Теоретические основы формирования представлений о растениях уголка природы у детей старшего дошкольного возраста через наблюдение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 19:44, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность затрагиваемой проблемы позволяет определить цель исследования: изучить оптимальные пути формирования представлений о растениях уголка природы и навыков по уходу за ними у детей старшего дошкольного возраста в условиях уголка природы, через наблюдение.
Объект исследования: педагогический процесс формирования представлений и навыков по уходу за растениями у детей старшего дошкольного возраста в условиях уголка природы.
Предмет исследования: педагогические условия формирования представлений и навыков по уходу за растениями у детей старшего дошкольного возраста в условиях уголка природы, через наблюдение.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом(исправл).docx

— 109.17 Кб (Скачать файл)

3 балла – Ребёнок называет 6-7 видов комнатных растений, самостоятельно, четко, без помощи воспитателя. Умеет  объяснить и мотивировать необходимость  разных видов ухода за растениями.

2 балла – Ребёнок громко  и чётко называет 4-5 видов комнатных  растений, но с помощью воспитателя

1 балла – Ребёнок неспособный  назвать 1-2 вида комнатных растений  дали с помощью воспитателя.

На основе критериев разрабатываем уровневые показатели:

3 бала (2,4 – 3) – высокий  уровень – Ребёнок самостоятельно  и полно даёт ответ, с выявлением причинно – следственных связей. Владеет основными понятиями о растительных сообществах, наблюдателен и на основе этого видит причинно – следственные частные и общие связи в живой природе, самостоятельно решают поставленные задачи.

2 бала (1,7 – 2,3) – средний  уровень – Ребёнок отвечает  на вопрос конкретно, с объяснением  некоторых связей в природе, но  с некоторой помощью воспитателя. Умеют с некоторой помощью  воспитателя видеть причинные  связи, изменения в растительной  среде. Умеет сравнивать объекты  по признакам различия и сходства.

1 бал(1 – 1,6) – низкий уровень  – Ребёнок  неспособный конкретно  ответить на вопрос даже с  помощью воспитателя. Устанавливает  частные связи, сравнивает объекты  по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков  испытывает затруднение.

Таким образом, данная серия эксперимента позволяет выявить представления о растениях уголка природы и способах ухода за ними у детей старшего дошкольного возраста.

Для того, чтобы нам приступить к изучению второй задачи констатирующего эксперимента по выявлению умений ухода за растениями уголка природы у детей старшего дошкольного возраста, мы так же провели диагностику по трудовым поручениям, в которых дети полученные знания могли применить на практике. Для проведения такой диагностики, нами были применены следующие методы:

  • Разработка трудовых поручений;
  • Подбор материала для трудовых поручений;
  • Методика проведения трудовых поручений;
  • Анализ полученных данных в ходе диагностики.

Цель диагностики: выявить умение по уходу за растениями уголка природы у детей старшего дошкольного возраста.

Для того, чтобы провести диагностику, нам необходимо было разработать 2 (два) трудовых поручения, и одна дидактическая игра «Отгадай по описанию растение».При разработке трудовых поручений мы руководились таким источником, как: Марковская, М. М. Уголок природы в детском саду [Текст]: кн. для воспитателя детского сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989. – с.

Первое трудовое поручение было направлено на выявление умений по поливу растений, второе поручение было направлено на выявление умений по рыхлению земли у растений, а так же  была дидактическая игра «Отгадай по описанию»

При разработке трудовых поручений, нам необходим был инвентарь по уходу за растениями в уголке природы (лейка, клеёнки, палочки для рыхления земли, изображение комнатных растений).

При проведении диагностики, мы использовали следующие условия:

  • Индивидуальные занятия, по каждому трудовому поручению, во второй половине дня;
  • Настроение детей в данный период времени;
  • В зависимости от возраста детей, трудовые поручения проводились продолжительностью 20 – 25 минут, т.к. это старшая группа.

Ко 2-ой задаче, с целью выявления умений по уходу за растениями уголка природы у детей старшего дошкольного возраста, предлагаются 2 трудовых поручения и 1 дидактическая игра «отгадай по описанию».

Трудовые поручения и дидактическая игра направлены на такие умения как: полив растения, рыхление земли. Вот эти поручения и дидактическая игра:

  1. Трудовое поручение: предлагается детям отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в поливе. Дети должны объяснить, почему они выбрали именно эти растения и должны показать, как нужно поливать растения.
  2. Трудовое поручение: предлагается детям взять из уголка природы одно растение, на котором они будут показывать как следует правильно рыхлить землю.

Дидактическая игра « отгадай по описанию» Детям воспитатель читает описание одного из растений по которым ребенок должен отгадать про какое растение идет речь.

Критерии оценки умений ухаживать за растениями уголка природы у детей старшего дошкольного возраста были:

  • Умение определить необходимость тех или иных трудовых действий в целях создания условий для жизни растений;
  • Умение и ориентировки в особенностях посадки растений.

На основе критериев оценки, мы разработали уровневые показатели развития умений и навыков детей по уходу за растениями:

3 бала (2, 4 – 3) – высокий  уровень – дети ориентируются  в необходимости ухода за растениями, знают способы ухода за ними. Проявляются самостоятельности в действиях.

2 бала (1,7 – 2,3) – Дети справляются  с уходом за растениями с  помощью воспитателя, не проявляют  самостоятельности в выборе способов  создания условий для жизни  живого.

1 бал (1 – 1,6) – низкий уровень  – Дети плохо ориентируются  в уходе за растениями, в выборе  их способов даже при помощи  воспитателя.

Таким образом, данная серия заданий позволила выявить умения ориентироваться в условиях жизни растений, способах ухода и посадки.

В целях изучения развивающей среды, как компонента обучения навыкам ухода за растениями детей старшего дошкольного возраста, мы проанализировали особенности организации уголка природы в группе.

Критерии оценки развивающей среды следующие:

  • Особенности расположения уголка природы;
  • Соответствие растений требованиям программы данной возрастной группы;
  • Оборудование для ухода за растениями.

Таким образом, организация уголка природы позволяет изучить развивающую среду, как компонента формирования навыков ухода за растениями. Данная серия эксперимента позволяет изучить особенности представлений детей старшего дошкольного возраста о комнатных растениях и навыков ухода за ними.

Анализ представлений о растениях уголка природы и о формах их ухода у детей старшего дошкольного возраста посвящен параграф 2.2.

 

 

 

2.2. Особенности  представлений об условиях жизни растений уголка природы

 

В целях выявления представлений о растениях уголка природы и о формах их ухода у детей старшего дошкольного возраста, мы провели индивидуальные беседы с каждым ребенком из старшей группы.

Ответы детей на диагностические вопросы протоколировались. Протоколы ответов (приложение 5).

На основе протоколов ответов детей на диагностические вопросы по представлению о растениях уголка природы и о формах ухода за ними, проведен анализ полученных данных в ходе диагностики.

Анализ данных заносился в таблицу 1 ( приложение 6).

А теперь определим процент усвоения детьми каждого диагностического вопроса. Он определяется по формуле и следующей пропорции:

42 бала – 100%                        Например: 15* 100%

15 бала – X %

Где: 42 бала – самый высокий общий бал.

100% - процент усвоения  самого высокого общего бала.

15% - общий бал по каждому  диагностическому вопросу.

Х% - процент усвоения по каждому диагностическому  вопросу.

А сейчас, мы проанализируем результаты диагностики по полученным данным, которые мы получили при  ответах детей на каждый диагностический вопрос. Результаты получились следующие:

По первому вопросу: «Какие комнатные растения вы знаете? Покажите их».

Данил. Г., что составляет 4,7%  получил 2 бала за свой  ответ, так как он ответил правильно, при помощи воспитателя, смог назвать бегония, колеус, традесканция, фиалка.

Ира, Тимур, Маша, Миша, Мирон, Алина, Катя, Егор, что составляет 19 %, получили по 1 балу за ответ, так как они не могли дать ответ на поставленный вопрос перед ними, не смогли назвать даже 3 вида комнатный растений даже при помощи воспитателя. Дети отказались дать ответ на вопрос воспитателя и занялись другим занятием.

По второму вопросу: «Назовите и покажите части растений? Их функции?»

Детям предлагались модели с изображением основных органов растений, модели с изображением определенных функций основных органов растений (корень, стебель, лист, соцветие), картинка «Вегетативное тело растений».

Миша, Мирон, Кирилл, Алина, что составляет, 28,5%, получили по 3 бала за ответ, так как они правильно давали ответ, отвечали четко, самостоятельно, без помощи воспитателя.

Например: Миша назвала, все части растений, корень, стебель, листок, цветок. Так же пояснила их функции, что корень – удерживает растение в земле, всасывает из почвы влагу. Стебель – опора для растения, дышит, проводит воду по всем частям растения. Лист – дышит, улавливает свет, испаряет воду.

Ира, Маша, Максим В, Катя, что составляет 19,0 %  получили по 2 балу за ответ, так как они отвечали на поставленный вопрос с помощью воспитателя, плохо ориентировались в задании.

Тимур, Гера, Данил, Алёша, Егор, что составляет 11,9% получили по 1 балу за ответ, так как они не смогли ответить на поставленный вопрос даже при помощи воспитателя.

По третьему вопросу: «Назовите и покажите растения, которые любят много света? Много влаги? Докажите почему?»

Данил, что составляет 4,7% и получил по 2 бала, так как он ответил на поставленный вопрос с помощью воспитателя.

Ира, Тимур, Маша, Максим Ю, Миша, Мирон, Кирилл, Гера, Алина, Максим. В., Алёша, Катя, Егор, что составляет, 30, 9% и получили только по 1 балу, так как они не смогли назвать и объяснить, какие растения любят много воды и света с помощью воспитателя.

По четвертому вопросу: «Что нужно делать, чтобы растения хорошо росли? »

Максим В, Катя, что составило 14,2 %, получили по 3 бала за свои ответы, так как они давали полный и правильный ответ на поставленный вопрос, отвечали на это без помощи воспитателя.

Например: Катя «Для того чтобы растения хорошо росли нужно поливать, рыхлить палочками, протирать пыль с листьев, пересаживать».

Миша, Гера, Данил, Алёша, Егор, что составляет 23,8% получил 2 бала, так как он давал не полный ответ на поставленный вопрос, отвечал с помощью воспитателя.

Ира, Тимур, Мирон, Максим В, Алёша, Кирилл, Алёша, Максим Ю, что составляет 19,04% получили по 1 балу, так как они не смогли ответить на поставленный вопрос даже с помощью воспитателя.

По пятому вопросу: «Какое оборудование нужно для ухода за растениями?»

Детям предлагались карточки с изображением оборудования для ухода за комнатными растениями.

Ира, Маша, что составляет 14,2 %, получили по 3 бала за свои ответы, так как они смогли объяснить и показать какое оборудование нужно использовать для ухода за растениями, отвечали правильно и самостоятельно, без помощи воспитателя.

Например: Маша «Лейка что бы поливать, палочки для рыхления земли, распылитель».

Егор, что составляет 4,7%, получили по 2 бала за свой ответ, так как объяснил и показывали какое оборудование нужно для ухода за растениями с помощью воспитателя, в наглядном пособии ориентируются неуверенно.

Например: Максим В«Для того что бы ухаживать за растениями нужны палочки для рыхления, тряпочки что бы протирать пыль с листьев, лейку поливать, пульверизатор для распыления  растений».

Тимур, Миша, Максим Ю, Мирон, Кирилл, Гера, Данил, Алёша, Алина, Катя, что составляет 26,1% получили по 1 балу за ответ, так как они не смогли назвать и показать какое оборудование нужно для ухода за растениями, в наглядном материале ориентируются очень неуверенно, конкретно не смогли показать даже при помощи воспитателя.

По шестому вопросу: «Как следует ухаживать за комнатными растениями? »

Гера, Егор, что составляет 14,2%, получили по 3 бала за свои ответы на этот вопрос, так как они четко и правильно давали ответы на поставленный вопрос, так же отвечали самостоятельно, без помощи воспитателя.

Например: Гера «Для того что бы ухаживать за растениями нужны палочки для рыхления, тряпочки что бы протирать пыль с листьев, лейку поливать, пульверизатор для распыления  растений.

Ира, Тимур, Миша, Мирон, Кирилл, Алина, что составляет 28,5% получили по 2 бала за свои ответы, так как они на поставленный вопрос отвечали при помощи воспитателя, не точно и не полно давали ответ.

Например: Максим «Для того что бы ухаживать за растениями нужны палочки для рыхления, тряпочки что бы протирать пыль с листьев, лейку поливать, пульверизатор для распыления  растений»

Информация о работе Теоретические основы формирования представлений о растениях уголка природы у детей старшего дошкольного возраста через наблюдение