стадии развития может служить процент населения, занятого в сфере услуг:

- если в обществе >50% населения  занято в сфере услуг - постиндустриальная фаза;

- если в обществе >50% населения занято в сфере информ. услуг, общество стало информационным.

       Этапы технического прогресса.

  1. Техника ручного труда (до середины 18 в.)

Человек – материальная основа технологического процесса. Труд носит в основном ручной характер. Орудия усиливают или удлиняют работающие органы человека. Развитие техники не было равномерным:

Информация о работе Лекции по "Философии"