Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 20:41, лекция
Банковская система – совокупность различных видов банков и кредитных учреждений, существующая в стране в определенном историческом периоде. Банк. система опосредует механизм общественного воспроизводства, способствует мобилизации свободных денежных средств и их эффективному размещению в экономике.
Банковская система. Центральный и коммерческие банки, их функции. Создание денег государством и банками.
Банковская система – совокупность различных видов банков и кредитных учреждений, существующая в стране в определенном историческом периоде. Банк. система опосредует механизм общественного воспроизводства, способствует мобилизации свободных денежных средств и их эффективному размещению в экономике.
Факторы формирования банк.системы:
Формы взаимодействия мировой банковской системы и национальной банк.системы:
Банковская система имеет 2х уровневый характер:
Верхний уровень – ЦБ
Нижний уровень – все остальные банки.
2х уровневая банк.система
обеспечивает: свободу предпринимательства
для ком.банков; регулирование, контроль
и целенаправленное
Банк.система включает в себя 3 основные группы кредитно-финансовых институтов:
ЦБ – принадлежит государству, является важнейшим инструментом макроэкономического регулирования экономики.
Функции ЦБ:
Коммерческие банки выполняют 2 осн.функции:
Специализированные кредитно-финансовые учреждения – занимаются кредитованием определенной сферы и отраслей хоз.деятельности:
Бюджетно – налоговое регулирование экономики (цели, инструменты, виды бюджетно – налоговой политики).
Фискальная политика – манипулирование гос.бюджетом (налогами и правительственными расходами) для достижения выдвинутых целей: увеличение объема производства, занятости и снижение инфляции, обеспечение экономического роста.
Дискреционная фискальная политика – сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами.
Не дискреционная фискальная политика – осуществляется за счет автоматических или встроенных стабилизаторов.
Стабилизатор – прогрессивное налогообложение, трансфертные платежи.
Автоматические стабилизаторы позволяют снизить циклические колебания занятости и выпуска без изменения экономической политики государства.
При прогрессивных ставках налогообложения по мере роста ЧНП происходит более чем пропорциональный прирост поступлений.
Трансфертные платежи имеют противоположное направление – сокращаются при экономическом подъеме, увеличиваются во время спада.
Во время фискальной политики возникают проблемы времени, политические проблемы заключаются в противоречиях между различными функциями в зависимости от фискальной политики, политического цикла.
Инет:Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.)
Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение:
1) стабильного экономического роста;
2) полной занятости ресурсов
(прежде всего решение
3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).
Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.
Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:
1) государственные закупки;
2) налоги;
3) трансферты.
В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики:
1) Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде, имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов.
2) Сдерживающаая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики) (рис.10.1.(б)), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов.
Кроме того, различают фискальную политику:
1) Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.
2)Автоматическая (не дискреционная) фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности.
Безработица - отсутствие занятости у определенной, большей или меньшей части экономически-активного населения, способной и желающей трудиться.
Различают три вида безработицы: фрикционную, структурную, циклическую. Фрикционная- связана с переменой места работы, и граждане в поисках лучшей работы идут на это добровольно. Структурная - изменением структуры производства Циклическая - во время спада производства, депрессии и т. д., когда спрос на рабочую силу очень низок.
Наиболее важными показателями безработицы являются:
1. Уровень безработицы (Уб)
– это удельный вес
Уровень безработицы может быть рассчитан как по методологии МОТ, так и в соответствии со специальными законодательными нормами государства. Подсчет безработных по методу МОТ предполагает периодическое выборочное обследование, опрос населения каким-либо государственным органом, исключая службы занятости. В нашей стране эту работу проводит государственный комитет по статистике. Выборочное обследование проводится 2 методами:
• периодически проводимые опросы семей (США, Япония и др.);
• подсчет числа поданных заявок в государственную службу занятости на получения пособия по безработице (Великобритания и др.).
В соответствии с методикой Федеральной службы занятости России, показатель уровня безработицы определяется по следующей формуле:
, где З - количество занятых.
Уровень зарегистрированной (регистрируемой) безработицы (Убр) определяется по формуле:
где – Бр число безработных, зарегистрированных органами занятости.
2. Продолжительность безработицы, т.е. величина, которая характеризует в среднем длительность поиска работы (в месяцах) лицами, имеющими статус безработного на конец рассматриваемого периода, а также теми безработными, которые были в этом периоде трудоустроены.
Методы борьбы с различными типами безработицы
Общие для всех типов безработицы меры:
создание новых рабочих мест
создание бирж труда и иных видов служб занятости.
Меры для борьбы с фрикционной безработицей:
усовершенствование системы информационного обеспечения рынка труда;
создание специальных служб для этого.
Меры для борьбы со структурной безработицей:
создание возможностей для переподготовки и переквалификации безработных;
поддержка частных и государственных служб, которые этим занимаются.
С маргинальной безработицей:
социальная защита слабозащищённых слоёв населения;
борьба с преступностью.
С технологической безработицей:
повышение квалификации работников;
сдерживание технологического прогресса и/или замедление темпов внедрения его результатов.
С циклической безработицей:
проведение стабилизационной политики;
создание дополнительных рабочих мест государством.
Особенности
1. Рост безработицы.
2. Изменение распределения
3. Появление 2 млн. беженцев и вынужденных переселенцев, нуждающихся в трудоустройстве.
4. Трудовой потенциал общества
используется все менее
5. Неполная занятость, обусловленная
не гибкостью, а простоями предприятий:
3,7 млн. человек (*,6% неработающих) имеют
неполный рабочий день (неделю), 4,2
млн. (9,7%)-находились в
6. Глубокая территориальная
7. Особенностью занятости в
8. Низкий уровень пособий по
безработице также выступает
отличительной чертой
9. Размывание границ между
10. Существенные различия между
общей численностью и
Плановая экономика – это разновидность экономической системы. Целью этой структуры является обеспечение потребностей населения.
Барьеры входа на товарный рынок: нестратегический, стратегический.
Под барьерами входа понимаются все факторы объективного и субъективного характера, которые препятствуют новым фирмам организовывать производство в отрасли.
Чтобы считать факторы барьерами, они должны препятствовать именно прибыльному производству. Поскольку вход на рынок сам по себе имеет меньшее значение.
Барьеры могут быть связаны:
Информация о работе Банковская система. Центральный и коммерческие банки, их функции