Порог рентабельности и запас финансовой прочности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 20:38, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель курсовой работы – изучить роль выручки от реализации продукции и рассмотреть основные особенности планирования выручки на предприятии. Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач: изучить роль выручки в формировании финансовых результатов предприятия; рассмотреть особенности планирования выручки на предприятии; проанализировать факторы, которые влияют на величину выручки.

Содержание

Введение 3
1 Выручка от реализации продукции как основной источник поступления финансовых ресурсов и денежных средств 5
1.1 Понятие и состав выручки от реализации продукции и факторов, ее опреде- ляющие 5
1.2 Сущность и значение выручки для предприятия 13
1.3 Планирование минимального размера выручки от реализации продукции, необходимого для обеспечения безубыточной работы предприятия 17
2 Анализ выручки от реализации продукции ОАО «ВКФ» 25
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «ВКФ» 25
2.2 Анализ ассортимента продукции 33
2.3 Показатели деловой активности и финансового состояния ОАО «ВКФ» 41
2.4 Анализ влияния увеличения объема реализованной продукции на финансовые результаты деятельности предприятия 49
3 Совершенствование процессов формирования и распределения выручки от реализации 53
3.1 Инвестиционная деятельность 53
3.2 Маржинальный анализ 61
Заключение 68
Список использованных источников 71
Приложение 73

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Кондитерская фабрика.docx

— 281.05 Кб (Скачать файл)

Маржинальный доход предприятия - это выручка минус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее. Он включает в себя не только постоянные затраты, но и прибыль.

Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко применяется в странах  с развитыми рыночными отношениями. Он позволяет изучить зависимость  прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого  управлять процессом формирования ее величины.

Основные возможности маржинального  анализа состоят в определении:

безубыточного объема продаж (порога рентабельности, окупаемости издержек) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат;                                      зоны безопасности (безубыточности) предприятия;                                                   необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли;

критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального  дохода;

критической цены реализации при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат.[3]

С помощью маржинального анализа  обосновываются и другие управленческие решения: выбор вариантов изменения  производственной мощности, ассортимента продукции, цены на новое изделие, вариантов  оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей, оценки эффективности принятия дополнительного  заказа и др.

Основные этапы  анализа:

1.Сбор, подготовка и обработка  исходной информации, необходимой для проведения анализа;

2.Определение суммы постоянных  и переменных издержек на производство и реализацию продукции;                                                                                                       3.Расчет величины исследуемых показателей;                                                                     4.Сравнительный анализ уровня исследуемых показателей;                                      5.Факторный анализ изменения уровня исследуемых показателей;               6.Прогнозирование их величины в изменяющейся среде.          Проведение расчетов по методике маржинального анализа требует соблюдения ряда условий:

необходимость деления издержек на две части — переменные и постоянные;

переменные издержки изменяются пропорционально  объему производства (реализации) продукции;

постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного (значимого) объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия  и спроса на продукцию;

тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой  продукции существенно не изменяются; эффективность производства, уровень  цен на продукцию и потребляемые производственные ресурсы не будут  подвергаться существенным колебаниям на протяжении анализируемого периода;

пропорциональность поступления  выручки объему реализованной продукции.[3]

Маржа покрытия - очень ценный показатель при анализе финансовых результатов, Чем больше ее величина, тем больше вероятность покрытия постоянных затрат и получения прибыли от производственной деятельности.

С ее помощью можно правильнее ранжировать  отдельные виды продукции и отдельные сегменты предприятия по уровню рентабельности. Она служит основой для определения безубыточного объема продаж по каждому виду продукции и в целом по предприятию, а также для обоснования оптимального варианта различного рода управленческих решений.

Задача получения устойчивой прибыли  от своей деятельности может быть реализована на стабильной основе, если организация постоянно изучает  спрос на рынке, имеет четкую ценовую  политику, а также применяет эффективные методы планирования, учета, анализа, контроля и управления объемами производства, качеством продукции и затратами. При этом важнейшим приемом является расчет операционного рычага (левериджа).

Операционный рычаг связан с  уровнем экономического риска; чем  он выше, тем больше риск. Повышение риска, в свою очередь, означает возможность получения организацией дополнительных прибылей. Сила воздействия операционного рычага всегда рассчитывается для определенного объема продаж: с изменением выручки от продаж меняется сила операционного рычага.

Операционный рычаг позволяет  оценить степень влияния изменения  объемов продаж на размер прибыли  после  прохождения точки безубыточности (равновесия).

Рассмотрим эффект производственного  рычага в деятельности ОАО «ВКФ» по данным за 2007-2009 гг. таблица 15.

Анализ безубыточности – это  неотъемлемая часть современного управления организациями, особенно находящихся в предкризисном и кризисном состоянии.

Расчет точки безубыточности в  натуральном и стоимостном выражении приведён в таблице, а также графически  представлен на рисунке.

 

Таблица 15  – Определение операционного рычага ОАО «ВКФ» за 2007 – 2009 гг.

Показатель

Значение показателя

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Объём продаж, т.

20130

21450

22340

Выручка от продаж, тыс. р.

965320

1287201

1272792

Переменные расходы, тыс. р.

544998

728999

974742

Маржинальный доход, тыс. р.

420322

558202

298050

Постоянные расходы, тыс. р.

83499

47708

70487

Прибыль, тыс. р.

336823

510494

227563

Операционный рычаг

1,2

1,1

1,3


 

Таблица 16 - Расчет точки безубыточности деятельности ОАО «ВКФ» в натуральном и стоимостном выражении за 2007–2009 гг.

 

Показатель

Значение показателя

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Объём продаж, т.

20130

21450

22340

Выручка от продаж, тыс. р.

965320

1287201

1272792

Переменные расходы, тыс. р.

544998

728999

974742

Удельные переменные расходы, р.

27073,8

33985,9

43632,1

Цена продажи, р.

16300

20450

21530

Удельный маржинальный доход, р.

2087

2602

1334

Постоянные расходы, тыс. р.

83499

47708

70487

Точка безубыточности, т.

4000,9

1833,5

5283,3

Выручка в точке безубыточности, тыс. р.

652146

272700

113749


   

       На небольшом удалении от точки безубыточности сила воздействия операционного рычага будет максимальной. По мере возрастания объемов продаж она начинает убывать: каждый последующий процент прироста выручки будет обеспечивать все меньший процент прироста прибыли.

             При скачке постоянных затрат, диктуемом интересами дальнейшего наращивания мощностей или другими обстоятельствами, значение точки безубыточности возрастает и данные зависимости придется прогнозировать заново. Изменение объемов продаж относительно точки безубыточности влечет за собой и изменение запаса финансовой прочности. Одновременно меняются риски предприятия.

 

Рисунок 9 - Нахождение точки безубыточности ОАО «ВКФ»

графическим методом

 

Выполненные расчеты свидетельствуют  о том, что вблизи точки равновесия деятельность ОАО «ВКФ» не только наиболее результативна, но и сопровождается максимальными рисками. Так, при объеме продаж в 20106 т увеличение выручки от реализации на 1 % обеспечит предприятию прирост прибыли на 1,17 %. Одновременно снижение в этой точке объемов продаж на 1 % сократит на 1,17 % прибыль предприятия.

Таблица 9 - Прогнозные варианты деятельности ОАО «ВКФ» при изменении объёма продаж

Показатель

    - 10 %

 

  + 10 %

20106

22340

24574

Выручка от продаж, тыс. р.

1145512

1272792

1400071

Переменные расходы, тыс. р.

877267

974742

1072216

Маржинальный доход, тыс. р.

268245

298050

327855

Постоянные расходы, тыс. р.

70487

70487

70487

Прибыль, тыс. р.

204806

227563

250319

Точка безубыточности, т

4754,9

352435

5811,6

Выручка в точке безубыточности, тыс. р.

102374

 

758792

125123

Операционный рычаг

1,17

1,3

1,43

Запас финансовой прочности, тыс. р.

1043138

920357

1274947

Запас финансовой прочности, %

81,95

91,06

100,1


            Повышенный удельный вес постоянных затрат усиливает действие операционного рычага и снижение деловой активности предприятия, а также приводит к многократным потерям прибыли.

                             Операционный рычаг

                              Объем производства тонн

Рис. 10  - Изменение силы действия операционного рычага при изменении объёма производства

Реализация 24574 т продукции окажется для ОАО «ВКФ» менее рентабельной, но вместе с тем и менее рискованной, рост продаж в этой точке на 1 % вызовет прирост прибыли лишь на 1,43 %. Столь же незначительно снизится финансовый результат при падении продаж.

О сокращении рисков хозяйственной  деятельности по мере удаления от точки  безубыточности свидетельствует и  динамика запаса финансовой прочности рисунок – показателя, характеризующего возможность снижения продаж до начала получения предприятием убытков. В то время, как продажи на уровне 20106 т обеспечат предприятию запас финансовой прочности в размере 1043138 тыс. р. или 81,95 %.

 

Рис. 6 - Изменение запаса финансовой прочности при изменении объёма производства

Таким образом, чем ближе  ожидаемые продажи к равновесному состоянию, тем чувствительнее к  изменению объемов реализации  прибыль предприятия. Предпринимательская деятельность при этом сопровождается повышением, как рентабельности производства, так и рисков. Следовательно, управлять рисками возможно посредством влияния на размер ожидаемых продаж.

 

           

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, выручка - это еще  не доход, но источник возмещения затраченных  на производство продукции средств  и формирования денежных фондов и  финансовых резервов предприятия. В  результате использования выручки  из нее выделяются качественно разные составные части созданной стоимости.

Прежде всего, это связано с  формированием амортизационного фонда, который образуется в виде амортизационных  отчислений после того, как износ  основных производственных фондов и  нематериальных активов примет денежную форму. Обязательным условием образования  амортизационного фонда является продажа  произведенных товаров потребителю  и поступление выручки.

Поскольку материальную основу создаваемого товара составляют сырье, материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, их стоимость наряду с другими  материальными затратами, износом  основных производственных фондов, заработной платой работников составляют издержки предприятия по производству продукции, принимающие форму себестоимости. До поступления выручки эти издержки финансируются за счет оборотных  средств предприятия, которые не расходуются, а авансируются в производство. После поступления выручки от реализации товаров оборотные средства восстанавливаются, а понесенные предприятием издержки по производству продукции  возмещаются.

Информация о работе Порог рентабельности и запас финансовой прочности организации