Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:38, курс лекций
В текстах лекций по феноменологии культуры анализируются такие проблемы, как «кризис европейской рациональности», проявившийся к началу ХХ столетия и охвативший естественнонаучные и гуманитарные науки. Родоначальник феноменологической философии Э. Гуссерль (1859-1938) много раз и в во все периоды своей научной деятельности обращался к анализу причин этого кризиса. Он анализировал способы его преодоления. Гуссерль полагал, что мы находимся только на пороге формирования философии как строгой научной дисциплины, и потому вопросы метода исследования, основанного на ясных, последовательных и необходимых принципах, считал самыми важными для будущего развития философии.
Путь
Гуссерля лежит от чисто
Факты подобного
рода (факты как следствия
При
этом следует понимать, что новая
степень феноменологической
Такой
ход исследований кажется
Осуществил
ли сам Гуссерль в полном
объеме намеченную им
Подведем итог. Анализ дескриптивной феноменологической практики неизбежно приводит к обращению к главным темам феноменологии. Особое значение имеют феноменологические процедуры преодоления наивности сознания в естественной установке, уточнение смысла феноменологических редукций, определение оснований особой дескриптивной последовательности и логики анализа явлений. В отличие от гегелевского варианта философского анализа действительности, Гуссерль не испытывал искушения исчерпать предмет изучения, достигнув в исследовании окончательного и полного описания его сущности. Дескрипция – это описание, которое в соответствии с характером своего предмета – жизнью сознания, открывающейся в бесконечных многоообразиях и формах, – принципиально не может быть завершенным. Тем не менее в дескрипции выявляются сущностные основы сознания, его “чистые” трансцендентальные (универсальные, необходимые) структуры. Потому анализ феноменологической дескрипции способствует прояснению природы сознания, а также содействует пониманию особого характера онтологической проблематики, поставленной в феноменологической теории.
На основе дескриптивной практики феноменологи выдвигают главный аргумент в противостоянии всем видам позитивистски ориентированной философии: нет объективных данностей (качеств) мира, вкладываемых в восприятие, в суждение в качестве некоторого чистого природного, вещественного и независимого от сознания первичного материала. Эту мысль, вообще говоря, следует оформить тавтологически: предмет нашего сознания - есть результат нашего сознания, и, соответственно, нет иной реальности, кроме реальности сознания. В феноменологии изживается иллюзия, что самые элементарные акты познания для достижения его «объективности» можно осуществить при нейтрализации самого сознания. Дескриптивная феноменология проявляет еще одно важное качество подлинной философии: всякая действительно серьезная методологическая работа - это философствование, когда не на кого переложить ответственность за каждый осуществляемый шаг и за результат, полученный (или не полученный) в итоге. Все это ни в коем случае не отрицает возможности задавать “частные вопросы”, анализировать конкретную область реальности, определенные конкретные феномены. Философский метод вовсе не предназначен только для отвлеченного теоретизирования, но может и должен быть направлен на достижение реальных исследовательских целей, и в феноменологии ставится такого рода определенная “прикладная” задача: применяя метод феноменологического описания к культурно-историческим памятникам понять, как они (эти феномены) конструируются. Такого рода прикладное задание является, на наш взгляд делом, вполне заслуживающим критического и пристрастного анализа. Феноменология показывает, как переплетаются стремления продвинуться и совершить прорыв в строгой и консервативной описательной теории и, в то же время, остаться в ее пределах. Обращение нефеноменологического материала в феноменологический происходит “по мере феноменологического описания”.
Перечисляя материал, подлежащий заключению в скобки, Гуссерль называет природный мир, индивидуальные предметности, “конституирующиеся благодаря оценивающим и практическим функциям сознания, – всевозможные культурные образования, произведения технических и изящных искусств, наук, эстетические и практические ценности любого вида, а также “реалии” такого рода, как государство, нравственность, право, религия. Все эти предметы редуцированы в той мере, в какой они входят в рассмотрение не как единства значимости, а именно как культурные факты.
Смысл выключения в эйдетической редукции всего трансцендентно-индивиуального состоит в том, что это индивидуальное из региона вещной или событийной индивидуальности переводится в разряд индивидуальных событий потока сознания, проявляющихся в любых текущих отдельных переживаниях уже как имманентные, а не трансцендентные сущности, которые имеют принципиально иную структуру и последовательность описания.
Удалось
ли Гуссерлю хотя бы в одном
произведении последовательно
ЛИТЕРАТУРА.
Лекция 7. Феноменология культуры как конкретная наука.
Феноменология как оригинальное направление философии связана с внутренним развитием дескриптивного метода, выражающемся в упрочении той рефлексивной воли Э. Гуссерля, которая руководила его поистине экспериментальными исследованиями. В чем состоит оригинальность феноменологической философии? Главное, что ее отличает – возможность применить дескриптивный метод как практику описания конкретных феноменов. В этом состоит ее прикладное назначение. Но освоить методику феноменологического описания – очень сложно. Нужно в первую очередь прояснить, что такое феномен, в чем состоит его принципиальное отличие от «объективного предмета», прояснить структуру феномена, а потом уже в соответствии с ней строить феноменологическое описание, или феноменологическую дескрипцию.
Мы будем учиться применять феноменологический метод прежде всего для описания феноменов культуры. Что значит для культурологов использовать философские достижения для описания своих предметов? Вообще все рассуждения о методологической ценности философии важны только в том случае, если мы на деле покажем его применение в понимании какого-либо явления («феномена») культуры. Вопрос о продуктивности метода, как и вопрос о состоятельности какой-либо философской школы имеет значение как прояснение возможности «совместных научных занятий в духе серьезного сотрудничества и нацеленности на объективно значимые результаты». Еще раз сформулируем проблему: как феноменологические исследования содействуют в реконструировании мира культуры в процессе его понимания и философского описания? В феноменологии описываются «феномены», - бесконечно разнообразные предметно-смысловые модификации сознания, или его собственные порождения или произведения предметов и смыслов, причем дескриптивный метод – это описание феноменов как конкретных структур сознания, их порождающей основы. Эта проблема осложняется еще и тем, что явления культуры – это предельно сложные для описания предметы, поскольку они принадлежат к тому классу явлений, которые принято называть «большими событиями в истории мира». Они всегда противоречивы в своих определениях, и поскольку при описании феноменов культуры всегда реализуется принцип бесконечного множества возможных описаний, создается представление, что сама эта множественность разрушает предметную тождественность. Предметы не совпадают в своем содержании, выявление сущностной основы «гасит» феномен, поскольку в нем как в явлении культуры важными оказываются и совпадающие и не совпадающие его содержания. Попробуем обратиться к конкретному примеру и решить проблему описания этого явления, опираясь на феноменологический метод. Как ни в какой иной философской теории, в феноменологии огромное значение имеют примеры, т.е. анализ конкретных случаев, имеющих структуру феномена. Феноменология по своей сути – конкретная описательная наука. Оригинальность феноменологической философии состоит именно в практике работы с примерами. При этом единичные случаи, «феномены», или «экземплификации», не могут быть использованы как способ популяризации отвлеченной теории. Употребление примеров не мотивируется в феноменологии ни потребностью образного усвоения метафизического материала, ни необходимостью его подтверждения (верификации). Другими словами, конкретный феномен (пример), который подвергается философской интерпретации не является в феноменологическом исследовании ни иллюстрацией, ни наглядным доказательством, ни приложением приблизительно подходящего случая к теоретической конструкции. Напротив, если пример привлекается в феноменологическом рассуждении, от него в дальнейшем невозможно освободиться, он врастает в исследование не как его, в общем-то, необязательный балласт, а как его единственно необходимое содержание. В этом смысле примеры не облегчают философское содержание, а вводят в него дополнительную сложность и напряженность. Они включаются в целостную структуру дескриптивного анализа. Обращение к примеру – длительная и сложная, многотрудная феноменологическая процедура. Она не предполагает экономии аналитических ресурсов, а напротив, способствует необходимости задействовать все методологические правила и принципы, чтобы удержать единичный случай в феноменологическом исследовании, описать его - а значит - понять. Потому мы и будем изучать феноменологию в описаниях конкретных культурных феноменов.
Мы определили феномен как предметно-смысловую корреляцию, т.е. как соотнесенность предмета со смыслами, которые приписываются этому предмету, причем, заметим, каждым отдельным сознанием. Обычно критика феноменологии начинается с такого возражения: сознание всегда принадлежит кому-то конкретно, оно замкнуто в себе и на себе, и если уж обращаться к какому-то конкретному примеру, то можно сказать, что этих конкретных «феноменов» такое же множество, как и людей, которым принадлежат их впечатления и знания предметов, они всегда у всех различные, не совпадают по содержанию. Отсюда – множественность описаний, которые относятся к одному и тому же предметному единству. Это чрезвычайно важные и для феноменологии, и вообще для философии проблемы, и тем более следует понять, как феноменологи продвинулись в их решении. Обратимся к конкретному историко-культурному примеру («феномену»), который позволит нам оказаться «на пороге феноменологии», т.е. в средоточии тех проблем, которые стимулировали развитие феноменологической теории. Предметом описания в этой лекции будет ни много ни мало - «Петербург».
Посмотрим, каким его описывали три совершенно несовпадающих в определениях, но, тем не менее, одинаково последовательных и убедительных автора.
Двое из них примерно в одно
и то же время – в середине
19 века – побывали в Петербурге,
и оба воплотили свои
Благодаря своей поездке А.
де Кюстин прославился как
автор одного из самых