Налоговое регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 17:14, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы оценить опыт налогового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов в РФ.

Для достижения указанной цели определены задачи:

1. Проанализировать налоговую нагрузку на хозяйствующие субъекты;

2. Проанализировать практику налогового регулирования хозяйствующих субъектов в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ……………………………………………………………………...6

1.1 Сущность и значение налогов в системе государственного регулирования…………………………………………………………………….6

1.2 Механизм налогового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов в России……………………………………………………………..17

1.3 Ретроспективный анализ теорий налогообложения в России……….23

1.4 Зарубежный опыт налогового регулирования………………………..29

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРАКТИКИ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В РОССИИ……….38

2.1 Анализ налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты…………..38

2.2 Налоговая политика Администрации Новгородской области и ее влияние на деятельность хозяйствующих субъектов………………………..47

2.3 Специфика налогового регулирования на местном уровне………....55

2.4 Оценка воздействия налогового регулирования на деятельность хозяйствующих субъектов в РФ………………………………………………64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………75

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...79

Вложенные файлы: 1 файл

Nalogovoe_regulirovanie.doc

— 452.50 Кб (Скачать файл)

Доходы Валдайского муниципального бюджета формируются в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством РФ и включают в себя: налоговые поступления, неналоговые поступления, безвозмездные и безвозвратные поступления.

При этом налоговые доходы включают в себя:

- налог на доходы физических  лиц по нормативу 38%;

- налоги на совокупный  доход (ЕНВД и единый сельхозналог);

- налоги на имущество (налог на имущество физических лиц и земельный налог);

 Неналоговые доходы:

- доходы от использования  муниципального имущества;

- госпошлина;

- доходы от оказания  платных услуг, от продажи активов;

- штрафы, санкции;

- возмещение ущерба.

Безвозмездные поступления: дотации, субсидии, субвенции.

ФНС РФ, как федеральный орган исполнительной власти – является органом выполняющем фискальную функцию по пополнению доходной части бюджетов, т.е. по сбору всех видов налогов, в том числе и поступающих в местные бюджеты. Работа по сбору налогов неразрывно связана с деятельностью по выявлению и пресечению налоговых правонарушений, совершаемых недобросовестными налогоплательщиками. Выявление и доказывание налоговых правонарушений в рамках налогового контроля возложены Налоговым кодексом РФ на ФНС РФ. Однако, не имея полномочий по проведению оперативно-поисковой работы по работе с недобросовестными налогоплательщиками, фактическая работа налоговых органов сводится к постановке на учет, различным формам контроля за правильным исчислением и своевременной уплатой налогов теми налогоплательщиками, которые сами в большинстве своем идут к налоговым инспекторам в инспекции.

 

2.4 Оценка воздействия  налогового регулирования на  деятельность хозяйствующих субъектов

В Российской Федерации местное самоуправление не только признается, но и гарантируется органами власти Федерации и ее субъектов, причем гарантии местного самоуправления могут быть общеполитические, морально-этические, а также более конкретные – экономические, юридические, организационные и др.

Во всех развитых странах основными стимулами к реформированию налогообложения является: стремление превратить налоговую систему в образец справедливости, простоты, эффективности и снять все налоговые преграды на пути экономического роста.

В России определены приоритетные направления налоговой политики, которые сводятся к формированию стимулов к повышению собираемости налогов.

Налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов экономической политики государства. С одной стороны, она обеспечивает формирование доходных источников бюджетов всех уровней. С другой стороны, меняя объемы финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, государство влияет на экономическое поведение налогоплательщиков, реализуя тем самым регулирующую функцию налогов.

Местные власти непосредственно влияют на объем соответствующих налоговых поступлений, создавая административные и экономические условия для развития малого бизнеса, что является предпосылкой увеличения налоговых поступлений в региональный и местные бюджеты. Исходя из этого, для региональных властей представляется целесообразным закрепление значительной части поступлений от налога, взимаемого в связи с использованием упрощенной системы налогообложения, в бюджеты муниципальных районов и городских округов.

Стимулирование предпринимательской активности, реализуемое местными властями, может способствовать решению как социальной задачи - снижению уровня безработицы и поддержанию уровня жизни населения, так и финансовой - повышению объема налоговых поступлений в региональный и местные бюджеты.

Финансовые ресурсы муниципального образования являются составной частью экономической основы местного самоуправления. Именно поэтому много зависит от состояния бюджета органов местного самоуправления, являющимся важнейшим рычагом, обеспечивающим надлежащее управление территорией.

Проводимая в России налоговая реформа является одним из важнейших факторов обеспечения экономического роста, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, привлечения в Россию полномасштабных иностранных инвестиций. Само понятие «реформа» несет в себе смысл переустройства чего-нибудь, в какой либо сфере общественной жизни, области знаний.

Необходимость проведения налоговых реформ объясняется следующими фактами. Проведение налоговой реформы должно быть основано на научных концепциях;

-должна быть четко  установлена цель реформы.

-отсутствует «системность»  проведения реформ, которая означает, что реформирование налоговой  системы должно проводиться комплексно, параллельно с проведением других реформ, таких, как административная, судебная и др.

- имеющиеся недостатки  во многом обусловлены тем, что  при разработке концепции налоговой  системы, налогового законодательства  в полной мере не был обеспечен  комплексный подход к проблеме налогообложения; не были учтены сложные взаимосвязи всех участников общественных отношений, складывающихся в процессе установления и взимания налогов. Отсутствие комплексного подхода при формировании налоговой системы РФ приводит к обострению экономических и социальных противоречий, бегству капитала за рубеж, развитию теневой экономики.

Причинами такого состояния налогового законодательства можно назвать следующие:

- В науке налогового  права нет концептуального единства. Отмечаются многовариантность, разнонаправленность, разноуровневость и коллизионность концептуальных подходов к построению, как отдельных институтов налоговых законов, так и всей системы актов в области финансовой деятельности государства.

- Несовершенство налогового  законодательства, связанное с текущими потребностям практики. Именно эта проблема совместимости проводимой налоговой политики и стремительно развивающейся экономики.

Важной государственной задачей является защита местных бюджетов от регионального налогового давления. Основная часть финансовых результатов, более 50%, сосредотачивается на уровне субъектов Федерации. При этом более 90% социальных федеральных программ финансируется из городских муниципальных и местных бюджетов. Практически полностью за счет этих бюджетов осуществляются программы жилищно-коммунального хозяйства. На уровне города формируется энергетическая политика в отношении промышленных предприятий, продовольственных закупок для населения, развития рыночной инфраструктуры. В таких условиях нельзя мирится с тем, что муниципальный бюджет, как и прежде, остается бесправным филиалом бюджета субъекта Федерации. Как и раньше, спускаются "с верху" расходные нормативы, в результате чего по несколько раз в течение года изменяются нормативы отчислений в местные бюджеты от федеральных и региональных налогов. В таких условиях трудно рассчитывать на стабильность местных бюджетов.

Вопросы формирования и совершенствования налоговой политики России в настоящее время приобретают особое значение. Реформы в этой сфере продолжаются уже довольно длительное время, на эти цели направляются значительные ресурсы; между тем полезный эффект от этой деятельности представляется, по меньшей мере, спорным.

Во-первых, практика не доказала правомерность выбора в качестве образца принятой в западных странах модели налоговой системы, основанной на высоком обложении доходов наемных работников (подоходными и социальными налогами) и на замене основных косвенных налогов налогом на добавленную стоимость (НДС). Общая сумма этих налогов, входящих в состав текущих затрат и инвестиционных расходов предприятий, делают большинство отраслей перерабатывающей промышленности России неконкурентоспособными не только на внешних, но и на российском рынке.

Во-вторых, по общему размеру налогового бремени (доля налогов в ВВП) Россия ориентируется на «налогоперегруженные» развитые страны, в то время как реально на мировых рынках мы конкурируем с развивающимися странами, в которых производство (и заработная плата наемных работников) несет значительно меньшую налоговую нагрузку.

В-третьих, весь ход реформирования налоговой системы нашей страны характеризуется крайней непоследовательностью и нестабильностью, попытками неоднократно менять уже принятые решения, вводить новые налоговые режимы «задним числом» и т.д. Такую ситуацию инвесторы во всем мире однозначно определяют как неблагоприятную для новых вложений, и при наличии такой общей оценки даже предложения каких-то особых льгот или стимулов уже не могут восприниматься всерьез.

Современная система налогового администрирования переживает в России период своего становления. Значительные трудности, которые приходится при этом преодолевать, в целом можно разбить на три группы.

Первую группу составляют трудности в налаживании налогового администрирования, непосредственно связанные с пробелами и недоработками в общих принципах налогового права.  
К ним, в частности, относятся определения понятий «доход», «недвижимое имущество», «прибыль», «предприятие», «предприниматель», «постоянное деловое учреждение» и др.; определение ответственности налогоплательщика физического лица, ответственных лиц предприятия, иностранных лиц; неудачная или недостаточная проработка таких фундаментальных категорий (отношений) современной системы налогообложения, как «приоритет сущности перед формой», «уклонение от налогов», применение трансфертных цен взаимозависимыми предприятиями, «домохозяйство» (как объект налогообложения), легальные «налоговые укрытия» и т.д.

Ко второй группе относятся трудности, вытекающие из недостатков формулировок и режимов налоговых законов, регулирующих применение конкретных налогов. Среди них следует выделить особенно законы (главы НК РФ), регулирующие налоги на доходы и имущество физических лиц и НДС.

В третью группу входят трудности, связанные с конкретными недостатками в работе налоговых органов: в управлении и организационной структуре налоговых органов, в отношениях между вышестоящими и нижестоящими налоговыми органами, в отношениях налоговых органов с органами власти соответствующих административно-территориальных образований, в организации использования информационных возможностей других органов государственной власти и информации, находящейся в распоряжении третьих лиц, а также в практическом применении некоторых действующих режимов, правил и норм, формально закрепленных налоговым законодательством, но используемых либо с отклонениями, либо с недостаточной эффективностью. К последним относятся, например, применение налогового законодательства в отношении иностранных лиц (прежде всего, из так называемого ближнего зарубежья), филиалов и иногородних подразделений российских компаний и предприятий, особо крупных собственников, получающих свои основные доходы не в форме заработной платы или официально выплачиваемых дивидендов на акции, и предприятий малого бизнеса.

 К сожалению, в России так и не сложилась система налогового прогнозирования. Не создана структура, которая бы занималась прогнозом фискальных поступлений и влияния налогообложения на экономику. Каждое министерство экономического блока контролирует только те процессы и показатели, за которые отвечает непосредственно. Однако очень важно установить функциональную ответственность по проведению мониторинга в налоговой сфере за конкретным государственным органом.

Совершенствования научного подхода требуют такие проблемы, как создание методик автоматизированного проведения камеральных проверок и эффективного отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. Особую значимость не только для налоговой системы, но и для экономического развития страны в целом имеют научно-исследовательские работы в части оценки потенциальной налогооблагаемой базы и прогнозов поступления налогов, а также последствий введения или отмены отдельных налогов и сборов, изменения их ставок или налогооблагаемой базы. Развитие и совершенствование научного обеспечения будут проводиться на базе комплексного подхода к проведению научных исследований и использованию их результатов в практической деятельности налоговых органов.

Недостаточно просто довести до налогоплательщиков изменения, произошедшие в налоговом законодательстве, и дать сухую информацию по различным видам налогов. Нужно повышать налоговую культуру участников бизнеса и отдельных граждан, дать им возможность проявить свою гражданскую позицию, которая в данном случае выражается в своевременной и полной уплате налогов, а также способствовать формированию позитивного имиджа налоговой службы. Поэтому работа с налогоплательщиками всегда была и будет приоритетом для налоговых органов.

Таким образом, для выполнения требований ст. 14 НК РФ необходима в первую очередь активная правотворческая деятельность компетентных законодательных органов, основанная на сложившейся правоприменительной практике, а также разработка и внедрение механизмов, позволяющих:

- более эффективно выполнять  задачи внедрения новых технологий налоговых проверок;

- специалистам налоговых инспекций  необходимо по максимуму использовать  возможности программных ресурсов, в частности системы "ЭОД", а  также информацию из внутренних  и внешних источников:

- обеспечивать оперативное проведение проверок с максимальным охватом налогоплательщиков;

- повышать объективность информации, содержащейся в информационных  базах данных;

- анализировать информацию о  налогоплательщиках для рационального  отбора налогоплательщиков на  выездную налоговую проверку;

- проводить оптимальный предпроверочный  анализ финансово-хозяйственной  деятельности предприятий специалистами  перед выходом на проверку.

- максимально оптимизировать работу  по взаимодействию между государственными  органами исполнительной  и законодательной власти.

Информация о работе Налоговое регулирование