Планирование и бюджетирование в системе финансового управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 15:59, дипломная работа

Краткое описание

Эффективное управление производственной деятельностью предприятия все более зависит от уровня информационного обеспечения его отдельных подразделений и служб.
В настоящее время немногие российские организации имеют таким образом поставленный управленческий и бухгалтерский учет, чтобы содержащаяся в нем информация была пригодна для оперативного управления и анализа.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1 Сущность, цели, принципы, задачи и методы финансового планирования 7
1.2 Бюджетирования как технология управления предприятием 16
1.3 Классификация бюджетов предприятия 27
1.4. Методика анализа финансового состояния предприятия 35
Выводы 40

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В ЗАО «ДОМОДЕДОВО ЭРПОРТ ХЭНДЛИНГ»
2.1. Общая характеристика ЗАО «ДОМОДЕДОВО ЭРПОРТ ХЭНДЛИНГ» 41
2.2. Анализ технико-экономических показателей 51
2.3 Анализ финансового состояния предприятия 56
Выводы 69

3. ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
3.1. Проблемы, связанные с организацией системы финансового планирования 71
3.2 Основные направления совершенствования системы планирования финансовой деятельности 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 87
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

19 05 Конечный.doc

— 521.50 Кб (Скачать файл)

     Контроль  за исполнением бюджета. Контроль за исполнением бюджета фактически осуществляется с момента его утверждения до окончания периода планирования. На периодической основе проводится анализ результатов деятельности организации и причин отклонений реального исполнения бюджета от запланированного. В основном контроль и анализ осуществляются на основании аналитических отчетов.

     Материальный  продукт всего процесса - финансовый план, описывающий финансовую стратегию  организации и прогнозирующий ее результаты с помощью прогнозных финансовых отчетов: балансового, отчета о прибылях и убытках, об источниках и использовании фондов. План формулирует финансовые цели и эталоны для оценки положения организации. Обычно он также дает обоснование выбранной стратегии и объяснение того, как поставленные цели должны быть достигнуты.

     Выводы

     Перед ЗАО «ДОМОДЕДОВО ЭРПОРТ ХЭНДЛИНГ» в настоящий момент стоят следующие проблемы:

  1. недостаточная оперативность составления отчетов;
  2. нехватка высококвалифицированного персонала;
  3. практическое отсутствие синхронизации информации между структурными подразделениями.

     Эти три проблемы довольно тесно связаны и обусловлены следующими факторами:

  1. В настоящее время организация имеет мощную компьютерную сеть и сложное программное обеспечение. Но полный охват центров затрат планируется к концу 2001 года,  что позволит полностью исключить из документооборота нестандартные документы, телефонные звонки между службами и отделами, и значительно ускорит сам документооборот;
  2. Современные условия, стиль управления предъявляют к персоналу  высокие требования, даже для менеджеров низшего звена (уровень сменного мастера на производстве) как нормой  являются следующие требования: высшее техническое образование, совершенное владение компьютером, знание основ бухгалтерского учета, управление документооборотом, навыки делового общения с подчиненным персоналом. Для менеджеров среднего и высшего звена набор требований еще более жесткий: наличие технического и экономического высшего образования, сертифицированный уровень пользования компьютером (что подразумевает возможность составления программ), знание правовых основ, крайне желательно владение иностранным языком. Привлечение специалистов такого уровня требуют значительных финансовых вложений.
  3. Внедрение системы бюджетирования требует от персонала повышенной производительности труда, постоянного повышения уровня самообразования, что в свою очередь вызывает естественное  противодействие отдельных сотрудников и приводит к возникновению конфликтных ситуаций на предприятии.
  4. Из-за огромных размеров организации возникают проблемы с распространением информации т. е. персонал в курсе информации, которая находится лишь в пределе их компетенции. А так как все звенья организации связаны и зависят друг от друга в случае наступления непредвиденной ситуации весь процесс встает и начинается хаотичный поиск проблемы.

     Анализируя  выше изложенное, одна из главных проблем  – кадровая (человеческий фактор).

     Для совершенствование текущего планирования мы рекомендуем ЗАО «ДОМОМДЕДОВО ЭРПОРТ ХЭНДЛИНГ» осуществить совершенствование  системы бюджетирования, что позволит улучшить текущее планирование и, как следствие, положительно повлияет на финансовое положение.

     Процесс бюджетирования разбивается на отдельные  процедуры: планирование, исполнение бюджетов, сбор и анализ фактических данных и т.д. При этом необходимо разработать  и утверждить регламент, с помощью которого контролируется выполнение всех указанных процедур.

     Для внедрения системы бюджетирования и обеспечения ее эффективного функционирования необходимо провести следующие подготовительные работы:

     - проектирование и утверждение  финансовой структуры;

     - определение технологии бюджетирования;

     - определение форматов основных бюджетов;

     - разработка бюджетного регламента;

     - организация бюджетного процесса;

     - автоматизация бюджетирования.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Процесс планирования обеспечивает основу для управления организацией.

     В понятие «планирование» входит определение  целей и путей их достижения. На Западе планирование деятельности предприятий  осуществляется по таким важным направлениям как сбыт, финансы, производство и  закупки. При этом, конечно, все частные планы взаимоувязаны между собой.

     Финансовое  планирование – это управление процессами создания, распределения, перераспределения  и использования финансовых ресурсов на предприятии, реализующееся в  детализированных финансовых планах. Финансовое планирование является составной частью общего процесса планирования и, следовательно, управленческого процесса, осуществляемого менеджментом предприятия.

     Методологическую  основу планирования составляют: принципы, методы, объекты, задачи и временные сроки планирования. К основным принципам планирования на предприятии относятся: комплексность, непрерывность, адаптивность, обоснованность, оптимальность. К основным методам планирования относятся: балансовый, нормативный, программно-целевой, пофакторный, экономико-математический.

     Финансовое  планирование, как и любое другое, может быть: краткосрочным (до 1 года); среднесрочным (до 5 лет); долгосрочным (свыше 5 лет).

     Краткосрочный финансовый план входит в качестве одного из разделов в бизнес-план компании (предприятия). Долгосрочное финансовое планирование имеет свои отличия. Отдельно следует выделить понятие «стратегическое финансовое планирование».

     Эффективное управление финансами организации  возможно лишь при планировании всех финансовых ресурсов, их источников отношений хозяйствующего субъекта. Финансовый план призван обеспечить финансовыми ресурсами предпринимательский план хозяйствующего субъекта. Процесс финансового планирования включает несколько этапов.

     Анализ  планирования финансовой деятельности предприятия на примере ЗАО «ДОМОДЕДОВО ЭРПОРТ ХЭНДЛИНГ» выявил неудовлетворительные результаты. За 2009 год баланс ЗАО «ДОМОДЕДОВО ЭРПОРТ ХЭНДЛИНГ» неликвиден, как и в последующие годы. Наибольшую долю в активах занимали труднореализуемые и медленно реализуемые активы. Наибольший вес в пассивной части баланса в 2005 г. имеют наиболее срочные обязательства.

     Коэффициент текущей ликвидности имеет положительную  тенденцию к повышению и к 2011г. почти вышел в норму, коэффициент  быстрой (срочной) ликвидности также  имеет положительную динамику и  в 2001г. вышел в норму. Коэффициент  абсолютной ликвидности имеет очень  низкий уровень значения. В целом к 2011г. многие показатели приблизились к нормативам, но если не принимать мер, ко коэффициент абсолютной ликвидности никогда не будет отвечать поставленным нормативам.

     За 2009 - 2010 гг. значение общего коэффициента оборачиваемости составляет соответственно 25 и 45, что указывает на замедление кругооборота средств предприятия в 2010г. Коэффициент оборачиваемости мобильных средств увеличился за 2009 - 2010 г. с 4,8 до 6, т. е. на 2,2, что характеризуется положительно. Коэффициент оборачиваемости запасов увеличился за 2009 - 2010 г. на 20,8 (с 19,2 до 40). Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности предприятия в 2010 по сравнению с 2009 годом увеличился на 0,9 (с 6 до 6,9). Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности увеличился на 10 (с 50 до 60). Средний срок оборота кредиторской задолженности ЗАО «ДОМОДЕДОВО ЭРПОРТ ХЭНДЛИНГ» за 2004 - 2006 г. уменьшился с 7,3 до 6,1 дней

         Для совершенствование финансового  планирования мы рекомендуем  ЗАО «ДОМОДЕДОВО ЭРПОРТ ХЭНДЛИНГ» осуществить внедрение системы бюджетирования, что положительно повлияет на финансовое положение.

     В общем случае в процессе бюджетирования будут выполняться следующие  задачи:

     - планирование на предстоящий  период, позволяющий оценить эффективность работы ЗАО «ДОМОДЕДОВО ЭРПОРТ ХЭНДЛИНГ», а затем сравнить достигнутые результаты с плановыми;

     - прогнозирование на более длительный  период, дающее возможность установить  перспективные цели, и их выполнение  в текущих планах развития;

     - контроль и анализ деятельности отдельных подразделений на основе показателей, устанавливаемых для каждого подразделения;

     - контроль и анализ деятельности  организации в целом на основе  целевых показателей;

     - планирование и контроль денежных  потоков.

     Процесс бюджетирования разбивается на отдельные процедуры: планирование, исполнение бюджетов, сбор и анализ фактических данных и т.д. При этом в ЗАО «ДОМОДЕДОВО ЭРПОРТ ХЭНДЛИНГ» должен быть разработан и утвержден регламент, с помощью которого контролируется выполнение всех указанных процедур.

     Для внедрения системы бюджетирования и обеспечения ее эффективного функционирования необходимо провести ряд подготовительных работ:

     - проектирование и утверждение  финансовой структуры; 

     - определение технологии бюджетирования;

     - определение форматов основных бюджетов;

     - разработка бюджетного регламента;

     - организация бюджетного процесса;

     - автоматизация бюджетирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Литература

1. Абротина М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / М.С. Абротина, А.В. Грачев. – М.: Дело и сервис, 2009. – 358 с.

2. Андрющенко А. Постановка бюджетирования: задачи и анализ ошибок / А. Андрющенко // Консультант. – 2010. – № 23. – С. 32-38.

3. Артеменко В.Г. Финансовый анализ / В.Г. Артеменко, М.В. Беллендир. – М.:ДИС, 2010. – 237 с.

4. Астахов В.П. Бухучет и налогообложение основных средств: Учебно-практическое пособие. – 2-е издание., перераб. и доп. / В.П. Астахов. – М.: ИДФБК – пресс, 2009. – 192 с.

5. Астринский Д. Проблемы воспроизводства основных фондов / Д. Астринский, В. Наноян // Экономист. – 2009. – № 6. – С. 35-38.

6. Ауфриев В. Е. Учет и распределение финансовых результатов / В. Е. Ауфриев // Бухгалтерский учет. – 2010. – №4. – С. 45-52.

7. Бухучет основных средств/ под. ред. С. А. Николаевой. изд.2-е перераб. И доп. – М.: Аналитика-Пресс, 2011. – 272 с.

8. Вахрушина М. Бюджетирование и управленческий контроль / М. Вахрушина // Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь». – 2011. – № 45. – С. 19-25.

9. Войко А. Постановка системы бюджетирования на предприятии / А. Войко // Финансовая газета. Региональный выпуск. – 2009. – № 2. – С. 36-43.

10. Войко Д. Система бюджетирования при формировании учетной политики организации / Д. Войко // Финансовая газета. – 2011. – № 30. – С. 64-69.

11. Гаврилова О. Типичные ошибки процесса бюджетирования / О. Гаврилова // Консультант. – 2010. – № 3. – С. 44-49.

12. Горбачева Л. Постановка системы бюджетирования / Л. Горбачева // Финансовая газета. – 2010. – № 20. – С. 26-29.

13. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия. Учебник для вузов / В.Я. Горфинкель, Е.М. Купряков, В.П. Прасолова. – К., 2009. – 324 с.

14. Грузинов В.П. Экономика предприятия. Учебное пособие / В.П. Грузинов, В.Д. Грибов. – М.: МИК, 2011. – 387 с.

15. Дука Б. Бюджетирование: где «спотыкаются» ваши финансы... / Б. Дука // ФПА АКДИ «Экономика и жизнь». – 2010. – № 18. – С. 18-26.

16. Ермолович Л.Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Л.Л. Ермолович. – Мн.: БГЭУ, 2009. – 576 с.

17. Ефимова О.В. Финансовый анализ. – 4-е изд., перераб. и доп. / О.В. Ефимова. – М.: Бухгалтерский учет, 2010. – 528 с.

18. Зайцев Н.А. Экономика промышленного предприятия / Н.А. Зайцев. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 296 с.

19. Земитан Г. Актуальные задачи бюджетирования в страховой компании / Г. Земитан // Финансовая газета. Региональный выпуск. – 2010. – № 49. – С. 31-38.

20. Земитан Г. Бюджетирование в строительной компании / Г. Земитан // Финансовая газета. Региональный выпуск. – 2009. – № 42. – С. 21-25.

21. Карминский А.М. Рэйтинги в экономике./ А.М. Карминский, А.А. Пересецкий, А.Е. Петров. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 240с.

Информация о работе Планирование и бюджетирование в системе финансового управления предприятием