Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:33, шпаргалка
Цена и рынок - категории, обусловленные товарным производством. При товарном производстве экономические отношения проявляются не в самом процессе производства, а через рынок. Рынок выступает основной формой реализации товарно-денежных отношений и стоимостных категорий.
Выделяют следующие СЭК:
Если цена падает до Р3 из-за падения покупательского спроса с D1 до D3, то производство становится неприбыльным. Фирмы покидают отрасль. Предложение отрасли уменьшается с S1 до S3. Предложение повысится до прежней величины минимума AC. Объем производства отрасли сократится до Q3.
Конкуренция уравнивает цену с минимумом АС в долгосрочном периоде. Каждая фирма производит в точке, соответствующей равенству Р=АС=minАС. При этом экономическая прибыль фирмы равна нулю.
Кривая предложения отрасли с постоянными издержками в долгосрочном периоде – совершенно эластична (SS). Приток и отток фирм изменяют отраслевой объем производства, но возвращают цену к первоначальному уровню (см. рис а ).
Рис а Рис. Б
Большинство отраслей имеют возрастающие издержки. При этом кривые их АС сдвигаются вверх при расширении отрасли и вниз при ее сужении (рис.б). В начальной равновесной точке спрос, объем производства и цена соответственно равны D1, Q1, P1. Увеличение спроса до D2 повысит цены до Р2 и экономическую прибыль. Новые фирмы направятся в отрасль. Спрос на ресурсы повысится. Цены ресурсов возрастут, что вызовет рост АС. Установится новая, более высокая цена равновесия р2.Снижение спроса до D3 сделает производство неприбыльным, вызовет отток фирм из отрасли. Сокращение спроса на ресурсы снизит их цены и вызовет снижение АС. Установится новая, более низкая цена равновесия Р3.
При цене P1 оставшиеся в отрасли фирмы начнут получать экономическую прибыль, что, в свою очередь, сделает отрасль привлекательной для вступления в нее новых фирм.
Следствием этого станет
увеличение рыночного
Однако экономические процессы отличаются инерционностью: хотя экономической прибыли уже нет, в отрасль продолжают вступать новые фирмы, увеличивая рыночное предложение (на рисунке «Б» кривая S2 сдвигается в положение S3). Рыночная цена упадет до Р3, и все повторится сначала. Таким образом, рыночная цена будет совершать колебания вокруг цены Р2.
Итак, при Р1 фирма получает экономическую прибыль, начинается приток новых фирм в отрасль; при Р2 экономическая прибыль отсутствует, но фирмы получаютнормальную прибыль; при цене ниже Р2 (например, Р3) фирмы начинают уходить с рынка.
Следовательно, долгосрочное
равновесие фирмы
P=MC=AC – определение долгосрочного
равновесия фирмы –
Долгосрочная кривая предложения конкурентной фирмы представляет собой часть кривой предельных издержек МС, расположенной выше кривой средних издержек АС.
Предложение конкурентной отрасли
Чтобы получить краткосрочную
рыночную кривую предложения,
нужно сложить краткосрочные
кривые предложения всех фирм
на данном рынке (по
На рисунке 4.6 изображена
типичная краткосрочная
Рис.4. 6
Р
0
На рисунке 4.7 показана
долгосрочная кривая
Рис.4.7.
P
отрасль с постоянными издержками
в
долгосрочном периоде:
кривая
рыночного предложения S
S отрасли совершенно эластична.
D1 D2 D3 D4
Q
Монополистическая конкуренция (полиполия) – рыночная структура, в которой имеется множество фирм-продавцов сходной, но не одинаковой продукции. Она одновременно похожа и на монополию, и на совершенную конкуренцию, так как в коротком периоде монополистический конкурент ведет себя как монополист, а в длительном – как совершенный конкурент.
Свойства монополистической
Именно вследствие этих двух отличий монополистический конкурент в долгосрочном периоде подобен, но не идентичен совершенному конкуренту.
Максимизацию прибыли
Маневрирование полиполии в пределах диапазона, определяемого избыточными производственными мощностями, помогает ей привлечь дополнительных покупателей при понижении цены.
На графике можно отследить этот процесс (рис. 22.1).
Рис. 22.1. Максимизация прибыли в условиях
монополистической конкуренции
QE – равновесный объем товара на рынке;
D – кривая спроса; MR – линия предельного
продукта; ATC – средние общие издержки;
MC – предельные издержки; PE1 –
цена монополии; PE2 – цена совершенной конкуренции при
«предельной» фирме.
Имея ограниченные возможности в ценовой конкуренции, полиполисты очень чувствительны к маркетингу, где между ними разворачивается неценовая конкуренция (рис. 22.2).
Рис. 22.2. Формы неценовой конкуренции
В целом монополистическая
Ценовая диверсификация (
Диверсификация цен
по уровню доходов потребителей
в форме ценовых скидок на товары
массового спроса для менее обеспеченных
категорий потребителей или в
форме персонального
в зависимости от объема потребления (например, крупным потребителям электроэнергии устанавливаются определенные скидки);
по категориям товаров (путем формирования у определенных сортов или видов товара имиджа "престижных" продуктов и повышения цен на них);
во времени (когда на новый товар или услугу устанавливаются более высокие цены, а на морально устаревшие товары цены снижаются).
Конечной целью диверсификации цен обычно является увеличение объема продаж при сохранении средней рентабельности.
Диверсификация цен в зависимости от объема потребления. Для некоторых рынков характерна следующая ситуация: каждый потребитель покупает несколько единиц товара в определенный период времени, и потребительский спрос снижается по мере увеличения объема реализации. К таким товарам относятся, например, вода, топливо для обогревания зданий и электроэнергия. Каждый из потребителей может заплатить за несколько сот киловатт-часов электроэнергии в месяц, но их готовность платить снижается с ростом потребления. В этой ситуации фирма может осуществлять диверсификацию цен в соответствии с потребляемым количеством, и она заключается в назначении различных цен за различное количество одного и того же товара или услуг.
Диверсификация цен при
отличительной особенности
Практика назначения для каждого покупателя резервированной цены называется идеальной диверсификацией цен (perfect first-degree price discriminaftion).
Равновесие производителя в краткосрочном периоде
Промежуточное положение между монополией и совершенной конкуренцией определяет высокоэластичный спрос на продукцию фирмы (степень эластичности ниже, чем при монополии, и выше, чем при совершенной конкуренции, когда спрос является совершенно эластичным). Степень эластичности спроса и определяемый ею наклон кривой спроса зависят от количества фирм-конкурентов и степени дифференциации продукции. Чем больше конкурентов имеется в отрасли и чем меньше степень дифференциации, т. е. чем меньше заменителей имеет продукт, тем монополистическая конкуренция находится ближе к совершенной конкуренции и, следовательно, тем эластичнее спрос и меньше наклон кривой спроса. Теоретическая экономика: Учебник / Под ред. Г.П. Журавлевой, Н.Н. Мильчаковой. - М.: ЮНИТИ, 1997
Как и в условиях чистой монополии, при монополистической конкуренции фирмы сталкиваются со спросом, который представлен кривой, имеющей наклон вниз, и тем не менее, обладают некоторой монопольной властью. Но это не означает, что при монополистической конкуренции фирмы зарабатывают большие прибыли. Монополистическая конкуренция аналогична совершенной конкуренции. В условиях свободного доступа на рынок потенциальная возможность получить прибыль привлекает новые фирмы с конкурирующими марками товаров, снижая прибыли до нуля.
На рис. 2 изображена ситуация, в которой находится фирма, функционирующая в условиях монополистической конкуренции в коротком периоде.
Руководствуясь правилом MR = МС, фирма определяет объем производства Q и цену на свою продукцию Р. При данном уровне средних общих издержек, выраженном кривой АТС, фирма получает прибыль, величина которой выражена площадью прямоугольника СРАВ.
Рис. 2. Краткосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции.
Спрос на продукцию фирмы, функционирующей в условиях монополистической конкуренции, более эластичен, чем на продукцию монополиста. Поэтому кривая спроса является более пологой.
Фирма на основе правша MR = МС устанавливает объем выпуска продукции Q и цену Р. Прибыль фирмы -- площадь фигуры СРАВ. Современная экономика: Общедоступный учебный курс. - Ростов н/Д: Феникс, 2004
2.2 Равновесие производителя в долговременном периоде
В длительном периоде фирмы
могут свободно покидать отрасль
и входить в нее, в зависимости
от того, получают ли они прибыль
в рамках короткого периода, или,
наоборот, терпят убытки. Поэтому в
длительном периоде наблюдается
тенденция к получению «
Говоря о совершенной конкуренции, мы показали, что в длительном периоде конкурентная фирма, находясь в положении равновесия, обычно получает нулевую («нормальную») прибыль, когда Р = АТС. Точно так же обстоит дело и в условиях монополистической конкуренции. На рис. 3 изображено положение долгосрочного равновесия фирмы. Кривой спроса DD соответствует кривая предельного дохода MR. В результате этого производится Q единиц продукта, реализуемых по цене Р. При этом обратите внимание на то, что кривая спроса является касательной к кривой средних общих издержек АТС и точка касания А -- общая для обеих этих кривых. Это говорит о том, что цена равняется средним общим издержкам (Р = АТС) и, следовательно, прибыль фирмы равна 0.