Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 21:30, курсовая работа
За 10 лет коренного реформирования общественно-экономического строя в нашей стране была создана трехуровневая кредитная система рыночного типа. В то же время процесс становления кредитной системы выявил определенные недостатки. Они выразились в нарушениях во всех звеньях: продолжают образовываться и существовать мелкие учреждения (банки, страховые компании, инвестиционные фонды), которые из-за слабой финансовой базы не могут справляться с потребностями клиентов; коммерческие банки и другие учреждения в основном проводят краткосрочные кредитные операции, недостаточно инвестируя свои средства в промышленность и другие отрасли.
Введение………………………………………………………….............………..3
1. Понятие и историческое развитие кредитной системы РФ………………………………………...………………………………..……….4
2. Историческое развитие кредитной системы России…………………………4
2.1. Структура кредитной системы Российской империи до 1917 г………………………………………………………………………………..……5
2.2. Структура кредитной системы СССР в 1925 г………………………6
2.3. Структура кредитной системы СССР 30-х годов…………………...7
2.4. Структура кредитной системы СССР в середине 80-х годов………9
2.5. Структура кредитной системы Российской Федерации на конец 1992 г……………………………………………………………………………12
2.6. Структура кредитной системы Российской Федерации на конец 1994 г……………………………………………………………………………14
3. Современная кредитная система РФ…………………………………..…….15
3.1. Центральный Банк РФ (Банк России)………………………………16
3.2. Банковская система РФ………………………………………………18
3.3. Специализированные небанковские кредитно-финансовые учреждения: страховые компании, пенсионные фонды, кредитные союзы…25
Заключение………………………………………………………………..28
Список литературы……………………………………………………….29
Приложение 1……………………………………..………………………30
Приложение 2 …………………………………………………………….32
Приложение 3……………………………………………………………..34
в) расчеты через клиринговые палаты, т.е. специальные расчетные центры, которые открывают у себя корреспондентские счета участников клиринговых расчетов.
|
Рис. 1. Схема безналичных расчетов
Формы безналичных расчетов могут быть самыми разнообразными. Они зависят от исторических и экономических особенностей отдельных стран, специфики кредитной системы, степени развития электронных средств связи, компьютеризации банковского дела. Наиболее распространены чеки, аккредитивы, кредитные карточки, электронные переводы, жироприказы, векселя. В России также используются платежные поручения и платежные требования-поручения.
Чек – документ, содержащий приказ владельца текущего счета банку, где находится этот счет, о выплате указанной в нем суммы определенному лицу или предъявителю. Используется несколько видов чеков: предъявительские, именные, ордерные. Дорожный чек применяется туристами в международных расчетах по соглашению между банками.
Кредитная карточка – платежно-расчетный документ, выдаваемый банками своим вкладчикам для оплаты покупок или получения наличных денег. Держатель карточки предъявляет ее компьютерному устройству магазина или банка, давая команду о немедленной оплате. В России рынок кредитных карточек только начинает создаваться.
Дебетные карточки – в отличие от кредитных они имеют закодиро-ванную сумму счета владельца, что не позволяет оплачивать покупки при отсутствии денег на счете.
Аккредитив – условное денежное обязательство банка производить по поручению клиента и за его счет платежи в пользу контрагентов клиента. Условия и сумма аккредитива оговариваются в аккредитивном заявлении. Все аккредитивы ограничены определенным сроком.
Жироприказы или платежные распоряжения о перечислении средств со счета плательщика на счет получателя применяются при расчетах через специальные жиробанки (существуют в банковской системе ФРГ, Франции, Италии и других стран). В России – это платежное поручение клиента банку – держателю его расчетного счета.
Платежное требование-поручение – это письменное требование поставщика к покупателю оплатить поставленные товары или оказанные услуги. Требования-поручения поступают в банк плательщика. Плательщик получает поступающие в его адрес документы и соглашается на оплату либо отказывается от нее, указывая уважительные причины.
Итак, безналичное обращение доминирует, обусловливая все большую дематериализацию денег. Причинами этого являются:
· сокращение издержек обращения, использующего безналичные расчеты;
· ускорение денежного оборота (по той же причине);
· удобство безналичных расчетов.
Между налично-денежным и безналичным оборотом существует взаимосвязь: деньги постоянно переходят из одной сферы в другую при явном сокращении масштабов применения наличности.
Переход к безналичным расчетам, к электронным деньгам объек-тивен, неостановим. В развитых странах до 90% всех расчетов производится в безналичной форме. Но это не значит, что соотношение той и другой форм может быть оторвано от объективных условий страны. В России традиционна склонность к наличным расчетам, еще не подго-товлена современная база для безналичного оборота. В большинстве регионов страны наблюдается нехватка денежных средств. Поэтому многие предприятия пользуются денежными заменителями (векселями), а также довольно часто прибегают к бартеру (а «теневая» экономика – к расчетам в долларах).
Преодоление подобной «нерыночной» практики, восстановление нормального оборота отечественной валюты необходимы для полной реализации всех денежных функций в экономике. Это обстоятельство, в свою очередь, позволит использовать денежную массу (как наличные, так и безналичные деньги) в качестве эффективного инструмента регулирования экономики. В настоящее время российский рубль пока не выполняет эту функцию в полной мере.
ТЕМА 4. Денежная масса и | |
ее измерение |
Основные вопросы темы
1. Денежная масса в обращении.
2. Денежные агрегаты, их практическое значение. Учет эффекта денежной мультипликации.
1. Денежная масса представляет собой совокупный объем покупательных и платежных средств (наличных и безналичных денег), обслуживающих хозяйственный оборот и принадлежащих частным физическим и юридическим лицам, а также государству.
Важная сторона проблемы – это определение количества предлагаемых к обращению денежных единиц. Поскольку эмиссия денег во всех странах является монополией государства, определение количества денег в обращении становится доминантой монетарной политики во все времена и во всех странах.
Первые подходы в решении названной проблемы связаны с появлением в XIX в. так называемого уравнения обмена И. Фишера:
где: М – количество денег в обращении;
V – скорость обращения денежной единицы;
P – уровень цен, сложившийся на общенациональном рынке;
Q – количество произведенной за данный период продукции.
Произведение PQ, по сути, является стоимостью ВНП и показывает спрос на деньги, необходимые для реализации этого объема. Произведение MV показывает, сколько денег должно обращаться в данный период в экономике, чтобы удовлетворить спрос. Вывод: спрос на деньги зависит от стоимости ВНП напрямую и равен:
М = .
Скорость обращения денег V при своем росте равносильна росту количества денег, а при замедлении – сокращению количества денег.
Однако такой подход к определению массы денег весьма упрощает проблему, поскольку не учитывает потребность в деньгах для нужд сбережения, операций с ценными бумагами, валютой и т.п. и не показывает обратного влияния количества денег на экономику. Поэтому дальнейшее развитие теории денег получила в трудах известных экономистов: Дж. Кейнса, М. Фридмена и др.
2. Конкретное
определение денежной массы,
· М0 = наличные деньги;
· М1 = М0 + депозиты населения и предприятий в коммерческих банках (счета до востребования), средства на расчетных, текущих и специальных счетах предприятий, организаций и граждан; кредитные карточки; чеки (деньги в узком смысле);
· М2 = М1 + срочные небольшие вклады в банках (деньги в широком смысле);
· М3 = М2 + депозитные сертификаты банков; облигации госзайма; другие ценные бумаги (почти деньги).
Это все те денежные средства, которые могут быть мобилизованы обществом в случае необходимости покупки тех или иных ценностей. Как правило, на текущие потребности используются агрегаты М0 и М1. Для приобретения товаров длительного пользования или для нужд инвес-тирования требуется предварительное накопление капитала на банковских счетах или же его централизация при помощи эмиссии акций и облигаций различными акционерными обществами и банками. На этой основе возникают агрегаты М2 и М3. Одновременно денежные агрегаты свидетельствуют о массе денег, предлагаемых к экономическому обороту, поскольку вклады в банках не лежат в сейфах, а превращаются в кредитные деньги и реально участвуют в обмене товаров и услуг.
Кроме макроэкономических факторов, влияющих на состояние денежного обращения, абсолютно необходимо учитывать так называемый мультип-ликационный эффект увеличения денежной массы, связанный с функционированием разветвленной банковской системы.
ТЕМА 5. Инфляция и ее влияние на денежное | |
обращение. Антиинфляционная политика |
Основные вопросы темы
1. Инфляция как негативное явление денежного обращения. Антиинфляционная политика.
2. Основные инструменты денежно-кредитного регулирования, используемые Центральным банком.
1. Инфляция представляет собой дисбаланс спроса и предложения на макроуровне, в результате которого возникает подъем цен, продол-жающийся на довольно длительном отрезке времени.
В целях объективности анализа причин, вызывающих инфляцию, ее подразделяют на инфляцию спроса и инфляцию предложения (издержек). По логике процесса роста цен первое должно непомерно расти, а второе, наоборот, падать.
Рост спроса на товарных рынках обусловливается: доходами экономических субъектов, превышением бюджетных расходов над доходами (дефицитом госбюджета), кредитной экспансией и т.п. Падение предложения в количественном выражении и рост издержек производства могут быть связаны с сокращением самого производства, удорожанием сырья и энергии, монопольным вздутием цен и т.п.
В силу чрезвычайной негативности влияния инфляции на экономику и социальную сферу правительство любого государства должно предпринимать интенсивные меры либо по предотвращению данного явления, либо по преодолению уже развязанной инфляции. Российская экономика с начала проведения экономических реформ сталкивается с очень высоким уровнем инфляции, который, однако, удалось значительно снизить в пос-ледние годы (до 12–15% в год).
Меры, предпринимаемые государством для преодоления инфляции, называются его антиинфляционной политикой. Различаются:
· дефляционная политика, т.е. ограничение денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы;
· политика доходов, т.е. замораживание или ограничение роста заработной платы и контроль над ценами;
· стимулирование производства, интенсификация инвестиционных процессов.
Россия в последние годы прибегала в основном к первым двум способам воздействия на инфляцию как наиболее «дешевым» и быстрым. Подъем производства – самый дорогой и протяженный по времени способ, однако и самый действенный.
После экономического кризиса в России в 1998 г., сопровождавшегося резким скачком цен, т.е. инфляцией, в 1999–2000 гг. проявились положительные факторы, противодействующие инфляционному процессу:
· рост производства, особенно в импортозаменяющих и экспортных отраслях, стимулируемый падением курса рубля на валютном рынке;
· рост мировых цен на нефть (основы нашего экспорта), приносящих непрогнозируемую валютную выручку и через налоги пополняющую госбюджет;
· остоянное сокращение бюджетных расходов;
· реструктуризация внешнего долга РФ.
Однако инфляция в России падает недостаточно быстро, поскольку:
· в ответ на рост поступлений валюты в страну ЦБ РФ увеличивает эмиссию денег;
· рублевая денежная масса скапливается на счетах банков и на руках у населения и все еще не превращается в реальные инвестиции в экономику. Это поддерживает текущий спрос на высоком уровне и не дает развиваться предложению отечественных товаров и услуг.
Государственное регулирование денежного обращения является объек-тивной необходимостью для любой страны. Оно осуществляется Прави-тельством совместно с Центральным банком и направлено на изменение денежной массы в обращении в ту или другую сторону, в зависимости от текущих экономических реалий и име ет целью защиту и обеспечение устойчивости рубля.
2. Денежно-кредитное регулирование подразделяется на кредитную экспансию (расширение) или кредитную рестрикцию (сокращение) денежной массы в обращении. То и другое проводится следующими методами:
· прямое и косвенное воздействие на денежную массу;
· воздействие на спрос и предложение денег;
· установление либо количественных, либо качественных параметров динамики денежной массы.
Основные инструменты денежно-кредитного регулирования:
· установление минимальных резервных требований для коммерческих банков (КБ);
· процентная (дисконтная) политика;
· рефинансирование КБ;
· операции на открытом рынке;
· таргетирование.
Минимальные резервные требования влияют:
· на объем денежной массы, ликвидность банков;
· уровень инфляции, курс национальной валюты;
· значение банковского мультипликатора.
В развитых странах этот рычаг отходит на второй план, так как лишен эластичности и негативно воспринимается в сфере банковского бизнеса. Ставка резерва не должна превышать 20% от облагаемой базы, при этом может быть предпринята ее дифференциация:
· по видам вкладов;
· по их величине;
· географическому положению банка;
Информация о работе Становление и развитие кредитной системы России