Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 17:33, шпаргалка
1. Философия как наука
Предмет философии
Философия – древнейшая система знаний: 8 век до н.э. в древней Индии в форме мировоззрения, с 6-3 века до н.э. в Древней Греции превращается в науку, а в XX веке – самая сложная теоретическая наука, ибо объединяет в себе признаки двух разнородных систем знаний: мировоззрения и науки. Они противоположны по таким основаниям:
а) наука стремится к однозначности, а мировоззрение многозначно, ситуативно и исторично.
б) наука вне идеологии, а мировоззрение непосредственно связано с ней и политикой.
ü экономические формы организации – банки, из них самый крупный – Банк Святого Духа;
ü политические союзы: женские, молодежные, профессиональные, партии;
ü религиозные общины: самтхи в буддизме, монастыри в исламе и христианстве;
ü типы религиозных объединений – церковь (официальное) или секта (оппозиционное официальному). Секты более всего представлены в рамках протестантизма.
Официальные варианты религий:
а) Мировые:
- буддизм – с 3 в. до н.э.
- христианство – с 1-2 в. до н.э.
- ислам – с 7 в. н.э.
(В 21 веке предполагается создать
мировую религию, без разделения
на указанные три
б) Национальные:
- иудаизм – 7 в. до н.э. (первая монорелигия),
- древнеегипетская религия – сер. 1 в. до н.э. (первая политеистическая религия),
- синтоизм (Япония),
- индуизм (Индия).
Религия полезна для культуры общества, но негативна для развития науки и свободомыслия, что доказано периодом средневековья.
Свободомыслие значимо для общества как реалистичный вариант мировоззрения, благодаря которому развивается наука, техника и материальное производство, а значит и комфортабельность личной жизни человека.
Современное значение религии – нравственное, а не догматическое.
37. Личность и её ценностные ориентации.
40.000 лет назад сформировался
человек в своей видовой
Индивид – единичный представитель рода человеческого или какой-либо группы людей, это человек в единстве его природных и общественных качеств, которые одинаковы у всех остальных людей.
Индивидуальность – человек в единстве его неповторимых природно-общественных качеств. Развитая индивидуальность – всегда выдающееся общественное качество человека (не только исторические личности!).
Личность – человек в единстве его общественных качеств, благодаря которым он выступает носителем сознательной деятельности и ответственности за её результаты перед обществом, государством, близкими, самим собой.
В философии сложилась многофакторная модель личности, в которой учитываются достижения разных наук о человеке.
I. Психологический уровень личности – общественное качество человека, зависящее от темперамента, характера, мотивации, способностей, возраста, которые связаны с внутренним миром человека.
Самый глубокий уровень психологии – "Я" – комплекс, уровень самостоятельности человека (самостоятельный человек не подвержен никаким внешним давлениям).
Но личность только частично представлена внутренним миром. В реальной жизни человек связан с социальной средой.
II. Социологический уровень личности является основным в философском понимании личности.
Основные признаки личности в рамках социологического уровня:
1. Социальная адаптация – способность индивида приспосабливаться к условиям жизни в обществе. Она бывает в 2 формах:
ü в активной форме: "приспосабливаясь", человек изменяет других;
ü в пассивной: приспосабливаясь, человек полностью соответствует условиям среды
ü в многомерной форме: приспособление динамичное, но положительность оценки сохраняются несмотря на любые условия.
2. Социальный контроль – регулирование социальной средой поведения личности и управление личностью – социальной средой (для выгоды руководителей).
Формы социального контроля определяются типом государства (демократическое или тоталитарное), формой собственности в нем. Социальный контроль создает проблему свободы личности. Существует пять правил решения этой проблемы:
1) Свобода одной личности
2) Свобода не должна
3) Свобода неотделима от ответственности;
4) Свобода есть право выбора
формы поведения в данной
5) Свобода должна
3. Выполнение человеком социальной роли – реализация строго установленных применительно к данной среде норм и правил поведения, общения, мышления. Эта социальная роль зависит от социального статуса человека – положения в обществе к данному времени.
Статусы: половозрелый (естественный), профессионально-должностной, приобретенный (положение в обществе, получаемое по наследству или независимо от усилий человека).
Правила реализации социальной роли:
1) Состояние эмоциональности (minimus, maximus, optimus).
2) Масштаб распространения
3) Формализация – исполнение
по строго фиксированным
4) Способ получения.
5) Мотивация, причины реализации.
4. Социализация – процесс усвоения индивидом норм и правил окружающей его социальной среды. Социализация – индивидуальное воспроизведение культуры общества. Без нее личность невозможна.
III. Сущностный уровень личности – устанавливается в рамках философии. Включает следующие признаки:
1. Личность – мера цельности, гармонии, совершенства человека.
2. Личность – индивидуальное
системное единство общественны
3. Личность – система потенциалов (возможностей), которые безграничны для человека. К ним относятся:
1) Творческий потенциал личности.
2) Аксиологический потенциал
3) Познавательный потенциал
4) Художественно-эстетический
5) Коммуникативный потенциал личности – возможность к оптимальному общению.
6) Предметный потенциал –
4. Деятельностная сущность
Деятельность имеет сложное содержание:
1. Субъект деятельности – носитель целенаправленной активности или пассивности, тех изменений, которые организовывает человек в конкретный пространственно-временной период жизни.
2. Цель – тот результат деятельности, который человек формулирует с определенной степенью четкости. Человек, у которого не определены цели, действует стихийно и выполняет цели других людей, либо реализует биологическую программу своей жизни. Чем более рационально развита цель, тем более эффективна деятельность.
3. Средства – предметные, энергетические, материальные, идеальные, знаковые – используются субъектом для реализации цели
4. Объект деятельности – конкретный фрагмент, часть бытия, который преобразовывается материально, идеально, знаково.
5. Результат – целенаправленное, организованное воздействие субъекта на объект. Это основа деятельности. Потому что положительное либо отрицательное действие становится основой для новой деятельности или прекращает эту деятельность.
6. Связи, в т.ч. законы – повторяющиеся или актуальные зависимости между субъектом, целями, результатом и объектом.
Деятельность – сущностная основа личности, потому что:
1) Чтобы стать личностью, нужно
проявить активность и
2) Развитие личности не
Чем более демократично общество, тем более преобладающей становится деятельность личности. В тоталитарном обществе за человека многое выполняется государством (напр., соцобеспечение, уравниловка, высокий уровень физического труда, который в техногенном обществе вторичен и не способствует интеллектуальному и профессиональному развитию человека).
Ценностные ориентации – это совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Ценностные ориентации образуют некий базис сознания и поведения личности и непосредственно влияют на ее развитие. При этом в соответствии с конкретной индивидуальной иерархией ценностей наблюдается относительный характер ценностных ориентаций. Это критерий норм и правил поведения личности, по мере усвоения которых происходит ее социализация.
Ценность – это понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение (значимость) явлений и фактов действительности.
Все многообразие мира может выступать как предметные и субъектные ценности.
Как предметные ценности – с позиций добра и зла, истины и лжи, прекрасного и безобразного, справедливого и несправедливого и т.д. К таким ценностям относятся предметы материальной и духовной деятельности людей, общественные отношения и включенные в их круг природные явления, имеющие для человека положительное значение и способные удовлетворять их многообразные потребности.
К субъектным ценностям относятся установки, оценки, требования, запреты и т.д., выраженные в форме норм. Они выступают ориентирами и критериями деятельности людей.
Шибутани: "Об объекте можно сказать, что он обладает ценностью, если к нему проявляют какой-то особый интерес".
38. Содержание глобальных
проблем современной
[роль медицины придумай самостоятельно]
Понятие «глобальные проблемы» получило распространение с конца 60-х годов. Глобальными являются те проблемы, которые носят общечеловеческий характер. Они затрагивают интересы каждого народа и каждого человека в отдельности, решение их возможно только совместными усилиями; от того, в каком направлении будет осуществлено (или не осуществлено) их решение, зависят судьбы всего человечества. Наконец, эти проблемы воплощают в себе неразрывность социальных и природных сторон жизни.
Первая группа глобальных проблем — интерсоциальные проблемы. Установление мира между государствами становится насущной задачей современности. Не менее важной проблемой является создание нового международного экономического порядка. Устранение неравномерности экономического развития, преодоление международной дестабилизации - это одновременно и решение проблемы здоровья людей, решение проблемы качества освоения природных ресурсов. Сохранение мирa в ядерную эпоху есть первое условие выживания человечества. Остановка гонки вооружений - это одновременно предотвращение загрязнения окружающей среды в планетарном масштабе. Как видим, интерсоциальные проблемы неотделимы от проблемы взаимодействия общества и природы.
Вторая группа глобальных проблем включает проблемы, которые возникают в результате непосредственного взаимодействия природы и общества. К ним относятся проблемы природных ресурсов (обеспечение топливом, энергией, сырьем, водой); освоение Мирового океана и космоса.
Третья группа глобальных проблем - это проблемы, связанные с взаимодействием человека и общества (проблемы народонаселения, здравоохранения, образования). В данном случае проблема природы и общества - это проблема биологических основ жизни человека, опосредованных социальными условиями. Так, например, по данным статистики, образование - это фактор, способствующий продлению срока человеческой жизни в среднем на 10 лет.
39. Наука в системе культуры общества и личности. Наука и медицина.
Понятием "наука" обозначаются состояния общественной жизни, связанные получением, систематизацией и передачей знания.
Определения науки различны, потому что она составляет основу современного техногенного общества и все положительные результаты жизни людей связаны с наукой.
Отрицательные же моменты появляются из-за неправильного использования её достижений.
Напр., открытие радиоактивности дало человечеству огромное количество дешевой энергии, снизило загрязнение окружающей среды и т.д., но радиоактивность стали использовать против мирного населения.
Поэтому ученые и философы стремятся совершенствовать науку и приспособить её для нравственного развития личности, но это сложный процесс, т.к. связан с политикой и идеологией, которые стремятся развивать материальное богатство одного человека в ущерб остальному населению.
Наука – это система сознания и деятельности (идеальной, знаково-смысловой и общественно-предметной), направленной на достижение максимально достоверного знания о любом объекте бытия.
Ценность науки определяется объемом истинного знания, поэтому естествознание и медицина – это приоритетные науки в любом типе общества. Однако, традиционные общества не стимулируют развитие науки, т.к.:
1) её результаты требуют
2) массовое распространение
3) наука обеспечивает только элиту.
В техногенном обществе господствует научная рациональность, потому что управление обществом ориентируется на демократические методы – привлечение населения в решение производственных, политических и социальных в целом проблем.
Наука максимально соответствует потребностям общества и общество увеличивает расходы на науку. Напр., цивилизованные страны (Германия, США, Япония) обеспечивают растущее финансирование науки и достигают положительных результатов. Так, на рубеже 19-20 вв. телефон, автомобили, средства вооружения (танки, самолеты) – все созданы в США и Германии. Все достижения в создании медикаментов – в Англии, Германии, США.