Финансовый контроль и анализ территриальных финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 14:18, контрольная работа

Краткое описание

Успешное развитие экономики любой страны во многом зависит от достоверности и оперативности получения органами власти сведений о состоянии государственных финансовых и материальных ресурсов, а также от возможности эффективно управлять ими. Правительству РФ для принятия правильных, экономически взвешенных решений нужна достоверная и своевременная информация о финансовых возможностях государства. Кроме того, оно должно жестко контролировать процесс исполнения бюджета и оперативно оценивать его результаты.

Содержание

Введение 3
1. Финансовый внутренний контроль и его организация в Федеральном казначействе 5
1.1. Становление и развитие финансового контроля. Зарубежный опыт осуществления контроля 5
1.2. Финансовый внутренний контроль, его цели и задачи 25
2. Контроль органов Федерального казначейства за исполнением федерального бюджета 37
2.1. Федеральное казначейство и его функции 37
2.2. Кассовое обслуживание исполнения бюджета 47
3. Аудит эффективности финансового контроля в Российской Федерации 51
3.1. Эффективность использования средств федерального бюджета 51
3.2. Совершенствование системы внутреннего финансового контроля в управлении Федерального казначейства 70
Заключение 79
ЛИТЕРАТУРА 81

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 292.69 Кб (Скачать файл)

2) резко сокращается разрыв  между регистрацией поступлений  и временем, когда ресурсы могут  быть доступны для произведения  расходов;

3) обеспечивается сохранность  средств;

4) обеспечивается контроль  на всех стадиях исполнения  бюджета (от выделения ассигнований  до кассового расхода). Контроль  осуществляется на стадии, предшествующей  платежу, что делает его более  эффективным;

5) повышается эффективность  управления процессом исполнения  бюджетом и управления ресурсами.

Учитывая эти преимущества, в России с 1996 г. идет активный процесс перевода государственных средств из коммерческих банков на счета Казначейства в Центральном банке. В 1999 г. 98,7% счетов бюджетополучателей находились уже в Казначействе (без учета организаций Минобороны России, а также бюджетополучателей Республики Татарстан и Чеченской Республики).

В январе 2000 г. Правительство РФ одобрило концепцию функционирования единого счета Федеральною казначейства Минфина РФ по учету доходов и средств федерального бюджета. Она предусматривает централизацию учета и оптимизацию потоков движения доходов и средств федеральною бюджета.

Единый казначейский счет (ЕКС), функционирующий в рамках данной концепции, представляет собой счет федерального казначейства, на котором аккумулируются все денежные средства федерального бюджета и отражаются все операции органов государственной власти РФ по исполнению федерального бюджета. ЕСК открывается в учреждении Банка России. Функционирование системы органов федерального казначейства в условиях использования ЕКС является качественно новой технологией исполнения федерального бюджета, в которой принципиальными выступают следующие моменты:

а) централизация доходов и средств федерального бюджета на ЕСК, открытом ГУФК;

б) централизация операций по учету доходов бюджетов разных уровней на одном счете, открытом УФК, распределение их между уровнями бюджетов и проведение расходов федерального бюджета на уровне УФК;

в) ежедневное отражение в Главной книге Федерального казначейства операций по доходам и расходам федерального бюджета, произведенным на уровне УФК. Главная книга – это регистр систематического учета, в котором ведутся все синтетические счета данного учреждения.

При введении ЕКС можно будет одновременно решить три задачи: добиться концентрации бюджетных средств; ужесточить контроль за их расходованием; повысить качество управления бюджетными средствами. При этом существенным образом изменятся процедуры финансирования.

В настоящее время финансирование начинается с момента движения средств по счетам Федерального казначейства от принятия распорядителями средств федерального бюджета решения по финансированию до момента кассового расхода, производимого со счетов органов Казначейства на основании платежных документов конкретного бюджетополучателя, проходит достаточно много времени. Все это время "связанные" средства находятся на остатках по счетам Федерального казначейства.

Концепция функционирования единого счета Федерального казначейства призвана радикально изменить положение. В соответствии с этой концепцией счета бюджетополучателей будут подкрепляться реальными ресурсами тогда, когда необходимо будет фактически производить кассовый расход, т.е. когда в орган Казначейства поступит из учреждения платежный документ на списание средств с его лицевого счета в оплату обязательств, принятых данным учреждением в соответствии с Законом о бюджете.

В результате введения ЕКС у Правительства РФ появилась реальная возможность эффективного управления средствами федерального бюджета. При этом сократится необходимость в краткосрочных заимствованиях на внутреннем и внешнем рынках, что, в конечном счете, приведет к сокращению расходов федерального бюджета, направляемых на обслуживание государственного долга. По мере того, как будет увеличиваться скорость расчетов в государственном секторе, будет решена и проблема неплатежей.

Все перечисленные преимущества, которые появляются с введением ЕКС, в совокупности с возможностями предварительного и текущего контроля за целевым использованием средств создадут реальные предпосылки эффективного управления и целевого использования средств федерального бюджета всеми участниками бюджетного процесса.

2.2. Кассовое обслуживание  исполнения бюджета

В соответствии с п. 39 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" Бюджетный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 215.1, вступившей в действие с 1 января 2006 г. и устанавливающей, что кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

В этой связи, в целях эффективной реализации положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, Казначейством России разработан и с 1 января 2006 г. вступил в действие порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденный приказом Федерального казначейства от 22 марта 2005 г. №1н.

Указанный Порядок дал возможность органам Федерального казначейства:

- вести единообразный  учет операций со средствами  бюджета, включая целевые средства, выделяемые в установленном порядке  бюджетам из федерального бюджета  или из бюджета субъекта Российской  Федерации;

- вести лицевые счета  главных распорядителей, распорядителей  и получателей бюджетных средств  в органах Федерального казначейства;

- проводить и учитывать  на едином счете бюджета субъекта  Российской Федерации (местного  бюджета), открытом органу Федерального  казначейства для кассового обслуживания  исполнения соответствующего бюджета, кассовые операции по поступлению  и возврату не только собственных  доходов соответствующего бюджета, но и операции по привлечению  и погашению источников финансирования  дефицита бюджета, а также по  возврату в бюджет средств, выданных  на возвратной основе, и восстановлению  произведенных получателями средств  кассовых расходов бюджета.

При этом данным Порядком предусматривается не только кассовое обслуживание исполнения бюджета органами Федерального казначейства, но и передача им части функций по организации исполнения бюджета на договорной основе путем заключения соответствующего соглашения.

Осуществление Казначейством России федеральных полномочий по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации позволило обеспечить:

- соблюдение принципа  единства бюджетной системы Российской  Федерации, включающего в себя, в  том числе: единство правовой  базы, единство денежной системы, единство форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного  процесса в Российской Федерации, единообразие санкций за нарушения  бюджетного законодательства Российской  Федерации, единый порядок финансирования  расходов бюджетов всех уровней  бюджетной системы Российской  Федерации и ведения бухгалтерского  учета;

- доступ органов, осуществляющих  кассовое обслуживание исполнения  бюджетов (органов Федерального  казначейства) значительного количества  субъектов Российской Федерации  путем централизации счетов бюджетов  субъектов РФ и местных бюджетов  в Головных расчетно-кассовых  центрах ЦБ РФ, к платежной  системе Банка России, а также  единую методологию взаимодействия  с платежной системой Банка  России;

- сосредоточение средств  бюджетной системы Российской  Федерации в Банке России;

- условия для сохранности  бюджетных средств при возникновении  риска потери средств местных  бюджетов;

- исполнение всех бюджетов  бюджетной системы Российской  Федерации с использованием принципа  единого счета бюджета;

- возможность получения  достоверной и своевременной  информации об оборотах сектора  государственного управления;

- необходимое качество, оперативность, прозрачность и полноту информации  не только о финансовых потоках, но и об остатках средств  в бюджетной системе Российской  Федерации, необходимых для принятия  эффективных управленческих решений  в области денежно-кредитной политики;

- реальные условия для  реализации Федерального закона  от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ "Об общих  принципах организации местного  самоуправления в Российской  Федерации" в части реального  функционирования бюджетов муниципальных  образований;

- условия для добросовестной  конкуренции кредитных организаций.

Кроме того, при существующей кадровой проблеме в финансовой системе, органы Федерального казначейства осуществляют обучение специалистов сельских поселений организации бюджетного процесса и бюджетного учета, проводят с ними семинары по вопросам бюджетного законодательства в целом, и исполнения бюджетов поселений в частности, в рамках единой для всей страны методологии бюджетного учета и принципа единства бюджетной системы Российской Федерации.

Как и при многих новых начинаниях, при внедрении нового порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов органы Федерального казначейства столкнулись с рядом проблем, которые требуют решения.

В части основных проблем в процессе кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов необходимо отметить следующее:

- недостаточная техническая  готовность финансовых органов  муниципальных образований субъектов  Российской Федерации, плохое качество  связи;

- отсутствие утвержденных  в установленном порядке бюджетов  отдельных муниципальных образований  и утвержденных администраторов  неналоговых поступлений муниципальных  образований, а также отсутствие  кодов бюджетной классификации, закрепленных за администраторами  поступлений в местные бюджеты;

- отсутствие регистрации  в налоговых органах отдельных  органов местного самоуправления  муниципальных образований, имеющих  самостоятельные бюджеты;

- несовершенное программное  обеспечение и др.

3. Аудит эффективности  финансового контроля в РФ

3.1. Эффективность  использования средств федерального  бюджета

Эффективность государства во многом определяется эффективностью его деятельности в бюджетно-финансовой сфере, в частности тем, как оно распоряжается теми финансовыми ресурсами, которые общество уплачивает в виде обязательных налоговых и неналоговых платежей. От этого во многом зависят и темпы экономического роста страны, и возможности государства обеспечивать социальные потребности населения, и многое другое.

Понятие эффективности финансовых ресурсов государства означает, что проблемы функционирования самой финансовой системы государства в меньшей степени должны отражаться на качестве производства и оказания общественных благ, предоставляемых гражданам.

Эффективность использования государственных (бюджетных) средств, как результат финансово-бюджетной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, определяется отношением полученного экономического эффекта к затратам финансовых ресурсов, обусловившим получение этого результата.

На практике эффективное использование государственных средств невозможно достичь без эффективного контроля.

В частности, с целью повышения эффективности использования государственных средств в бюджетной сфере проводится бюджетный контроль как составная часть финансово-экономического контроля, рассматриваемый как совокупность мероприятий, проводимых государством по проверке эффективности действий в образовании, распределении и использовании бюджетных фондов.

Так, эффективность в ходе образования или формирования бюджетных фондов достигается за счет исключения расходов в сметах бюджетных учреждений, не обеспеченных бюджетными назначениями, т.е. осуществляется превентивный (упреждающий) контроль.

На стадии распределения финансовых средств из бюджетных фондов эффективность обеспечивается посредством проверки выполнения перед бюджетом обязательств налогоплательщиками или недопущения финансирования расходов бюджетных учреждений сверх лимита бюджетных обязательств, предусмотренных в бюджетной росписи.

Информация о работе Финансовый контроль и анализ территриальных финансов