Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 19:44, курсовая работа
Актуальность затрагиваемой проблемы позволяет определить цель исследования: изучить оптимальные пути формирования представлений о растениях уголка природы и навыков по уходу за ними у детей старшего дошкольного возраста в условиях уголка природы, через наблюдение.
Объект исследования: педагогический процесс формирования представлений и навыков по уходу за растениями у детей старшего дошкольного возраста в условиях уголка природы.
Предмет исследования: педагогические условия формирования представлений и навыков по уходу за растениями у детей старшего дошкольного возраста в условиях уголка природы, через наблюдение.
Вторая часть эксперимента была проведена в целях выявления особенностей умений ухаживать за растениями и создавать для них условия их жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста по методике констатирующего эксперимента.
Умение детей ухаживать за растениями по трудовым поручениям взятым из методики констатирующего эксперимента, протоколировались (приложение 35).
А сейчас, мы можем проанализировать полученные результаты, которые у нас получились при проведении трудовых поручений по выявлению умений ухода за растениями у детей старшего дошкольного возраста в таблице 9 (приложение 36).
А сейчас, по полученным данным количественного соотношения, мы можем построить диаграмму по выявлению умений ухода за растениями уголка природы у детей старшего дошкольного возраста, можно изобразить графическим способом см. рис 5 (приложение 36)
А теперь, мы можем составить таблицу, в которой будет отражено сравнение по выявлению умений ухода за растениями у детей старшего дошкольного возраста по констатирующему и контрольному экспериментам в таблице 10 (приложение 37).
Таким образом, мы установили, что уровневые показатели находятся на высоком, среднем и низком уровнях. При этом преобладают средний и высокий уровни.
Таким образом, сравнив показатели двух экспериментов видно, что результаты контрольного эксперимента показали позитивные изменения в умениях детей.
Третья часть эксперимента была проведена в целях изучения особенностей организации эколого–развивающей среды в ДОУ.
Анализ эколого-развивающей среды проводился по следующим критериям:
3.4. Результаты экспериментальной работы по проблеме
Общий уровень сформированности представлений о растениях уголка природы через наблюдение у детей старшего дошкольного возраста, представлена в виде таблицы (приложение 38)
А сейчас, мы можем построить диаграмму по результатам контрольного эксперимента, в которой будет отражен общий уровень сформированности представлений о растениях уголка природы через наблюдение у детей старшего дошкольного возраста, можем изобразить графическим способом (приложение 38).
Таким образом, данный эксперимент доказывает эффективность выбранного нами содержания работы и методики. Из этого следует, что целенаправленный планомерный педагогический процесс способствует формированию представлений о растениях уголка природы у детей старшего дошкольного возраста.
Эффективность педагогическими условиями следует считать:
На основании нашей исследовательской работы составлена сравнительная таблица развития детей старшего дошкольного возраста на основе констатирующего и контрольного эксперимента (приложение 39).
Ниже представлена диаграмма по особенностям экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста по констатирующему и контрольному эксперименту (приложение 39).
Из общей таблицы и диаграммы видно, что значительно повысились представления о растительном мире и умения использовать знания о растениях, частях растений в наблюдении и трудовой деятельности. Есть динамика экологического развития у детей.
Таким образом, эксперимент доказывает эффективность выбранного нами содержания наблюдений по ознакомлению с комнатными растениями.
Из этого видно, что целенаправленная, планомерная педагогический процесс может способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о комнатных растениях, если мы правильное, яркое и доступное подберём содержание наблюдений, внесём систему правильной методической работы, где ребенок будет активно подключаться к деятельности по ознакомлению с комнатными растениями через наблюдение.
Заключение
Теория показала, что использование правильно подобранных педагогических условий в формировании представлений и навыков по уходу за растениями у детей старшего дошкольного возраста является актуальной проблемой и может быть внедрена в практику работы детского сада.
В процессе исследования мы выявили, что правильно подобранные программы и технология к ней дает позитивные результаты.
Для этого, чтобы провести работу по данной проблеме мы выявили уровни развития детей через диагностирующую методику и выявили, что в основном преобладает низкий уровень. Значит необходимо проводить работу в определенной последовательности.
На основе результатов констатирующего эксперимента мы провели формирующий эксперимент, цель которого заключалась в том, чтобы сформировать представления о комнатных растениях через наблюдение у детей старшего дошкольного возраста и трудовых действий по созданию условий для роста и развития растений уголка природы.
Он состоял из трёх этапов:
I этап (подготовительный) был направлен на создание интереса к комнатным растениям, в котором необходимо было формировать представления детей о комнатных растениях.
II этап (основной) был направлен на закрепление систем знаний о комнатных растениях и формирование знаний по уходу за ними, в котором умения детей проявлялись в самостоятельной деятельности.
III этап (заключительный) был направлен на творческий процесс наблюдений, в котором дети более самостоятельно действуют и занимают активную позицию в наблюдении.
Результаты стали следующими. С низким уровнем выделили – 13,9% детей, со средним уровнем – 44,4% детей, с высоким уровнем – 41,7% детей.
Данные процентные показатели говорят о том, что уровень сформированности представлений о растениях повысился до высокого. Динамика развития детей показала эффективность педагогических условий формирования представлений о растениях уголка природы у детей старшего дошкольного возраста:
Отсюда вытекают выводы о том, что, изучив теоретические основы по формированию представлений о растительном мире у детей, мы, верно, подобрали и апробировали содержание и методику внедрения наблюдений и трудовых поручений в процессе ознакомления с растениями уголка природы.
Мы пришли к выводу о том, что доступное содержание наблюдений по ознакомлению с растениями и разработанная поэтапная технология внедрения в процессе ознакомления с растениями уголка природы, а так же взаимодействия педагога с детьми старшего дошкольного возраста в процессе проведения наблюдений и трудовых поручений экологического содержания является эффективным средством формирования представлений о растениях уголка природы у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, можно сделать вывод по проделанной нами работе, что выдвинутая гипотеза в опытно-экспериментальной работе полностью доказана.
Библиография