Шпаргалка по "Ценообразование"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:33, шпаргалка

Краткое описание

Цена и рынок - категории, обусловленные товарным производством. При товарном производстве экономические отношения проявляются не в самом процессе производства, а через рынок. Рынок выступает основной формой реализации товарно-денежных отношений и стоимостных категорий.
Выделяют следующие СЭК:

Вложенные файлы: 1 файл

все шпоры. на экзамен. (1).docx

— 2.74 Мб (Скачать файл)

Рис. 3. Долгосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической  конкуренции.

В долгосрочном периоде фирма  получает нулевую прибыль, так как  соблюдаются условие Р = АТС. Кривая АТС является касательной к кривой спроса DD в точке А.Белацкий Е. Недостатки антимонопольного регулирования //Экономист, №5, 2003

Разумеется, здесь обрисована упрощенная модель рыночной ситуации. В реальной действительности отдельные  фирмы могут и в длительном периоде получать прибыль или  нести убытки. Так, некоторые фирмы  могут выпускать такую продукцию  или оказывать такие услуги, которые  позволяют им оставаться монополистами. Например, закусочная на вокзале или  бензозаправочная станция на оживленном перекрестке, вероятно, всегда будет  получать прибыль. Наоборот, врач, живущий  в небольшом населенном пункте и  по каким-либо соображениям не желающий менять места жительства, может смириться  с тем, что он из-за отсутствия достаточной  клиентуры постоянно несет убытки, имеет меньшие доходы, чем его  коллеги, практикующие в другом месте. Но напомним, что в данных случаях  речь идет об экономической прибыли. Бухгалтерскую прибыль получает любой хозяйствующий субъект, иначе  он не сможет осуществлять свою деятельность. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика Т.2. СПб.:Высшая школа, 2006.

Каковы социально-экономические  последствия монополистической  конкуренции? На рис. 3 видно, что в  длительном периоде фирма обычно выпускает меньший объем продукта, чем тот, который был бы возможен при минимизации средних общих  издержек, т.е. производственная мощность используется не полностью. Кривая спроса имеет отрицательный наклон к  точке А, обозначающей оптимальный объем выпуска при получении «нормальной» прибыли. Эта точка находится левее точки А,указывающей объем выпуска, при котором средние издержки в длительном периоде минимизируются (точка пересечения кривых МС и АТС). Следовательно, общество недополучает определенный объем продукта. Такое положение объясняется «монополистическим обликом» монополистической конкуренции. Вспомним, что монополист ограничивает объем выпуска продукции, повышая цены на нее. Вместе с тем нельзя считать, что монополистическая конкуренция приводит к таким же отрицательным последствиям для общества, как монополия. Существование множества фирм, выпускающих различную продукцию, приводит к более полному удовлетворению общественных потребностей, увеличению ассортимента товаров и услуг, позволяет учитывать разнообразные потребности покупателей. Такое положение перекрывает отрицательные последствия монополистической конкуренции.

 

  1.  Вопрос. Затратные методы ценообразования. Метод полных издержек.

Затратные методы ценообразования  широко распространены. Это объясняется  тем, что в условиях административных методов управления экономикой они превалировали кроме того, в их основе лежит калькуляция издержек производства и сбыта продукции, следовательно, цена, сформированная затратными методами, имеет обоснование, которое трудно оспорить. Сфера применения их ограничена, так как они могут служить только для определения начальной, базовой цены товара и обоснования факта выхода товара на рынок или организацию его выпуска на предприятии. Для установления окончательной цены нужно принимать во внимание факторы изменяющейся конъюнктуры рынка. 

Существует несколько  затратных методов, определяющих цену по принципу «издержки плюс прибыль». 

1. Затратный метод с учетом полных (или средних) издержек на производство продукции основан на определении полной себестоимости, включающей как переменные, так и постоянные издержки. Суть метода состоит в суммировании совокупных издержек: переменные (или прямые) плюс постоянные (или накладные), и прибыли, которую предприятие рассчитывает получить.

Главное преимущество данного  метода — его простота и удобство. Это связано с тем, что у  производителя всегда имеются данные о собственных затратах. Однако он имеет два больших недостатка: 

1) при установлении цен  не принимаются во внимание  имеющийся спрос на товар и  конкуренция на рынке, поэтому  возможна ситуация, когда товар  при данной цене не будет  пользоваться спросом; 

2) любой метод отнесения  на себестоимость товара постоянных  накладных расходов, которые являются  расходами по управлению предприятием, а не расходами для производства  данного товара, является условным.  

  1. Вопрос. Затратные методы ценообразования. Метод маржинальных затрат.

Метод прямых (или предельных) затрат базируется на установлении цены путем добавления к переменным затратам определенной надбавки — прибыли. При этом постоянные расходы как расходы предприятия в целом не распределяются по отдельным товарам, а погашаются из разницы между суммой цен реализации и переменными затратами на производство продукции. Эта разница получила название «добавленной» или «маржинальной» прибыли. При правильном подходе переменные (прямые) издержки должны явиться тем пределом, ниже которого ни один производитель не будет оценивать свою продукцию. В любом случае истинная функция издержек заключается в установлении нижнего предела для первоначальной цены на товар, в то время как ценность этого товара для потребителя определяет высший предел цены на него. 

Продажа товара по цене, рассчитанной по такому методу, эффективна на стадии насыщения, когда нет роста продаж, и предприятие хочет сохранить  объем сбыта на определенном уровне. 

 

 

 

 

  1.  Вопрос. Затратные методы ценообразования. Метод рентабельности инвестиций.

Основная задача данного  метода состоит в том, чтобы оценить  полные затраты при различных  программах производства товара и определить объем выпуска, реализация которого по определенной цене позволит окупить  соответствующие капиталовложения. Устанавливаемая надбавка к издержкам  производства включает процент дохода на инвестированный капитал. 

 

 

  1. Вопрос. Затратные методы ценообразования. Расчет цены на основе анализа безубыточности.

Метод расчета цены на основе анализа безубыточности и обеспечения  целевой прибыли базируется на том, что предприятия стремится установить цену на свой товар на таком уровне, который обеспечивал бы получение  желаемого объема прибыли. Точка  безубыточности — это точка пересечения  кривой общей выручки и кривой общих затрат. В точке безубыточности объем прибыли равен нулю. Основным недостатком метода определения  цены на основе анализа безубыточности является то, что не учитывается  взаимосвязь цены товара и фактического спроса. 

 

  1. Вопрос. Рыночные методы ценообразования - тендерное ценообразование.

Состязательный метод  определения цен (тендерный метод) применяется главным образом на различных торгах (оптовые рынки, биржи ценных бумаг и т.д.) и реализует идеологию рыночного подхода (конкуренция за рынок) к естественным монополиям.

Методика ценообразования  на торгах предполагает ситуацию, когда  большое количество покупателей  стремятся купить товар у одного ограниченного, малого числа продавцов, или наоборот, когда большое число  продавцов стремятся продать  товар одному или ограниченному, малому числу покупателей, а цена на товар определяется за один раз  и в присутствии обеих сторон. В этом случае цену, которую считают  для себя приемлемой покупатель или  продавец, записывают на листе бумаги, запечатывают в конверт, затем все  конверты собирают и в присутствии  участвующих в такого рода торгах вскрывают. Если торги организовывали продавцы и состязание ведется между покупателями, то выигрывает тот покупатель, который написал самую высокую цену; если торги проводят покупатели и состязание ведется между продавцами, то выигрывает тот продавец, который назначил наименьшую цену.

Аукционный метод определения  цены также активно используется на товарных рынках, рынках ценных бумаг  и т.д., в свою очередь, подразделяясь  на две разновидности. Во-первых, повышающий метод ведения аукциона, когда  вначале называется самая низкая цена, а затем идет ее повышение, и в итоге товар достается  тому, кто назвал самую высокую  цену. Во-вторых, понижающий, или голландский, метод ведения аукциона, когда  вначале называется самая высокая  цена и если покупатель по такой  цене не находится, то идет снижение цены. В этом случае право на заключение сделки купли-продажи на данный товар  получает тот покупатель, который первым принимает цену продавца и тем самым соглашается на самую высокую цену по сравнению с остальными участниками аукциона. Такой метод дает возможность проводить аукцион более быстро. Однако, учитывая ситуацию и атмосферу состязательной торговли, бывает трудно рассчитывать на то, что удастся, сторговать, себе наиболее приемлемую цену.

 

  1. Вопрос. Рыночные методы ценообразования – формирование цены на основе эластичности.

Ценовая эластичность Согласно закону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большеекол-во продукции. Однако степень реакции потребителей на изменение цены может значительно варьироватьсяот продукта к продукту.

Экономисты используют концепцию  ценовой эластичности для определения  чувствительности потребителей к изменениюцены продукции. Если небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то такой спрос называют относительно эластичным или просто эластичным.

Если существенное изменение в цене ведет к небольшому изменению в количестве покупок, то такой спрос относительно неэластичный или просто неэластичный. Когда %-ное изменение цены и последующее изменение кол-ва спрашиваемой продукции равны по величине, то такой случай называют единичной эластичностью. Если изменение цены не приводит ник какому изменению кол-ва спрашиваемой продукции, то такой спрос явл. совершенно неэластичным. Если самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от нуля до предела своих возможностей, то такой спрос явл. совершенно эластичным.

Формула ценовой эластичности Степень  ценовой эластичности или неэластичности определяют с помощью коэффициента эластичности (Ed).

Ed= %-ные изменения вычисляются путем деления величины изменения в цене на первоначальную цену, и следующегоза этим изменения в количестве спрашиваемой продукции на то кол-во продукции, на которое спрос предъявлялся первоначально.

Использование %-ных изменений позволяет избежать ошибок в расчетах при использовании произвольных единиц измерения. Ценовой коэффициент эластичности всегда будет иметь отрицательный знак (т. к. закон спроса представляет собой обратную зависимость кол-ва продукта от цены), поэтому рассматривается только абсолютная величина коэффициента эластичности.

 

  1. Вопрос. Рыночные методы ценообразования – формирование цены на основе ценовых линий.

 

 

 При установлении цен в рамках товарного ассортимента необходимо произвести определение ценовых линий, связанных с продажей товара в диапазоне цен, где каждая цена отражает определенный уровень качества различных моделей одного и того же вида и назначения изделия. Многие виды изделий традиционно имеют шкалы цен, к которым приспосабливаются производители и потребители. При разработке нового товара предприятие должно решить, к какой категории будет принадлежать товар-новинка.

При разработке ценовой линии  следует учитывать следующие  правила:

    • цены должны быть достаточно отдалены друг от друга, чтобы потребители осознавали качественные различия между моделями, в противном случае нижнее значения цены они будут воспринимать как самое подходящее для себя и исходить из того, что между моделями нет различий;
    • в верхнем диапазоне цен должна быть большая дифференциация, поскольку потребительский спрос при высокой цене менее эластичен;
    • соотношение цен между разновидностями товара должно сохраняться при изменении издержек для того, чтобы сохранялись установленные различия.

Ценовые линии создают  преимущества как для производителей, участников каналов товародвижения, так и для потребителей. Продавцы могут предлагать набор товаров, привлекая различные сегменты рынка, предлагать потребителям более дорогие  модели в рамках сложившегося диапазона  цен, контролировать запасы с помощью  цен, нейтрализовать поведение конкурентов, предлагая модели по всему диапазону  цен и увеличивать общий объем  реализации. Потребители при этом получают ассортимент товаров, из которого они могут выбирать нужные изделия, сравнивая определенные модели в  пределах желательного диапазона цен.

При принятии решения об окончательном уровне цены необходимо учитывать возможную реакцию  потребителя на нее.

Руководители фирм, применяющие  метод определения цен с ориентацией  на конкуренцию, считают, что он наиболее безопасен для них, чем другие методы. Например, если у конкурента цена 10 000 руб., то у данной фирмы она  может быть 9600 руб., и в таком  случае можно сохранить или даже увеличить долю рынка и прибыль  фирмы.

Информация о работе Шпаргалка по "Ценообразование"