Налоговые системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:40, курсовая работа

Краткое описание

Реформирование экономики России, нацеленное на рыночные отношения, обусловливает возрастание роли налогов и их воздействия на различные стороны жизнедеятельности общества и государства. Налоги выступают основным источником доходов бюджетной системы, включая бюджеты всех трех уровней и, следовательно, решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для выполнения социально-экономических и других задач государства. Именно поэтому так важно правильное построение и четко функционирование налоговой системы России, в связи с чем обусловлена актуальность тематики курсовой работы.

Вложенные файлы: 1 файл

налоговые системы развитых стран.docx

— 268.70 Кб (Скачать файл)

Основные налоговые льготы

Основные налоговые льготы для  корпораций включают:

· инвестиционный налоговый кредит;

· налоговый кредит на расходы НИОКР;

· ускоренные нормы амортизации;

· льготные условия налогообложения  стоимости активов;

· скидки на истощение недр и др.

Постоянно увеличивающийся дефицит  федерального бюджета привел к более  рациональному использованию налоговых  льгот, что прежде всего выразилось в сужении сфер их применения и  в уменьшении размеров. В 1987 г. были отменены инвестиционный налоговый  кредит и скидка на корректировку  товарно-материальных запасов.

Снижены нормы амортизации для  пассивной части основного капитала в горнодобывающей промышленности для бурового оборудования, рабочих  частей машин, рекламного оборудования.

Сохранены льготы на стимулирование регионального развития НИОКР. Инвестиционный кредит для атлантических провинций  составляет 15%, а для специально выделенной группы районов – 10%. Налоговый кредит на капиталовложения в НИОКР составляет 30% для всех компаний и 45% – для обрабатывающего сектора в отдельных районах.

Для стимулирования развития сельского  хозяйства и рыболовства также  предусмотрены меры налогового характера. Существуют три специальные льготы для компаний данных отраслей.

Цель одной из них – привлечь детей фермеров к работе в сельском хозяйстве. После смерти родителей  ферма, доля в семейной фермерской корпорации или семейном фермерском партнерстве  переходит к детям без необходимости  пожизненной уплаты налога на прирост  рыночной стоимости активов. Его  оплата откладывается до того момента, когда дети будут располагать  какой-либо другой собственностью помимо данной семейной.

Другая льгота состоит в праве  усреднять доход за пятилетний период в целях защиты фермеров и рыбаков  от резких колебаний доходов, свойственных данным отраслям.

Третья льгота связана с методом  исчисления дохода для фермеров и  рыбаков; дает возможность фермерам регулировать распределение доходов  по годам, уменьшать или увеличивать  сумму, оставшуюся в их распоряжении после уплаты налога.

Большое внимание в Канаде уделяется  стимулированию деятельности малого бизнеса.

К малым относятся компании с  годовыми продажами от 2 до 20 млн. долл., с годовой прибылью меньше или  равной 200 тыс. долл., в которых занято меньше или 100 лиц наемного труда. Доля мелких фирм составляет 97% от числа  всех компаний. Основные сферы их деятельности – услуги, розничная торговля, строительство, наукоемкие отрасли. После налоговой  реформы ко всем компаниям малого бизнеса применяется единая ставка – 12%. Правительство Канады возлагает  большие надежды на малый бизнес как на возможность повысить уровень  занятости в стране.

В налоговой системе преобладает  прямое налогообложение, в котором  основную долю занимает подоходный налог  с населения. Наибольшее регулирующее воздействие на экономику оказывает  налог на прибыль компаний.

Последние тенденции в развитии налоговой системы связаны с  расширением базы налогообложения  и снижением размеров ставок налогов  и направлены на сокращение дефицита федерального бюджета при сохранении возможностей воздействовать на экономические  процессы.

Налог с продаж. Налог с продаж по своей природе – это более  удобный механизм сбора доходов, чем подоходный налог. Действующий  налог с продаж имеет две характерные  черты:

· распространяется только на потребление, освобождая от налогов сам производственный процесс и тем самым не угрожая  внутреннему производству;

· опирается на более широкую  базу.

До 1991 г. федеральное правительство  полагалось на единую ставку федерального налога с продаж – 13,5%. Под этот налог  попадали и производственные ресурсы. Эта ставка распространялась на производителей и ее эффективное значение существенно  изменялось от продукта к продукту, завися от системы их распределения. Налог облагал внутреннее производство больше, чем импортные товары, примерно на одну треть. Половина доходов от этого налога полностью шла от налогообложения потребляемых в  производстве ресурсов, увеличивая стоимость  инвестиций в среднем на 4%. В небольшой  открытой экономике, которая характерна для Канады, эти факторы стали  основными препятствиями к росту.

Столкнувшись с недостатками федерального налога с продаж, федеральное правительство  в 1987 г. решило основные усилия направить  на реформу местного налога с продаж. Этот шаг правительства породил  предложение развивать и взимать  национальный налог с продаж по европейской  модели налога на добавленную стоимость.

Налог на товары и услуги. В 1991 г. был  принят налог на товары и услуги. В отличие от европейского налога на добавленную стоимость налог  на товары и услуги в Канаде имеет  преимущество, которое выражается в  установленной единой ставке – 7%. В  то же время основные продукты питания, лекарства, медицинские препараты  и оборудование налогообложению  не подвергаются, освобождаются от налогов услуги здравоохранения  и образования.

Налог на товары и услуги приносит стране значительный доход. В 1994 г. он составил 21087 млн. долл., или 7,7% от общего поступления  всех налогов. Более широкая экономическая  база и низкая ставка позволяют уменьшить  искажающее воздействие на рынок  и достигнуть наиболее эффективного распределения ресурсов.

Само по себе введение этого налога означало существенное улучшение налоговой  системы Канады, однако оно привело  и к дополнительным сложностям. Дело в том, что налог взимается  одновременно с провинциальными  налогами с розничных продаж. Два  налога существуют в сфере розничной  торговли параллельно, принося массу  неудобств продавцам, вынужденным  калькулировать два налога с разными  базами и приспосабливать к ним  систему бухгалтерского учета. С другой стороны, это является стимулом к унификации системы провинциальных налогов и ее гармонизации с федеральным налогом.

За исключением провинции Альберта и двух территорий, все провинции  взимают местные налоги с продаж.

С 1 апреля 1997 г. Нью Брансуик, Новая  Шотландия Ньюфаундленд объединяют свои местные налоги с продаж с  федеральным налогом на товары и  услуги («GST»). Комбинированная ставка равна 15% (7% – федеральная ставка и 8% – провинциальная). Объединенный налог включается в розничные  цены, но вся сумма уплаченного  налога отражается в чеке.

С 1 сентября 1996 г. в регионах Канады действуют следующие ставки налогов  с розничных продаж:

· Ньюфаундленд – 12%;

· Новая Шотландия – 11%;

· о. Принца Эдуарда – 10%;

· Нью Брансуик – 11%;

· Квебек – 6,5% (в Квебеке взимается  объединенный налог: провинциальный и  федеральный);

· Онтарио – 8%;

· Манитоба – 7%;

· Саскачеван – 9%;

· Британская Колумбия – 7%, называется «налог на социальные услуги»,им облагается потребление товаров и определенных видов услуг.

К определенным видам товаров и  услуг могут применяться другие ставки данного налога. Например, в  провинции Онтарио – стандартная  ставка налога – 8%, но для алкогольных  напитков, продаваемых в специализированных магазинах, ставка увеличена до 12%.

Влияние налоговой системы на экономические  процессы в стране. Налоговая система  Канады оказывает серьезное воздействие  на экономические процессы страны. В середине 1990-х годов налоговое  регулирование было направлено на стимулирование совокупного спроса, но первостепенное внимание все же уделялось государственным  расходам. В результате федеральное  правительство и правительства  провинций требовали причитающиеся  части важнейших налогов. Доля подоходных налогов в 1994 г. составляла около 45% всех налоговых поступлений (37% приходится на подоходный налог с физических лиц, 8% – на налог с корпораций); налоги на потребление – примерно 30%. Доля налогов, собранных в провинциях, относительно значительна (и в сборах подоходных налогов, и в налогах на потребление). Бюджет провинции пополняется более, чем на 100 млрд. долл. ежегодно (из них 40% приходится на долю подоходных налогов и почти половина на налоги на потребление).

Координация налогов. Большую роль в экономическом регулировании  играет координация налогов, которая  призвана способствовать:

· изменению роли провинций в  федерации;

· обеспечению политических компромиссов между уровнями правительства;

· увеличению интереса всех правительств к системе налога на доход как  к инструменту политики увеличения поступлений;

· улучшению системы распределения  дохода между индивидуалами с  целью продвижения экономического и социального развития.

Механизм координации налогов  на доход сохраняет для провинций  два важнейших ограничения.

Первое – отсутствие структуры  ставок. Налоговые надбавки и скидки по сути своей ограничены во влиянии  на распределение дохода, так как  они затрагивают лишь два полюса доходной шкалы, оставляя нетронутыми  многочисленные промежуточные ставки. Также провинции взимают и  основной федеральный налог, что  означает принятие федеральной налоговой  структуры и последствий распределения  дохода. Если бы провинции могли  устанавливать отдельные налоговые  ставки и доходные уровни, у них  было бы гораздо больше средств достижения желаемой степени прогрессивности. Однако это снижало бы согласованность  и усложняло налоговую систему  в целом.

Второе – хотя изначально провинции  имеют возможность увеличивать  налоговые поступления, требование наложения провинциального налога на федеральный ограничивает маневренность  провинций до сравнительно узкой  базы, снижая тем самым ценность каждого налогового пункта и требуя очень высоких налоговых ставок.

Как мы видим, ограничения достаточно существенны. Тем не менее, в такой  крупной стране, как Канада, децентрализация  помогает адаптировать социальную политику к местным нуждам, в то же время  обеспечивая правительствам провинций  доходы, достаточные для поддержания  единых стандартов общественных услуг  при равных уровнях налогообложения. [27]

1.2 Налоговая система  Дании

Дания – страна с достаточно высоким  уровнем налогов. В структуре  доходов бюджета около половины занимает подоходный налог с физических лиц. Размер налоговой ответственности  зависит от статуса налогоплательщика (резидента или нерезидента) и  от источника получения дохода. Кроме  граждан, проживающих постоянно  на территории Дании, к резидентам относятся  физические лица, находящиеся на территории страны в течение полных шести  месяцев, даже если они не имеют постоянного  жилья. Резиденты выплачивают налог  со всего дохода, полученного как  в стране, так и за ее пределами, нерезиденты – только с доходов, полученных на территории Дании. Различные  виды доходов облагаются по разным ставкам. Для целей налогообложения  доходы дифференцируются по следующим  группам: личные доходы, доходы от капитала, налогооблагаемого простого дохода и дохода от акций.

Личный доход включает: заработную плату, суммы возвращенного налога, стоимость бесплатного жилья, расходы  по служебному автомобилю, использованному  в личных целях, пенсии, чистый доход  от предпринимательской деятельности (исключая затраты и процентный доход).

Доход от капитала состоит из: чистых процентов, налогооблагаемой прибыли  при продаже акций, удерживаемых в собственности более трех лет, дивидендов от зарубежных компаний (в  случае, если налог, удержанный в иностранном  государстве, меньше датского), сумм арендной платы за жилье, предоставляемое  внаем.

Налогооблагаемый простой доход  – это совокупность личного дохода и дохода от капитала за исключением  льгот, вычетов и освобождений.

Доход от акций включает: налогооблагаемую прибыль от продажи акций, удерживаемых более чем три года, дивиденды, полученные от датских компаний, зарубежных компаний (если причитающийся налог  зарубежного государства существенно  ниже датского) и некоторые доходы, распределяемые инвестиционными трастами.

Подоходный налог включает в  себя государственный, муниципальный  и церковный налоги. Средняя ставка муниципального и церковного налогов  в сумме составляет 29,5%. Ставка государственного налога дифференцирована в зависимости  от дохода. Если простой налог превышает 134500 датских крон, дополнительно  устанавливается налог в размере 5% и 15% – при превышении дохода 243500 датских крон. Предельная ставка подоходного  налога составила в 1996 г. – 61%, в 1998 г. – 58%. [27]

В 1994 г. введен новый налог в социальные фонды. Ставка в 1996 г. составила 7% от валовой  заработной платы. Эти взносы удерживаются работодателем, и уплаченные суммы  налога уменьшают налогооблагаемую базу на сумму персонального вычета, который составляет в среднем 13 224 датских крон. Взносы в государственные  пенсионные и страховые фонды также могут вычитаться из налогооблагаемой базы. Кроме того, налогооблагаемая база может быть уменьшена на суммы взносов по страхованию по безработице, суммы пожертвований, некоторые виды транспортных расходов, затраты на воспитание детей и алименты.

Налогом на доход от капитала облагается краткосрочная прибыль, возникающая  от операций по акциям, находящимся  во владении менее чем три года. При этом прибыль уменьшается  на суммы краткосрочных убытков, а неучтенные краткосрочные потери могут переноситься в счет краткосрочной  прибыли, полученной в течение последующих  пяти лет.

Прибыль, возникающая при реализации акций, принадлежащих кому-либо на праве  собственности более чем три  года, облагается налогом в зависимости  от того, включены акции в список котировок или нет. Физическое лицо, владеющее листинговыми акциями, рыночная стоимость которых не превышает 106 600 датских крон, освобождено от уплаты налога с полученной прибыли, а убытки не вычитаются. Для листинговых  портфелей, стоимость которых более 106 600 датских крон, полученная прибыль  облагается как доход от акций. Ставка налога на доход от акций за доход, не превышающий 33 800 датских крон, установлена  в размере 35%, а на доход более 33 800 датских крон – 40%. Убытки могут  быть зачтены за счет прибыли по такой же категории долгосрочных доходов, а убытки свыше этих сумм могут быть перенесены в счет прибыли  последующих пяти лет. Стоимость  портфеля оценивается в конце  каждого года, или во время его  продажи или приобретения. Все  доходы от не листинговых акций (акций, которые не участвуют в котировках) облагаются по ставкам 25% и 40% в соответствии с размером портфеля акций. [3, c. 80–85]

Информация о работе Налоговые системы