Теоретические основы формирования представлений о растениях уголка природы у детей старшего дошкольного возраста через наблюдение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 19:44, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность затрагиваемой проблемы позволяет определить цель исследования: изучить оптимальные пути формирования представлений о растениях уголка природы и навыков по уходу за ними у детей старшего дошкольного возраста в условиях уголка природы, через наблюдение.
Объект исследования: педагогический процесс формирования представлений и навыков по уходу за растениями у детей старшего дошкольного возраста в условиях уголка природы.
Предмет исследования: педагогические условия формирования представлений и навыков по уходу за растениями у детей старшего дошкольного возраста в условиях уголка природы, через наблюдение.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом(исправл).docx

— 109.17 Кб (Скачать файл)

Маша, Максим В., Данил, Алёша, Катя, что составляет 14,2% , получили по 1 балу, так как они не смогли дать ответ на поставленный перед ними вопрос, очень плохо и не уверенно называют виды уходов за растениями.

По седьмому вопросу: «Для чего нужно рыхлить землю?»

Ира, Миша, что составляет 14,2%, получили по 3 бала за свои ответы, смогли правильно ответить на поставленный вопрос, четко и самостоятельно без помощи воспитателя.

Например: Ира «Для того что бы влага поступала к корням растениям».

Тимур, Маша, Максим, Мирон, Гера, Данил, Алёша, Алина, Катя, Егор, Максим Ю., что составляло, 26,1%  получили по 1 балу за свои ответы, так как они не смогли самостоятельно ответить на поставленный вопрос воспитателя, так же не смогли ответить для чего нужно рыхлить почву у растений.

По восьмому вопросу: «Как узнать что растение нужно поливать?»

Тимур, Максим В., Кирилл, Гера, Данил, Катя, что составляет 28,5%, получили по 2 бала за свои ответы, так как отвечали с помощью воспитателя по каким признакам нужно узнать, что растение требует полива.

Например: Тимур «Если земля светлая и на ощупь сухая то следует полить»

Ира, Маша, Миша, Мирон, Алина, Алёша, Егор, Максим Ю., то составляет19,04 % , получили по 1 балу за свои ответы, так как они не смогли ответить для его нужно поливать растение и как узнать, что растение нужно полить, ответить не могли даже при помощи воспитателя.

По девятому вопросу: «Для чего мы ухаживаем за растениями?»

Тимур, Гера, Алина, Катя, Егор, что составляет 35,7%, получили по 3 бала за ответы, так как они правильно говорили для чего нужно ухаживать за растениями, отвечали правильно без помощи воспитателя самостоятельно.

Например: Алина «Растение нужно поливать, убирать пыль с листьев что бы дышали, удобрять, пересаживать по чаще, распылять водой».

Ира, Мирон, Кирилл, Данил, Максим, что составляет 23,8%, получили по 2 бала. Так как они давали ответ для чего нужно ухаживать за растениями с помощью воспитателя.

Например: Мирон «С растения нужно чаще убирать пыль, что бы могли дышать, поливать, удобрять, пересаживать».

Маша, Максим Ю., Миша, Алёша, что составляет 9,5%  получили по 1 балу за свой ответ, так как они не смогли ответить для чего мы ухаживаем за комнатными растениями даже с помощью воспитателя.

По десятому вопросу: «Почему нужно снимать пыль с листьев растений?»

Ира, Тимур, Маша, Кирилл, Данил, Егор, что составляет 28,5%, получили по 2 бала, так как они давали ответ правильно только при помощи воспитателя.

Например: Егор «Для того что бы листочки дышали и давали чистый кислород»

Максим В., Катя, Алёша, Алина, Гера, Мирон, Миша, Максим Ю., что составляет 16,6% получили только по 1 балу, так как они  не смогли ответить для чего следует снимать пыль с листьев, даже при помощи воспитателя.

А теперь мы можем вычислить, какое количественное соотношение имеют дети в экспериментальной группе. Оно вычисляется по формуле из следующей пропорции:

18 человек – 100%                                  Например: 2 * 100

2 человека – Х%

Где: 18 человек – количество всех детей в экспериментальной группе.

100% -- количественное соотношение  всех детей в группе.

2 человека – общее  количество детей по каждому  уровню развития.

Х% - количественное соотношение детей по каждому уровню развития.

Результаты вычислений записываем в таблицу 2 (приложение 7).

Результаты диагностики по выявлению представлений о растениях уголка природы и о формах их ухода у детей старшего дошкольного возраста, можно изобразить графическим способом (приложение 7).

Данные показатели отражают результаты педагогической деятельности воспитателя по экологическому воспитанию. В основном преобладает низкий  уровень развития представлений о растениях уголка природы и о формах их ухода у детей старшего дошкольного возраста, можно предположить, что педагог проводит определённую работу по ознакомлению с растениями уголка природы, но она проводится не систематически, так как нет определенной структуры.

Для того, чтобы выяснить, почему преобладает средний уровень с формированием представлений о растениях уголка природы и о формах их ухода у детей старшего дошкольного возраста, мы рассмотрим параграф 2.3.

 

2.3. Особенности  умений по созданию условий для жизни живого

 

В целях выявления умений по уходу за растениями уголка природы у детей старшего дошкольного возраста, мы провели индивидуальные занятия с каждым ребёнком из старшей группы.

Выполнение занятий оценивались по 3-х бальной системе. Критерии оценки были описаны в параграфе 2.1.

Умения детей по трудовым поручениям протоколировались. Протоколы умений (приложение 10).

На основе умений протоколов детей по выявлению умений ухода за растениями уголка природы, проведен анализ полученных данных в ходе диагностики.

Анализ данных заносился в таблицу 3 (приложение 8).

После того, как мы определили уровень развития каждого ребёнка в старшей группе, мы можем вычислить процент усвоения детьми по каждому трудовому поручению. Он определяется по формуле из следующей пропорции:

42 бала – 100%                            Например: 23* 100

23 балов – Х%

Где: 42 бала—самый высокий общий бал;

100% - процент усвоения  самого высокого общего бала;

23 балов – общий бал  по каждому трудовому поручению;

Х % - процент усвоения по каждому трудовому поручению.

А сейчас, мы можем проанализировать результаты диагностики по каждому трудовому поручению. Результаты получились следующие.

По I трудовому поручению:

Максим В., Алёша, что составляет 14,3%, получили по 3 бала за выполнение данного трудового поручения, так как дети ориентируются в необходимости ухода за растениями, хорошо знают способ ухода за ними, проявляют самостоятельность в своих действиях.

Ира, Мирон, Кирилл, что составляет 14,2%, получили по 2 бала за выполнение трудового поручения, так как они с заданным поручение справились только при помощи воспитателя, не проявляли особой самостоятельности в выборе способов создания условий для жизни живого.

Тимур, Максим В., Маша , Миша , Алина , Данил, Алёша, Катя , Егор, что составляет 28,6 % получили по 1 балу за выполнение трудового поручения, так как они плохо ориентируются в уходе за растениями, в выборе их способов плохо ориентируются даже при помощи воспитателя.

По II трудовому поручению:

Тимур, Максим Ю.,  что составляет 14,3%, получили по 3 бала за выполнение данного трудового поручения, так как дети ориентируются в необходимости ухода за растениями, хорошо знают способ ухода за ними, проявляют самостоятельность в своих действиях.

Максим В., Мирон, Данил, что составляет 14,3%, получили по 2 бала, так как они не очень хорошо ориентируются в необходимости ухода за растениями, не проявляли особой самостоятельности в выборе способов создания условий для жизни живого.

Маша, Гера, Катя, Ира, Максим В., Кирилл , Алина, Алёша, Миша , что составляет 4,7%, получили по 1 балу за выполнение трудового поручения, так как они плохо ориентируются в уходе за растениями, в выборе их способов плохо ориентируются даже при помощи воспитателя.

А теперь, мы можем вычислить, какое количественное соотношение трудовым поручениям имеют дети в экспериментальной старшей группе. Оно вычисляется по формуле их следующей пропорции:

18 человек – 100%                    Например: 5*100

5 человека – Х%

Где: 18 человек – количество всех детей в экспериментальной старшей группе;

100 % - процент охвата детей  для диагностики или количественное  соотношение всех детей в группе;

5 человек – общее количество  детей по каждому уровню развития.

Х % - количественное соотношение детей по каждому уровню развития.

Результаты вычислений записываем в таблицу 4 (приложение 9).

А сейчас, результаты диагностики о выявлении умений по уходу за растениями у детей старшего дошкольного возраста, мы можем изобразить графическим способом (приложение 9). 

Данные показатели отражают результаты педагогической деятельности воспитателя по экологическому воспитанию детей. В основном преобладает низкий уровень развития умений по уходу за растениями уголка природы.

А сейчас, мы можем приступить к изучению второго метода констатирующего эксперимента.

Вторым методом констатирующего эксперимента был – анализ эколого – развивающей среды в ДОУ.

Целью этого метода было: выявить условия по исследуемой проблеме в детском саду, созданные в группе у детей старшего дошкольного возраста.

Анализ эколого–развивающей среды в ДОУ проводился по следующим критериям оценки:

  • Выявить особенности расположения уголка природы в группе;
  • Выявить соответствие растений требования программы данной возрастной группы;
  • Выявить наличие методический пособий для решения задач экологического образования;
  • Выявить наличие оборудования для ухода за растениями уголка природы.

Анализ эколого–развивающей среды проводился 4 декабря 2012 года в детском саду № 107

При проведении анализа эколого–развивающей среды в ДОУ, нами были сделаны следующие выписки:

  1. О наличии комнатных растений в старшей группе (приложение 11).
  2. О наличии методической литературы, художественной литературы, картин, моделей по экологическому образованию (приложение 12).
  3. Анализ плана по воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по экологическому образованию (приложение 13).

Таким образом, мы можем сказать, что условия эколого-развивающей среды по нашей проблеме созданы, но недостаточно, так как в живом уголке находится недостаточное количество комнатных растений, очень мало дидактических игр по ознакомлению с растениями, небольшое количество моделей по ознакомлению с растениями, а анализ плана показал, что планируется очень мало занятий по ознакомлению с растениями.

Таким образом, изучив представления о растениях уголка природы у детей старшего дошкольного возраста, мы можем приступить к определению задач, чтобы избежать подобных трудностей в дальнейшем обучении. Анализу данных констатирующего эксперимента посвящен параграф 2.4.

 

2.4 Результаты констатирующего эксперимента

 

В данном параграфе, мы поведем речь о результатах констатирующего эксперимента, с какими трудностями мы столкнулись при проведении эксперимента, а также о том, какие задачи мы выдвинули, чтобы избежать подобных трудностей в дальнейшем обучении.

Чтобы провести констатирующий эксперимент, мы руководились таким методом как диагностика. В параграфе 2.2 мы проводили диагностику по изучению представлений о растениях уголка природы через наблюдение у детей старшего дошкольного возраста и делали анализ эколого-развивающей среды в ДОУ. При проведении этих диагностик в старшей группе, мне помогал воспитатель.

В ходе проведения этих диагностик, мы столкнулись со следующими трудностями:

  1. Дети не умеют слушать до конца выслушивать задание воспитателя.
  2. Дети не внимательны, рассеяны, отвлекаются на разные мелочи.
  3. У детей отсутствует интерес к обитателям уголка природы.
  4. Дети очень мало развивают наблюдательность и самостоятельность.
  5. Некоторые дети не знают названия оборудования по уходу за растениями уголка природы, а также не умеют им пользоваться.
  6. Очень плохо дети ориентируются в наглядном материале, который был представлен при проведении диагностики.
  7. Дети очень мало имеют представлений о таких видах ухода за растениями, как: полив, рыхление.

Чтобы в дальнейшем, нам не столкнуться с такими трудностями, мы выдвинули такие задачи, на которые мы будем ориентироваться в процессе обучения детей старшего дошкольного возраста на занятиях в детском саду. Задачи выдвинуты следующие:

  1. Продолжать учить детей выслушивать задание воспитателя до конца.
  2. Продолжать воспитывать у детей внимательность, сообразительность, наблюдательность.
  3. Продолжать развивать у детей самостоятельность и интерес к обитателям уголка природы.
  4. Продолжать давать детям представления о том, какое оборудование необходимо для каждого вида ухода за растениями уголка природы (полив, посадка, подкормка, очистка от пыли, пересадка, рыхление).
  5. Продолжать учить детей пользоваться оборудованием для ухода за растениями уголка природы.
  6. Продолжать давать детям представления о поливе и рыхлении комнатных растений.
  7. Учить детей пользоваться наглядным материалом на занятиях.
  8. Формировать у детей умения ухода за комнатными растениями.

Информация о работе Теоретические основы формирования представлений о растениях уголка природы у детей старшего дошкольного возраста через наблюдение