Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:38, курс лекций
В текстах лекций по феноменологии культуры анализируются такие проблемы, как «кризис европейской рациональности», проявившийся к началу ХХ столетия и охвативший естественнонаучные и гуманитарные науки. Родоначальник феноменологической философии Э. Гуссерль (1859-1938) много раз и в во все периоды своей научной деятельности обращался к анализу причин этого кризиса. Он анализировал способы его преодоления. Гуссерль полагал, что мы находимся только на пороге формирования философии как строгой научной дисциплины, и потому вопросы метода исследования, основанного на ясных, последовательных и необходимых принципах, считал самыми важными для будущего развития философии.
13 Там же. С. 69.
14 Гуссерль Э. Логические исследования. С. 278–279.
15 Уитроу Дж. Естественная философия времени. М.: Едиториал УРСС, 2003 . С.94
16 Там же. С.94-95
17 Гуссерль.Э. Феноменология внутреннего сознания времени. С. 67.
18 Гуссерль.Э. Феноменология внутреннего сознания времени. С. 45.
Что в этом случае сказал бы историк культуры? Что это первое ампирное сооружение в Петербурге. Оно было воздвигнуто по проекту Андрея Воронихина с 1801 по 1811 гг. Архитектор решал сверхсложную градостроительную задачу, оформляя не только красивейший участок Невского проспекта на пересечении его с Екатерининским каналом, но и прилегающие улицы и площади. Канал плавно изгибается в этом месте города, не случайно поначалу протоки, входящие в состав канала, назывались Кривушами. Поскольку главный вход в христианский храм должен располагаться с западной стороны, то задача архитектора осложнялась еще и тем, что на Невский проспект выходила не абсидная, восточная, и не западная, портальная части, а северная, с боковым фасадом, к которому архитектор пристраивает великолепную колоннаду с четырьмя рядами канелированных колонн коринфского ордера. Концы величественной и очень красивого рисунка колоннады завершены мощными порталами. В плане собор имеет форму креста, над средокрестием возвышается купол на высоком барабане с расположенными между окон колоннами. Трудно передать все богатство пластических впечатлений от этого собора, поскольку оно строится на контрастах мощи, силы классического ордерного сооружения и особой мягкости в лепке архитектурных форм. И хотя А. Воронихин воплотил далеко не все, что намечал (в частности, ему не удалось построить симметричную северной южную колоннаду собора, не были оформлены северная и западная площади в соответствии с планами Воронихина), и в замысле, и в воплощении Казанский собор все-таки - это настоящее ампирное сооружение. Все эти характристики, еще раз повторяем, обычные для историко-культурного анализа для феноменологической теории не имеют никакого смысла на первом этапе дескриптивной аналитики. Они все должны быть подвергнуты редукции, согласно правилу редукции, или эпохе. Почему? Да потому что, когда мы что-либо видим – конкретный архитектурный объект, на нем самом нет никаких признаков стиля, эстетических качеств и т.д. Все это = всю эту смысловую нагруженность - мы привносим в него, наделяя всевозможными смыслами. Предмет ни красив ни некрасив, сам по себе. И более того, к этому самому-по себе-предмету у нас нет никакого дочступа. Получается парадокс – мы не можем увидеть Казанский собор вне этих привнесенных сознанием качеств, даже то, что мы его «просто видим» - это фиксированный нашим сознанием модус его восприятия.
Гуссерль ищет фундаментальные, лежащие в основе структуры сознания, без которых не может осуществиться ни одна, даже самая элементарная работа сознания. Итак, без сознания – нет предмета. А в самом сознании нам следует, отвлекаясь от бесконечно разнообразных структур и форм сознания найти его базовые сущностные необходимые, или на феноменологическом языке – аподиктические и априорные структуры. И Гуссерль такие находит в непосредственном восприятии его основы – темпоральные, т.е. временные, синтезы сознания.
20 Там же. С. 56.
21 Гуссерль Э. Идеи… С. 95.
22 Штрекер Э. Гуссерлевская идея феноменологии как обосновывающей теории науки. С. 382.
23 У А. Бергсона в работе «Материя и память» можно встретить подобное рассуждение:»ваше восприятие, каким бы мгновенным оно ни было, состоит из неисчислимого множества восстановленных памятью элементов, и, по правде говоря, всякое восприятие есть уже воспоминание. На практике мы воспринимаем только прошлое, а чисто настоящее есть просто неуловимая грань в развитии прошлого, въедающегося в будущее». Собр. соч., т.3,СПб., 1909, стр. 149+
24 Там же. С. 60.
25 Идентификационная деятельность имеет двойной смысл: в идентификации проявляется как тождественность предмета, так и целостность самого сознания, в котором ведется работа по упорядочиванию структур временного порядка, – различения бывшего настоящего; настоящего, обладающего актуальным Теперь; настоящего, продолженного в будущем и т.д.
26 Гуссерль.Э. Там же. С. 36.
27 Гуссерль.Э. Феноменология внутреннего сознания времени. С. 58–59.
28 Там же. С. 58–59.
29 Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени. С. 85.
30 Там же. С. 92.
31 Гуссерль Э. Идеи… С. 92.
32 Гуссерль Э. Идеи… С. 92.
33 Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени. С. 36.
34 Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени. С. 131.
35 Гуссерль Э. Картезианские размышления. С. 256.
36 Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени. С. 77.
37 Имманентные предметы - это такие предметы, источником которых является не восприятие, а потому сознание как источник предметной деятельности очевиден даже для здравого смысла, что становится явным, когда мы ищем и не находим некоторым предметам адекватных объектов в реальности
38 Трансцендентые предметы – это такие, источником которых является восприятие, или внешний опыт сознания.
39 Гуссерль Э. Идеи к чистой … С. 169.
40 Гуссерль Э. Идеи… С. 63.
41 Mohanty J.N. Intentionality and noema// The Journal of Philosophy, 1981, Vol. 78, № 11, P. 729.
42 Слинин Я.А. Очерки феноменологической философии. СПб., 1997. С. 80.
43 См.: Я А. Слинин. Трансцендентальный субъект. Феноменологическое исследование. СПб., 2001. С.211
44 Х.-Л.Борхес. Проза разных лет. М:.Радуга, 1989. С. 93–98.
45 Как акт схватывания какого-либо предметного единства и удержания его в "гилетическом поле" спонтанного интереса, внимание является пассивным, внимание служит основой идентифицирующей деятельности, но, как артикулированный интерес, оно входит в структуру представления, т.е. уже является "наполненным" актом воображения.
Таким образом, очевидно,
что, вычитая воображение из структуры
восприятия и тем самым существенным
образом меняя смысл
46 Гуссерль Э. Идеи… С. 268.
47 Гуссерль Э. Начало геометрии. М., 1996. С. 222.
48 Там же.
49 Гуссерль Э. Идеи… С. 54.
50 Гуссерль Э. Начало геометрии. С. 220.
51 Там же. С. 222–223.
52 Гуссерль Э. Идеи… С. 186.
53 Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии. Т. 1. Общее введение в чистую феноменологию. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. С.46.
54 Там же. С. 215.
55 Там же. С. 193.
56 Там же. С. 215
57 Там же. С.206.
58 Например, такой предмет как Петербург, – можно или нельзя воспринимать его (скажем, увидеть), или он является абсолютно имманентной структурой и коррелируется не «по мере восприятия», а по «мере понимания». Тогда «Петербург» и «Петербург глазами иностранцев», - это разные предметы? Они могут совпадать и не совпадать по смысловым коррелятам, поскольку являются «фактами культуры», индивидуального мнения. Но они имеют общую ноэматическую основу, которая становится очевидной «по мере эйдетического наполнения» предмета в феноменологически ориентированной науке.
59 Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. С. 215.
60 Там же. С.69.
61 Там же. С.40.
62 Там же. С.192.
63 Там же. С.193.
64 Гуссерль Э. Метод прояснения // Современная философия науки. М.: Логос, 1996. С.365
65 А. де Кюстин. Россия в 1839 году // Россия первой половины XIX века глазами иностранцев. Л. : Лениздат, 1991. - С. 660
66 Там же. С. 423
67 Там же. С. 477
68 Там же. С. 482
69 Там же. С. 497
70 Там же. - С.449
71 Тынянов Ю. Кюхля. М.: Изд-во Художественная литература, 1981.- С.229
72 А. де Кюстин. Россия в 1839 году // Россия первой половины XIX века глазами иностранцев. С. 543
73 Готье Т. Путешествие в Россию. М. 1988. С.191-192
74 Грабарь И. Петербургская архитектура в 18 и 19 веках. СПб., Лениздат, 1994. С.362-363.
75 Там же. С.362
76 Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга 1. Общее введение в чистую феноменологию М., 1999. С.285.
77 Платон. Соч. В 3-х т. Т.2. М., 1970. С.260.
78 Там же. С 254.
79 Там же. С.251.
80 Там же. С.289.
81 Там же. С.266.
82 Творения Платона (В 2 т.). Т.1. С.251.
83 Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси, 1984. – С.12.
84 Платон. Соч. В 3-х т. Т.2. М., 1970. С.245.
85 Полное собрание творений Платона в 15 т.Т.5. Пб., 1922. С.10
86 Платон. Соч. В 3-х т.Т.2. М., 1970. - С.237.
87 Творения Платона (В 2 т.) Т.2. М., 1899. С.174.
88 Полное собрание творений Платона в 15 т.Т.5. Пб., 1922. С.125.
89 Творения Платона (В 2 т.). Т.2. М., 1899. С.181.
90 Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. С.20.
91 Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. СПб., 1913. С.24
92 Там же. С.62.
93 Полное собрание творений Платона в 15 т.Т.5. Пб., 1922. С.148.
94 Маковельский А. Досократики. Ч.2. – Казань, 1915. С.21.
95 Там же . С.1.
96 Там же.
97 Мандес М. Элеаты. Одесса, 1911. С.109.
98 Полное собрание творений Платона в 15 т.Т.4. Пб., 1922. С.48.
99 Там же. С.2.1
100 Там же. С.22.
101 Творения Платона в 2 т.- Т.1.- С.21.
102 Платон. Соч. В 3-х т. Т.1. М., 1970. С.378.
103 Творения Платона (В 2 т.). Т.1. М., 1899. С.23.
104 Сочинения Платона, переведенные с греческого и объясненные проф. Карповым. Изд. 2-е, испр. и доп. (В 6 ч.) – Ч.1. – СПб., 1863- С.376.
105 Там же. С. 366.
106 Творения Платона (В 2 т.). Т.1. М., 1899. С.206.
107 Там же. С.207.
108 Платон. Соч. В 3-х т. Т.3. Ч.2. М.,1972. С.299.
109 Творения Платона (В 2 т.). Т.2. С.218.
110 Там же. Т.1. С.207.
111 Там же.
112 Творения Платона (В 2 т.). Т.2. С.350.
113 Там же.
114 Платон. Соч. В 3-х т. Т.1. С.292.
115 Там же. С.315.
116 Там же. Т.2. С.321.
117 Там же. С.350.
118 Платон. Соч. В 3-х т. Т.2. С.365.
119 Цит. По: Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Историко-философский ежегодник, 86 – С.267.