Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 10:13, курсовая работа
Цель работы – проанализировать состояние государственного регулирования заработной платы в нашей стране.
Задачи работы:
1. Раскрыть понятие государственного регулирования оплаты труда.
2. Проанализировать механизм государственного регулирования заработной платы.
3. Представить рекомендации по совершенствованию процессов государственного регулирования заработной платы.
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА…………………………………………………………..…..5
1.1 Сущность и функции заработной платы…………………………….……5
1.2 Элементы и функции системы государственного регулирования заработной платы……………………………………………………..……………..9
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ……………………………………..14
2.1 Методы и принципы государственного регулирования зар. платы……14
2.2 Система договорного регулирования заработной платы…………..…..15
2.3 Обоснование минимальной заработной платы………………………….19
2.4 Регулирование заработной платы работников бюджетной сферы…….23
2.5 Система организации заработной платы государственных служащих..29
2.6 Территориальное регулирование доходов и заработной платы….……39
2.7 Механизм индексации заработной платы………………….….………...46
2.8 Налоговое регулирование заработной платы……………………….….50
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………………………….….…..53
3.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности пред-приятия…………………………………………………………………...……53
3.2 Система оплаты труда, на предприятии ООО "Мебельмир"………....55
3.4 . Мероприятия по совершенствованию использования оплаты труда ООО "Мебельмир"…………………………………………………………….62
ГЛАВА 4. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ГОСУДАРСТВОМ……………………………………...64
4.1 Анализ и возможные пути решения проблемы…………………………64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...…..70
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….……..…73
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….
- порядок индексации заработной платы в связи с ростом цен па потребительские товары и услуги;
- рекомендуемые к применению формы и системы заработной платы для основных видов работ;
- порядок тарификации работ по сложности их выполнения, условиям труда и интенсивности, по кругу профессий и видов деятельности, не включенных в генеральное и территориальное соглашения;
- рекомендуемые размеры, показатели и условия премирования, порядок выплаты премиальных вознаграждений;
- перечень отраслевых и межотраслевых нормативных материалов для нормирования труда, выпусков ЕТКС и ТКС, рекомендуемых для применения в организациях отрасли.
На уровне организаций и предприятий регулирование заработной платы осуществляется коллективным договором, который регулирует отношения между работниками и работодателями, дополняя и развивая нормы, принятые в соглашениях высших уровней. Коллективный договор должен предусматривать:
- формы и системы заработной платы работников;
- порядок учета основных показателей, используемых при оплате труда;
- порядок снижения заработной платы при нарушениях в исполнении работником трудовых обязанностей;
- перечень норм и нормативов, согласованных между работодателем и работниками для определения норм трудовых затрат, порядок их уточнения и пересмотра;
- размеры гарантийных и компенсационных выплат, если они превышают размеры, предусмотренные ТК РФ, а также соглашениями высших уровней;
- размеры и условия выплат доплат, надбавок, премий и т.д.;
- сроки выплаты заработной платы, виды и размеры штрафов (компенсаций) за задержку заработной платы;
- механизм индексации заработной платы с учетом роста цен, уровня инфляции.
Следует отметить, что механизм договорного регулирования действует в России далеко не в полную силу. Не до конца оформились представительные органы работодателей и наемных работников. Экономическая и социальная защищенность работников и их представителей не в полной мере обеспечивает принципы равноправия сторон. Не всегда имеет место и равный доступ сторон к информации при заключении коллективных договоров [14,С.121].
2.3 Обоснование минимальной заработной платы
Важным
действенным методом
В Российской Федерации минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда) — устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда.
В соответствии с ТК РФ (ст. 133) минимальный размер оплаты груда устанавливается на всей территории Российской Федерации законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека [2,С.97]. За прожиточный минимум принимается стоимость минимально необходимого набора продуктов питания, товаров и услуг, характеризующих нижнюю границу уровня жизни и обеспечивающих условия поддержания активного физического состояния в кризисные моменты экономики. Порядок и сроки поэтапного повышения размера минимальной заработной платы до размера прожиточного минимума, а также механизм, гарантирующий выплату минимальной заработной платы в этом размере, устанавливаются федеральным законом.
Заработная плата работника, отработавшего месячную норму рабочего времени, не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Минимум заработной платы может быть как общефедеральным, так и дифференцированным по регионам и природно-климатическим зонам страны применительно к стоимости минимального набора товаров и услуг, рассчитанной по единой методике. Различия в условиях воспроизводства рабочей силы по территории страны определяются разницей в потребностях населения, обусловленной неодинаковыми природно-климатическими условиями, национальными традициями и местными особенностями, влияющими на уровень и структуру потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг.
Влияние метеорологических и природных факторов на потребление населения в определенной мере нашло отражение в наборе потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ, разработанном в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». По особенностям потребления продуктов питания субъекты РФ распределены на 16 зон, начиная от субъектов, расположенных в самых суровых условиях, и завершая территориями, находящимися в благоприятных условиях [12,С.112]. В таблице показано изменение минимального размера оплаты труда (МРОТ) за 11 лет (Таблица 1).
Таблица 2.3
Период действия |
Величина МРОТ |
01/01/1998—30/06/2000 |
83,49 руб. |
01/07/2000—31/12/2000 |
132 руб. |
01/01/2001—30/06/2001 |
200 руб. |
01/07/2001—30/04/2002 |
300 руб. |
01/05/2002—30/09/2003 |
450 руб. |
01/10/2003—31/12/2004 |
600 руб. |
01/01/2005—31/08/2005 |
720 руб. |
01/09/2005—30/04/2006 |
800 руб. |
01/05/2006—01/09/2007 |
1 100 руб. |
01/09/2007—01/01/2009 |
2 300 руб. |
01/01/2009—01/06/2011 |
4 330 руб. |
01/06/2011—01/01/2013 |
4 611 руб. |
01/01/2013 |
5 205 руб. |
Минимальный размер заработной платы обеспечивается: в учреждениях, финансируемых из федерального бюджета, — за счет средств федерального бюджета; в учреждениях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, — за счет средств бюджетов субъектов РФ; в учреждениях, финансируемых из местных бюджетов, — за счет средств местных бюджетов; в других организациях — за счет собственных средств.
На сегодняшний день минимальный размер оплаты труда, который составляет 5205 рублей, не соответствует принципам оплаты труда, провозглашенным во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., согласно которым оплата должна обеспечивать достойное существование человека.
Уровень минимальной оплаты труда, установленный в настоящее время в Российской Федерации, является крайне низким, не соответствует реальным трудовым затратам и приводит к занижению цены рабочей силы, а следовательно, на него невозможно прожить.
Основным аргументом Правительства РФ по поводу низкого размера минимальной оплаты труда является следующий довод: «при повышении минимального размера оплаты необходимо повышать тарифные ставки для работников бюджетной сферы, а это непосильно для бюджета. При этом утверждается, что реально никто заработную плату, соответствующую ее минимальным размерам, не получает. На фоне кризиса реальные доходы граждан в России не падали, а росли, пусть незначительно
Однако реальная статистика свидетельствует, что 30% населения в России имеют доходы ниже прожиточного минимума. Работодатели же, оправдывая низкий уровень заработной платы своих работников, заявляют, что не имеют средств для ее повышения.
Минимальный уровень оплаты труда рассматривается нами как уровень, который должен гарантировать удовлетворение основных минимальных потребностей работника. Принципы ее формирования и законодательного регулирования разработаны Международной организацией труда (МОТ) и изложены в Конвенциях и рекомендациях МОТ. Основной целью установления минимальной заработной платы, согласно Рекомендации МОТ от 22 июня 1970 г. № 135 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран», должно быть предоставление работникам необходимой социальной защиты в отношении минимально допустимых уровней заработной платы.
Минимальная заработная плата должна быть достаточной для удовлетворения наиболее значимых физиологических и социальных потребностей человека. Поэтому она должна быть равна прожиточному минимуму взрослого трудоспособного человека.
2.4 Регулирование заработной платы работников бюджетной сферы
При описании форм и систем оплаты труда в бюджетной сфере, следует отметить, что размеры и условия оплаты труда работников бюджетной сферы, установленные законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, не могут быть снижены или ухудшены по сравнению с Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. К основным из них можно отнести: минимальный размер оплаты труда, районные коэффициенты, выплаты за выполнение сверхурочных работ, работ в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных, не ниже размеров, установленных трудовым законодательством. Таким образом, при самостоятельном определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления размеров и условий оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений осуществляется только в пределах своих полномочий.
В бюджетных организациях работники вступают в отношения найма с работодателями от имени государства, которое в свою очередь их нанимает. В распоряжении работодателей передаются бюджетные средства, которые должны обеспечить выполнение поставленных задач в соответствии с профилем деятельности организации. Как правило, в задачи бюджетных организаций не входит получение прибыли. [7,.С.124]
Размеры и сроки повышения оплаты труда работников бюджетных учреждений определяются при формировании соответствующих бюджетов на очередной финансовый год с учетом роста потребительских цен на товары и услуги, а также исходя из имеющихся финансовых возможностей.
Оплата труда в бюджетной организации основывается на следующих единых принципах:
1)
принцип обеспечения
2) принцип систематизации выплат за выполнение работы в особых условиях и в условиях, отклоняющихся от нормальных;
3) принцип единого подхода по исчислению стажа работы;
4)
принцип использования
5)
принцип сохранения единого
6) принцип тарификации работ и работников с учетом ЕТКС и ЕКС;
7)
принцип обеспечения повышения
уровня реальной заработной
Взаимоотношения работников и работодателей бюджетных организаций строятся в рамках выделенных органом управления средств. Почти все условия ее осуществления оказываются регламентированными вышестоящими органами управления и бюджетами. Условия тарифной оплаты в организациях бюджетной сферы: здравоохранении, просвещении, высшей школе, науке, культуре и ряде других отраслей, определены статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации “Установление заработной платы” в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ “О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки”. В этом законе говорится в частности, что применение Единой тарифной сетки является обязательным для всех учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании. [5,С.171]
Единая тарифная сетка - совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и квалификационных характеристик работников с помощью тарифных коэффициентов. Тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки и тарифные ставки Единой тарифной сетки приведены в приложении к постановлению Правительства РФ от 02 октября 2003 года № 609. Единая тарифная сетка имеет восемнадцать разрядов, с соотношением ставок 1:4,5, а также установленные на федеральном уровне:
-
квалификационное
-
исчисление профессионального
-
дифференциация в уровнях
-
порядок установления и
-
организация труда и
Разумеется, Единая тарифная сетка не может быть отнесена к достаточно совершенным документам. Ее основной недостаток - низкий уровень тарифных ставок, и прежде всего, чрезмерно низкая тарифная ставка 1-го разряда.
Информация о работе Государственное регулирование заработной платы