Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 19:44, курсовая работа
Актуальность затрагиваемой проблемы позволяет определить цель исследования: изучить оптимальные пути формирования представлений о растениях уголка природы и навыков по уходу за ними у детей старшего дошкольного возраста в условиях уголка природы, через наблюдение.
Объект исследования: педагогический процесс формирования представлений и навыков по уходу за растениями у детей старшего дошкольного возраста в условиях уголка природы.
Предмет исследования: педагогические условия формирования представлений и навыков по уходу за растениями у детей старшего дошкольного возраста в условиях уголка природы, через наблюдение.
Развитие разных форм восприятия и наблюдения С.Л.Рубинштейн связывает с их содержанием. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой – оно само требует наличия определенных знаний как отправка моментов наблюдения. « Для того чтобы от чисто рецепторного акта подняться к наблюдению, нужно знать, что и как наблюдать »[12; с.280]. С каждым годом расширяется кругозор ребенка, вместе с ростом знаний и развитием мышления происходит непрерывное углубление и преобразование восприятия. Ребенок по-новому воспринимает мир по мере того, как он глубже его познает.
В рассуждениях С.Л.Рубинштейна, с точки зрения обсуждаемой проблемой и практики дошкольного воспитания, важны два положения: процесс формирования наблюдения и его содержание. Правильное толкование этих положений и использование конкретного материала природоведческих знаний позволяют совершенствовать методику наблюдений за природой.
В высшем своем проявлении наблюдение – это деятельность, самостоятельно организуемая самим наблюдателем. [12; с.146 – 148].
Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы организующие активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.
Необходимость и значение его использования связаны прежде всего с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас направленных ребёнком знаний – это представления, т.е. образы восприняты им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представления, тем легче ребёнку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за её объектами.
Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем её многообразии. Систематическое наблюдение в ознакомлении с природой приучаем детей приглядываться, подмечать её особенности и приводит к развитию наблюдательности. Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей. Для этого воспитатель использует разные виды наблюдения. Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе.
Так же важно определить организационно – методическую форму проведения наблюдений с детьми за теми объектами природы, которые постоянно находятся возле них. Наблюдение лучше всего проводить в форме циклов. [11; с.274]
Отдельно взятый цикл – это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада. Каждое наблюдение цикла имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними. В сумме все наблюдения одного цикла формируют у детей конкретные и отчетливые представления о данном объекте – его строении, функционировании (различных проявления, поведении), условиях жизни. Цикл наблюдений позволяет ребенку чувственным путем и самостоятельно приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые живут по соседству с ним.
Цикл наблюдений как организационно – методическая форма педагогического процесса имеет ряд достоинств. В цикле осуществляется распределение всего объема знаний на «порции», что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение. Каждое следующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять сложившиеся представления. Достоинством цикла является и его протяженность во времени – распределение наблюдений, следующих одно за другим, на достаточно длительный срок. Многоразовое обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1 – 3 месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему. В результате у дошкольников возникает потребность в новых наблюдениях, которые они осуществляют самостоятельно, без побуждения и руководства воспитателя. И, наконец, проведение цикла наблюдений в повседневной жизни в разные режимных моменты экономит время для занятий и делает работу с детьми разнообразной.[5; с.64-67]
Цикл проводится в течение длительного времени – на неделю планируется одно – два наблюдения. Таким образом, представленный цикл из 8 наблюдений может быть реализован в практике работы с детьми старших групп за 1 – 2 месяца. Цикл наблюдений – удобная форма организации педагогического процесса. Составление, разработка цикла наблюдений – это творческое дело педагога: цикл можно спланировать по – разному, в цикле всегда учитываются конкретные особенности объекта.
По каждому живому уголка природы во всех возрастных группах составляется отдельный цикл наблюдений. Специальные циклы наблюдений посвящаются представителям растительного мира – комнатным растениям, на участке ДОУ, первоцветам, часто встречающимся насекомым. Все, что постоянно находится рядом с ребенком, должно быть им замечено, должно привлекать его внимание, вызывать интерес.
Общие требования к организации наблюдения. Каждый вид наблюдений требует своеобразного руководства со стороны воспитателя. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений.
Вывод: изучив теоретические основы проблемы, мы пришли к выводам, что уголок природы будет условием экологического образования детей при правильном подборе содержания комнатных растений в эколого-развивающей среде и при систематических наблюдениях за ростом и развитием растений, ознакомлением условий для их жизни, при активизации восприятия детей через личностно-ориентированное взаимодействие.
Глава 2. Особенности формирования представлений экологического характера о растениях уголка природы
Опытно – экспериментальная работа проводилась в МАДОУ № 107 в старшей группе. Период проведения экспериментальной работы с 21 января по 15 февраля 2013 года. В экспериментальной группе 18 человек. Список детей в экспериментальной старшей группе (приложение 3).
Экспериментальная работа проводилась по формированию представлений и навыков у детей старшего дошкольного возраста, работа проводилась поэтапно:
I этап – констатирующий эксперимент
II этап – формирующий эксперимент
III этап – контрольный эксперимент
Цель экспериментальной работы: сформировать у детей представления о растениях и способах ухода за ними в условиях уголка природы в старшей группы; выявить педагогические условия формирования представлений о растениях уголка природы по средствам наблюдений.
Таким образом, по определению целей, задач, содержанию и методике проведения констатирующего эксперимента посвящен параграф 2.1.
2.1. Цели, задачи, содержание и методика констатирующего эксперимента
Цель констатирующего эксперимента: выявить исходный уровень особенностей сформированности представлений экологического характера о растениях уголка природы и навыков ухода за ними.
Исходя из поставленной цели эксперимента, можно поставить следующие задачи:
Для проведения диагностики, нами были применены следующие методы:
Цель диагностики: выявить представления о растениях уголка природы и о формах их ухода у детей старшего дошкольного возраста.
Для того, чтобы провести диагностику, нам необходимо было разработать 10 диагностических вопросов. При разработке диагностических вопросов мы руководились таким источником, как: Мир природы и ребёнок [Текст] /под ред. Л.М. Маневцовой и П.Г. Саморуковой. – СПб.; Детство – пресс 2000. – с.248
Первые 5(пять) вопросов были направлены на выявление исходного уровня о растениях уголка природы, это беседа с вопросами (с 1 по 5 вопрос), другие 5 вопросов были направлены на выявление форм ухода за растениями уголка природы, это такие вопросы (с 6 по 10 вопрос).
При проведении диагностики, дети старшей группы должны дать ответы, какие представления о растениях и о формах ухода за растениями они знают и применяют на практике.
При разработках диагностических вопросов, нам необходим был наглядный материал (картина «Вегетативное тело растений»), модели с изображением основных органов растений, модели с изображением определённых функций основных органов растений, модели с изображением (тепла, воздуха, воды, почвы, солнца), карточки с изображением оборудования для ухода за растениями),комнатные растения (бальзамин, фиалка, бегония, аспарагус, клён и другие) – мы брали из уголка природы в детском саду старшей группы.
При проведении диагностики, мы использовали следующие условия:
К 1-ой задаче была применена индивидуальная беседа с детьми старшей группы с использованием иллюстраций, картин, моделей. К индивидуальной беседе были подобраны следующие вопросы:
Критерии оценки представлений о растениях уголка природы и о формах их ухода у детей старшего дошкольного возраста были: