Шпаргалка по "Ценообразование"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:33, шпаргалка

Краткое описание

Цена и рынок - категории, обусловленные товарным производством. При товарном производстве экономические отношения проявляются не в самом процессе производства, а через рынок. Рынок выступает основной формой реализации товарно-денежных отношений и стоимостных категорий.
Выделяют следующие СЭК:

Вложенные файлы: 1 файл

все шпоры. на экзамен. (1).docx

— 2.74 Мб (Скачать файл)

Если цена падает до Р3 из-за падения покупательского спроса с D1 до D3, то производство становится неприбыльным. Фирмы покидают отрасль. Предложение  отрасли уменьшается с S1 до S3. Предложение  повысится до прежней величины минимума AC. Объем  производства  отрасли  сократится до Q3.     

Конкуренция уравнивает цену с минимумом АС в долгосрочном периоде. Каждая фирма производит в  точке, соответствующей равенству  Р=АС=minАС. При этом экономическая прибыль фирмы равна нулю.     

Кривая предложения отрасли  с постоянными издержками в долгосрочном периоде – совершенно эластична (SS). Приток и отток фирм изменяют отраслевой объем производства, но возвращают цену к первоначальному  уровню (см. рис а  ). 

      Рис а                                                                                    Рис. Б     

Большинство отраслей имеют  возрастающие издержки. При этом кривые их АС сдвигаются вверх при расширении отрасли и вниз при ее сужении (рис.б). В начальной равновесной  точке спрос, объем производства и цена соответственно равны D1, Q1, P1. Увеличение спроса до D2 повысит цены до Р2 и  экономическую прибыль. Новые фирмы направятся в отрасль. Спрос на ресурсы повысится.  Цены ресурсов возрастут, что вызовет рост АС. Установится новая, более высокая цена равновесия р2.Снижение спроса  до D3 сделает производство неприбыльным, вызовет отток фирм из отрасли. Сокращение спроса на ресурсы снизит их цены и вызовет снижение АС. Установится новая, более низкая цена равновесия Р3.

При цене P1 оставшиеся в отрасли фирмы начнут получать экономическую прибыль, что, в свою очередь, сделает отрасль привлекательной для вступления в нее новых фирм.  

 Следствием этого станет  увеличение рыночного предложения  (кривая S1сдвинется вправо в положение S2). В результате рыночная цена упадет и установится на уровнеР2. Цена Р2 не обеспечивает получения фирмой экономической прибыли, но вполне устраивает ее, так как покрывает все экономические издержки включая нормальную прибыль.  

 Однако экономические процессы отличаются инерционностью: хотя экономической прибыли уже нет, в отрасль продолжают вступать новые фирмы, увеличивая рыночное предложение (на рисунке «Б» кривая S2 сдвигается в положение S3).  Рыночная цена упадет до Р3, и все повторится сначала. Таким образом, рыночная цена будет совершать колебания вокруг цены Р2.   

 Итак, при Р1 фирма получает экономическую прибыль, начинается приток новых фирм в отрасль; при Р2 экономическая прибыль отсутствует, но фирмы получаютнормальную прибыль; при цене ниже Р2 (например, Р3) фирмы начинают уходить с рынка.  

 Следовательно, долгосрочное  равновесие фирмы устанавливается  в точке е (рисунок 4.5 «А»), в которой P=MC=AC. Возможность достижения такого равновесия обусловлена свободным входом фирм в отрасль и свободным их выходом из отрасли.

P=MC=AC – определение долгосрочного  равновесия фирмы – совершенного  конкурента.   

Долгосрочная кривая предложения  конкурентной фирмы представляет собой часть кривой предельных издержек МС, расположенной выше кривой средних издержек АС.

Предложение конкурентной отрасли   

 Чтобы получить краткосрочную  рыночную кривую предложения,  нужно сложить краткосрочные  кривые предложения всех фирм  на данном рынке (по горизонтали).   

 На рисунке 4.6 изображена  типичная краткосрочная рыночная  кривая спроса (или кривая спроса  отрасли).

Рис.4. 6   

 Р                                        Sотр = SSфирмы       

0                                                Q  

 На рисунке 4.7 показана  долгосрочная кривая предложения  конкурентной отрасли (рынка), в  которой средние издержки независимо  от объема продукции остаются  неизменными. Однако для большинства  фирм характерен рост долгосрочных  средних издержек. Такие отрасли  имеют восходящую (эластичную) кривую  рыночного предложения в долгосрочном  периоде (например, как на рисунке  4.6).

Рис.4.7.

    P                                                   

   отрасль с постоянными издержками в                                                                     

 долгосрочном периоде: кривая                                                                   

 рыночного предложения S                          

                     S отрасли     совершенно эластична.               

D1     D2    D3     D4                                                   

Q

 

  1.  Вопрос.  Максимизация прибыли на монополистическом рынке.

Монополистическая конкуренция (полиполия) – рыночная структура, в которой имеется множество фирм-продавцов сходной, но не одинаковой продукции. Она одновременно похожа и на монополию, и на совершенную конкуренцию, так как в коротком периоде монополистический конкурент ведет себя как монополист, а в длительном – как совершенный конкурент.

Специфические особенности  полиполии

Свойства монополистической конкуренции  приводят к следующим результатам: в долгосрочном периоде из-за низких барьеров фирмы могут входить  в рынок, если там есть сверхприбыль, и покидать его в случае убытков. Вследствие этого на рынке возникает  ситуация, присущая совершенной конкуренции. Но полиполист в этой ситуации ведет себя иначе и все равно получает сверхприбыль, так как у него в отличие от совершенного конкурента:

  1. имеются избыточные производственные мощности, позволяющие ему регулировать объем производства;
  2. предельные издержки не равны цене.

Именно вследствие этих двух отличий  монополистический конкурент в  долгосрочном периоде подобен, но не идентичен совершенному конкуренту.

Максимизация прибыли  в условиях полиполии

Максимизацию прибыли монополистический  конкурент осуществляет в рамках общего правила для несовершенной  конкуренции MC= MR < Pс той особенностью, что цену на свой товар он устанавливает плавающей в определенном диапазоне. За пределами диапазона – крайние точки: слева – монополия, справа – совершенная конкуренция.

Маневрирование полиполии в пределах диапазона, определяемого избыточными производственными мощностями, помогает ей привлечь дополнительных покупателей при понижении цены.

На графике можно отследить  этот процесс (рис. 22.1).

  
Рис. 22.1. Максимизация прибыли в условиях монополистической конкуренции  
Q– равновесный объем товара на рынке; D – кривая спроса; MR – линия предельного продукта; ATC – средние общие издержки; MC – предельные издержки; PE– цена монополии; PE– цена совершенной конкуренции при «предельной» фирме.

Имея ограниченные возможности  в ценовой конкуренции, полиполисты очень чувствительны к маркетингу, где между ними разворачивается неценовая конкуренция (рис. 22.2).

  
Рис. 22.2. Формы неценовой конкуренции

В целом монополистическая конкуренция  менее эффективна, чем совершенная, так как здесь предельные издержки ниже рыночной цены, что ведет к  изъятию части «излишка потребителя» в пользу продавца.

 

 

  1. Вопрос. Диверсификация цен.

Ценовая диверсификация (Diversification)- ценовая маркетинговая стратегия, применяемая предприятиями с целью охватить возможно больший сегмент рынка путем привлечения максимального числа потенциальных потребителей с разными финансовыми возможностями.

Диверсификация цен предполагает установление разного уровня цен для разных категорий покупателей. Цены могут дифференцироваться:

по уровню доходов потребителей в форме ценовых скидок на товары массового спроса для менее обеспеченных категорий потребителей или в  форме персонального установления цен по товарам и услугам индивидуального  спроса;

в зависимости от объема потребления (например, крупным потребителям электроэнергии устанавливаются определенные скидки);

по категориям товаров (путем  формирования у определенных сортов или видов товара имиджа "престижных" продуктов и повышения цен  на них);

во времени (когда на новый  товар или услугу устанавливаются  более высокие цены, а на морально устаревшие товары цены снижаются).

Конечной целью диверсификации цен обычно является увеличение объема продаж при сохранении средней рентабельности.

Диверсификация цен в  зависимости от объема потребления. Для некоторых рынков характерна следующая ситуация: каждый потребитель покупает несколько единиц товара в определенный период времени, и потребительский спрос снижается по мере увеличения объема реализации. К таким товарам относятся, например, вода, топливо для обогревания зданий и электроэнергия. Каждый из потребителей может заплатить за несколько сот киловатт-часов электроэнергии в месяц, но их готовность платить снижается с ростом потребления. В этой ситуации фирма может осуществлять диверсификацию цен в соответствии с потребляемым количеством, и она заключается в назначении различных цен за различное количество одного и того же товара или услуг.

Диверсификация цен при  отличительной особенности продукции. Повышение качества продукции, разработка ноу-хау позволяет создать отличительные  особенности производимой продукции  и обезопасить себя от деятельности конкурентов. Методы неценовой конкуренции  позволяют проводить диверсификацию цен на рынке и извлекать потребительский  излишек у разных групп потребителей, не ущемляя их интересов.

Практика назначения для  каждого покупателя резервированной  цены называется идеальной диверсификацией  цен (perfect first-degree price discriminaftion).

 

  1. Вопрос. Равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и долговременном периодах.

 

  Равновесие производителя в  краткосрочном периоде

Промежуточное положение  между монополией и совершенной  конкуренцией определяет высокоэластичный спрос на продукцию фирмы (степень  эластичности ниже, чем при монополии, и выше, чем при совершенной  конкуренции, когда спрос является совершенно эластичным). Степень эластичности спроса и определяемый ею наклон кривой спроса зависят от количества фирм-конкурентов  и степени дифференциации продукции. Чем больше конкурентов имеется в отрасли и чем меньше степень дифференциации, т. е. чем меньше заменителей имеет продукт, тем монополистическая конкуренция находится ближе к совершенной конкуренции и, следовательно, тем эластичнее спрос и меньше наклон кривой спроса. Теоретическая экономика: Учебник / Под ред. Г.П. Журавлевой, Н.Н. Мильчаковой. - М.: ЮНИТИ, 1997

Как и в условиях чистой монополии, при монополистической  конкуренции фирмы сталкиваются со спросом, который представлен  кривой, имеющей наклон вниз, и тем не менее, обладают некоторой монопольной властью. Но это не означает, что при монополистической конкуренции фирмы зарабатывают большие прибыли. Монополистическая конкуренция аналогична совершенной конкуренции. В условиях свободного доступа на рынок потенциальная возможность получить прибыль привлекает новые фирмы с конкурирующими марками товаров, снижая прибыли до нуля.

На рис. 2 изображена ситуация, в которой находится фирма, функционирующая  в условиях монополистической конкуренции  в коротком периоде.

Руководствуясь правилом MR = МС, фирма определяет объем производства Q и цену на свою продукцию Р. При данном уровне средних общих издержек, выраженном кривой АТС, фирма получает прибыль, величина которой выражена площадью прямоугольника СРАВ.

Рис. 2. Краткосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической  конкуренции.

Спрос на продукцию фирмы, функционирующей в условиях монополистической  конкуренции, более эластичен, чем  на продукцию монополиста. Поэтому  кривая спроса является более пологой.

Фирма на основе правша MR = МС устанавливает объем выпуска  продукции Q и цену Р. Прибыль фирмы -- площадь фигуры СРАВ. Современная экономика: Общедоступный учебный курс. - Ростов н/Д: Феникс, 2004

2.2 Равновесие производителя  в долговременном периоде

В длительном периоде фирмы  могут свободно покидать отрасль  и входить в нее, в зависимости  от того, получают ли они прибыль  в рамках короткого периода, или, наоборот, терпят убытки. Поэтому в  длительном периоде наблюдается  тенденция к получению «нормальной» прибыли, т. е. безубыточной деятельности, при которой величина экономической  прибыли равна нулю. На рис. 3 изображена рыночная ситуация, имеющая место  на рынке монополистической конкуренции  в длительном периоде. Экономическая  теория: Учебник/ Под ред. В.Д.Камаева. - 10-е изд. перераб. и доп.. - М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2004

Говоря о совершенной  конкуренции, мы показали, что в длительном периоде конкурентная фирма, находясь в положении равновесия, обычно получает нулевую («нормальную») прибыль, когда Р = АТС. Точно так же обстоит дело и в условиях монополистической конкуренции. На рис. 3 изображено положение долгосрочного равновесия фирмы. Кривой спроса DD соответствует кривая предельного дохода MR. В результате этого производится Q единиц продукта, реализуемых по цене Р. При этом обратите внимание на то, что кривая спроса является касательной к кривой средних общих издержек АТС и точка касания А -- общая для обеих этих кривых. Это говорит о том, что цена равняется средним общим издержкам (Р = АТС) и, следовательно, прибыль фирмы равна 0.

Информация о работе Шпаргалка по "Ценообразование"