Сущность, цели и задачи финансового менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 16:03, курсовая работа

Краткое описание

Финансовый менеджмент – это наука и искусство принимать инвестиционные решения и решения по выбору источников их финансирования. Для понимания этого определения лучше всего представить предприятие в его так называемой балансовой форме – как совокупность активов и пассивов (таблица 1.1.).

Вложенные файлы: 1 файл

финансовый менеджмент.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

Индекс  приведения к будущему периоду методом  аннуитета :

n – 1

F 2 = å (1 + Int) t

t = 0

Индекс приведения определяется по таблице

Зная настоящую стоимость и индекс приведения можно определить будущую денежную стоимость:

БС = НС х F2.

Метод дисконтирования

Метод дисконтирования – это  метод приведения денежной суммы  будущего периода к текущему. Для  этого надо ожидаемую к получению  в будущем сумму уменьшить на доход, нарастающий за определенный срок, по правилу сложных процентов.

Индекс приведения к текущему уровню определяется по следующей формуле:

Индекс  приведения находится по специальной  таблице:

Зная  будущую денежную сумму и ставку процента, можно определить современную  стоимость этой денежной суммы по формуле:

НС = БС х F3.

Метод аннуитета – для случая приведение к текущему уровню. денежной суммы, планируемой к получению в виде равномерных годовых поступлений в будущих периодах,

Индекс  приведения к настоящему периоду  ежегодных равномерных поступлений  будущих периодов:

НС = БС х F4.

ПОНЯТИЯ РИСКА,ВИДЫ РИСКА

 

Важной целью предпринимательства  является получение максимальных доходов  при минимальных затратах капитала в условиях конкурентной борьбы. Реализация такой цели требует соизмерения  размеров вложенного (авансированного) капитала с финансовыми результатами этой деятельности.

Вместе с тем, при осуществлении  любого вида хозяйственной деятельности объективно существует опасность (риск) потерь, объем которых обусловлен спецификой конкретного бизнеса. Риск – это вероятность возникновения потерь, убытков, недопоступлений планируемых доходов, прибыли.

Потери, имеющие место в предпринимательской  деятельности, можно разделить на материальные, трудовые, финансовые. Классификацию  рисков денежных потерь можно осуществить  по различным признакам: в зависимости от вида хозяйственной деятельности – предпринимательский (производственный, коммерческий, финансовый) и потребительский; по признаку проявления – спекулятивный, простой (чистый); в зависимости от вида финансового посредничества – инвестиционный, страховой, банковский и другие.

Методы управления финансовым риском

Целью управления финансовым риском является снижение потерь, связанных  с данным риском до минимума. Методы защиты от финансовых рисков могут  быть классифицированы в зависимости от объекта воздействия на два вида: физическая защита, экономическая защита. Физическая защита заключается в создании таких средств, как сигнализация, приобретение сейфов, системы контроля качества продукции, защита данных от несанкционированного доступа, найм охраны и т.д.

Экономическая защита заключается  в прогнозировании уровня дополнительных затрат, оценке тяжести возможного ущерба, использовании всего финансового  механизма для ликвидации угрозы риска или его последствий.

Общеизвестны четыре метода управления риском: упразднение, предотвращение потерь и контроль, страхование, поглощение.

1. Упразднение заключается в отказе от совершения рискового мероприятия. Но для финансового предпринимательства упразднение риска обычно упраздняет и прибыль.

2. Предотвращение потерь и контроль как метод управления финансовым риском означает определенный набор предшествующих и последующих действий, которые обусловлены необходимостью предотвратить негативные последствия, уберечься от случайностей, контролировать их размер, если потери уже имеют место или неизбежны.

3. Страхование заключается в том, что инвестор готов отказаться от части доходов, лишь бы избежать риска, т.е. он готов заплатить за снижение риска до нуля. Страхование как метод управления риском означает два вида действий: перераспределение потерь среди группы предпринимателей, подвергшихся однотипному риску (самострахование); обращение за помощью к страховой фирме. При использовании этого метода управления менеджер должен отличать страхуемые риски от нестрахуемых.

4. Поглощение состоит в признании ущерба и отказе от его страхования. К поглощению прибегают, когда сумма предполагаемого ущерба незначительно мала и ей можно пренебречь.

При выборе конкретного средства разрешения финансового риска инвестор должен исходить из следующих принципов:

  • нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал; нельзя рисковать многим ради малого;
  • следует предугадывать последствия риска;
  • наилучшим решением может оказаться сочетание сразу нескольких методов.

Контроль за реализацией программ управления риском позволяет удостовериться, правильно ли были с самого начала выбраны методы, и если это так, то изменились ли условия настолько, что следовало бы применить другие методы. Эффективный контроль включает в себя три элемента:

1) выработка нормативов для определения  приемлемых результатов,

2) сравнение реальных результатов  с этими нормативами и

3) корректировка на любом этапе  всего процесса для максимального  сближения результатов с установленными  нормативами.

Процесс управления риском

Процесс управления риском может быть разбит на шесть стадий: определение  цели, выяснение риска, оценка риска, выбор методов управления риском, применение выбранного метода, оценка результатов.

Анализ риска является одним  из самых сложных этапов управления финансовыми рисками. При проведении анализа рисков прежде всего надо определить источники и причины рисков, какие из них являются основными, преобладающими. Источниками рисков могут быть: хозяйственная деятельность, личность человека, природные факторы. Причиной рисков являются недостаток информации, неопределенность будущего, непредсказуемость поведения делового партнера.

Анализ риска подразделяют на два  взаимно дополняющих друг друга  вида: качественный и количественный.

Качественный анализ представляет собой идентификацию всех возможных рисков. Качественный анализ может быть сравнительно простым, его главная задача – определить факторы риска, этапы работы, при выполнении которых риск возникает, и т.д. Проводя анализ риска, следует определить степень риска. Риск может быть:

  • допустимым – имеется угроза полной потери прибыли от реализации планируемого проекта;
  • критическим – возможно непоступление не только прибыли, но и выручки и покрытие убытков за счет средств предпринимателя;
  • катастрофическим – возможны потери капитала, имущества и банкротство предпринимателя.

Количественный анализ – это определение конкретного размера денежного ущерба отдельных подвидов финансового риска и финансового риска в совокупности.

В абсолютном выражении риск может определяться величиной возможных потерь в материально-вещественном (физическом) или стоимостном (денежном) выражении.

В относительном выражении риск определяется как величина возможных  потерь, отнесенная к некоторой базе, в виде которой наиболее удобно принимать либо имущественное состояние предприятия, либо общие затраты ресурсов на данный вид предпринимательской деятельности, либо ожидаемый доход (прибыль).

В основе оценки финансовых рисков лежит  нахождение зависимости между определенными  размерами потерь предприятия и вероятностью их возникновения. Эта зависимость находит выражение в строящейся кривой вероятностей возникновения определенного уровня потерь (кривой риска). Для построения кривой риска применяются различные способы: статистический; анализ целесообразности затрат; метод экспертных оценок; аналитический способ; метод аналогий.

СПОСОБЫ СНИЖЕНИЯ ФИНАНСОВОГО  РИСКА

 

Высокая степень финансового риска  приводит к необходимости поиска путей ее искусственного снижения. Общеприняты следующие четыре универсальных способа снижения любого финансового риска:

1) распределение риска между  участниками проекта;

2) самострахование (передача части  риска всем соискателям прибыли  от данного проекта);

3) страхование (заключение договора  со специализированной страховой фирмой);

4) резервирование средств на  покрытие непредвиденных расходов.

 

 

 

 

 

 

 

Финансовая  отчетность и оценка финансового  положения предприятия

 

ВВЕДЕНИЕ

Финансовая отчетность – это совокупность форм отчетности, составленных на основе данных финансового учета с целью предоставления внешним и внутренним пользователям обобщенной информации о финансовом положении предприятия в форме удобной для принятия этими пользователями определенных деловых решений.

В странах с развитой рыночной экономикой в бухгалтерском учете принято выделять два направления:

бухгалтерский управленческий учет и  бухгалтерский финансовый учет.

Бухгалтерский управленческий учет предназначен для ведения учета с целью  подготовки внутренней отчетности, необходимой  для внутреннего управления компанией, не предназначенной для внешних пользователей, являющейся коммерческой тайной, секретность которой охраняется законом. К такой информации в первую очередь относится информации о затратах предприятия по выпуску готовой продукции, работ, услуг.

Бухгалтерский финансовый учет предназначен для ведения учета с целью составления открытой к публикации финансовой отчетности, необходимой для анализа финансового положения предприятия заинтересованными пользователями.

ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ОТЧЕТНОСТИ

 

Финансовая отчетность в условиях рыночных отношений представляет интерес  для двух групп внешних пользователей: непосредственно заинтересованных в деятельности компании и опосредственно заинтересованных в ней.

К первой группе относятся:

  • существующие и потенциальные собственники средств предприятия, которым необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственных средств предприятия и оценить эффективность использования ресурсов компании;
  • существующие и потенциальные кредиторы, использующие отчетность для оценки целесообразности предоставления или продления кредита, определения условий кредитования, усиления гарантий возврата кредита, оценки доверия к предприятию как к клиенту;
  • поставщики и покупатели, определяющие надежность деловых связей с данным клиентом;
  • государство, прежде всего в лице налоговых органов, которые проверяют правильность составления отчетных документов, расчета налогов, определяют налоговую политику;
  • служащие компании, интересующиеся данными отчетности с точки зрения уровня их заработной платы и перспектив работы на данном предприятии.

Вторая группа пользователей финансовой отчетности – это те, кто непосредственно  не заинтересован в деятельности компании. Однако, изучение отчетности им необходимо для того, чтобы защитить интересы первой группы пользователей отчетности.

Ко второй группе относятся:

  • аудиторские службы, проверяющие соответствие данных отчетности соответствующим правилам с целью защиты интересов инвесторов;
  • консультанты по финансовым вопросам, использующие отчетность в целях рекомендации своим клиентам относительного помещения их капиталов в ту или иную компанию;
  • биржи ценных бумаг, оценивающие информацию, представленную в отчетности, при регистрации соответствующих фирм, принимающие решения о приостановке деятельности какой-либо компании, оценивающие необходимость изменения методов учета и составления отчетности;
  • законодательные органы;
  • юристы, нуждающиеся в отчетной информации для оценки выполнения условий контрактов, соблюдения законодательных норм при распределении прибыли и выплате дивидендов, а также для определения условий пенсионного обеспечения;
  • пресса и информационные агентства, использующие отчетность для подготовки обзоров, оценки тенденций развития и анализа деятельности отдельных компаний и отраслей, расчета обобщающих показателей финансовой отчетности;
  • торгово-производственные ассоциации, использующие отчетность для статистических обобщений по отраслям и сравнительного анализа и оценки результатов деятельности на отраслевом уровне;
  • профсоюзы, заинтересованные в отчетной информации для определения своих требований в отношении заработной платы и условий трудовых соглашений, а также для оценки тенденций развития отрасли, к которой относится данное предприятие.

К внутренним пользователям отчетности относятся высшее руководство компании, а также менеджеры соответствующих уровней, которые по данным отчетности определяют потребности в финансовых ресурсах, оценивают правильность принятых инвестиционных решений и эффективность структуры капитала, определяют основные направления политики дивидендов, составляют прогнозные формы отчетности и осуществляют предварительные расчеты финансовых показателей предстоящих отчетных периодов, оценивают возможности слияния с другой фирмой или ее приобретения, структурной реорганизации компании.

 

 

 

 

Два механизма, обеспечивающие связь предприятия  и финансового рынка через  финансовую отчетность

 

Финансовая отчетность в условиях рынка помимо инструмента оценки плановых заданий, сводки статистических данных и расчета налоговых отчислений должна стать средством взаимодействия предприятия и рынка, с тем чтобы рынок стал эффективным источником финансовых ресурсов для предприятия. Механизмами, обеспечивающими финансовой отчетности такую роль, являются: стандарты финансового учета и отчетности и аудиторская проверка.

Информация о работе Сущность, цели и задачи финансового менеджмента