Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 07:25, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование особенностей деятельности страховых организаций на финансовом рынке Республики Казахстан.
Для достижения данной цели необходимо рассмотреть и решить некоторые задачи:
рассмотреть теоретические основы деятельности страховых организаций на финансовом рынке;
проанализировать особенности деятельности страховых организаций на финансовом рынке Республики Казахстан;
выявить основные проблемы и перспективы развития страхового рынка Республики Казахстан в условиях мирового финансового кризиса.
В 2006-2007 гг. в период банковского роста крупнейшими игроками на рынке ДС от прочих финансовых убытков, предсказуемо, были организации, связанные с БВУ: АО «СК «Альянс Полис», АО «БТА Страхование», дочерние структуры «Народного Банка», «Евразийского Банка» и Банка «Каспийский».
По итогам 2008 г. видно, что рынок по данному продукту «рухнул». Сборы значительно упали – в 3 раза по сравнению с 2007 годом, что позволило АО «СК «ЭйАйДжи Казахстан», имеющего более стабильных клиентов, войти в первую пятерку. АО «Нефтяная страховая компания» не является значимым игроком в данном сегменте.
Продукт ДС имущества вышел на первое место по доле на рынке, сохранив поступательную тенденцию прошлых периодов. Это объясняется доминированием в данном сегменте компаний, связанных с реальным сектором, в частности, АО «СК «Евразия» («Eurasian Natural Resources Corporation», ENRC), АО «Виктория» («Мангистаумунайгаз»), АО «СК «ЭйАйДжи Казахстан».
Доля АО «НСК», осталась на прежнем уровне: в 2006 г. – 4,86%, в 2008 г. – 4,37%, поднявшись в рейтинге с 9-го места в 2006-2007 гг. на 7-е место в прошлом году.
Табл.3. Рейтинг компаний по крупным продуктам: ДС имущества
№ |
Наименование компании |
Доля рынка |
Рейтинг |
Общая премия, тыс. тг |
2006 г. |
||||
1. |
АО "Нефтяная страховая компания" |
4.86% |
9 |
1 226 878 |
2. |
Крупные конкуренты: |
|||
|
13.15% |
1 |
3 321 587 | |
|
12.52% |
2 |
3 163 828 | |
|
11.77% |
3 |
2 973 466 | |
|
10.62% |
4 |
2 684 298 | |
|
10.19% |
5 |
2 574 593 | |
|
7.73% |
6 |
1 952 921 | |
|
6.41% |
7 |
1 620 200 | |
Итого НСК и конкуренты |
19 517 771 | |||
2007 г. |
||||
1. |
АО "Нефтяная страховая компания" |
3.80% |
9 |
1 387 077 |
2. |
Крупные конкуренты: |
|||
|
25.98% |
1 |
9 476 490 | |
|
10.98% |
2 |
4 006 569 | |
|
9.13% |
3 |
3 329 668 | |
|
9.04% |
4 |
3 298 323 | |
|
8.33% |
5 |
3 038 683 | |
|
8.17% |
6 |
2 978 952 | |
|
5.44% |
7 |
1 984 154 | |
Итого НСК и конкуренты |
29 499 916 | |||
2008 г. |
||||
1. |
АО "Нефтяная страховая компания" |
4.37% |
7 |
1 599 410 |
2. |
Крупные конкуренты: |
|||
|
28.74% |
1 |
10 519 777 | |
|
12.71% |
2 |
4 651 811 | |
|
9.24% |
3 |
3 381 198 | |
|
9.18% |
4 |
3 359 526 | |
|
8.36% |
5 |
3 060 381 | |
|
5.69% |
6 |
2 082 907 | |
|
3.53% |
8 |
1 292 878 | |
Итого НСК и конкуренты |
29 947 888 |
Добровольное страхование гражданско-правовой ответственности вышло на 2-е место по итогам 2008 г. Безусловным лидером в данном сегменте является АО «СК «Виктория», контролировавшая почти 28% рынка в 2007г. и свыше 45% в 2008 г.
Доля АО «НСК» снизилась с 1,68% в 2006 г. до 1,09% в 2008 г.
Табл.4 Рейтинг компаний по крупным продуктам: ДС ГПО
№ |
Наименование компании |
Доля рынка |
Рейтинг |
Общая премия, тыс. тг | |||
2006 г. |
|||||||
1. |
АО "Нефтяная страховая компания" |
1.68% |
15 |
395 745 | |||
2. |
Крупные конкуренты: |
||||||
|
20.12% |
1 |
4 738 103 | ||||
|
16.43% |
2 |
3 867 371 | ||||
|
10.04% |
3 |
2 363 269 | ||||
|
9.12% |
4 |
2 147 442 | ||||
|
6.21% |
5 |
1 461 937 | ||||
|
5.69% |
6 |
1 340 898 | ||||
|
5.33% |
7 |
1 255 125 | ||||
Итого НСК и конкуренты |
17 569 890 | ||||||
2007 г. |
|||||||
1. |
АО "Нефтяная страховая компания" |
1.03% |
18 |
221 484 | |||
2. |
Крупные конкуренты: |
||||||
|
27.90% |
1 |
6 011 324 | ||||
|
18.56% |
2 |
3 999 584 | ||||
|
8.06% |
3 |
1 736 864 | ||||
|
6.35% |
4 |
1 368 936 | ||||
|
6.10% |
5 |
1 314 463 | ||||
|
5.17% |
6 |
1 113 339 | ||||
|
4.88% |
7 |
1 051 635 | ||||
Итого НСК и конкуренты |
16 817 629 | ||||||
2008 г. |
|||||||
1. |
АО "Нефтяная страховая компания" |
1.09% |
13 |
299 490 | |||
2. |
Крупные конкуренты: |
||||||
|
45.21% |
1 |
12 437 467 | ||||
|
15.37% |
2 |
4 227 492 | ||||
|
9.81% |
3 |
2 699 601 | ||||
|
6.07% |
4 |
1 671 081 | ||||
|
3.30% |
5 |
908 073 | ||||
|
2.73% |
6 |
750 615 | ||||
|
2.58% |
7 |
710 078 | ||||
Итого НСК и конкуренты |
23 703 897 |
1.4.2. Продукты «реального страхования»
К категории продуктов «реального страхования» можно отнести следующие виды:
1. ОС ГПО работодателя;
2. ОС ГПО владельцев транспортных средств;
3. ДС автомобильного транспорта;
4. ДС грузов;
5. ДС от несчастных случаев;
6 ДС на случай болезни.
Клиенты, осуществляющие взносы по данным видам страхования, как правило, действительно заинтересованы в получении страхового покрытия из экономической (добровольные виды) или юридической (обязательные виды) целесообразности. «Рыночные» страховщики играют в этих сегментах гораздо большую роль, хотя присутствие «дочерних» страховых организаций здесь также значительно в силу использования ими родительских каналов продаж, особенно при страховании ОС ГПО работодателя, ДС грузов и личных видов страхования.
Диаграмма 4. Динамика сборов по «реальным» видам страхования в 2006-1 кв.2009. «Малые» продукты со сборами до 3 млрд. тенге в квартал.
По итогам 2007 года общий сбор премий в классе обязательных видов страхования составил 19,7 млрд. тенге, или 13,3% от общего объема, в 2008 г. – 30,0 млрд. тенге или 22,5% от всех премий.
В 2008-2009 гг. ввиду «коррекции» рынка страхования наблюдалось падение объемов по указанным на Диаграмме 4 продуктам, за исключением ОС ГПО владельцев транспортных средств, который продолжил рост до рекордного уровня 4,8 млрд. тенге в 4 кв. 2008 года. Последний и в дальнейшем имеет потенциал роста.
Ниже представлена диаграмма по другим видам «реального» страхования с учетом ГПО работодателя.
Диаграмма 5. Динамика сборов по «реальным» видам страхования в 2006-1 кв. 2009 гг. ОС ГПО работодателя, ДС НС, ДС на случай болезни: тренды.
ГПО работодателя (10,7 млрд. тенге за 2008 год) - единственный продукт, чьи сборы за квартал превысили 5 млрд. тенге. Тренд по ГПО работодателя за 2006-2008 гг. показывает усредненный рост сборов по этому виду страхования от 1,6 млрд. тенге в квартал в 1 кв. 2006 г. до 2,9 млрд. тенге в квартал в 1 кв. 2009 г., т.е. почти в 2 раза за 3 года.
Вместе с тем в этом виде по-прежнему имеются проблемы, которые могут потребовать дальнейших изменений законодательства. Дело в том, что в обязательном страховании ГПО работодателя участвуют страховщики сразу из двух отраслей - общего страхования и страхования жизни. Поскольку в данном виде страхуется ответственность, то собирают премии компании по общему страхованию. Если же жизни и здоровью работника на производстве был нанесен ущерб, то страховой случай подпадает под компетенцию компаний по страхованию жизни. Именно они осуществляют выплаты и определяют размер премии, которую должна выплатить им компания non-life. При этом расчет премий каждой компанией life ведется примерно по одной методике, однако порой результаты весьма сильно разнятся.
Это вызывает недоумение компаний по общему страхованию, которые в одном случае платят больше, а в другом меньше. Неурегулированность данного вопроса законодательством порождает споры и затягивает процесс получения выплат пострадавшим работникам. Для того чтобы разрешить сложившуюся ситуацию, регулятор предложил рассмотреть вопрос о передаче данного вида страхования в руки компаний life. Споры вокруг этого предложения не утихают уже больше года. Компании non-life отстаивают свои права, не желая отказываться от прибыльной деятельности и предлагая собственные пути решения данной проблемы.
Табл.5. Рейтинг компаний по крупным продуктам: ОС ГПО работодателя
№ |
Наименование компании |
Доля рынка |
Рейтинг |
Общая премия, тыс. тг |
2006 г. |
||||
1. |
АО "Нефтяная страховая компания" |
10.60% |
2 |
833 625 |
2. |
Крупные конкуренты: |
|||
|
22.26% |
1 |
1 750 495 | |
|
9.59% |
3 |
753 941 | |
|
7.53% |
4 |
592 428 | |
|
6.90% |
5 |
542 660 | |
|
5.70% |
6 |
448 016 | |
|
4.70% |
7 |
369 610 | |
|
4.16% |
8 |
327 506 | |
Итого НСК и конкуренты |
5 618 281 | |||
2007 г. |
||||
1. |
АО "Нефтяная страховая компания" |
13.55% |
2 |
1 163 001 |
2. |
Крупные конкуренты: |
|||
|
22.05% |
1 |
1 892 941 | |
|
9.36% |
3 |
803 726 | |
|
9.28% |
4 |
796 582 | |
|
4.39% |
5 |
376 505 | |
|
4.11% |
6 |
353 255 | |
|
3.98% |
7 |
341 434 | |
|
3.94% |
8 |
338 062 | |
Итого НСК и конкуренты |
6 065 506 | |||
2008 г. |
||||
1. |
АО "Нефтяная страховая компания" |
8.58% |
5 |
922 037 |
2. |
Крупные конкуренты: |
|||
|
22.86% |
1 |
2 454 965 | |
|
10.64% |
2 |
1 143 302 | |
|
9.29% |
3 |
997 718 | |
|
8.69% |
4 |
932 833 | |
|
4.52% |
6 |
485 523 | |
|
3.90% |
7 |
418 730 | |
|
3.89% |
8 |
417 863 | |
Итого НСК и конкуренты |
7 772 971 |
В данном сегменте АО «НСК» являлся вторым игроком после СК «Евразия» на протяжении 2006-2007 гг., т.е. фактически лидером среди «рыночных» компаний. В 2008 г. доля на рынке уменьшилась с 13,55% до 8,58% по сравнению с 2007 г., и в рейтинге со 2-го места «НСК» передвинулась на 5-е место.
Динамика долей «реальных» продуктов представлена на следующей диаграмме. Пики продаж по ОС ГПО работодателя приходятся на 3 кв. года ежегодно. Объясняется это просто, 1 июля 2005 г. был введен Закон об ОС ГПО работодателя, поэтому примерно в этот период летом работодатели либо заключают, либо пролонгируют договора. В целом по тренду, доля ОС ГПО стабильно росла с 4% в 1 кв. 2006 г. до 8% в 1 кв. 2009 г. По продукту ДЛС на случай болезни также наблюдается восходящий тренд с незначительным ростом доли в 1 кв. года, что также может объясняться заключением работодателями договоров по медицинскому страхованию работников именно в начале календарного года. Доли ДС автомобильного транспорта и ДЛС от несчастных случаев остаются относительно на одном уровне.
Диаграмма 6. Динамика долей продуктов «реального страхования» на рынке в 2006-1 кв. 2009 гг.
Начиная с 25 мая 2007 года, то есть после принятия соответствующих поправок в законодательство, для отечественных страховщиков наиболее актуальным вопросом в сегменте обязательного страхования ГПО автовладельцев стала подготовка к работе по новым повышенным тарифам. Старые тарифы, которые действовали при покупке полисов вплоть до 26 ноября 2007 года, были утверждены еще в 1996 году. С того момента вырос как уровень инфляции, так и минимальный расчетный показатель. Согласно новым тарифам минимальная цена полиса составляет около 13 тыс. тенге
Одним из главных условий продолжения деятельности в ГПО автовладельцев является наличие разветвленной филиальной сети. По словам представителей крупных игроков рынка, даже им, уже имевшим за спиной солидную сеть, было над чем поработать, что уж говорить о небольших страховых компаниях, которым сегодня приходится нести серьезные дополнительные затраты.
При этом, по мнению специалистов, окупятся они не быстро, а потому вполне возможно, что количество страховщиков, продающих полисы автовладельцам, сократится. После внедрения в ноябре 2007 года новых тарифов от лицензии в этом виде уже отказались специализирующиеся на медицинском страховании «БТА забота» и Interteach. Остальные компании постарались выполнить необходимые требования. В том числе и по созданию единой базы данных, которая позволит страховщикам дифференцированно рассчитывать полис каждого клиента в зависимости от его дисциплинированности на дорогах.
Еще одно нововведение в обязательном страховании ГПО автовладельцев - прямое урегулирование убытков. По этой схеме, водитель вправе сам выбирать страховщика, с которым он будет иметь дело при ДТП. Так, при наступлении страхового случая ущерб пострадавшему будет выплачивать компания, которая его застраховала. Она же, в свою очередь, будет предъявлять требования страховщику виновника. Для того чтобы между компаниями не возникало судебных разбирательств, закон предусмотрел возможность досудебного решения дел.
Информация о работе Государственное регулирование страховой деятельности в Республике Казахстан