Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 17:33, шпаргалка
1. Философия как наука
Предмет философии
Философия – древнейшая система знаний: 8 век до н.э. в древней Индии в форме мировоззрения, с 6-3 века до н.э. в Древней Греции превращается в науку, а в XX веке – самая сложная теоретическая наука, ибо объединяет в себе признаки двух разнородных систем знаний: мировоззрения и науки. Они противоположны по таким основаниям:
а) наука стремится к однозначности, а мировоззрение многозначно, ситуативно и исторично.
б) наука вне идеологии, а мировоззрение непосредственно связано с ней и политикой.
Б. Вариант самозарождения жизни.
В. Вариант стационарного состояния жизни – жизнь существовала всегда и всегда будет существовать.
Г. Вариант панспермии – занесения жизни на Землю из космоса.
Д. Вариант самозарождения жизни из неорганического вещества:
а) Генобиоз – жизнь зародилась из молекулы с первичным генетическим кодом (Холгейн, Мейнен),
б) Голобиоз – из первичной клеточной структуры – белкового протобионта (Опарин, Геккер).
Эволюция жизни началась 3,5-4,5 млрд. лет назад. Доказано, что первые многоклеточные появились 4 млрд. лет назад, рыбы – 480 млн., рептилии – 225 млн., млекопитающие – 150 млн., приматы – 70 млн., первый обезьяночеловек – 5 млн. лет назад. Выход жизни на сушу – 400 млн. лет назад.
23. Аксиологические проблемы понимания жизни и медицина.
Аксиология жизни – это исследование проблемы жизни как явления, которое оценивается по различным социокультурным, индивидуальным, эстетическим, моральным, религиозным критериям.
Наиболее важны (т.е. проблемны для всех людей) вопросы смысла жизни и бессмертия. Проблемы ценности жизни всегда связаны с человеком.
Аксиология жизни – вопрос о смысле жизни и о бессмертии, потому что в ценностных рассуждениях о жизни человек имеет в виду собственные интересы по поводу снижения физических вопросов, о счастливой жизни, т.е. существовании, которое приносит личное удовлетворение, а самое главное – преодолеть свою смертность, которая неизбежна для любого животного.
Смерть – естественное или насильственное прекращение существования живого.
Существует развитая философская, эстетическая, религиозная, моральная и правовая традиции, в которых жизнь предстает в ее единичности, неповторимости и как высшая ценность бытия.
Сложились такие трактовки смысла бытия:
1. Религиозный смысл жизни: понимание целей, задач и норм существования индивида с точки зрения подчинения жизненных процессов воле сверхъестественного существа (сил) – бог или боги с их окружением. Эта традиция основана на вере и полезна для человечества, потому что создает иллюзию будущего улучшения ситуации в условиях сложных жизненных проблем.
2. Социальный смысл жизни: понимание целей, задач и оптимальности существования человека с точки зрения соответствия потребностям государства, этноса, общества в целом. Этот смысл навязывается человеку обществом, в котором человек проживает.
3. Нравственный смысл жизни: понимание целей, задач и оптимальности существования человека с точки зрения соответствия идеалам гуманности, справедливости и добра. Этот смысл жизни самый распространенный, т.к. понимание добра у людей и народов разное.
Существует 4 вида нравственного смысла Ж.:
а) Альтруистический вариант: понимание целей и задач индивидуального существования с точки зрения пользы, бескорыстия, помощи другим людям. Не имеют корыстных побуждений, т.е. ущемляют собственные интересы. Религиозность необязательна. Причем, в религии бескорыстие вообще очень редко: чел просит у бога то, чего не имеет, в обмен на поклонение ему – заключает сделку с богом.
б) Утилитаристический вариант: понимание целей, задач индивидуального существования с точки зрения полезности в любой ее форме (личной, общественной, государственной, социально-классовой). Нравственным считается все, что приносит пользу для личности, гражданина, государства.
в) Гедонистический вариант: понимание целей, задач индивидуального существования в получении удовольствия (наслаждения) от происходящего. Удовольствие бывает чувственным, интеллектуальным и смешанным.
г) Перфекционистский вариант: понимание целей, задач индивидуального существования с точки зрения постоянного стремления к абсолютному совершенству (напр., социальному совершенству).
Бессмертие – это идея о возможности преодоления пространственно-временной ограниченности, смертности и забвения человека. Эта проблема абсолютна во всех философских учениях и существуют такие трактовки бессмертия:
1. Реинкарнация – идея о том, что бессмертие достигается перевоплощением всех живых существ Земли в новое состояние в зависимости от правильности поведения в данное физическое время. Эта трактовка – мистическая, должна приниматься на веру. Она полезна для поддержания веры в справедливость для реализации человека.
2. Личное бессмертие – идея о возможности душевно-телесного продолжения жизни после смерти физического тела. Поддерживается в монотеистических религиях современности и связывается с соблюдением конфессиональных правил. Реально не подтверждается.
3. Биогенетическое бессмертие – осуществление природно-биологической бесконечности человека через потомство. Генетически код индивида сохраняется в потомстве.
4. Физико-химическое бессмертие – вечное существование субстратных элементов человека в круговороте материи Научно доказано.
5. Социокультурное бессмертие – воздействие жизни и творчества индивида на мышление, поведение и культуру в целом последующих поколений благодаря крупным достижениям в искусстве, науке, политике, экономике.
24. Диалектика: её исторические формы, принципы и функции, значение для медицины.
Диалектика – раздел философии, изучающий сущность, законы, всеобщие состояния развития бытия и его познание.
Диалектика организуется в пределах онтологии и гносеологии.
Исторические формы диалектики:
1. Диалектика возникает в
Гераклит (V в. до н.э.) – создатель объективной диалектики – учение о развитие бытия через борьбу противоположностей. "Линия Гераклита" – это обозначение философских учений, которые применяют идею развития в изучении бытия.
"Линия Демокрита" – обозначение
материализма в истории
В Древней Греции возникла субъективная диалектика – учение об умении, мастерстве ведения дискуссии, спора, в ходе которого формулируется противоположное высказыва-ние и выводится истина. Создатели: софисты, Платон, Сократ.
2. Диалектика средневековой христианской философии (Аквинский, Абеляр, Эриогена) – учение о доказательстве и дискуссиях, в которых применяется логически организованное суждение с альтернативными выводами и суждениями, в ходе обсуждения которых устанавливается истинность религиозных догматов. Это схоластическая диалектика, т.к. отвлекается от реальных проблем культуры и изучает только доказательство знания, которое нельзя критиковать.
3. Диалектика идеалистической немецкой философии (Кант, Шеллинг, Фихте, Гегель). Гегель впервые создал систематически организованную теорию диалектики, но на основе идеалистического принципа – идеи о том, что развивается не бытие, а дух. Т.к. В 19 веке начало развиваться естествознание, то диалектика Гегеля была переосмыслена с учетом реальности.
4. Диалектика философии диалектического материализма – первый систематический вариант реалистической теории развития бытия, а не духа. Но так как диалектический материализм приобрел идеологизированную форму, то идеи диалектики получили новую форму.
5. Научная диалектика – системы диалектики разных авторов, которые разработали учения о развитии применительно к объектам исследования:
ü Диалектика социологии. (О. Конт, Спенсер)
Социология – наука, в которой развитие общества и его систематичность изучается без идеологии и мистики.
ü Диалектика биологии – учения Дарвина, Геккеля, Тимирязева и других.
В ХХ веке возникла перспективная форма диалектики – синергетика – сложные, математически оформленные способы исследования самоорганизации открытых дессипативных нелинейных систем. В науке развита школа Пригожина, Хакина, Самарина-Курдюнова. Все теории самоорганизации нацелены на практический результат (создание искусственного интеллекта, раскрытие структуры гена, моделирование происхождения жизни, создание сложных лазерных установок, др.).
В философии термин "синергетика" обозначает одно из направлений развития научной диалектики применительно к сложным быстроизменяющимся объектам.
Принципы философской синергетики:
1) Принцип хаотики – идея о том, что любой объект есть система неопределенности, хаоса, которую можно организовать, если применить верный метод и установить законы перехода от хаоса к порядку.
2) Принцип бифуркации – идея о том, чт ов развитии объекта есть временные периоды, в которые возможны альтернативные или какие-нибудь другие варианты последующих изменений.
Напр., в августе 1993 г. в СССР существовали возможности: а) совершенствовать социализм и б) переходить к капитализму.
3) Принцип операционального воздействия – знание о том, что в период нестабильности объекта, особенно в период бифуркации, любое внешнее воздействие может стать решающим.
4) Принцип коэволюции – знание о том, что в составе целого могут взаимодействовать элементы с разнонаправленными вариантами изменений, будучи взаимно полезными друг для друга. Напр., хищник-жертва.
Диалектика в современной культуре способствует развитию науки, тем самым – улучшению цивилизованной жизни человека (напр., генетически модифицированные продукты питания, электротехника и др.)
Диалектика как система
Диалектика как система – это единство теоретического знания о развитии и применении этого знания в различных системах культуры и особенно науки.
Диалектика как тип развития состоит из трех основных структурных частей: принципы, законы, категории.
Диалектика как метод познания развития состоит из совокупности методов и приложения знаний о развитии к конкретным объектам. Это основной универсальный способ переработки информации с точки зрения устойчивости, изменчивости и всеобщности взаимосвязей в разнородных состояния бытия.
Этому методу противопоставлен метафизический метод – универсальный философский метод переработки информации с точки зрения учета стабильности, изолированности и непротиворечивого пребывания объекта в своей определенности. На метафизическом методе основаны: физиология, анатомия, ботаника.
Второй уровень – это применение категорий – конкретных методов познания. Категории развития, причины, возможности, действительности, противоречия и др. выступают в конкретном случае научного познания или как способы достижения нового знания, т.е. как методы.
Диалектика как теория – это основное в диалектике как системе знания, потому что теория есть знание о сущности, законах и качествах объекта. Поэтому самое развитое знание о развитии представлено только в философской системе диалектики. Содержание этой системы делится на три указанные части:
1. Принципы – это знание, которое в концентрированном виде содержит информацию, объясняющую основное содержание какой-либо совокупности фактов или системы знания. Все принципы составляют исходное начало объяснения содержания или исходное начало практической деятельности.
Принципы диалектики:
1) Принцип всеобщей связи – это мысль о том, что все виды бытия, разделенные в пространстве и времени, имеют особенные и всеобщие виды зависимостей, обусловленностей. Напр., причинно-следственные, генетические, функциональные, однозначно линейные связи.
2) Принцип противоречивости объектов бытия и процессов – предметное состояние и процессы. Принцип означает, что внутренней причиной существования и изменения во времени любых объектов является взаимодействие разнонаправленных изменений или состояний.
3) Принцип системности: любой объект есть целостность внутренне разделенных предметов и связей между ними.
4) Принцип развития: все без исключения объекты бытия реализуют направленные качественные изменения в многообразии их видов.
Базисные направления развития:
1) Прогресс – необратимое, устойчивое изменение объекта от простого к сложному, от низшего к высшему относительно взаимодействия объектов бытия и установленного критерия
Напр., в неживой природе прогресс есть усложнение структуры объекта (элементарные частицы → нуклиды → атомы → молекулы → жидкости → кристаллы и т.д.)
2) Регресс – необратимые качественные изменения от высшего к низшему, от сложного к простому по выделенному критерию. Напр., человек получает высшее образование, а в старости в результате маразма деградирует.
3) Круговорот, циклическое развитие – такое развитие, при котором изменения объекта не приводят к существенному повышению или понижению достигнутого уровня организации.
2. Законы диалектики – универсальные всеобщие связи объектов системы, которые представлены во всех сферах материального и идеального бытия. Особенно в индивидуальном сознании, общественном сознании.
1) Закон диалектического синтеза (закон отрицания отрицания).
2) Закон взаимного перехода
3) Закон диалектической
3. Категории диалектики – универсальные понятия, в которых выражены устойчивые состояния развивающихся объектов. Особое значение имеют соотносительные категории диалектики – необходимость, случайность, сущность явления, причина, следствие, часть, целое, содержание, форма.
Знание о развитии является средством достижения нового знания, поэтому диалектика предстает как всеобщий метод (методология) науки и реалистической культуры. Главный метод науки и культуры – диалектический.
Диалектический метод – способ обработки информации об объекте, согласно которому в объекте выделяют внутреннюю противоречивость, всеобщую зависимость, отрицание старого с сохранением позитивного в актуальном состоянии объекта.
Диалектический метод – способ познания объекта, его противоречивости, взаимосвязи и изменчивости.
Диалектика как метод противоположна метафизическому методу – способ познания объекта в непротиворечивости, в однозначности, изолированности и устойчивости (статике).
Диалектический и метафизический методы – универсальные философские методы, которые конкретизируются в методиках частных наук (метод спектрального анализа – строго метафизический метод; метод классификации в ботанике и др.).
Функции диалектики