Лекция по "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 17:42, лекция

Краткое описание

1. Предмет, метод и функции философии
2. Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции философия2.docx

— 322.54 Кб (Скачать файл)

Далее, общество и  человек, с одной стороны, выступают  как часть природы. С другой - это  творения и самого общества, и самого человека, опредмеченные результаты их деятельности. В обществе действуют  как социальные, так и индивидуальные силы, как материальные, так и  идеальные, объективные и субъективные факторы; имеют значения как чувства, страсти, так и разум; как сознательные, так и бессознательные, рациональные и иррациональные стороны жизнедеятельности людей. Внутри самого общества различные его структуры и элементы стремятся к удовлетворению своих собственных потребностей, интересов и целей. Эта сложность общественной жизни, ее многообразие и разнокачественность обусловливают сложность и трудность социального познания и его специфику по отношению к другим видам познания.

К трудностям социального  познания, объясняемым объективными причинами, т.е. причинами, имеющими основания  в специфике объекта, добавляются  и трудности, связанные с субъектом  познания. Таким субъектом является в конечном счете сам человек, хотя и вовлеченный в общественные связи и научные сообщества, но имеющий свой индивидуальный опыт и интеллект, интересы и ценности, потребности и пристрастия и т.д. Таким образом, при характеристике социального познания следует иметь в виду также и его личностный фактор.

Наконец, необходимо отметить социально-историческую обусловленность  социального познания, в том числе  уровнем развития материальной и  духовной жизни общества, его социальной структурой и господствующими в  нем интересами.

Конкретная комбинация всех указанных факторов и сторон специфики социального познания обусловливает многообразие точек  зрения и теорий, объясняющих развитие и функционирование общественной. жизни. Вместе с тем указанная специфика во многом определяет характер и особенности различных сторон социального познания, онтологическую, гносеологическую и ценностную (аксиологическую).

Онтологическая (от греч. ontos - бытие, сущее) сторона социального  познания касается объяснения бытия  общества, закономерностей и тенденций  его функционирования и развития. Вместе с тем она затрагивает  и такой субъект социальной жизнедеятельности, как человек, в той степени, в  какой он включен в систему  общественных отношений. В рассматриваемом  аспекте указанная выше сложность  социальной жизни, а также ее динамичность в сочетании с личностным, элементом  социального познания являются объективной  основой многообразия точек зрения по вопросу о сущности социального  бытия людей.

Что это действительно  так, свидетельствуют и сама история  социального познания, и его сегодняшнее  состояние. Достаточно отметить, что различные авторы за основу бытия общества и человеческой деятельности принимают такие разнородные факторы, как идею справедливости (Платон), божественный замысел (Августин Блаженный), абсолютный разум (Гегель), экономический фактор (К Маркс), борьбу "инстинкта жизни" и "инстинкта смерти" (Эроса и Танатоса) между собой и с цивилизацией (3 Фрейд), "реликты" (В. Парето), "социальный характер" (Э. Фромм), "народный дух" (М. Лацариус, X. Штейнталь), географическую среду (Ш. Монтескье, П. Чаадаев) и т.д. и т.п.

Главный вопрос, когда  речь идет о социальном познании - существуют ли объективные законы и тенденции  в обществе? Из ответа на него вытекает и ответ о возможности самой  социальной науки. Если объективные  законы социальной жизни существуют, то, следовательно, возможна и социальная наука. Указывая на сложность социального познания и его объекта, например, такие последователи Канта, как Виндельбандт и Риккерт, утверждали, что никаких объективных законов в обществе нет и не может быть, ибо здесь все явления носят индивидуальный, неповторимый характер, а, следовательно, в обществе нет и объективных законов, которые фиксируют лишь устойчивые, необходимые и повторяющиеся связи между явлениями и процессами. Последователи неокантианцев пошли еще дальше и объявили, что само то общество существует лишь как наше представление о нем, как "мир понятий"", а не как объективная реальность.

На самом деле человеческое общество (как и сам  человек) имеет объективную, прежде всего природную, основу. Оно возникает  и развивается тоже объективно, то есть независимо от того, кто и как  его познает, независимо от конкретного  субъекта познания В противном случае в истории вообще не было бы какой-либо общей линии развития

К основным объективным  социальным факторам, лежащим в основе любого общества, относятся, прежде всего, уровень и характер экономического развития общества, материальные интересы и потребности людей.

Гносеологическая (от греч. gnosis - знание) сторона социального  познания связана с особенностями  самого этого познания, прежде всего  с вопросом о том, способно ли оно  формулировать собственные законы и категории и имеет ли оно их вообще. Другими словами, речь идет о том, может ли социальное познание претендовать на истину и обладать статусом науки? К гносеологической стороне социального познания относится также решение таких проблем:

§ каким образом осуществляется познание общественных явлений,

§ каковы возможности их познания и каковы границы познания,

§ роль общественной практики в социальном познании и значение в этом личного опыта познающего субъекта,

§ роль разного рода социологических исследований и социальных экспериментов

Немаловажное значение имеет вопрос о возможностях человеческого  разума в познании духовного мира человека и общества, культуры тех  или иных народов В связи с этим возникают проблемы возможностей логического и интуитивного познания явлений общественной жизни (проблемы методологические), в том числе психологических состояний больших групп людей как проявлений их массового сознания.

Помимо онтологической и гносеологической сторон социального  познания существует и ценностная - аксиологическая его сторона (от греч axios - ценный), играющая важную роль в понимании его специфики, поскольку  любое познание, и особенно социальное, связано с теми или иными ценностными  образцами, пристрастиями и интересами различных субъектов. Ценностный подход проявляется уже с самого начала познания - с выбора объекта исследования. Этот выбор осуществляется конкретным субъектом с его жизненным и познавательным опытом, индивидуальными целями и задачами. Кроме того, ценностные предпосылки и приоритеты во многом определяют не только выбор объекта познания, но и его формы и методы, а также специфику истолкования результатов социального познания.

Объект социальной философии - социальная жизнь и социальные процессы. Из понятия социального  исключаются, с одной стороны, природные, а с другой стороны, индивидуальные, личностные явления. То есть социальные явления - это всегда общественные явления. Однако под понятие "общественные явления" подходят и экономические, и политические, и национальные и  множество других явлений. Социальная реальность включает в себя различные  стороны общественной жизни. Говоря кратко, социальная жизнь общества - это совместное бытие людей, это  их со-бытие. Оно включает материальные и духовные явления и процессы, различные стороны общественной жизни: экономическую, политическую, духовную и т.д. в их многостороннем взаимодействии. А социальное действие - это всегда результат взаимодействия целого ряда общественных факторов. Поэтому основным субъектом социального действия и социальных отношений является общественная группа (социальная общность) или общество в целом.

На основе изложенного  можно дать следующее определение: социальная философия - это система  теоретического знания о наиболее общих  закономерностях и тенденциях взаимодействия социальных явлений, функционирования и развития общества, целостного процесса социальной жизни.

Социальная философия  изучает общество и социальную жизнь  не только в структурно-функциональном плане, но и в ее историческом развитии. Безусловно, что предметом ее рассмотрения является и сам человек, взятый, однако, не "сам по себе", не как отдельный  индивид, а как представитель  социальной группы или общности, т.е. в системе его социальных связей. Социальная философия изучает законы, согласно которым в обществе складываются устойчивые большие группы людей, отношения  между этими группами, их связи  и роль в обществе.

Предмет и специфику  социальной философии нельзя раскрыть, не затрагивая вопрос о ее функциях. Назовем основные из них:

Ø Мировоззренческая функция социальной философии заключается в том, что она формирует у человека общий взгляд на социальный мир, то есть на существование и развитие общества, определенным образом решает вопросы о соотношении бытия людей, материальных условий их жизни и их сознания, о месте и назначении человека в обществе, цели и смысле его жизни и т.д.

Ø Теоретическая функция социальной философии состоит в том, что она позволяет проникнуть вглубь социальных процессов и судить о них на уровне теории, то есть системы взглядов о их сущности, содержании и направлении развития. На теоретическом уровне может идти речь о тенденциях, закономерностях развития общественных явлений и общества в целом.

Ø С указанными выше функциями связана методологическая функция социальной философии, заключающаяся в применении ее положений при исследовании отдельных явлений и процессов общественной жизни, изучаемых теми или иными общественными науками. В этом случае положения социальной философии играют роль методологии в исследованиях, осуществляемых в области исторических, юридических, экономических, психологических и других наук. Социальная философия вырабатывает и развивает как собственные методы исследования (историко-сравнительные, герменевтические - техники интерпретации исторических событий и текстов, статистические), так и общефилософские методы - прежде всего диалектический метод (умение рассматривать общественную действительность не односторонне, а в ее противоречиях, являющихся источником ее развития, в единстве и борьбе противоположностей, в рассмотрении количественных изменений, которые через определённые периоды приводят к качественным изменениям в истории). В силу этого социальная философия выступает в качестве общей методологии познания социальных явлении для более конкретных общественных наук (политологии, социологии, экономики), рассматривая наиболее общие закономерности и тенденции развития общества. Вместе с тем социальная философия выступает в качестве общей теории развития общества, исторического процесса.

Ø Наконец, прогностическая функция социальной философии состоит в том, что ее положения способствуют предвидению тенденций развития общества, его отдельных сторон, возможных ближайших и отдаленных последствий деятельности людей. На основе такого предвидения становится возможным строить прогнозы развития тех или иных социальных явлений и всего общества.

2. Основные направления  и школы социальной философии 

Социальная философия  как теоретически выраженная система  философских воззрений на существование  и развитие общества ведет свое начало с 20-40-х годов прошлого столетия. Из основных направлений социально-философской мысли, получивших развитие в 19 и 20 веках можно привести следующие:

Позитивистская социальная философия. Представители - Огюст Конт, Герберт Спенсер. О. Конт (1798-1857) ввел в науку термин "социология" (от лат. societas -общество), означающий "учение об обществе". В своей социальной науке (он ее называл и положительной философией, и социальной физикой, и социальной философией) Конт выступил против того, чтобы считать общество простой совокупностью индивидов, существующих автономно по отношению друг к другу, против представления, что чем более развиты отдельные индивиды с точки зрения их способностей к производительной, духовной и иной деятельности, их нравственных, политических и других качеств, тем совершеннее будет общество (Гердер, Вольтер, Руссо). Конт считал, что человек есть продукт социальных обстоятельств (так же его предшественники Гольбах и Гельвеций), чтобы изменить людей, надо изменить общество, присущие ему социальные и политические институты, систему воспитания и образования. О. Конт называл свою философию и социологию позитивными (положительными), поясняя при этом, что они целиком базируются на данных науки - не на воображении или догадках (подобно теологии и метафизике), а на научных наблюдениях. Конт сформулировал названный им "великий основной закон интеллектуальной эволюции человечества". Согласно этому закону познавательная деятельность людей, их общественное сознание и, в конечном счете, человеческая история прошли три стадии своего развития: теологическую (доминирует религиозное, мифологическое сознание), метафизическую (метод мышления ориентирующийся на познание реальных явлений), и позитивную (сознание исходит в своих суждениях и выводах преимущественно из научных наблюдений). Именно на позитивной стадии (начавшейся примерно в Новое время, когда формируются естественные науки) возможно понимание объективных законов развития и эволюции общества (которое он понимал органически, подобно живому организму), и возможна, соответственно, социальная наука.

Герберт Спенсер (1820-1903) развил идеи Конта. Спенсер рассматривал общество как единую систему взаимозависимых  природных, прежде всего биологических, и социальных факторов. Он считал, что  только в рамках целостного социально-природного организма проявляется подлинное  значение любого социального института  и социальная роль каждого субъекта. В эволюции общества (которую он понимал подобной биологической  эволюции) Спенсер видел следующие  основные моменты: переход от простого к сложному (интеграция); от однородного к разнообразному (дифференциация); от неопределенного к определенному (возрастание порядка). По Спенсеру, социальная эволюция - есть прогрессивное развитие общества по пути его усложнения и совершенствования деятельности социальных институтов. Спенсер старался показать объективную обусловленность социальной эволюции потребностями людей.

Марксистская социальная философия и ее проблематика. Представители - Карл Маркс (1818-1883), и Фридрих Энгельс (1820-1895). Исходит из следующих положений: совокупность общественных связей и  отношений всех социальных субъектов  образует то или иное общество. Через  систему присущих ему общественных отношений, условий материального  производства, политических и других социальных институтов общество в решающей степени определяет содержание и  направленность деятельности людей, воздействует на формирование и развитие каждого  человека (сведение индивидуального  к социальному). Одна из самых фундаментальных проблем в марксизме - проблема взаимодействия общественного бытия и общественного сознания. Общественное сознание людей истолковывается как отражение их общественного бытия в ходе общественной практики, различных видов их социальной деятельности.

Согласно материалистическому  пониманию истории важнейшим  содержанием общественного бытия  людей является производство материальных благ, благодаря которому удовлетворяются  их разнообразные материальные и  другие потребности. Более того, способ производства материальных благ обусловливает  развитие социальной, политической и  духовной жизни общества. Он истолковывается  как материальная основа существования  и развития общества - системообразующее  начало, связывающее воедино все  проявления общественной жизни.

Психологическое направление (кон. 19 -нач. 20в). Представители - Лестер Уорд, Габриэль Тард, Вильфредо Парето. Восприняв идеи эволюционного развития общества, обоснованные в трудах О. Конта и Г. Спенсера, Л. Уорд перенес  центр тяжести с биологических  моментов на психологические, и пытался  раскрыть психологические причины  деятельности и поведения людей, а тем самым обосновать психологические  механизмы развития общества. Желания  и воля выступают, по Уорду, как основные природные и социальные силы, обеспечивающие развитие общества. В конечном счете он рассматривает их как весьма динамические психологические силы, действующие чаше всего непроизвольно, стихийно. Поскольку действия людей осуществляются в их взаимном общении, они, по мнению Уорда, являются социальными действиями.

Г. Тард также решал проблему взаимодействия личности и общества, и первичным элементом во взаимодействии человека и общества он полагает человека. Тард исходил из того, что в основе социальной деятельности лежит психологический  настрой отдельных людей и  социальных групп. В процессе их взаимодействия один человек или социальная группа подражает другим. Во взаимном подражании людей Тард видит изначальный  элемент социальности, основной способ существования и развития личности, социальных групп и общества. Он рассматривал подражание как усвоение и повторение людьми того нового, что  появляется в той или иной сфере  общественной жизни ("Общество - это  подражание"). Тард указывал на три  основных закона, характеризующих содержание процессов подражания и их реализацию в обществе:

Информация о работе Лекция по "Философия"