Государственное регулирование заработной платы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 10:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – проанализировать состояние государственного регулирования заработной платы в нашей стране.
Задачи работы:
1. Раскрыть понятие государственного регулирования оплаты труда.
2. Проанализировать механизм государственного регулирования заработной платы.
3. Представить рекомендации по совершенствованию процессов государственного регулирования заработной платы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА…………………………………………………………..…..5
1.1 Сущность и функции заработной платы…………………………….……5
1.2 Элементы и функции системы государственного регулирования заработной платы……………………………………………………..……………..9
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ……………………………………..14
2.1 Методы и принципы государственного регулирования зар. платы……14
2.2 Система договорного регулирования заработной платы…………..…..15
2.3 Обоснование минимальной заработной платы………………………….19
2.4 Регулирование заработной платы работников бюджетной сферы…….23
2.5 Система организации заработной платы государственных служащих..29
2.6 Территориальное регулирование доходов и заработной платы….……39
2.7 Механизм индексации заработной платы………………….….………...46
2.8 Налоговое регулирование заработной платы……………………….….50
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………………………….….…..53
3.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности пред-приятия…………………………………………………………………...……53
3.2 Система оплаты труда, на предприятии ООО "Мебельмир"………....55
3.4 . Мероприятия по совершенствованию использования оплаты труда ООО "Мебельмир"…………………………………………………………….62
ГЛАВА 4. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ГОСУДАРСТВОМ……………………………………...64
4.1 Анализ и возможные пути решения проблемы…………………………64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...…..70
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….……..…73
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

политика доходов и зар платы.docx

— 162.11 Кб (Скачать файл)

Очевидно, можно признать принципиальной норму о том, что  к принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с Трудовым кодексом РФ и (или) иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в т.ч. в связи с нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере (ст. 4 ТК РФ).

Право на своевременную  и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей  квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы относится к основным правам работника (ст. 21 ТК РФ).

В ст. 22 ТК РФ предусмотрена  обязанность работодателя обеспечить работникам равную плату за труд равной ценности, а также выплачивать  в полном размере причитающуюся  работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Государственное регулирование  заработной платы включает в себя не только принципы, основные права  и обязанности работника и  работодателя, но и нормы:

- о государственных гарантиях  по оплате труда работников;

- о формах оплаты труда;

- об основных условиях  оплаты труда работников бюджетной  сферы (по отраслевому признаку);

- о районном регулировании заработной платы и т.д.

Так, в отношении последней  группы норм некоторыми учеными отмечается необходимость их реформирования, что вызвано рядом причин:

1) существующее районное  регулирование не отвечает рыночным  условиям хозяйствования;

2) устаревшие размеры  районных коэффициентов не соответствуют  территориальным различиям в  стоимости жизни населения;

3) районные коэффициенты  при низком уровне оплаты труда  (прежде всего в бюджетной сфере) не компенсируют затраты на воспроизводство рабочей силы и высокую стоимость жизни;

4) из-за отсутствия средств  работодатели не предоставляют  работникам в полном объеме гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством;

5) вопросы районного  регулирования не находят должного  отражения в тарифных соглашениях (региональных, территориальных, отраслевых), а также в коллективных договорах.

Представляется позитивным, когда на федеральном уровне устанавливаются единые минимальные стандарты формирования отраслевых систем оплаты труда в бюджетной сфере, в частности в ежегодных рекомендациях Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, направленных на сохранение единства в правовом регулировании оплаты труда.

Так, Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2011 год, утв. Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений предусматривают следующие нормы и принципы:

1) определение размеров  окладов (должностных окладов), ставок  заработной платы на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, необходимых для осуществления соответствующей профессиональной деятельности по профессиональным квалификационным группам;

2) применение видов выплат  компенсационного и стимулирующего  характера, входящих в систему  оплаты труда работников, в соответствии  с перечнями видов выплат компенсационного  и стимулирующего характера в  федеральных бюджетных учреждениях,  утвержденными Минздрав соцразвития России;

3) установление выплат  компенсационного характера в  процентах к окладам (должностным  окладам), ставкам заработной платы  или в абсолютных размерах не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

4) определение размеров  и условий осуществления выплат  стимулирующего характера коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами;

5) установление размеров  должностных окладов руководителей  учреждений в кратном отношении  к средней заработной плате  работников основного персонала,  а их заместителей и главных  бухгалтеров - в размере

на 10 - 30% ниже должностных  окладов руководителей этих учреждений;

6) применение механизма  централизации лимитов бюджетных  обязательств, предусмотренных на оплату труда работников соответствующих учреждений, для использования их на поощрение руководителей учреждений;

7) использование в качестве  ориентиров при установлении  систем оплаты труда, включая  размер заработной платы (окладов,  должностных окладов), ставок заработной  платы и иных выплат, примерных  положений, утвержденных для федеральных  государственных учреждений;

8) утверждение штатного  расписания руководителем учреждения;

9) недопущение снижения  размера заработной платы работников (без учета премий и иных  стимулирующих выплат) при условии  сохранения объема должностных  обязанностей работников и выполнении ими работ той же квалификации

В связи с этим очевидно, что децентрализация правового  регулирования заработной платы в России привела к не совсем обоснованной дифференциации в заработной плате работников, труд которых оплачивается соответственно из федерального, региональных и местных бюджетов.

Показателем кризиса в  оплате труда, проявившимся в последние  годы, следует считать масштабы невыплат заработной платы. В ходе проведенных Институтом труда социологических опросов выявлено, что 77,8% опрошенных рабочих и служащих отмечали неоднократные задержки заработной платы на их предприятиях (в учреждениях), а 74% опрошенных высказали мнение, что неплатежи заработной платы, которые периодически усиливаются, являются решающим фактором социальной нестабильности, ибо существенно влияют на стабильность доходов семей рабочих и служащих.

Отмеченные негативные процессы организации и регулирования  заработной платы как основного источника формирования доходов населения явились результатом ошибочных представлений о стратегии и тактике ее реформирования и регулирования. В начале экономической реформы предполагалось, что государство не должно вмешиваться в этот процесс. Это заблуждение — часть общей концепции перехода к рынку на основе саморегулирования всех экономических процессов и максимального отстранения государства от управления этими процессами. В результате основные вопросы регулирования заработной платы переданы предприятиям и организациям.

Падение реальной заработной платы, ее излишняя дифференциация —  следствие претворения этой ошибочной  концепции перехода к рынку. Следовательно, программа действий по выходу из сложившегося положения должна быть направлена на восстановление заработной платы как реальной, эффективно действующей экономической категории рыночной экономики, восстановление ее основных функций — воспроизводственной, стимулирующей и регулирующей.

Первая задача состоит  в повышении реальной заработной платы до стоимости рабочей силы. При этом следует исходить из положений Всеобщей декларации прав человека, принятой и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Статья 23 (п. 3) Декларации предусматривает, что «каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения».

Статья 25 Декларации провозглашает: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам» [10,С.69].

Задачу  сближения минимальной заработной платы с прожиточным минимумом, а затем с минимальным потребительским  бюджетом возможно решить только на основе выхода из социально-экономического кризиса и повышения эффективности производства. Это, в свою очередь, потребует существенной корректировки тактики и стратегии дальнейшего проведения экономической реформы, определения основных направлений развития экономики, формирования необходимых источников доходов бюджета и хозяйствующих субъектов в реальном секторе экономики.

Устранение  неоправданно большой дифференциации в оплате труда по категориям работников, отраслям и территориям — второй шаг на пути преодоления негативных явлений в организации заработной платы и восстановления ее стимулирующей функции. Эта задача может быть решена путем установления и поддержания рациональных пропорций в соотношении оплаты простого и сложного труда, труда, требующего от работников различного уровня квалификации.

В связи с этим возникает вопрос о роли и месте тарифной системы  в оплате наемного труда. В рыночной экономике система соотношений  в ставках и окладах в зависимости  от сложности, условий и значимости сфер приложения труда является неотъемлемой частью всей системы организации заработной платы.

Наконец, существенную роль в повышении стимулирующей  роли заработной платы призвано сыграть рациональное применение форм и систем заработной платы, поощрительных выплат за высокие индивидуальные и коллективные результаты труда [11,С.68].

Реализация  названных подходов к совершенствованию  практики оплаты труда предполагает приведение в действие механизма  регулирования заработной платы (доходов трудящихся) на основе сочетания государственного и коллективно-договорного регулирования процессов формирования и дифференциации заработной платы рабочих и служащих.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящие время экономика России находиться в стадии подъема, но все  равно проблема несоответствия прожиточного минимума и минимальной заработной платы остается открытой. В ближайшем будущем президентом РФ было обещано решения этой проблемы и так же планируется повысить заработную плату бюджетникам и пенсии на 50%. Реально ли это или эти планы так и останутся всего лишь планами? Ответ на этот вопрос покажет ближайшее будущее.

Но  проблема еще в том, что повышения  заработной платы повлечет за собой  несомненное повышения общего уровня цен на рынке.

В сравнение со странами Западной Европы Россия выглядит отсталой, но ряд улучшений по регулированию заработной платы и цен несомненно значительный .

РФ  постепенно, но уверенно «встает на ноги» и сейчас данной проблеме уделяется много внимания и решение ее в ближайшем будущем прогнозируется.

Решение этой проблемы повысит уровень страны и на внешнем рынке.

Ориентация  на рыночные модели организации экономики  изменила представления о сущности и экономической роли заработной платы. Попытки проведения рыночных реформ повлияли и на методы регламентации условий оплаты труда. Если в недалеком прошлом можно было говорить о преимущественно государственном регулировании заработной платы, то в настоящее время государственное регулирование сочетается с договорным, в основном - с коллективно - договорным.

Государство устанавливает основные принципы правового  регулирования оплаты труда, базовые гарантии для работников и правовые меры заработной платы. Кроме того, регламентирует условия оплаты труда работников бюджетной сферы, включая различные категории государственных служащих.

Основной  принцип регулирования заработной платы, закрепленный на государственном  уровне, - равная оплата за равный труд без какой бы то ни было дискриминации. При установлении любой системы  оплаты труда за труд равной продолжительности  и сложности должна быть предусмотрена равная оплата. Необоснованные различия в заработной плате рассматриваются как дискриминация

Реформирование  заработной платы в России, методы преобразований в сфере оплаты труда привели к возникновению проблем, решение которых следует признать крайне необходимым. Среди них — падение реальной заработной платы, перекосы в оплате труда по отдельным отраслям экономики и промышленности, а также по профессионально-квалификационным группам работников, систематические задержки выплаты начисленной заработной платы, снижение значимости заработной платы в доходах населения.

Негативные  моменты в организации и регулировании  заработной платы как основного  источника формирования доходов  населения — результат ошибочных представлений о том, что государство не должно вмешиваться в этот процесс.

В этой связи весьма актуальной в политике оплаты труда и доходов населения  является необходимость рационального  сочетания государственного и коллективно-договорного их регулирования посредством построения и применения тарифной системы оплаты труда, использования форм и систем оплаты труда и поощрительных выплат за высокие количественные и качественные результаты труда.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Конституция РФ: федер. конст. закон РФ от 12.12.1993 г. (ред.от    30.12.2008 № 6-ФКЗ и № 7-ФКЗ). – Российская газета, № 7 (4831), 21.01.2009.

Информация о работе Государственное регулирование заработной платы