Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 11:38, шпаргалка

Краткое описание

Предмет философии науки. Концептуальная модель философии науки
Наука в культуре современной цивилизации
Границы науки. Наука и философия. Наука и религия. Наука и искусство
Наука и вненаучные формы познания. Наука и антинаука, лженаука, псевдонаука

Вложенные файлы: 1 файл

filosofiq_nauki.doc

— 290.50 Кб (Скачать файл)

 

13. Формализация, идеализация,  моделирование, математизация - методы  теоретического уровня науки

Формализация — совокупность познавательных операций, обеспечивающих отвлечение от значения понятий теории с целью исследования ее логического строения или для эффективного получения логически выводимых результатов. Применяется как подход научного познания с использованием специальной символики для отвлечения реальных объектов от содержания, описывающих их теорий, позволяет оперировать множеством символов, знаков, формул.

Важнейшим методом теоретического познания в науке является идеализация. Впервые этот метод был рассмотрен австрийским историком науки Э. Махом.

Теоретические объекты  — понятия, описывающие особенности поведения идеализированной модели (обладают свойствами идеальных О-ов — теоретических конструктов). В отличие от обычного абстрагирования, идеализация делает упор не на операции отвлечения, а на механизме пополнения. Идеализация начинается с процесса практического или мысленного экспериментирования с самой вещью, осуществляемого в соответствии с «природой вещей». Геометрические свойства шара не будут меняться от того, будет ли он сделан из меди, глины, дерена, резины и т.д. Вот эта реально обнаруживаемая инвариантность, геометрических свойств различных вещей при переходе от предмета с данным качественным составом к предметам другого качественного состава и является объективной основой процесса идеализации.

Моделирование —  аналогия процесса. Это изучение оригинала, базирующееся на соответствии изучении свойств, замещающей его модели.

Виды моделирования: 1. Идеальное. 2. Физическое. 3. Знаковое, символическое.

Кроме эмпирического и теоретического есть смешанное моделирование: анализ, сравнение, дедукция, индукция. Существуют так же общенаучые методы: синергетический  подход, системый, исторический, философский  метод (диалектика).

Создание формализованных описаний не только имеет собственно познавательную ценность, но является условием для использования на теоретическом уровне математического моделирования. Широкое применение математическое моделирование получило в конце 40-х годов XX века, как теоретический метод исследования количественных закономерностей процессов, изучаемых не только отдельными науками, но и такими междисциплинарными направлениями, как кибернетика, исследование операций, теория систем, когнитивные науки.

Математическая модель, представляющая собой знаковую структуру, имеет дело с абстрактными объектами — математическими величинами, понятиями, отношениями, которые допускают различные интерпретации.

Соответственно, одна и та же модель может применяться в различных  науках. Значение математической модели при разработке теории определяется тем, что она, отображая определенные свойства и отношения оригинала, замещает его в определенном плане и дает новую, более глубокую и полную информацию об оригинале.

Торжеством взаимодействия науки  и физики стала формулировка Ньютона законов механики и открытие им закона: Всемирного тяготения. Механика получила статус теоретической дисциплины после введения согласованной системы математических понятий (система отсчета, материальная точка, сила , скорость , ускорение и т. Д. )

Методологические принципы-регулятивы научного исследования, принципы: 1. проверяемости, 2. опровергаемости, 3. наблюдаемости, 4. простоты 5. соответствия, 6. инвариантности, 7. согласованности, 8. системности.

14. Понятие НКМ и  научной парадигмы.

КМ — это обобщенный образ  мира, составляющая мировоззрения, ментальная карта, с которой человек сверяет  свои поступки и ориентируется среди  людей и вещей. Научная картина мира — специфическая форма систематизации научного знания, задающая видение науки соответственно этапу ее функционирования. КМ связующее звено между научной и философской рефлексией. В развитии современных научных дисциплин особую роль играют обобщённые схемы – образы предмета исследования, посредством которых фиксируются основные системные характеристики изучаемой реальности. Эти образы часто именуют специальными картинами мира.

Обобщённая характеристика предмета исследования вводится в картине  реальности посредством представлений: 1) о фундаментальных объектах, из которых полагаются построенными все другие объекты, изучаемые соответствующей наукой; 2) о типологии изучаемых объектов; 3) об общих закономерностях их взаимодействия; 4) о пространственно-временной структуре реальности. Все эти представления могут быть описаны в системе онтологических принципов, посредством которых эксплицируется картина исследуемой реальности и которые выступают как основание научных теорий соответствующей дисциплины.

Связь картины мира с ситуациями реального опыта особенно отчётливо  проявляется тогда, когда наука начинает изучать объекты, для которых ещё не создано теории и которые исследуются эмпирическими методами. Одной из типичных ситуаций может служить роль электродинамической картины мира в экспериментальном изучении катодных лучей.

Кроме непосредственной связи с опытом картина мира имеет с ним опосредованные связи через основания теорий, которые образуют теоретические схемы и сформулированные относительно них законы.

Картину мира можно рассматривать  в качестве некоторой теоретической  модели исследуемой реальности. Но это особая модель, отличная от моделей, лежащих в основании конкретных теорий.

Во-первых, они различаются по степени  общности. Во-вторых, специальную картину  мира можно отличить от теоретических  схем, анализируя образующие их абстракции (идеальные объекты).

Смена НКМ — научная революция. Одним из этапов научной революции  является смена научной парадигмы.

Научная парадигма — совокупность наиболее общих идей, признающих некую истиность и разделяемую научным сообществом. По Куну развитие науки не возможно объяснить с помощью рационально-логических понятий. Важнейшая черта — наличае догматических элементов. При переходе к единой парадигме для клеточки научного организма — научного сообщества главное это правильный выбор роли научной парадигмы в рамках научной эволюции. Эта задача лежит в рамках социально-психологической сферы.

Сегодня наряду с существующей механистической  картиной мира формируется холистическое  мировидение. Ядром холистического мировидения является синергетическая  парадигма. В ней науки не разделяются дисциплинарно. Объекты новой постнеклассической науки - «человекомерные», это такие объекты, как биосфера, ноосфера, экологическая среда. Для познания объектов нового типа требуется иной субъект познавательной деятельности, иной тип мышления и иная теория восприятия. События в таком мире связаны не только линейной причинной цепью, как при механистическом взгляде на мир, когда мир, как машина, состоит из кусков вещества вроде бильярдных шаров, взаимодействующих лишь посредством контакта, но и более сложным образом.

 

15. Философское основание  науки. Идеалы нормы научного  познания.

Философские основания науки и  являются тем посредствующим звеном, которое связывает философское  и конкретно-научное знание. Эти  основания не являются «личной собственностью» ни науки, ни философии. Они представляют собой граничное знание и могут быть с равным правом отнесены к ведомству как философии, так и науки.

Онтологические основания — принятые в той или иной науке общие взгляды о картине мира, типах материальных систем, характере их детерминации, формах движения материи, общих законах функционирования и развития материальных объектов и т. д. Гносеологические основания науки суть принимаемые в рамках определенной науки положения о характере процесса научного познания, соотношении чувственного и рационального, теории и опыта, статусе теоретических понятий и т. д. Логические основания науки — принятые в науке правила абстагирования, образования исходных и производных понятий и утверждений, правила вывода и т. д. Методологические основания науки представляют собой принимаемые в рамках той или иной науки положения о методах открытия и получения истинного знания, способах доказательства и обоснования отдельных компонент в теории и теорий в целом и т. д. Наконец, ценностные, или аксиологические, основания науки представляют собой принятые утверждения о практической и теоретической значимости науки в целом или отдельных наук в системе духовной и материальной культуры, о целях науки, о научном прогрессе, его связи с общественным прогрессом, об этических и гуманистических аспектах науки и т. д.

Как и всякая деятельность, научное  познание регулируется определёнными идеалами и нормативами , в которых выражены представления о целях научной деятельности и способах их достижения. Среди идеалов и норм науки могут быть выявлены: а) собственно познавательные установки, которые регулируют процесс воспроизведения объекта в различных формах научного знания; б) социальные нормативы, которые фиксируют роль науки и её ценность для общественной жизни.

Познавательные идеалы науки имеют  достаточно сложную организацию. В  их системе можно выделить следующие  основные формы: 1) идеалы и нормы  объяснения и описания, 2) доказательности  и обоснованности знания, 3) построения и организации знаний. В совокупности они образуют своеобразную схему метода исследовательской деятельности, обеспечивающую освоение объектов определённого типа.

На разных этапах своего исторического  развития наука создаёт разные типы таких схем метода, представленных системой идеалов и норм исследования. Сравнивая их, можно выделить как общие, инвариантные, так и особенные черты в содержании познавательных идеалов и норм.

Специфика исследуемых объектов непременно сказывается на характере идеалов  и норм научного познания, и каждый новый тип системной организации объектов, вовлекаемый в орбиту исследовательской деятельности, как правило, требует трансформации идеалов и норм научной дисциплины.

Определяя общую схему метода деятельности, идеалы и нормы регулируют построение различных типов теорий, осуществление наблюдений и формирование эмпирических фактов. Они как бы вплавляются, впечатываются во все эти процессы исследовательской деятельности.

Вместе с тем историческая изменчивость идеалов и норм, необходимость  вырабатывать новые регулятивы исследования порождает потребность в их осмыслении и рациональной экспликации. Результатом такой рефлексии над нормативными структурами и идеалами науки выступают методологические принципы, в системе которых описываются идеалы и нормы исследования.

 

 

16. Кумулятивная модель  науки. Критерии научности.

В западноевропейской культуре наука  является не просто одной из форм общественного  сознания наряду с религией, искусством, философией, но ядром культуры. Она  – фактор всех факторов современной цивилизации.

Наука является, прежде всего, системой знаний и может быть рассмотрена  в разных средах под разными углами зрения. В своих измерениях наука  представляется и как определённый тип деятельности и как теория и как социальный институт и как  метод. Одна из первых моделей науки – кумулятивная модель – характеризовала науку как накопление, как совокупность твёрдо установленных и доказанных истин, как склад абсолютных истин. История науки виделась как непрерывный рост знаний, причём точных знаний.

В рамках деятельностного подхода акцент переносится на вид познавательной деятельности, характеризующей науку. Это может быть наблюдение, измерение эксперимент (в науке нового времени) или созерцание (в системе античности). Анализируя структуру науки, её функции, выделяют основную единицу научного знания. В позитивистской философии – это теория. Историки науки предлагали в качестве структурной единицы рассматривать научное понятие (Тулмин), исследовательскую программу (Лакатос), парадигму (Кун).

Критерии научности — это признаки, наличие или отсутствие которых позволит вынести суждение о принадлежности каких-либо феноменов к научным.

1. Научность и истинность. В качестве  исключительного специфического  критерия научного знания выделяется  его истинность. Однако полностью ненаучные операции могут случайно привести к истинным высказываниям. Т.О. истинность – недостаточный признак научности.

2. Проблемность. Конкретное, реальное  научное исследование представляет  собой не поиск абстрактных  истин, а совокупность попыток решения определенных проблем. Научным поэтому можно считать такое сообщество, в котором фиксируется проблемная ситуация, отображается нечто неизвестное и ставится задача превратить его в известие. Это требование более всего характерно для науки, но опять не является достаточным.

3. Предметность. Каждая наука решает  не все проблемы, а только определенного  рода. Еще Аристотель говорил,  что если нет познаваемого, то  нет и знания.

4. Обоснованность. Наука и научная  мысль не терпит голословности.  Научным любое утверждение становится только тогда, когда оно обоснованно.

5. Интерсубъективная проверяемость.  Для науки характерно то, что  ее аргументы открыты для классической  проверки любым субъектом, т.е.  научные аргументы интерсубъективно  проверяемы. Если никто, кроме ученого, проведшего исследование, не может воспроизвести полученный результат при тождественных исходных условиях, то этот результат не может быть признан научным.

6. Системность. Этот критерий  представляется естественным, объединяющим  и важным для характеристики научности требований. В целях обоснования решения проблемы, знания организуются в определенную систему по логике изображаемого знанием предмета. Т.О. все эти критерии нужно включить в число минимальных критериев научности, они являются (все вместе) существенным характеристиками научного знания, необходимым признаком научности.

 

 

            1. Основные черты классической науки

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"