Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 17:33, шпаргалка
1. Философия как наука
Предмет философии
Философия – древнейшая система знаний: 8 век до н.э. в древней Индии в форме мировоззрения, с 6-3 века до н.э. в Древней Греции превращается в науку, а в XX веке – самая сложная теоретическая наука, ибо объединяет в себе признаки двух разнородных систем знаний: мировоззрения и науки. Они противоположны по таким основаниям:
а) наука стремится к однозначности, а мировоззрение многозначно, ситуативно и исторично.
б) наука вне идеологии, а мировоззрение непосредственно связано с ней и политикой.
Функции науки:
I. Общественные функции науки – выполнение определенной роли в составе общественного целого:
1. Функция производительной силы общества – обеспечение вещественно-энергетического состояния и возможности прогресса для государства и человечества. Так, без науки невозможно было бы создание атомной энергетики, электроники и пр.
2. Социально-практическая функция – обеспечение эффективности управления развитием общества. Все реформы в государстве в ХХ веке получили математическую разработку и теоретическое обоснование; даже негативные явления культуры научно прогнозируются и инициируются. Напр., экономическая реформа в России проводилась с учетом того, что экономика России должна быть сырьевой, а значит, развивать промышленность нет необходимости, т.к. все товары привезут из-за границы. Эта установка негативна для экономики России.
3. Культуротворческая функция – создание новой информации и знания о реальных свойствах реальных и идеационных объектов в действительности. К настоящему времени около 1500 наук обеспечивают потребности человека в новом знании.
II. Информационные функции науки – распределение информации соответст-венно целям науки:
1. Функция описания объектов (дескриптивная) – концентрация и первичная систематизация разнородного знания об объекте. Описание – это основа объяснения, прогнозирования и понимания в потоке информации. (Основной метод описания – наблюдение.)
2. Объяснительная функция – это раскрытие внутренних сущностных и закономерных состояний объекта (основной метод – формализация).
3. Функция предсказания – объяснение будущего состояния объекта на основе его сущности и законов.
4. Функция понимания – обеспечение рационально-логического, адекватного взаимосоответствия нового знания с предшествующей системой знаний, установление взаимосогласования между субъектами познания (учеными и специалистами). Без понимания невозможна передача информации, а значит, и развитие науки.
Информационная составляющая науки является идеальной по содержанию, потому что во внешней действительности представлены вещественно-энергетические, психические, смысловые состояния, а в науке они переходят в нечто нематериальное, в знание, соответствующее материальному.
Для человечества установление соответствия между материальным и идеальным – глобальная проблема, которая решается поколениями людей.
Для личности наука является:
1) интерсубъективной реальностью – тем идеалом, который превосходит знание, желание, эмоции и бессознательное (инстинкты) индивида: каждый индивид чтобы выжить в обществе обязан усваивать имеющийся объем знаний, который не нуждается в этом индивиде.
2) объектом социализации –
3) основным фактором
Медицина – это наука о болезнях, способах их лечения и профилактики. В ХХ в. насчитывается около 300 специальностей. Определилась как точная наука с 15 века, потому что в Европе начался процесс демократизации культуры и преодоления ограничений религии на исследование тела человека. (У.Гарвей открыл и описал систему кровообращения.)
Медицина могла развиваться как эмпирическая деятельность по сохранению здоровья, но подлинной наукой стала с начала применения медицинских препаратов искусственного происхождения (конец 19 – начало 20 века). Со второй половины 20 века благодаря НТП (научно-техническому прогрессу) медицина стала одной из интенсивно развивающихся наук современности. Непосредственно она связана с достижениями биологии.
40. Познания как система.
Творчество в познании и
Познание – сложноорганизованное, идеальная по содержанию активность (деятельность) человека, ориентированная на достижение знания и информации о действительности.
Познание, практика и общение – три фундаментальных типа человеческой деятельности, каждый из которых обеспечивает универсальные потребности человека.
Практика – это вещественно-энергетическая деятельность человека по предметному преобразованию объекта.
Виды практики:
1) эксперимент в науке и
2) производственная деятельность в любых формах,
3) социальная деятельность (война, митинги, демонстрации, здравоохранение) – социальная практика,
4) индивидуальная предметная
Практика обеспечивает физическое существование человека и создает возможность совершенствования ценностных свойств между людьми: низкая преступности, высокая моральность, рост духовности – бескорыстие, альтруизм, полное отсутствие эгоистических мотиваций поведения.
Общение – это деятельность по созданию смыслов и оценок, распространению информации в межличностных взаимодейст-виях людей.
1) Оптимизация взаимодействия
2) Психологический комфорт жизни человека.
3) Перенос информации между индивидами, социальными группами и народами в рамках человечества.
Познание обеспечивает потребность в достоверном / ложном, полезном / вредном знании, т.е. тех свойствах объекта, которые человек воспроизвел в своем сознании и выразил в системе знаков (речь, письмо).
В философии существует особая философская наука о сущности, качествах и знаках познания – гносеология (синонимы: эпистемология, теория познания).
Причина того, что познание изучается философией, а также другими науками (психологией, социологией, эвристикой и др.) – то, что без познания невозможно разумно (эффективно) организовать правила культуры и общения. Установлено, что познание – это система, состоящая из таких элементов:
1) Субъект познания – это человек в его особенностях к приобретению знания. Субъект – это сложный элемент познания, который имеет исторические, национальные, возрастные и т.д. особенности.
2) Объект познания – материальное или идеальное состояние бытия, которое исследуется субъектом для получения знания (информации). Объект познания в принципе не бесконечен, потому что он существует независимо от воли, желаний и сознания человека. Человек своим сознанием выделяет в объекте конкретные свойства для изучения. Напр., пространственные объекты в геометрии благодаря мышлению ученых становятся прямой, биссектрисой, углом. В физике - абсолютно черное тело, идеальный газ, гравитация и другие термины определены благодаря сознанию. Основы же их существуют как объекты.
3) Активность субъекта – инициативная активность субъекта по выделению в объекте тех свойств, которые приоритетны по определению средств познания и планированию познавательной деятельности.
4) Средство познания – любой материальный, идеальный или знаковый фрагмент бытия, который используется человеком для систематизации и познания:
а) идеальные: теории, идеи;
б) материальный инструмент: книги;
б) знаковые средства познания: язык (естественный, искусственный), символы, обозначения.
В рамках государства и народа для познавательной деятельности важно создание социальных, экономических, политических условий (финансирование, законодательство, экономическая политика).
Средства – уникальное состояние познавательной активности человека, т.к., имея более совершенные средства познания, человек получает преимущество в организации приобретаемого знания.
5) Информация – свойство объекта, которое восприняты человеком, зафиксированы в системе знаков или сохранились на уровне бессознательного в психике.
Знание – выраженные в системе знаков свойства объекта, которые получили систематическое оформление благодаря деятельности мышления человека. Знаний у животных нет. У них есть только информация, представленная генетической программой (условными рефлексами на "+" и "–" раздражитель). У человека уровень информации, знания представлен в многообразии форм. Чем более цивилизован человек, тем большие объемы знаний и информации обеспечивают его жизнь. В современной цивилизации наблюдается избыточность информации: по одной проблеме существует множество конкурирующих точек зрения. Содержание информации выражается в различных языках (лекарства более 30 наименований (?)). Знание приоритетно во всем множестве результатов познания.
Виды знания: предметное, операционное, эссенциальное (т.е. знание о сущности), феноменальное (т.е. знание о явлении), научное, профессиональное, рациональное, художественное, образное.
Мир знания бесконечен, назначение знания – реализация в практике и общении, накопление информации об объектах действительности, независимо от использования.
6) Познавательное взаимодействие субъекта и объекта – непосредственный процесс взаимодействия субъекта и объекта познания, результатом которого является достижение знания и информации.
Модели познавательных взаимодействий:
а) Мистическая модель – перенос информации от сверхъестественных сил бытия через медиаторов об объекте и смысле бытия (это основа религии и паранауки).
б) Реалистическая модель - воспроизведение свойств одного объекта в сознании человека в определенной степени адекватности реальным свойствам данного объекта. Эта модель базовая в человеческой культуре, в науке.
в) Идеалистическая модель – воспроизведение душой того знания, которое она имела до рождения тела данного человека. В реальной жизни человек, взаимодействуя с объектами, стимулирует внутреннюю сущность (душу) и душа продуцирует человеку определенный объем знания и информации.
Творчество – это процесс создания новой информации. Т.к. знание для человека всегда – принципиально новое в его жизни, то процесс познания в своей основе всегда творческий, но это творчество реализует реальные потребности человека, а к ним всегда относится потребность физического выживания. Большинство философов-реалистов утверждают, что практика – это реальная основа системы познания, потому что цель познания – достижение практической пользы (эффективности жизни).
Практика дает: цель познания, критерии истинности знания, причину познания, т.к. человек начинает приобретать знания, когда в своей предметной деятельности встречает сопротивление объекта (познания) своим желаниям.
Практическая деятельность (производство, здравоохранение, социальная практика) всегда в конечном счете является причиной познания, т.к. без учета свойств объекта невозможно его преобразовать, не причиняя ущерба самому человеку или окружающей среде.
Напр., развитие радиационной медицины в 1920-1930-е годы было обусловлено негативными результатами применения радиоактивности (в лечении опухолей, заболеваний щитовидной железы, в стоматологии и др.)
41. Истина, вера, интуиция
в системе познавательной
Истина – это знание, которое соответствует реальным свойствам объекта.
Это традиционное, классическое определение истины, его четко определил Аристотель в 3 в. до н.э. Т.к. истинное знание максимально полезно для человека, то все философы и ученые признают истину целью познания. Однако, в условиях социальной неоднородности возникает потребность в искажении истины, чтобы убедить других людей действовать в заданном направлении. Особенно это важно для государства, общественных групп, использующих труд большинства, а также в конкретных случаях непосредственной жизни.
Истина противопоставляется неистинному знанию, содержащему ложь (ложное знание), которое не соответствует реальным свойствам объектов. по причине заинтересованности человека или группы людей в создании неадекватной информации. Напр., в СССР утверждено: "каждой семье – по квартире". На обыденном уровне ложь называют обманом.
Заблуждение – искажение реальных свойств объекта по причине ограниченности субъектов познания относительно приборов и инструментов, недостатка культуры и неразвитой способности к мышлению.
Ошибка – искажение реальных свойств объекта по причине невнимательности субъекта.
В философии установлены шесть атрибутов (качеств) истины:
1. Объективность истины – то содержание знания, которое полностью соответствует объекту и не содержит никаких заблуждений, ошибок и, тем более, лжи, выражено в любой языковой форме и сохраняет непосредственную связь со своими объектами. Напр., объект истины – законы математики, физики, химии, психологии.
2. Субъективность истины, которая связана с особенностями познающего человека: уровнем культуры, возможными заблуждениями и ошибками, спецификой языка выражения истины.
3. Абсолютность истины – то содержание знания, которое к данному времени является или признано максимально полным и адекватным объекту. Напр., законы математики, биологии признаются классическими.
4. Относительность истины – содержание знания, которое частично, односторонне выражает свойства объекта, является вероятностным. Напр., относительным является медицинское знание, потому что новейшие открытия в молекулярной биологии преображают всю систему медицины.
5. Конкретность истины – соответствие знания свойствам данного объекта, а не объектов вообще.
6. Абстрактность истины – то содержание знания, которое формулируется на всем множестве объектов. Абстрактными истинами являются моральное знание, знание об идеалах общества.
Истина существует на бытийном, аксеологическом и праксеологическом уровнях:
а) бытийный уровень – это существование истины как сферы идеального бытия, т.к. истина – это знание, а не реальный объект;
б) аксеологический уровень истины – это признание ценности истинного знания для познания, общения и практики человека. Истина как ценность – это идеал всемировой культуры, т.к. фальсификация эффективна, если основана на истинном знании, а управление людьми неистинным знанием превосходит стихийные формы управления, т.к. не обостряет отношения людей.
в) праксеологический уровень истины – это использование знания в практической деятельности людей. Практика – это основа, критерий, цель и причина истинного знания.
Доказательства истины такие же, как и у рационального познания: