Управление товарными запасами предприятия на примере торговой фирмы «Волга, Газель, УАЗ» ИП Гайнанова В.Р

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 21:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в том, что бы разработать мероприятия по совершенствованию управления товарными запасами, на примере торговой фирмы «Волга, Газель, УАЗ» ИП Гайнанова В.Р.
Для достижения указанной цели, были сформулированы следующие задачи:
1) рассмотреть понятие и экономическую сущность товарных запасов
2) провести анализ политики управления товарными запасами на примере конкретного торгового предприятия, а именно, проанализировать управление запасами на предприятии, оценить обеспеченность предприятия товарными запасами.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………
3
Теоретико-методологические аспекты управления товарными запасами….
5
1.1. Экономическая сущность товарных запасов…………………………….
5
1.2. Методология анализа запасов……………………………………………..
8
1.3. Политика управления запасами предприятия…………………………...
12
2. Анализ системы управления товарных запасов фирмы «Волга, Газель, УАЗ »ИП Гайнанова В.Р.........................................................................................
16
2.1. Краткая характеристика деятельности фирмы………………………….
16
2.2. Анализ динамики, структуры и эффективности использования товарных запасов….................................................................................................
20
2.3. ABC-анализ запасов………………………………………………………
27
2.4. Система управления запасами…………………………………………..
29
3. Совершенствование системы управления товарных запасов фирмы «Волга, Газель, УАЗ» ИП Гайнанова В.Р………………………………………..
36
3.1. Рекомендации по повышению эффективности использования запасов фирмы………………………………………………………………………………
36
3.2. Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий..……………………………………………………………………...
39
Заключение…………………………………………................................................
50
Список использованных источников……………………..………

Вложенные файлы: 1 файл

готовая.doc

— 1.09 Мб (Скачать файл)

министерство  образования и науки российской федерации

 

филиал  Федерального ГОСУДАРСТВЕННОго автономного  ОБРАЗОВАТЕЛЬНого УЧРЕЖДЕНИя

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

«казанский (приволжский) федеральный университет»

в г. набережные челны

 

Кафедра «Финансы и бухгалтерский учет»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

по дисциплине: «Финансовый менеджмент»

 

на тему: «Управление товарными запасами предприятия на примере торговой фирмы «Волга, Газель, УАЗ» ИП Гайнанова В.Р.»

 

 

 

 

 

Выполнил (а):

студент (ка) ЭФ

специальности 080105 ФиК 

группы 5416-а   

зач. книжка № 5090229  

Гайнанова А.Р.

 

Проверила:

Доцент кафедры  ФиБУ

Жарина Н.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

Набережные Челны - 2013 г.

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………

3

  1. Теоретико-методологические аспекты управления товарными запасами….

5

1.1. Экономическая сущность  товарных запасов…………………………….

5

1.2. Методология анализа запасов……………………………………………..

8

     1.3. Политика управления запасами предприятия…………………………...

12

2. Анализ системы управления товарных запасов фирмы «Волга, Газель, УАЗ »ИП Гайнанова В.Р.........................................................................................

16

      2.1. Краткая  характеристика деятельности фирмы………………………….

16

      2.2. Анализ  динамики, структуры и эффективности использования товарных запасов….................................................................................................

20

      2.3. ABC-анализ запасов………………………………………………………

27

      2.4. Система управления запасами…………………………………………..

29

3. Совершенствование системы управления товарных запасов фирмы «Волга, Газель, УАЗ» ИП Гайнанова В.Р………………………………………..

36

      3.1. Рекомендации  по повышению эффективности использования запасов фирмы………………………………………………………………………………

36

      3.2. Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий..……………………………………………………………………...

39

Заключение…………………………………………................................................

50

Список использованных источников……………………..………………………

53

Приложения…….………………………………………………………………….

54


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Управление запасами, как самостоятельное направление  стало развиваться в начале 1920 г. Постепенное накопление материала  привело в 1950-1960 гг. к формированию теории управления запасами, ориентированной  на оптимизацию уровня запасов в организации.

Глубокие изменения  в экономике поставили предприятия  перед необходимостью адаптации  к современным экономическим  условиям. Успех фирмы на рынке зависит от степени ориентации на потребителя, то есть от того, насколько грамотно и точно, фирма удовлетворяет платежеспособный спрос.

Фирмы стремятся увеличить  оборачиваемость запасов, чтобы  при меньшей площади складов  и меньших затрат на содержание запасов, получить наибольший объем продажи  и, следовательно, прибыли. Разумеется, идеальной была бы продажа "с колес", без всякого хранения. Однако, такая торговля многими видами товаров, невозможна, поэтому оборачиваемость запасов, является важным критерием, который тщательно анализируется фирмами.

Современные предприятия  уже включили управление запасами в  состав основных направлений активно осуществляемой стратегии своего поведения в рыночной среде и стараются используют данный фактор повышения конкурентоспособности. Анализ существующей практики хозяйствования на предприятиях показывает, что общим ориентиром в управлении запасами является их минимизация в допустимых пределах, приводящая к ускорению оборота собственных и привлеченных средств, повышение на этой основе конкурентоспособности, упрочение и расширение своей ниши на рынке товаров, работ и услуг.

Актуальность данной темы заключается в том, что эффективное управление в современных условиях рынка - необходимое условие повышения эффективности бизнеса, создания, развития и реализации конкурентных преимуществ.

Актуальность проблемы оптимизации запасов предприятия и эффективного управления ими обусловлена тем, что состояние запасов оказывает определяющее влияние на конкурентоспособность предприятия, его финансовое состояние и финансовые результаты.

Цель курсовой работы состоит в том, что бы разработать  мероприятия по совершенствованию управления товарными запасами, на примере торговой фирмы «Волга, Газель, УАЗ» ИП Гайнанова В.Р.

Для достижения указанной  цели, были сформулированы следующие  задачи:

1) рассмотреть понятие и экономическую сущность товарных запасов

2) провести анализ  политики управления товарными  запасами на примере конкретного  торгового предприятия, а именно, проанализировать управление запасами на предприятии, оценить обеспеченность предприятия товарными запасами.

3) выявить направления  совершенствования политики управления товарными запасами и разработать конкретные предложения по повышению эффективности управления товарными запасами фирмы «Волга, Газель, УАЗ» ИП Гайнанова В.Р.

Объектом исследования является торговая фирма «Волга, Газель, УАЗ» ИП Гайнанова В.Р. Основным видом деятельности данной фирмы является реализация автомобильных запасный частей.

Предметом анализа является управление товарными запасами.

В качестве теоретической базы была использована литература таких авторов как Бланк И.А., Бродецкий, Г.Л., . Дородников, В.Н., Самсонова, С.Д., Савицкая Г.В и т.д., а в качестве информационной базы была использована внутренняя документация фирмы, в частности Журнал учета товаров, первичная документация по заготовлению и наличию на предприятии товарных запасов, товарные накладные, счета-фактуры; компьютерное программное обеспечение «1С: торговля и склад». В силу того, что фирма работает по упрощенной системе налогообложения, она освобождается от ведения бухгалтерского учета, поэтому в информационную базу не были включены формы бухгалтерской отчетности.

 

  1. Теоретико-методологические аспекты управления товарными запасами

 

    1. Экономическая сущность запасов

 

Для осуществления непрерывного процесса товарного обращения на предприятиях как оптовой, так и розничной торговли, необходимы определенные товарные запасы.

Товарный запас - это  совокупность товарной массы, которая  находится в сфере обращения и предназначена для продажи. Товарные запасы выполняют несколько функций в экономике. В частности, они:

  • обеспечивают непрерывность процесса обращения, а, следовательно, и производства, в процессе которых происходит их систематическое образование и расходование;
  • удовлетворяют платежеспособный спрос населения, поскольку являются одной из форм товарного предложения;
  • характеризуют соотношение между объемом и структурой спроса и товарного предложения.

С одной стороны, если на складе предприятия скапливаются значительные объемы товарных запасов, то это, прежде всего, говорит о неэффективном функционировании предприятия или же о неэффективном управлении именно товарными запасами на предприятии. Однако существует целый ряд причин, обуславливающих необходимость образования товарных запасов. Во-первых, это непрерывность процессов обращения с одной стороны и в ряде случаев сезонностью производства и потребления с другой стороны. Действительно, если спрос на какое-либо экономическое благо более-менее постоянен в течение года, то некоторые производства носят сезонный характер (например, сельскохозяйственное производство). И наоборот, если спрос на изделия колеблется в зависимости от сезона, например, спрос на одежду, то производство таких изделий должно производится в течение всего года, так как, возможно, что за сезонный период предприятия просто не смогут нарастить производственные мощности до такого уровня, чтобы за короткий период времени удовлетворить весь платежеспособный спрос. Более того, при организации производства таким образом значительно ухудшается его динамика, равномерность, периодически возникают такие явления как сезонная безработица. Это, безусловно, отрицательно сказывается на экономической конъюнктуре, поэтому предприятия стремятся избегать таких диспропорций.

Во-вторых, определенное наличие товарных запасов связано  и с некоторыми особенностями  организации функционирования предприятий розничной торговли. В большинстве случаев они расположены в разных местах с самим производством. Поэтому, на предприятия торговли товары необходимо доставлять с помощью транспортных средств. Естественно, что привозить по одной единице какого-нибудь товара на точку реализации - крайне нерационально. Наоборот, чем больше будет партия завозимого за один рейс товара, тем ниже будут коммерческие расходы по транспортировке груза. Правда, здесь необходимо сделать оговорку, что размер завозимой партии с точки зрения максимальной эффективности организации производства все-таки имеет достаточно четко определенный конечный размер. Это происходит вследствие того, что в связи с ростом завозимой партии будут увеличиваться издержки, связанные с хранением товара. В результате в определенный момент уровень этих издержек превысит расходы на транспортировку товара, что сделает невыгодным дальнейшее наращивание товарных запасов.

Наконец, одними из причин создания товарных запасов являются возможность колебания спроса на товар, существование вероятности определенного скачка оптовых цен на товар, а также некоторые другие причины, связанные с текущей рыночной конъюнктурой.

В настоящий момент существует достаточно развитая классификация товарных запасов. Например, в зависимости от особенностей обращения выделяют:

  • товарные запасы текущего хранения, которые предназначены для удовлетворения повседневной потребности торговли в бесперебойной продаже товаров для населения. Эта группа товаров постоянно и равномерно пополняется;
  • запасы товаров сезонного накопления и досрочного завоза, что связано с сезонностью производства и потребления отдельных групп товаров. Иногда эту группу товаров разделяют на две группы: сезонные запасы и целевые запасы, которые включают в себя досрочный завоз товаров для определенных целей.

С точки зрения современной  теории логистики различают несколько иную классификацию товарных запасов. Они также делятся на текущие и сезонные запасы, причем последние рассматриваются в широком смысле, то есть в их состав входят целевые запасы, а также на страховые запасы, которые предназначены для непрерывного обеспечения товарами в случае возникновения различных непредвиденных обстоятельств.

Таким образом, существование  товарных запасов как категории  товарного обращения обусловлено необходимостью обеспечения нормального процесса обращения товаров.

До момента продажи  любой товар относится к категории  товарного запаса. С экономической  точки зрения эта форма существования  товара является статичной (физически  он может находиться в движении). Это обстоятельство, в частности, означает, что товарный запас является величиной моментной. Товарные запасы меняют свой размер — они постепенно вовлекаются в товарооборот, продаются, перестают быть запасами. Но поскольку товарные запасы замещаются другими партиями товаров, т.е. регулярно возобновляются, они являются постоянно существующей величиной, размер которой варьирует в зависимости от конкретных хозяйственных условий.

Кругооборот товаров, смена  статичной формы запаса динамичной формой товарооборота составляют экономическое содержание процесса товарооборачиваемости.

 

 

 

 

    1. Методология анализа запасов

 

В торговых компаниях, осуществляющих розничную продажу товаров населению, товарные запасы служат гарантией бесперебойной  торговли и наиболее полного удовлетворения потребительского спроса. Эффективное управление товарными запасами невозможно без постоянного их анализа. 

Анализ товарных запасов  позволяет в конкретных ситуациях  находить оптимальное решение проблем, возникающих у торговой компании в связи с низкой оборачиваемостью товаров и большим объемом товарных запасов, что препятствует получению ожидаемой прибыли и снижает эффективность работы торгового предприятия. 

Анализ товарных запасов  нужен, чтобы определять, насколько  соответствует фактический объем товарных запасов установленным в компании нормативам как по отдельным товарным группам, так и в целом, находить причины отклонений, выявлять изменения в товарных запасах, а также особенности спроса на отдельные товары. 

Анализ товарных запасов должен проводиться с учетом назначения товарных запасов, их местонахождения, состава товаров. В ходе анализа товарных запасов используются показатели, которые характеризуют состояние товарных запасов в натуральном и стоимостном выражении, их обеспеченность, эффективность использования средств в товарных запасах. Состояние товарных запасов может быть выражено объемными показателями (сумма или количество товарных запасов) и удельными показателями, когда товарные запасы выражаются в днях оборота. Обеспеченность товарными запасами можно узнать, сравнивая фактическое наличие товарных запасов (в днях оборота и в сумме) с установленными нормативами. Эффективность использования средств, вложенных в товарные запасы, определяется показателями оборачиваемости и рентабельности. 

Информация о работе Управление товарными запасами предприятия на примере торговой фирмы «Волга, Газель, УАЗ» ИП Гайнанова В.Р