Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:38, курс лекций
В текстах лекций по феноменологии культуры анализируются такие проблемы, как «кризис европейской рациональности», проявившийся к началу ХХ столетия и охвативший естественнонаучные и гуманитарные науки. Родоначальник феноменологической философии Э. Гуссерль (1859-1938) много раз и в во все периоды своей научной деятельности обращался к анализу причин этого кризиса. Он анализировал способы его преодоления. Гуссерль полагал, что мы находимся только на пороге формирования философии как строгой научной дисциплины, и потому вопросы метода исследования, основанного на ясных, последовательных и необходимых принципах, считал самыми важными для будущего развития философии.
Когда мы проясняли феноменологическую
функцию примеров, вопрос состоял
не в том, чтобы в отношении одного конкретного случая, одного
предметного описания призвать всю феноменологию,
а в испытании самой возможности для феноменологии быть описывающей
фактологической теорией. Итогом трех
(де Кюстина, Грабаря, Готье) развернутых
описаний Петербурга в естественной установке сознания
не может не стать вопрос о том, действительно
ли одна и та де «реальность» в них отразилась,
и как возможны столь разные «картины»
одного и того же объекта. Вообще проблема
множественности описаний сущего - это
исходная точка феноменологической аналитики.
В качестве телеологического ориентира
перед любым «объективистом», «реалистом»,
«материалистом» маячит образ «реального»
Петербурга, или «Петербург-как-он-есть-на-
Совершая феноменологическую
редукцию, мы разворачиваем аналитику
от исследования «реальных объектов» (т.е. от исследования
«реального Петербурга» или «Петербурга-как-он-есть-на-
Феноменологическая редукция, вообще говоря, имеет значение в двух аспектах. В первом она, как было показано выше, контролирует переход с феноменологии на метабазис, т.е. на почву частных мнений с апелляцией к объективному положению дел. В более узком смысле – феноменологическая редукция дает доступ к трехосновной структуре феномена – 1) к его предмету, 2) к его разнообразным смыслам, и 3) к всем его возможным способам, какими он может предстать в сознании. Рассмотрим каждый элемент этой структуры.
Предмет. Гуссерль определяется предмет как “тождественное”, отделенное от меняющихся переменчивых предикатов”. Он представляет собой нечто, чему мы даем имя. В то же время предмет – это “простое Х”, абстрагированное от всех конкретных качеств. На полюсе идентичной тождественности предмет схватывается в категориальной интуиции, просто как «вот этот предмет» и обладает некоторой неопределенностью («неопределенной тождественностью»). Предмет – это «подразумеваемое как таковое». В данном случае – при всех разноречивых характеристиках - предметом описания является именно Петербург и при всех интерпретациях этого конкретного предмета наших исследований, мы должны быть уверенными, что мы его на каком-то этапе наших рассуждений не утратили. В противном случае, произойдет подмена предмета, и он станет «квазипредметом», «псевдопредметом».
Смысл. При этом, как было сказано, предмету присваиваются все новые и новые смыслы (оригинальный, ампирный, подлинный, вторичный, прекрасный, неприятный и т.д. и т.д.). Смысловая целостность формируется на различных уровнях, - это может быть непрерывность восприятия. Предметы, а не реальные объекты допускаются, наличествуют, присутствуют в сознании, являются его данностями. Всякий предмет связан с положенными в сознании смыслами или совокупностью смыслов. Основой их коррелятивности (соотнесенности, связи предмета и его конкретного смысла) в феноменологии является эйдетическая редукция. Эйдетическая редукция осуществляется посредством различных операций сознания. Самой непосредственной формой интуитивного схватывания сущности является идеация, которая осуществляет понятийную корреляцию, когда, например, тот, кто никогда не видел Петербурга, тем не менее, может рассуждать о нем (в таких, например, формах: «я не знаю Петербург», «я думаю, что Петербург красивый (или некрасивый) город») и т.д.. Идеация – это возможность сознания работать с предметами, так сказать, на поверхности знаний о них. Вообще говоря, принцип идеации относится не к характеристике феноменологического метода, а к способности сознания оперировать сущностями. Сущности, с точки зрения Гуссерля, так же доступны сознанию, как восприятие “вещей мира”. (В представлении о характере идеации Гуссерль расходится с Кантом, который отделял категориальные формы от интуитивных. Интуитивные данности, согласно кантовской трансцендентальной теории, связываются посредством схематизма воображения, который первичен по отношению к схематизму трансцендентальной дедукции, связывающей категории.) Согласно Гуссерлю, в категориальной интуиции сознание “схватывает” содержание, которое принадлежит разным - внутренней и внешней - способностям сознания. Но поскольку “феноменологический результат” достигается тогда, когда догадки подтверждаются “действительным созерцанием сущностных взаимосвязей”, постольку идеация является только основой ложного процесса понимания, который постепенно выявляется в структурах ноэматического описания, целиком лежащего в пределах феноменологического анализа сущности. Ноэматический коррелят определяет основные цели дескрипции (феноменологического описания): “в отрезке феноменологической длительности - зафиксировать все целое конкретное сознание вещи”. Феноменологическая дескрипция на стадии эйдетического анализа является таким описанием предмета, в котором он характеризуется как коррелят множества взаимосвязей сознания в процессе “совершенно определенного сущностного наполнения”. Это и есть форма феноменологической конкретности, которая дается “в постоянной сопряженности со всеми регионами бытия и со всеми ступенями всеобщности вплоть до бытийных конкреций”.
Модификации сознания. Мы можем реализовать предмет в сознании разными способами – «по мере восприятия», «по мере воображения», «по мере понимания». И это будут по-разному организованные явления (феномены Петербурга). Но стоит отметить, что, строго говоря и последовательно мысля, Петербург – это абсолютно идеальная сущность, и воспринимать (видеть) такой предмет как Петербург невозможно, его можно только мыслить. Потому формы сознания, которые конституируют (буквально – учреждают сознанием) такого рода предметы, имеют не непосредственный, т.е. данный в восприятии, а репрезентативный (представленный в сознании) характер. И существование таких предметов возможно благодаря особой модификации сознания (особому способу его деятельности), тому, что Гуссерль называл «воображением», или «фантазией».
Подведем итог. Петербург
– это предмет, производный от
деятельности сознания как такового,
он относится и к «
Итак, посредством принципа феноменологической редукции определяется своеобразная тематизация реального в феноменологии: “реальное” включено в структуру дескрипции не как предданная сознанию и независимая от него его основа, но как коррелятивная – смысловая его ось. Другими словами, реальное – это один из возможных смыслов, который присваивается сознанием предмету, точнее сказать, вменяется ему как “смысл реального”. В феноменологии такие понятия как “вещь”, “трансцендентное”, “множественное”, “внешнее”, “реальное” должны использоваться весьма осмотрительно. В свете феноменологической редукции коррелятом «Петербурга» является не реальный объект, с которым бы мы его сравнивали. Не стоит искать некоторый «реальный» предмет, не затронутый и не затемненный сознанием. В феноменологии сознание является вообще единственным источником света, и невозможно, или, как говорит Гуссерль, «противосмысленно» искать что-то вне этого источника. Сознание не противопоставлено «реальному объекту», а является единственно возможной порождающей его основой. Вот так.
Тождественное (идентичное) содержание невозможно представить без обращения к аналитике тех структур сознания, в которых конституируется предметная определенность. Она может осуществляться “по мере восприятия”, “по мере воспоминания”, “ясно-наглядно”, “по мере мысли”, как “данное”, и еще как-то в необозримой множественности всех возможных способов явления, какими содержание производится сознанием. Это третий элемент структуры феномена- модификации сознания.
Работа
сознания осуществляется в
Что
же можно включить в феноменоло
Вспомним,
что такой ход исследований
кажется Гуссерлю чрезвычайно
плодотворным, ведущим к тотальному
прояснению различных
Удалось ли Гуссерлю
Осуществил ли
сам Гуссерль в полном объеме
намеченную им