Лекция по "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 17:42, лекция

Краткое описание

1. Предмет, метод и функции философии
2. Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции философия2.docx

— 322.54 Кб (Скачать файл)

В этике Кант выступает  как противник эвдемонизма (этического учения, утверждающего, что счастье, блаженство, является высшей целью  человеческой жизни), поскольку нравственное поведение требует преодоления  чувственных склонностей. Добродетель  и счастье - две вещи несовместимые, считает немецкий философ.

Отрицательно относился  Кант также к "мнимой морали", основанной на принципах полезности и приятности, на инстинкте, внешнем авторитете и  на различного рода чувствах. Ни благоразумие, ни умение еще не составляют нравственности. Он различает социально одобряемые нормы поведения и нормы нравственности. Социально одобряемые нормы поведения носят исторический характер, но далеко не всегда являются реализацией требований нравственности. История человечества демонстрирует многообразие норм поведения, часто не совместимых друг с другом: поступки, рассматриваемые как норма в одном обществе, в другом подвергаются санкциям. Поэтому Кант пошел по другому пути: он философскими средствами (а не ссылками на традицию или авторитет) обосновывает абсолютный характер морали.

Человек есть житель двух миров: чувственно воспринимаемого, в котором он как чувственное  существо подчинен законам природы, и умопостигаеамого, где он свободно подчиняет себя закону разума, то есть нравственному закону. Принцип природного мира гласит: никакое явление не может быть причиной самого себя, оно  всегда имеет свою причину в чем-то другом (другом явлении). Принцип мира свободы гласит: разумное существо есть цель сама по себе, к нему нельзя относиться лишь как к средству для  чего - то другого. Умопостигаемый мир  Кант, таким образом, мыслит как совокупность "разумных существ как вещей  самих по себе", как мир целевых  причин, самосущих автономных личностей. Существо, способное действовать  в соответствии со всеобщими, а не только эгоистическими целями, есть свободное существо. Свобода, по Канту, есть независимость от определяющих причин чувственно воспринимаемого мира. Если в мире эмпирическом, природном всякое явление обусловлено предшествующим как своей причиной, то в мире свободы разумное существо может "начинать ряд", исходя из понятия разума, вовсе не будучи детерминированным природной необходимостью. Человеческую волю Кант называет автономной (самозаконной). Автономия воли состоит в том, что она определяется не внешними причинами - будь то природная необходимость или даже божественная воля, - а тем законом, который она сама ставит над собой, признавая его высшим, то есть исключительно внутренним законом разума.

В работе "Критика  практического разума" Кант отвечает на второй фундаментальный вопрос своей  философии: "Что я должен делать?" (на первый вопрос - "Что я могу знать?" - отвечала "Критика чистого  разума"). Он вводит различие между  теоретическим и практическим разумом. Это различие заключается в следующем. Если чистый, или теоретический, разум "определяет" предмет мысли, то практический разум призван "осуществлять", то есть производить нравственный предмет. Практическим разум здесь называется потому, что его функция - руководить поступками человека, то есть устанавливать  принципы нравственного действия. Воля позволяет человеку определять свои действия всеобщими предметами (целями разума), а потому Кант и называет ее разумом практическим. Сфера деятельности практического разума - сфера морали.

Мораль - сама бытийственная  основа человеческого существования, то, что делает человека человеком. В сфере нравственности действует  вещь в себе, или свободная причинность. Нравственность, по Канту, ниоткуда не выводима, ничем не обосновывается, а наоборот, является единственным оправданием разумного устройства мира. Мир устроен разумно, так  как существует нравственная очевидность. Такой нравственной очевидностью, не разложимой далее, обладает, например, совесть. Она действует в человеке, побуждая к определенным поступкам, хотя нельзя ответить на вопрос, почему совершается тот или иной поступок, поскольку поступок совершается  не по той или иной причине, а по совести. То же самое можно сказать  и о долге. Человек поступает  согласно чувству долга не потому, что его что-то принуждает к этому, а потому, что в нем действует  какая-то самопринуждающая сила. Многие вещи, часто повторяет Кант, способны возбудить удивление, восхищение, но подлинное уважение вызывает лишь человек, не изменивший чувству должного, тот человек, для которого существует невозможное.

В отличие от теоретического разума, который имеет дело с тем, что есть, практический разум имеет  дело с тем, что должно быть. Мораль, по Канту, носит характер императивности (от лат. imperativus - повелительный). Понятие  императивности означает всеобщность  и обязательность требований свободной  осознанной морали: "категорический императив есть идея воли каждого  существа, как воли, устанавливающей  всеобщие законы"!. Кант хочет найти  высший принцип моральности и  дает формулировку того, как должно поступать человеку, стремящемуся приобщиться  к подлинно нравственному:

"Поступай только  согласно такой максиме, руководясь  которой ты в то же время  можешь пожелать, чтобы она стала  всеобщим законом".

Совершая какой-то поступок, человек ответствен не только за себя, но и за все человечество. Кант полагал, что в самих конкретных нравственных поступках человек  должен мыслью приподниматься над обыденностью, понимать, что каждый его поступок, в который вовлечены определенные люди, вещи и обстоятельства, так  или иначе отзовется на всем человечестве. Свой категорический императив Кант формулирует и в другой форме: "... поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству". Он утверждал, что подлинно нравственным является такое действие, в котором человек и человечество выступают как высшие цели. А высшее предназначение человека, его цель - исполниться в качестве человека, реализовать человеческое в себе.

Хотя Кант первоначально  был близок к Просвещению, однако в итоге его учение оказалось  критикой просветительской концепции  разума. Отличительной чертой Просвещения  было убеждение в безграничных возможностях познания, а соответственно и общественного  прогресса, поскольку последний  мыслился как продукт развития науки. Отвергнув притязания науки на познание вещей самих по себе, указав человеческому  рассудку его пределы, Кант, по его  словам, ограничил знание, чтобы  дать место вере. Именно вера в бессмертие души, свободу и бога, рациональное доказательство существования которых  Кант отвергает, составляет основание, которое должно освятить обращенное к человеку требование быть нравственным существом. Сфера нравственного  действия оказалась, таким образом, отделенной от научного познания и  поставленной выше него.

4. Философская  система Гегеля

Георг Вильгельм Фридрих  Гегель (1770-1831) - создатель философской  системы, названной им "абсолютным идеализмом". Все действительное, по Гегелю, разумно, постижимо средствами логики, т.е. постижимо в понятиях (такая концепция называется еще  и панлогизмом: "всё действительное разумно, всё разумное действительно"). Философская система Гегеля состоит  из трех частей:

1) Логики,

2) Философии природы и  3) Философии духа.

Логика понимается Гегелем  совершенно иначе, чем она трактовалась на протяжении всего времени существования  этой науки (т.е. начиная с Аристотеля). Происхождение многого из единого  может быть предметом рационального  познания, инструментом которого является логическое мышление. Но это - рациональное познание особого рода: в основе его лежит диалектическая, а не формальная логика, и движущим источником ее является противоречие. Гегель сознательно  отверг аристотелевский закон непротиворечия ("Невозможно, чтобы одно и то же вместе было и не было присуще одному и тому же"), а логика у него совпадает с диалектикой. Диалектика мыслится Гегелем как теория развития, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей. Диалектика развития "чистого понятия" (идеи) составляет общий закон развития как природы, так и человеческого мышления. В отличие от Канта, разделившего сферы природы и духа (свободы), Гегель рассматривает их как разные стадии развития одного начала - субстанции-субъекта (поэтому его систему называют абсолютной, а его идеализм - объективным). Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по определённой схеме: утверждение, или полагание (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). В результате примирения противоположностей в синтезе возникает новое качественное образование. Каждое понятие и идея, и, следовательно, каждое явление в природе (поскольку природе есть отражение логики, разумности), обществе и духовной жизни человека проходит такой тройственный цикл развития. В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития - как природы, так и общества, и человеческого мышления - заключён в саморазвитии понятия, а значит, имеет логическую, духовную природу.

Утверждая тожество субъекта (духа, идеи) и объекта (природы, материи), Гегель утверждает, что диалектика понятий определяет собой диалектику вещей - процессов в природе и  обществе. Диалектика вещей есть лишь отраженная, "отчуждённая" форма  подлинной диалектики, "жизни  понятий", как они существуют сами по себе, как в бы в мышлении бога. Но бог мыслится Гегелем при этом пантеистически - не как личный бог христианской религии, а как безличный процесс самодвижения понятия, с неуклонной необходимостью развивающего свои определения в диалектическом процессе.

Абсолютный идеализм философии  Гегеля связан с его стремлением  охватить весь универсум, весь природный  и духовный мир единым понятием. Таким исходным понятием гегелевской  системы является "Абсолютная идея". Первое и основное определение "Абсолютной идеи", по Гегелю, есть разум. "Абсолютная идея" - это разум, мышление, разумное мышление, Дух. У Ге геля "Абсолютная идея" есть субстанция, которая составляет сущность и первооснову всех вещей.

Универсальная схема творческой деятельности "мирового духа", "философия  духа" раскрывается у Гегеля на основе процесса саморазвития "Абсолютной идеи". Она существует вечно и  содержит в скрытом, "свернутом" виде все возможные определения  природных, общественных и духовных явлений. В процессе саморазвития "Абсолютная идея" проходит различные стадии в виде последовательного движения от абстрактного - общих определений к определениям, обогащенным конкретным содержанием.

Первым этапом самораскрытия "Абсолютной идеи" является логика. Логика, по Гегелю, - это научно-теоретическое  осознание "Абсолютной идеи". Через логику "Абсолютная идея" раскрывается в ее всеобщем содержании в виде системы категорий, начиная от самых бедных - бытия, небытия, наличного бытия, качества, количества и т.д., и кончая конкретными, многообразно определяемыми понятиями - химизма, биологизма, познания и т.д. Гегель характеризовал категории как текущие, находящиеся в состоянии непрерывного самопроизвольного движения чистые мысли. Как по форме, так и по содержанию категории не нуждаются в чувственно-воспринимаемом материале. Как чистые мысли и ступени развития идеи они, сами по себе, содержательны и поэтому составляют сущность вещей.

Следующий этап саморазвития - природа - наиболее слабая часть его  системы. Гегель плохо знал естествознание и поэтому в "философии природы" можно встретить много неточностей, ошибок. Гегель очень низко оценивает  природу. Природа, по Гегелю, это необходимое  в процессе развития "Абсолютной идеи", но все же вспомогательное  средство. Создавая природу, или, точнее, превращаясь в природу, "Абсолютная идея" опредмечивает себя, и, тем  самым, отчуждается от своей истинной сущности и предстает в виде конечных чувственных, телесных единичностей.

По Гегелю, Бог создает  природу с той целью, чтобы  из при роды возник человек и вместе с ним человеческий дух. Теперь наступает время "философии духа". Философия духа - это философия культуры. Первой стадией развития человеческого духа является, по Гегелю, субъективный дух. Субъективный дух рассматривается Гегелем на трех уровнях: антропологии, феноменологии и психологии. Антропология раскрывает душу как чувствующую субстанцию, феноменология исследует превращение души в сознание по ступеням: сознание - само сознание - разум, психология показывает теоретические и практические способности духа.

Второй стадией развития человеческого духа является объективный  дух. Объективный дух охватывает у Гегеля сферу социальной жизни  и понимается как сверхиндивидуальная  целостность, возвышающаяся над  отдельными людьми и проявляющаяся  через их различные связи и  отношения. Объективный дух разворачивается  в праве, морали, нравственности, государстве. Высшей формой самореализации Абсолютной идеи является Абсолютный дух. Под Абсолютным духом Гегель разумеет совокупную духовную деятельность человечества на протяжении тысячелетий развития всемирной  истории. Иначе говоря, - это духовная деятельность, сменяющих друг друга  человеческих поколений (к ней Гегель относит искусство, религию и  философию). Таким образом, Абсолютный дух - это та же Абсолютная идея, скрыто работающая в человеческих целях  и делах, в деятельности всех человеческих поколений, это их внутренняя идеальная  сущность, скрытая причина всех деяний и познаний.

В Абсолютном духе осуществляется полное совпадение идеи мышления и  бытия. Мировое развитие, по Гегелю, есть самопостижение, самопознание Абсолютной идеи. Идея познает бытие во всем многообразии его определений. Так  Гегель разрешает поставленную Кантом проблему согласования субъекта и объекта, мышления и бытия.

Богатство гегелевской философии  отнюдь не сводится к ее формальной схеме. Гегелевская "Энциклопедия философских  наук" (работа, охватывающая собой  все разделы системы Гегеля) интересна  не только грандиозностью замысла - рассмотрением  материального, природного и духовного  мира в их саморазвитии, - но и конкретностью  своего содержания, большим собранием  фактического материала, накопленного человеческой культурой к началу 19 века. Гегель занял своё значительное место в истории философии  именно благодаря тому, что он сумел  расположить этот материал в систематической  и логически стройной последовательности, составившей его философскую  систему. Именно после Гегеля принцип  развития - принцип историзма становится одним из самых влиятельных принципов  не только в философии, но и в науке  в целом (напр., в биологии).

Но всё-таки самое ценное философское достижение Гегеля - диалектика, диалектический метод. Гегель открыл и  доказал, что противоречивость разума - не слабость его (как полагал еще  Кант, рассматривая антиномии, противорчивые  идеи разума), а признак мощи, силы. Ибо из противоречий "соткан" весь мир.

5. Философия духа Гегеля

Среди других представителей немецкой классической философии (Канта, Фихте, Шеллинга) Гегель выделяется своим  вниманием к истории. Именно философия  истории и философия культуры являются предметом его "философии  духа". Духовная культура представлена в ней как закономерное развитие и постепенное выявление творческой силы "мирового разума". Воплощаясь в последовательно сменяющих друг друга образах культуры, безличный мировой дух одновременно познает себя как их творца. Духовное развитие индивида воспроизводит стадии самопознания "мирового духа", начиная с акта наименования чувственно-данных вещей и кончая "абсолютным знанием", т.е. знанием тех форм и законов, которые управляют изнутри всем процессом духовного развития - науки, нравственности, религии, искусства. В "Энциклопедии философских наук" (1817), произведении Гегеля, излагающем систему абсолютного идеализма, "Философия духа" является третьей, заключительной частью (после "Логики" и "Философии природы"). В "философии духа" описывается "возвращение" духа из его природного инобытия "к себе". Эта часть философии Гегеля состоит из учения о субъективном, объективном и абсолютном духе.

Информация о работе Лекция по "Философия"