Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 13:24, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучение особенностей формирования и регулирования естественных монополий в России.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе ставились следующие задачи:
- описать природу естественных монополий и методы их регулирования;
- рассмотреть опыт государственного регулирования естественных монополий в развитых странах;
- выявить особенности эффективного регулирования и перспективы развития естественных монополий РФ на современном этапе, а так же место естественных монополий в России
Содержание
Естественные монополии играют огромную роль в жизни любой страны. Они обеспечивают получение гражданами различных государств, средств первой необходимости (воды, газа, электричества). От их работы зависят условия проживания людей. Естественные монополии – это необходимый элемент в жизни любой страны, они позволяют значительно снизить расходы государства и помогают более эффективно использовать ограниченные природные ресурсы.
Начиная с 70-х годов 20-го века, возникло и так же развивается научное направление, в соответствии с которым регулирование цен естественных монополий должно быть заменено конкуренцией там, где это возможно. Оно и послужило теоретическим основанием создания механизма реформирования естественных монополий. Для инфраструктурных монополий в промышленности и так же на транспорте основным методом реформирования является разделение по видам деятельности с выделением естественно-монопольного и так же конкурентных сегментов.
Реформирование инфраструктурных естественных монополий на протяжении последних десятилетий остается в центре внимания ученых, политиков и экономистов России. Целью реформирования является повышение эффективности деятельности предприятий естественных монополий, которое осуществляется путем: разделения видов деятельности предприятий естественных монополий на монопольные и потенциально конкурентные; внедрения конкуренции в потенциально конкурентных сегментах; введение рыночного ценообразования в тех случаях, когда это возможно. При этом каждый из участников рыночных отношений решает свои задачи в этом процессе.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что рыночные преобразования обозначили острую потребность в изучении всеми участниками рыночных отношений механизмов функционирования естественных монополий и их взаимодействия с субъектами товарных рынков и методов регулирования.
Цель курсовой работы - изучение особенностей формирования и регулирования естественных монополий в России.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе ставились следующие задачи:
- описать природу естественных монополий и методы их регулирования;
- рассмотреть опыт государственного регулирования естественных монополий в развитых странах;
- выявить особенности эффективного регулирования и перспективы развития естественных монополий РФ на современном этапе, а так же место естественных монополий в России
Объект исследования – формирования и регулирования естественных монополий в России. Предмет исследования – естественные монополии России.
Естественная монополия – это особое состояние рынка, характеризующееся двумя признаками, первый из которых действует на стороне предложения, или производства, а второй – на стороне спроса, или потребления.
Производство в условиях естественной монополии обладает одной очень важной технологической особенностью, характеризующуюся тем, существенно снижаются издержки на единицу товара (продукции) по мере увеличения объемов.
Это происходит, как правило, в результате значительной экономии на масштабах производства и так же вследствие высоких фиксированных издержек. В результате эффективнее оказывается не конкуренция нескольких производителей, а монополия одного товаропроизводителя (рис. 1).[4, с. 92]
Из рис. 1 видно, что естественная монополия может произвести количество товара Q* с меньшими средними затратами (LAC), чем это могут сделать две фирмы, каждая из которых произведет ½ Q*. В таких условиях конкуренция, как правило, нежелательна, потому что наличие более чем одного продавца привело бы к росту затрат.
Спрос на товар или так же услуги естественной монополии является неэластичным, то есть в меньшей степени зависит от изменения цены, потому что товары естественной монополии не могут быть заменены в потреблении иными товарами. Продукция естественных монополий не только удовлетворяет важнейшие потребности населения, по и так же является незаменимой для других отраслей экономики. [4, с. 92]
Естественная возникает только лишь в том случае, когда эффективное производство и так же распределение любого объема продукции или услуги возможно лишь при наличии одной фирмы – производителя. Это обусловлено целым рядом специфических причин, которые можно объединить в две группы.
В первую группу можно включить фундаментальные причины следующего характера: [10, с. 321]
а) особенности технологии;
б) положительная отдача от масштаба;
в) субаддитивность издержек;
г) уникальность продукции и ресурсов;
д) экономия на разнообразии.
Вторую группу образуют причины организационного и так же ситуационного характера: [10, с. 321]
а) вертикальная интеграция деятельности при наличии сетевых структур;
б) факторы (институциональные, материально-технические, организационные), формирующие рыночную ситуацию;
в) наличие секрета или патента.
Можно выделить также и еще одну, особую причину, а именно национальную безопасность. Многие из отраслей естественных монополий являются стратегически важными сферами в экономическом развитии и так же национальной безопасности страны, в обеспечении единого территориального, экономического и так же оборонного пространства государства.
Естественные монополии являются неотъемлемой частью экономики любого государства, хотя отношение экономистов к их исключительному положению, так же, как и к монополизму в целом, характеризуется прямо противоположными взглядами. Так или иначе, деятельность естественных монополий подлежит государственному регулированию. Во-первых, спрос на продукцию естественных монополий характеризуется низкой эластичностью, что позволяет манипулировать ценами и так же ограничивать объем выпуска по сравнению с оптимальными для общества. Во-вторых, естественные монополии образуют “костяк” национальной экономики, обеспечивают взаимодействие между регионами и так же экономическую безопасность страны в целом. [10, с. 322]
К основным формам государственного регулирования можно отнести:
Общей целью установления цен на продукцию естественных монополий является снижение потерь общественного благосостояния, не жертвуя при этом производственной эффективностью. Существуют различные модели государственного ценообразования:
Наличие естественной монополии создает определенную дилемму: общество может выиграть от производства продукции с более низкими затратами, чему может способствовать наличие единственной фирмы в отрасли, по в то же время эта фирма, пользуясь своим монопольным положением, имеет возможность устанавливать более высокие цены и так же изымать часть излишка потребителей.
Задача государственного регулирования естественной монополии состоит в стимулировании фирмы к производству большего объема продукции с меньшими затратами, при одновременном отказе от установления монопольных цен. [4, с. 322]
Наличие естественной монополии создает определенную дилемму: общество может выиграть от производства продукции с более низкими затратами, чему может способствовать наличие единственной фирмы в отрасли, но в то же время эта фирма, пользуясь своим монопольным положением, имеет возможность устанавливать более высокие цены и изымать часть излишка потребителей. Задача государственного регулирования естественной монополии состоит в стимулировании фирмы к производству большего объема продукции с меньшими затратами, при одновременном отказе (полном или частичном) от установления монопольных цен.
Регулирование деятельности корпораций и так же предприятий непосредственно на рынках естественно-монопольных отраслей может происходить в соответствии с двумя различными моделями. В основе первой из них лежит регулирование тарифов, в основе другой – регулирование нормы прибыли. Вообще, и в том, и в другом случае регулируется как тариф, и так же норма прибыли, по в первом случае прибыльность косвенно задается через соотношение величин тарифа и так же величины ожидаемых издержек, а во втором – тариф устанавливается на базе фиксированного в известном смысле даже гарантированного уровня прибыльности. [15, с. 271]
Другая модель регулирования деятельности естественной монополии – регулирование через ограничение нормы прибыли осуществляется на основе надбавки на издержки. При такой системе все аспекты деятельности корпораций – тарифы, инвестиции, прибыльность подлежат детальному правовому регулированию со стороны государственных органов. Структура тарифа разрабатывается так, чтобы избежать несправедливой дискриминации.
Начиная с 70-х годов 20-го века, возникло и так же развивается научное направление, в соответствии с которым регулирование цен естественных монополий должно быть заменено конкуренцией там, где это возможно. Оно и послужило теоретическим основанием создания механизма реформирования естественных монополий. Для инфраструктурных монополий в промышленности и так же на транспорте основным методом реформирования является разделение по видам деятельности с выделением естественно-монопольного и так же конкурентных сегментов. Механизм деятельности естественных монополий с выделением монопольного сегмента представлен на рис. 2.
Рис. 2. Основные элементы и взаимосвязи механизма реформирования деятельности естественных монополий с выделением монопольного сегмента. Источник: [8, с. 71]
В таблице 1 показано, как должны быть реализованы в условиях выделения монопольного сегмента качественные показатели реформирования естественных монополий.
Таблица 1 - Условия обслуживания потребителей в случае совершенствования механизма деятельности естественных монополий
Данные, представленные на рис. 2 и так же в таблице 1 говорят о том, что реформирование естественных монополий имеет смысл только лишь в том случае, если позволяет в своей целевой модели перейти к концепции «рынка потребителя», потому что остальные задачи могут быть решены и так же при регулировании, а транзакционные издержки, в случае реформирования, существенно возрастают. [8, с. 80]
Таким образом, естественные монополии – это такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены другими товарами. Деятельность естественных монополий нуждается в регулировании, потому что существует угроза сохранения власти естественного монополиста в потенциально конкурентных сегментах, а также угроза роста ценового давления на экономику со стороны естественных монополий вследствие их сохраняющейся неэффективности.
Существуют две основные модели регулирования деятельности естественных монополий – модель регулирования тарифов и так же модель регулирования нормы прибыли. Реформирование естественных монополий является объективно необходимым процессом, по только лишь в тех случаях, когда на рынке естественных монополий наблюдается злоупотребление монопольной властью, а результатом реформирования является улучшение обслуживания потребителей. Важная роль естественных монополий в Российской экономике объясняет необходимость изучения истории их становления и так же перспектив реформирования в будущем.
Монополии появились в России давно, по их развитие было своеобразным. Первые монополии образовались в 80-х гг. XIX века (Союз рельсовых фабрикантов и др.). Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и так же деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и так же сахарная промышленность).
Это привело к раннему
возникновению государственно-
Информация о работе Естественные монополии в рыночной экономике