Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:21, курсовая работа
Переход России к рыночной экономике потребовал углубленного развития ряда новых областей науки и практики. Процесс приватизации, возникновение фондового рынка, развитие системы страхования, переход коммерческих банков к выдаче кредитов под залог имущества, формируют потребность в новой услуге - оценке стоимости предприятия (бизнеса), определении рыночной стоимости его капитала. Вместе с тем практика показывает, что применяемые сейчас методы оценки предприятий по стоимости их имущества несовершенны, поскольку они оценивают фактически лишь затраты на создание собственности.
Введение 4
1. Теоретические основы определения рыночной стоимости бизнеса 5
1.1 Принципы оценки бизнеса 5
1.2 Подходы к оценке стоимости бизнеса 6
1.2.1 Доходный подход 7
1.2.2 Затратный подход 8
1.2.3 Сравнительный (рыночный) подход 10
2. Анализ внутренней и внешней среды ООО «РАТАНГ» 16
2.1 Маркетинговые исследования рынка услуг 16
2.1.2 Конкуренты 17
2.2 Анализ финансового состояния предприятия 17
2.2.1 Анализ уплотненного баланса 17
2.2.2Анализ структуры активов предприятия 18
2.2.3 Анализ структуры пассивов баланса 19
2.2.4 Экспресс анализ ликвидности баланса 19
2.2.6 Анализ ликвидности активов предприятия 21
2.2.7 Анализ финансовой устойчивости 21
2.2.9 Финансовое прогнозирование деятельности предприятия 25
3. Определение рыночной стоимости ООО «РАТАНГ» 26
3.1 Определение рыночной стоимости предприятия затратным подходом 26
3.1.2 Определение рыночной стоимости оборудования 48
3.1.4 Определение стоимости запасов 56
3.1.6 Определение рыночной стоимости кредиторской задолженности 57
3.3 Определение рыночной стоимости предприятия доходным подходом 58
3.3.1 Расчет чистой прибыли предприятия 59
3.3.2 Определение ставки капитализации 60
3.4 Согласование результатов 64
Заключение 66
6. Оценивается дебиторская задолженность.
7. Оцениваются расходы будущих периодов.
8. Обязательства предприятия
переводятся в текущую
9. Определяется стоимость
собственного капитала путем
вычитания из обоснованной
Оценка недвижимого имущества, машин и оборудования
При оценке недвижимого имущества, а также машин и оборудования важным является правильность выбора методов оценки. Эти методы опираются на три подхода: затратный, сравнительный (рыночный), доходный.
Оценка производственных запасов
К запасам предприятия
относятся: сырье, материалы и другие
аналогичные ценности; животные на
выращивании и откорме; малоценные
и быстроизнашивающиеся предметы; затраты
в незавершенном строительстве;
готовая продукция и товары для
перепродажи; товары отгруженные. Эти
оборотные активы являются предметом
оценки. Они учитываются в балансе
с использованием одного из трех методов:
либо по средней себестоимости, либо
по себестоимости первых по времени
закупок (метод ФИФО), либо по себестоимости
последних по времени закупок (метод
ЛИФО). Во всех вариантах выбора метода
учета необходимо делать поправки к
балансовой стоимости исходя из рыночных
цен на эти активы. В любом случае
к рыночным ценам необходимо добавить
фактические затраты по транспортировке
и складированию запасов, если они
не были учтены при постановке на баланс.
Устаревшие запасы списываются. Затраты
в незавершенном производстве оцениваются
по фактической себестоимости
Оценка дебиторской задолженности. Требуются анализ дебиторской задолженности по срокам погашения, выявление просроченной задолженности с последующим разделением ее на:
· безнадежную, (она не войдет в экономический баланс);
· ту, которую предприятие еще надеется получить (она войдет в экономический баланс).
Несписанная дебиторская
задолженность оценивается
Оценка денежных средств
Эта статья не подлежит переоценке.
Основное преимущество метода чистых активов в том, что он основывается в большей части на достоверной фактической информации о состоянии имущественного комплекса предприятия и поэтому менее умозрителен.
Метод стоимости чистых активов имеет преимущества при оценке предприятия:
- обладающего значительными материальными и финансовыми активами;
- в случае невозможности
достаточно точного
- действующего, вновь возникшего,
не имеющего ретроспективных
данных о прибылях, а также
холдинговой или
Основной недостаток –
этот метод не учитывает будущие
возможности предприятия в
Рассмотренные теоретические вопросы являются основой определения рыночной стоимости ООО «РАТАНГ».
Метод капитализации доходов (прибыли)
Метод капитализации доходов
основан на базовой посылке, в
соответствии с которой стоимость
доли собственности в предприятии
равна текущей стоимости
Данный метод в наибольшей степени подходит для ситуаций, в которых ожидается, что предприятие в течении длительного срока будет получать примерно одинаковые величины дохода (или темпы его роста будут постоянными).
Существует ряд разновидностей метода в зависимости от принятой базы дохода.
Например, можно выделить капитализацию:
· чистой прибыли (после уплаты налогов);
· прибыли до уплаты налогов;
· фактически выплаченных дивидендов;
· потенциальных дивидендов и т.д.
Применение метода капитализации доходов обычно предусматривает такие основные этапы:
1. анализ финансовой отчетности,
ее нормализация и
2. выбор величины прибыли,
которая будет
3. расчет ставки капитализации;
4. определение предварительной величины стоимости;
5. проведение поправок
на наличие нефункционирующих
активов (если таковые имеются)
6. проведение поправок
на контрольный и
Анализ финансовой отчетности
При анализе финансовых отчетов предприятия, оценщик должен провести их нормализацию, т.е. сделать поправки на различные чрезвычайные и единовременные статьи как баланса, так и отчета о финансовых результатах и их использовании, которые не были регулярными в прошлой деятельности предприятия и вряд ли будут повторятся в будущем.
Корме того оценщик может провести трансформацию бухгалтерской отчетности, под которой понимается перевод ее на общепринятые стандарты бухгалтерского отчета (западные). Данная операция при оценке не обязательна, но желательна.
Выбор величины прибыли, которая будет капитализирована
Данный этап подразумевает
выбор периода текущей
· прибыль последнего отчетного года;
· прибыль первого прогнозного года;
средняя величина дохода за несколько последних отчетных лет (3-5 лет).
Расчет ставки капитализации
Ставка капитализации
для предприятия обычно выводиться
из ставки дисконтирования путем
вычета ожидаемых среднегодовых
темпов роста дохода или денежного
потока (в зависимости от того, какая
величина капитализируется). Чтобы
определить ставку капитализации, нужно
сначала рассчитать соответствующую
ставку дисконта. Существуют различные
методы определения стаки
· модель оценки капитальных активов;
· метод кумулятивного построения;
· модель средневзвешенной стоимости каптала.
Для оценки рыночной стоимости
предприятия необходим
2. Анализ внутренней и внешней среды ООО «РАТАНГ»
ООО «РАТАНГ» образовано в 2003 году.
Основными потребителями услуг ООО "РАТАНГ" являются население г. Москва и Московская область.
В собственности компании находится административное помещение площадью 63,1 квадратных метров, используемое под офис. Основным, используемым при осуществлении деятельности оборудованием, являются, средства оргтехники – один стационарный компьютер, четыре принтера, сканер, легковой автомобиль. Клиентская база фирмы расположена в основном в г. Москва. Услуги оказываются в основном частным лицам. Персонал фирмы состоит из двух штатных специалистов. В соответствии с действующим законодательством фирма имеет статус малого предприятия.
2.1 Маркетинговые исследования рынка услуг
2.1.1 Услуги
ООО «РАТАНГ» оказывает следующие услуги:
- Услуги фотосалона,
- Услуги по восстановлению фотографий,
- Изготовление плакатов, печать на футболках и т.д.,
- Сканирование,
- Посреднические услуги,
в области изготовления
На рынке есть более конкурентоспособная фирмы ООО «Малышок».
Таблица 3 – Структура выручки от реализации услуг ООО «РАТАНГ», (руб.)
Виды услуг |
2003г |
2004г | ||
Сумма |
% |
Сумма |
% | |
Услуги фотосалона |
87 500 |
46 |
90 000 |
45 |
Восстановление фотографий |
35 000 |
19 |
36 100 |
18 |
Цифровая печать на футболках, плакаты |
23 700 |
13 |
27 200 |
14 |
Сканирование |
42 000 |
22 |
44 600 |
22 |
Портреты на керамике |
- |
- |
3 000 |
1 |
Итого |
188 200 |
100 |
200 900 |
100 |
Как свидетельствуют данные таблицы 3, выручка от реализации услуг незначительно увеличивается, при этом основным видом услуг являются услуги фотосалона.
2.1.2 Конкуренты
Основным конкурентом на Московском рынке является:
- «Малышок», являющийся представителем «Kodak».
Развитый рынок
2.2 Анализ финансового состояния предприятия
Предварительная оценка финансового
состояния предприятия
2.2.1 Анализ уплотненного баланса
Нормализация бухгалтерского баланса не проводилась, так как при анализе финансовой отчетности предприятия не было выявлено чрезвычайных и единовременных статей баланса
Для общей оценки финансового состояния составляют уплотненный баланс (таблица 4), в котором объединяют группы однородные статьи. При этом сокращается число статей баланса, что повышает его наглядность.
Таблица 4 – Уплотненный баланс (руб.)
Актив/Пассив |
01.01.04 |
01.01.05 |
руб. |
руб. | |
I. Необоротные активы |
||
Основные средства |
192,2 |
202,4 |
Итого по разделу I |
192,2 |
202,4 |
II. Оборотные активы |
||
Запасы |
18,0 |
12,8 |
Дебиторская задолженность |
44,2 |
34,4 |
Денежные средства |
154,0 |
182,3 |
Итого по разделу II |
216,2 |
229,5 |
Баланс |
408,4 |
431,9 |
III. Капитал и резервы |
||
Собственный капитал |
260,0 |
300,0 |
Итого по разделу III |
260,0 |
300,0 |
V. Краткосрочные обязательства |
||
Кредиторская задолженность |
148,4 |
131,9 |
Итого по разделу V |
148,4 |
131,9 |
Баланс |
408,4 |
431,9 |
Анализируя представленные показатели, наблюдаем, незначительное увеличение стоимости внеоборотных активов, увеличение оборотных активов, увеличился собственный капитал, уменьшилась кредиторская задолженность.
2.2.2Анализ структуры активов предприятия