Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 17:14, дипломная работа
Цель работы оценить опыт налогового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов в РФ.
Для достижения указанной цели определены задачи:
1. Проанализировать налоговую нагрузку на хозяйствующие субъекты;
2. Проанализировать практику налогового регулирования хозяйствующих субъектов в России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ……………………………………………………………………...6
1.1 Сущность и значение налогов в системе государственного регулирования…………………………………………………………………….6
1.2 Механизм налогового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов в России……………………………………………………………..17
1.3 Ретроспективный анализ теорий налогообложения в России……….23
1.4 Зарубежный опыт налогового регулирования………………………..29
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРАКТИКИ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В РОССИИ……….38
2.1 Анализ налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты…………..38
2.2 Налоговая политика Администрации Новгородской области и ее влияние на деятельность хозяйствующих субъектов………………………..47
2.3 Специфика налогового регулирования на местном уровне………....55
2.4 Оценка воздействия налогового регулирования на деятельность хозяйствующих субъектов в РФ………………………………………………64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………75
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...79
Из данных таблицы 2.4 видно, что по юридическим лицам в 2010 г. по сравнению с 2009 г. произошло увеличение налоговой базы на 8114741 тыс. руб., что составляет 117%, это объясняется тем, что растет количество объектов недвижимости, и увеличивается инвентаризационная стоимость объектов.
2.3 Специфика налогового
регулирования на местном
Особое место в налоговой политике нужно уделить развитию муниципальной налоговой системы как основного финансового источника формирования местного самоуправления.
Сейчас важно перейти к таким действиям в формировании бюджетных и налоговых отношений, которые отвечали бы целям стабилизации экономики и гармонично сочетали дисциплину исполнения законов и свободу действий на местах.
Развитие местной налоговой системы, как и в целом налогообложения в России, требует совершенствования организации управления налоговыми и финансовыми службами.
К местным относятся налоги и сборы, вводимые в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.
Местные налоги и сборы всегда имеют большое значение при формировании доходной части бюджетов муниципального образования.
К местным налогам относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц.
Налог на имущество физических лиц. Налогообложение регулируется отдельным Законом РФ и решениями муниципальных образований. Сумма налога исчисляется налоговыми органами, а предоставляемые налоговые льготы подтверждаются самими налогоплательщиками. Правовое регулирование осуществляется Федеральным законом от 09 декабря 1991 г. №2003-I «О налогах на имущество физических лиц». Закон устанавливает предельные размеры ставок по налогу на имущество физических лиц, но при этом дает органам местного самоуправления право самостоятельно регулировать размер ставок в установленных пределах с учетом местных условий (уровень жизни населения, его платежеспособность, состояние жилого фонда). На протяжении ряда лет доля поступлений от налога на имущество физических лиц остается незначительной. Для увеличения налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц целесообразна разработка законодательного акта по установлению сроков регистрации объектов строительства и внесению изменений в налоговое и административное законодательство, которые устанавливали бы механизм привлечения физических лиц к ответственности за уклонение от регистрации имущественных прав на объекты недвижимости
Масштабом налога является инвентаризационная стоимость (как стоимостная характеристика) имущества. Налоговой базой считается суммарная инвентаризационная стоимость имущества. Налоговым периодом признается календарный год.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», законом РФ от 9 декабря 1991 г. №2003-1 «О налоге на имущество физических лиц» на территории Валдайского района установлены налоговые ставки в зависимости от стоимости имущества.
Местные органы власти устанавливают льготы по налогу на имущество, а также основания и порядок их применения.
Структура начислений налога на имущество физических лиц за 2008 - 2010 гг. на примере данных Межрайонной ИФНС России №10 по Новгородской области представлена в таблице 2.6.
Таблица 2.6
Структура начислений налога на имущество физических лиц
за 2008-2010гг.
Показатель |
Физические лица | ||||
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2010 г. к 2008 г. | ||
+/- |
% | ||||
Общая инвентаризационная стоимость (налоговая база), тыс.руб. |
2545682 |
2753452 |
3918220 |
+1372538 |
153,9 |
Сумма налога, тыс. руб. |
3097 |
4228 |
7890 |
+4793 |
254,8 |
Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением льгот, тыс. руб. |
2349 |
3198 |
5741 |
+3392 |
244,4 |
Проанализировав данные таблиц 2.5, видим, что в 2010 г. по сравнению с 2008 г. произошло увеличение налоговой базы на 1372538 тыс. руб., что составляет 153,9%. Динамика роста инвентаризационной стоимости (налоговой базы) обусловлена, прежде всего, увеличением числа объектов имущества и увеличением инвентаризационной стоимости объектов. Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет по физическим лицам на 4793 тыс. руб. (254,8%). Данное увеличение произошло в связи с изменением расчета данного налога, увеличением объектов имущества, приобретаемых физическими лицами, увеличением инвентаризационной стоимости объектов.
На основании решений органов местного самоуправления, ежегодно предоставляются налоговые льготы в виде освобождения от налогообложения физическим лицам. В 2010 г. в сравнении с 2008г. сумма предоставленных льгот по физическим лицам на 3392 тыс. руб. (244,4%). Согласно представленных таблиц наблюдается увеличение всех показателей налога на имущество по физическим лицам, что показывает эффективность работы инспекции.
Земельный налог. В главе 31 НК РФ изложены общие принципы налогообложения данным налогом.
Важнейшим перспективным источником расширения доходной базы местных бюджетов является совершенствование системы имущественных налогов, которые, в соответствии с мировой практикой, должны быть местными налогами. Основным направлением этого совершенствования должна стать модернизация земельного налога.
Земельный налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. 17
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления не позднее 1 марта этого года.
Структура начислений земельного налога по юридическим и физических лицам за 2008- 2010 г.г. на примере данных Межрайонной ИФНС России №10 по Новгородской области представлена в таблице 2.7, 2.8
Таблица 2.7
Структура начислений по земельному налогу за 2008-2010гг.
Показатель |
Юридические лица |
2010 г. к 2008 г. | |||
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. | |||
+/- |
% | ||||
Количество земельных участков, единиц |
887 |
1161 |
1388 |
+501 |
156,5 |
Кадастровая стоимость, тыс.руб. |
630275 |
1548516 |
2322774 |
+1692499 |
368,5 |
Налоговая база, тыс.руб. |
446901 |
1206803 |
1810205 |
+1363304 |
405,1 |
Сумма налога тыс.руб. |
5023 |
11145 |
14718 |
+9695 |
293 |
Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением льгот, тыс.руб. |
2594 |
4998 |
4407 |
+1813 |
169,9 |
Так же представлена структура начислений по земельному налогу физических лиц за 2008-2010 г.г.
Таблица 2.8
Структура начислений по земельному налогу за 2008-2010гг.
Показатель |
Физические лица |
2010 г. к 2008 г. | |||
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. | |||
+/- |
% | ||||
Количество земельных участков, единиц |
16939 |
19272 |
20019 |
+3080 |
118,2 |
Кадастровая стоимость, тыс.руб. |
1092008 |
1574759 |
1855364 |
+763356 |
169,9 |
Налоговая база, тыс.руб. |
949600 |
1190759 |
1488449 |
+538849 |
156,7 |
Сумма налога тыс.руб. |
2299 |
2394 |
2977 |
+678 |
129,5 |
Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением льгот, тыс.руб. |
427 |
768 |
917 |
+490 |
214,8 |
Данные таблицы 2.6, 2.7 свидетельствуют о том, что в 2010 г. по сравнению с 2008 г. значительно увеличились все показатели, как по юридическим, так и по физическим лицам. Количество земельных участков по юридическим лицам увеличилось на 501 единицу, что составляет 156,5%, по физическим лицам на 3080 единиц, что составляет 118,2%. Увеличение земельных участков в базе налоговых органов обусловлено созданием единой информационной системы баз данных в электронном виде. Органы Роснедвижимости и Росрегистрации передают данные о земельных участках в Управление Федеральной налоговой службы в десятидневный срок после проведения государственной регистрации права на земельный участок. Кадастровая стоимость за соответствующий период увеличилась на 1692499 тыс. руб. (368,5%) по юридическим лицам, на 763356 тыс. руб. (169,9%) по физическим лицам. Налоговая база увеличилась на 1363304 тыс. руб.(405,1%) по юридическим лицам, на 538849 тыс. руб.(156,7%) по физическим лицам. Рост данных показателей произошел в связи с увеличением кадастровой стоимости земельных участков. Начисления по земельному налогу по юридическим лицам в 2010 г. по отношению к 2008 г. увеличились на 9695 тыс. руб., что составляет 293%, по физическим лицам увеличились на 678 тыс. руб., что составляет 129,5%. Сумма налога, не поступившая в бюджет, в связи с предоставлением налогоплательщикам льгот увеличилась в 2010 г. в сравнении с 2008 г. на 1813 тыс. руб. (169,9%) по юридическим лицам, на 490 тыс. руб. (214,8%) по физическим лицам.
Данное увеличение обусловлено переоценкой органами Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости стоимости земельных участков. Увеличение нормативной стоимости земли, как следствие привели к увеличению кадастровой стоимости земли, налогооблагаемой базы, увеличению суммы налога, подлежащей к уплате в бюджет, а также суммы льготы, представленной юридическим и физическим лицам НК РФ и органами местного самоуправления. В большей степени увеличилась стоимость земельных участков производственного назначения.
Большое количество земель, которые могли бы являться источниками доходов муниципальных бюджетов, освобождено от уплаты земельного налога в связи с принятыми на федеральном уровне решениями. При этом часть земель не учитывается как объект налогообложения.18
В целях исправления такого положения необходимо исключить практику предоставления на федеральном уровне льгот по земельному налогу, а также по всем региональным и местным налогам. При этом одновременно отменить или компенсировать из федерального бюджета действующие льготы по этим налогам, установленные на федеральном уровне. С помощью данного подхода, возможно, вести полный государственный учет земель и стимулировать федеральные органы власти вовлекать их в хозяйственный оборот.
Подоходный налог, пожалуй, самый перспективный в смысле его продуктивности. При прочих равных условиях он легче других налогов контролируется налоговыми органами, от его уплаты сложнее уклониться недобросовестным налогоплательщикам.
Одновременно с этим именно в подоходном налоге с физических лиц наглядно реализуются такие важнейшие принципы построения налоговой системы, как всеобщность и равномерность налогового бремени. Указанные особенности подоходного налога накладывают на законодательные и исполнительные органы любой страны огромную экономическую и социальную ответственность за построение шкалы этого налога, установление размера необлагаемого минимума, налоговых льгот и вычетов.
Финансовой основой местного самоуправления19, является местный бюджет. Его доходная часть образуется за счет местных налогов и сборов, федеральных и региональных налогов по установленным нормативам; дотаций, субвенций, трансфертов, а также внебюджетных средств, привлеченных инвестиций, получаемых кредитных ресурсов, использования муниципальной собственности и других средств.
К собственным доходам местных бюджетов относятся: средства самообложения граждан, доходы от местных налогов и сборов, доходы от региональных налогов и сборов, доходы от федеральных налогов и сборов, безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы РФ, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, субсидии и иные межбюджетные трансферты и другие безвозмездные поступления, доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности, часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов, штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления, добровольные пожертвования, иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и решениями органов местного самоуправления.