Государственное финансовое регулирование деятельности естественных монополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 12:38, курсовая работа

Краткое описание

Существует огромное количество различных рыночных состояний, что позволяет говорить о несовершенстве рынков и рассматривать монополистическую составляющую в качестве причины этого несовершенства.
Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными. Монопольное положение является желанным для каждого производителя (предпринимателя), т.к. позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. А также монопольное положение дает возможность производителю (предпринимателю) самостоятельно ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара и влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен для получения более высокой прибыли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Организационные основы государственного финансового регулирования деятельности естественных монополий 5
1.1 Понятие, сущность и виды естественных монополий 5
1.2 Государственное финансовое регулирование: сущность и методы 9
1.3 Органы, регулирующие деятельность субъектов естественных монополий 20
1.4 Методы регулирования естественных монополий 23
2 Анализ современного состояния государственного финансового регулирования деятельности естественных монополий в России 32
2.1 Направления государственной финансовой регулирующей деятельности естественных монополий 32
2.2 Общая характеристика естественных монополий в Российской Федерации 34
2.3 Анализ предоставления услуг и тарифов естественных монополий в России 37
3 Перспективы государственного финансового регулирования деятельности естественных монополий 44
3.1 Проблемы государственного финансового регулирования деятельности естественных монополий 44
3.2 Перспективы развития естественных монополий 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53

Вложенные файлы: 1 файл

24.12.doc

— 461.00 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра учета и финансов

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансы»

 

 

 

Государственное финансовое регулирование деятельности естественных монополий

 

Направление 080100 «Экономика»

Профиль «Финансы и кредит»

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель: старший преподаватель, кафедры учета и финансов

Маврина Наталья _______________ Александровна

«__»__________20__г

 

Курсовую работу выполнил:

студент группы Э-303, курс 3

очной формы обучения

 

Данилова Мария _______________ Андреевна

«__»__________20__г

 

Дата защиты_____________________

 

Оценка________________________


 

 

 

 

 

Челябинск

2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1 Организационные основы государственного финансового регулирования деятельности естественных монополий                                                                   5

1.1 Понятие, сущность и виды естественных монополий                            5

1.2 Государственное финансовое  регулирование: сущность и методы      9

1.3 Органы, регулирующие деятельность субъектов естественных монополий                                                                                                      20

1.4 Методы регулирования естественных монополий                                23

2 Анализ современного состояния государственного финансового регулирования деятельности естественных монополий в России                    32

2.1 Направления государственной финансовой регулирующей деятельности естественных монополий                                                       32

2.2 Общая характеристика естественных монополий в Российской Федерации                                                                                                       34

2.3 Анализ предоставления услуг и тарифов естественных монополий в России                                                                                                              37

3 Перспективы государственного финансового регулирования деятельности естественных монополий                                                                                         44

3.1 Проблемы государственного финансового  регулирования  деятельности естественных монополий                                                    44            

3.2   Перспективы развития естественных монополий                              49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                         52

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                                53

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Существует огромное количество различных рыночных состояний, что позволяет говорить о несовершенстве рынков и рассматривать монополистическую составляющую в качестве причины этого несовершенства.

Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными. Монопольное положение является желанным для каждого производителя (предпринимателя), т.к. позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. А также монопольное положение дает возможность производителю (предпринимателю) самостоятельно ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара и влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен для получения более высокой прибыли.

Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется один-единственный продавец и отсутствует возможность для вхождения других.

Тема естественных монополий является одной из самых актуальных в странах с рыночной экономикой, т.к от действия естественных монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества. Особенно можно выделить Российскую Федерацию, где законодательная база далеко не идеальна и достаточно нестабильное социально- экономическое положение. Для обеспечения высокого уровня жизни и построения стабильной экономики в государстве, нужно особенно учитывать фактор естественных монополий.

Целью данной курсовой работы является – выявить проблемы государственного финансового регулирования деятельности естественных монополий в Российской Федерации и определить перспективы. Исходя из цели необходимо решить следующие задачи:

    • обобщить организационные основы государственного финансового регулирования деятельности естественных монополий;
    • проанализировать состояние государственного финансового регулирования деятельности естественных монополий в Российской Федерации;
    • выявить проблемы государственного финансового регулирования деятельности естественных монополий;
    • определить перспективы развития естественных монополий.

Объектом исследования является деятельность естественных монополий в Российской Федерации.

Предметом изучения является государственное финансовое регулирование деятельности естественных монополий в РФ.

При написании курсовой работы были применены такие методы научного исследования, как изучение научной литературы по выбранной теме,  анализ нормативно-правовой базы, аналитический метод, табличный метод, метод обобщения.

Нормативной, теоретической и методической основой исследования являются нормативно-правовые акты, учебные пособия российских и зарубежных авторов, статьи из экономических журналов, интернет-сайты.

Работа состоит из трех глав. В первой главе рассмотрены организационные основы государственного финансового регулирования деятельности естественных монополий, во второй главе проанализировано современное состояние государственного финансового регулирования деятельности естественных монополи, в третьей главе выделены проблемы государственного финансового регулирования деятельности естественных монополий и определены перспективы развития естественных монополий.

 

 

 

1 Организационные основы государственного финансового регулирования деятельности естественных монополий

 

1.1 Понятие, сущность и виды естественных монополий

 

Государство, разными методами (правовыми, административными, экономическими, пропагандистскими) регулирует и контролирует деятельность экономических субъектов.

На современном рынке часто встречается ситуация, когда одна фирма полностью контролирует предложение одного товара, поскольку для покупателя не существует более или менее близкого, взаимозаменяемого с ним товара.

Монополия - (от греч. mono - один, poleo - продаю) исключительное право в определённой области государства, организации, фирмы. Обращаясь к монополии как к виду экономической структуры рынка, ее следует рассматривать как определенный тип экономических отношений, который дает возможность одному из участников этих отношений диктовать свои условия на рынке определенного товара [5].

Монополия представляет собой сложное, многоплановое явление, поэтому при ее определении целесообразно применять комплексный подход. Как правило, используется троякое определение монополии, а именно монополия определяется как:

  • такая рыночная структура или рыночная ситуация, когда имеется только один продавец какого-либо товара (при отсутствии заменителей этого товара) и множество покупателей;
  • исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности, предоставляемое только определенному лицу, группе лиц;
  • крупная компания, корпорация, объединяющая несколько компаний и достигающая благодаря этому положения на рынке определенного товара или группы товаров, когда рынок имеет только одного продавца и множество покупателей [7.8].

В таблице 1.1 представлены виды монополий, которые различают в экономической теории [9].

Таблица 1.1 – Виды монополий в экономической теории

Вид монополии

Характеристики

Чистая монополия

ситуация с единственным продавцом товара, не имеющего близких заменителей. Понятие «чистая монополия» является абстракцией, так как практически отсутствуют продукты, у которых нет заменителей. Ситуация с чистой монополией скорее характерна для местного рынка, чем для общенационального, так как на местном рынке некоторые услуги могут быть расценены как услуги единственного продавца товара, не имеющего близких заменителей

Закрытая монополия

монополия, защищенная от конкуренции с помощью юридических ограничений, патентной защиты, института авторских прав;

Естественная монополия

отрасль, в которой долгосрочные средние общие издержки достигают минимума лишь тогда, когда фирма обслуживает весь рынок целиком. В этой ситуации разукрупнение фирмы приведет к потере эффективности и экономии от эффекта масштаба;

Открытая монополия

фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо, обычно нового, товара, не обладая специальной защитой от конкуренции. Открытая монополия будет существовать до тех пор, пока не появится другой производитель аналогичной продукции;

Простая монополия

фирма-монополист продает свою продукцию по одной цене всем потребителям


Проанализируем подробнее естественные монополии. Отрасль является естественной монополией, если одна фирма обеспечивает рынок каким-либо товаром или услугой с меньшими издержками, чем это удалось бы двум или более конкурентам. Другими словами, при любом объеме выпуска увеличение числа фирм-производителей ведет к уменьшению объема выпуска каждой и к увеличению средних совокупных издержек. Товары, производимые естественной монополией, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые естественной монополией, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Примером естественной монополии может служить водо- и газоснабжение, услуги местной телефонной компании [9].

Естественная монополия характеризуется ситуацией на рынке, при которой потребительский спрос может быть наилучшим образом удовлетворен только одной или небольшой группой фирм. Здесь важная роль отводится технологическим особенностям производства и системе потребительского обслуживания. В данном случае конкуренция не имеет практического смысла и даже может быть нежелательна. Например, такие отрасли как электроэнергетика, телефонная, почтовая и радиотелевизионная связь имеют в своем составе небольшое число, а может и единственное предприятие, которое, несомненно, является монополистом. Для того чтобы наиболее полно охарактеризовать естественную монополию, необходимо рассмотреть ее основные признаки:

1) фирмы, естественные монополисты, наиболее эффективно функционируют в том случае, когда на рынке отсутствует конкуренция. Дело в том, что это позволяет экономить на масштабах производства вследствие очень высоких издержек. Примером может служить транспортная отрасль. Услуги перевозок тем ниже, чем большую величину составляет количество перевозимых людей и грузов. Иными словами, стоимость единицы транспортной услуги находится в обратной зависимости от числа ее потребителей;

2) барьеры входа на  рынок для других фирм. Издержки, связанные с осуществлением функционирования естественной монополии, настолько высоки, что деятельность аналогичных по специализации фирм в принципе не может быть окуплена;

3) естественная монополия  характеризуется низкой эластичностью  спроса по цене. Товар, который  поставляет на рынок фирма-монополист, уникален и не имеет заменителей или близких по свойствам аналогов. Поэтому потребительский спрос на него не меняется в зависимости от динамики цены. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности покупателей, поэтому они в любом случае будут ее потреблять;

4) деятельность фирмы-монополиста  построена по сетевому принципу. Иными словами, головная организация  имеет широкие географические  и экономические связи со всеми  филиалами и дочерними структурами. Посредством этого фирма осуществляет контроль над рынком и механизмом его функционирования [13].

Естественные монополии встречаются в двух вариантах:

1. Природная монополия. Она  образуется посредством барьеров, создаваемых самой природой. Например, геологоразведочная компания открыла уникальный в своем роде источник природных ресурсов и приобрела в свою собственность участок земли, на котором это месторождение расположено.

2. Технико-экономические  монополии. Они появляются под  воздействием каких-либо технических  или экономических факторов. При этом имеет место эффект масштаба, что заставляет фирмы расширять зону своего влияния и собственные размеры в целях снижения затрат на единицу изготовленной продукции. Например, просто невозможно представить, чтобы в городе имелась не одна, а две или несколько сетей канализации или несколько способов поступления газа и света в каждую квартиру или любое другое помещение. Если бы так было, такая деятельность сопровождалась бы огромными издержками конкурирующих фирм [13].

Информация о работе Государственное финансовое регулирование деятельности естественных монополий