Индикативное планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 00:01, дипломная работа

Краткое описание

Введение……………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования экономики…..3
1.1. Формы государственного регулирования экономики…………………………3
1.2. Методы и инструменты государственного воздействия на
рыночную экономику…………………………………………………………………5
1.3. Экономическая политика государства………………………………………….8
Глава 2. Общегосударственое планирование в условиях рыночной
Экономики……………………………………………………………………………11
2.1. Основы индикативного планирования…………………………………………11
2.2. Опыт индикативного планирования. Особенности французского
планирования………………………………………………………………………...15
2.3. Изменение условий планирования в странах с переходной экономикой……23
Глава 3. Организационно – экономический механизм индикативного
планирования в РА………………………………………………………………..….24
3.1.Организация и выполнение индикативных планов в РА………………………24
3.2. Денежно – кредитные и налогово – бюджетные механизмы
индикативного планирования в РА……………………………................................38
3.3. Стратегия социально – экономического планирования на
среднесрочную перспективу 2007-2010 гг…………………………………………48
Заключение……………………………………………………………………………65
Список использованной литературы………………………………………………..67
Приложение…………………………………………………………………………..70
Целью данной работы является анализ индикативного планирования в условиях РА.
Данная цель предусматривает решение следующих задач:
1. разработка и выполнение индикативных планов.
2. денежно – кредитные и налого – бюджетные механизмы.
3.стратегии социально – экономического планирования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования экономики…..3
1.1. Формы государственного регулирования экономики…………………………3
1.2. Методы и инструменты государственного воздействия на
рыночную экономику…………………………………………………………………5
1.3. Экономическая политика государства………………………………………….8
Глава 2. Общегосударственое планирование в условиях рыночной
Экономики……………………………………………………………………………11
2.1. Основы индикативного планирования…………………………………………11
2.2. Опыт индикативного планирования. Особенности французского
планирования………………………………………………………………………...15
2.3. Изменение условий планирования в странах с переходной экономикой……23
Глава 3. Организационно – экономический механизм индикативного
планирования в РА………………………………………………………………..….24
3.1.Организация и выполнение индикативных планов в РА………………………24
3.2. Денежно – кредитные и налогово – бюджетные механизмы
индикативного планирования в РА……………………………................................38
3.3. Стратегия социально – экономического планирования на
среднесрочную перспективу 2007-2010 гг…………………………………………48
Заключение……………………………………………………………………………65
Список использованной литературы………………………………………………..67
Приложение…………………………………………………………………………..70

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ (3).doc

— 345.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Изменение условий планирования в странах с переходной экономикой.

Достаточно длительный период в странах так называемого  социалистического лагеря господствовала система директивного государственного планирования. Организация общественного производства строилась таким образом, что система планов охватывала и регламентировала всю совокупность протекающих в обществе экономических и социальных процессов. Параметры плана представляли собой обязательные и адресные задания хозяйствующим субъектам. Разработка и утверждение планов, контроль за их выполнением являлись функцией вышестоящего управленческо-административного звена. Нижестоящие участники экономического процесса могли оказывать воздействие на ход подготовки и принятие планов опосредованно, в рамках так называемого "бюрократического торга", когда уровень и величина плановых заданий определялись не реальными потребностями народного хозяйства, а целой системой неформальных связей между субъектами экономической жизни. Это приводило к подрыву плановых основ функционирования экономики и вело к формированию системы, основанной на ведомственном монополизме, системы максимально защищенной от воздействий со стороны общества и в минимальной степени реагирующей на его потребности. Такая монополизация привела к загниванию хозяйственной системы и вызреванию условий радикального реформирования механизма планирования.

Предложение перейти  к системе демократического планирования, основанного на максимально широком привлечении трудящихся к принятию решений и учете интересов различных социальных групп населения не получила сильной поддержки в силу целого ряда социальных причин. Принятый курс на ускоренный перевод экономики на рыночные принципы неизбежно привел к изменению и методов планирования.

Факторы, влияющие на изменение  системы планирования:

- переход от господства  государственной собственности  к плюрализму собственности с преобладанием акционерной;

- переход от административно-командного механизма регулирования экономики к рыночному;

- открытие национальных  экономик мировому рынку ведет  к унификации хозяйственных механизмов.

 

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ

ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ АБХАЗИЯ В

УСЛОВИЯХ  СТАНОВЛЕНИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

3.1. Организация и выполнения индикативных планов в Республике Абхазия.

Переход от командно-административной системы к рыночной 
объективно потребовал пересмотра роли, места и содержания 
централизованного директивного планирования в экономике. В 
условиях перехода к рынку директивное, централизованное 
планирование заменяется индикативным планированием,

показывающим экономике  желаемое направление и использующем при этом не обременяющие хозяйствующие субъекты, определенные государственные средства воздействия.

Становление рыночных отношений  требует определенного 
взаимодействия индикативного плана и рынка, которые совместно 
обеспечивают пропорциональность экономического развития путем 
сбалансирования производства и потребления продукции и услуг в 
масштабах всей национальной экономики. Индикативный план - это 
интегральный результат целенаправленной деятельности хозяйствующих субъектов по определению перспектив социально-экономического развития, что в условиях становления рынка является следствием взаимосвязей стихийного развития, определение системы мероприятии, способствующих эффективному развитию на всех уровнях национальной экономики. Подобное возможно только на основе разработки научно обоснованных   планов.  Однако, недостаточное научное обеспечение хода экономических реформ, проводимых с начала 90-х годов в Российской Федерации и в других постсоциалистических странах, включая и Абхазию, привело к полному разрушению системы макроэкономического планирования вместо качественного ее преобразования и приспособления к возрождающимся рыночным условиям. Обидно, что Российская Федерация, на которой была ориентирована экономическая политика большинства бывших стран социализма, не смогла своевременно воспользоваться мировым опытом планового регулирования рыночной экономики, который свидетельствует о том, что на переломных этапах социально-экономического развития, каковым является переходный период, государство берет на себя ответственность за решение широкого круга стратегических задач, препятствуя рыночной стихии. В процедуре разработки индикативных планов в странах рыночной экономики и «новых индустриальных» государствах Азии и Латинской Америки можно выделить следующие

основные этапы, которых  можно использовать в практике индикативного планирования в странах с переходной экономикой.

Первый этап - работа над  планом, которую можно назвать  предплановой, включает: сбор первичной  информации о процессах, происходящих в национальной экономике, в отдельных отраслях и на отдельных рынках; проведение анализа исходного состояния экономики и выявление тенденций ее развития, которое на практике осуществляется на основе анализа итогов выполнения индикативного плана за предшествующий год или на основе данных национальных счетов и непосредственном опросе хозяйствующих субъектов.

Второй этап - непосредственная работа над составлением проекта  индикативного плана на предстоящий  плановый год - включает: выбор целей  индикативного плана; выбор способа  составления общенационального  индикативного плана, от которого в значительной степени зависит и возможность практической реализации, заложенных в нем мероприятий.

Третий этап - трансформация  всей собранной и обработанной информации во взаимоувязанный проект индикативного плана социально-экономического развития страны в соответствии с поставленными целями.

Четвертый этап определяет сроки, исполнения работ непосредственными  исполнителями и источники финансирования, заложенные в плане мероприятий.

Пятый, конечный этап, включает осуществление контроля над выполнением поставленных в индикативном плане целей и задач.

 Индикативный план должен обеспечить достижение на макроэкономическом уровне сочетания централизации информации    с    децентрализацией    принятия    решений.    Подобное планирование носит преимущественно рекомендательный характер, что вовсе не означает, что государство при этом не осуществляет и собственные экономические цели, устанавливая экономические взаимозависимости и пропорции в национальной экономике, поставляя государственные заказы хозяйствующим субъектам, содержащим механизмы формирования состава необходимой государству продукции, работ и услуг, определяя объемы государственных инвестиций, внешнеэкономической деятельности государства, регулируя цены на продукцию и услуги жизнеобеспечивающих и стратегических отраслей национальной экономики и видов производств, стимулируя и побуждая хозяйствующие субъекты, принимающие окончательные решения, поддержать цели и мероприятия, заложенные в индикативном плане. Другими словами, в начале планового периода государственные органы управления доводят до «носителей решений» (предприятии) исходные данные, определенные укрупненные контрольные показатели (индикаторы), на которые последние должны ориентироваться при составлении собственных бизнес-планов. Подобный способ разработки общенационального индикативного плана получил название «макроэкономическое моделирование», это так сказать, «планирование сверху», т.е. когда основные параметры индикативного плана социально-экономического развития страны определяются с точки зрения государственных органов управления. Макроэкономические модели строятся на укрепленных показателях и не учитывают реальных возможностей и потребностей экономики на уровне отрасли, конфетного производства, объекта капиталовложений и в силу этого представляют собой приблизительную модель, далеко не всегда отражающую реальную ситуацию в национальной экономике. Тем не менее, в большинстве стран с рыночной и переходной экономикой планирование основывается в большей мере на макроэкономических моделях. Другим способом составления индикативных планов является так называемое «попроектное» планирование, являющийся наиболее демократичным.

Преимущество «попроектного» планирования при составлении общенационального  индикативного плана состоит в том, что исходным материалом для разработки планов обычно являются проектировки, предложения, исходящие от конкретных предприятии, «носителей решений», специалистов, хорошо знающих ситуацию на предприятиях и изучавших возможности реализации данных проектов, исходя из имеющихся наличных производственных, материальных, финансовых и людских ресурсов. Они во многом основываются на конкретных данных предпроектных исследований, технико-экономических расчетов. Однако возможность и целесообразность реализации отдельных проектов не могут быть полностью определены и обоснованы без знания многих данных, выходящих за пределы данного проекта, таких, например, как потребность всей национальной экономики в продукции или услугах данного объекта, возможность финансирования капитального строительства, исходя из наличия общих финансовых ресурсов страны и тд.

Организационную схему  двух вышеперечисленных способов разработки общенационального индикативного плана схематически можно представить следующим образом (приложение см. схему 1)*.

В практике индикативного планирования в странах рыночной экономики существуют и другие способы разработки планов, например, как отраслевое, комплексное или оптимальное планирование, но самостоятельно они не существуют, а являются разновидностями двух вышеперечисленных способов

В Республике Абхазия с начала 90-х годов, с переходом к рыночной экономике, среднесрочное и годовое планирование уступило место текущим, месячным, квартальным оперативным мерам по решению наиболее острых социально-экономических проблем восстановления разрушенного войной производства, его материально-сырьевого обеспечения. Применяемые меры государственного регулирования носили в основном административный характер.

Можно сказать, что новый  этап в планирований национальной экономики  в республике практически начался с принятием в 2001 году Закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Абхазия», который определяет цели, содержание, порядок разработки и рассмотрения концепций, системы государственных прогнозов, программ социально-экономического развития и годовых индикативных планов.

Необходимость принятия данного Закона была продиктована осознанием в обществе того факта, что страна не может стабильно развиваться без определенных целей и задач на предстоящий период, без использования комплекса мер и средств госрегулирования, каковые содержит индикативный план. Кроме того, принимаемые отдельными государственными органами управления решения начади вступать в противоречие.

Потребность в наличии  документа, координирующего решения исполнительных органов управления давно существовала. Насколько эффективны принимаемые Кабинетом Министров Республики Абхазия годовые индикативные планы, к каким изменениям в социально-экономическом развитии страны привели эти планы, а также анализу итогов выполнения обобщающих макроэкономических и других статистических показателей свидетельствуют фактические данные, приводимые ниже.

Согласно Закону «Годовой индикативный план социально-экономического развития Республики Абхазия - система показателей социально-экономического, научно-технического, инвестиционного, экологического, территориального и внешнеэкономического развития на предстоящий год, обеспечивающих реализацию приоритетов Программы социально-экономического развития Республики Абхазия, а также механизмы реализации указанных целей и задач».

Непосредственно разрабатывает  проект годового индикативного плана  Министерство   экономики   и   внешнеэкономических   связей   с  участием других экономических министерств и ведомств, как например, Министерство финансов, Управление Государственной статистики, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет, Министерство сельского хозяйства и другие под руководством Кабинета Министров Республики Абхазия.


Утверждает годовой индикативный план Кабинет Министров Республики Абхазия.

По Закону, индикативные планы должны содержать прогноз  выполнения программы социально-экономического развития на соответствующий год и индикативного плана текущего года; основные цели и направления социально-экономического развития страны на предстоящий год; направления структурной политики и институциональных преобразований; меры государственного регулирования развития экономики; индикативные показатели социально-экономического развития Республики Абхазия на предстоящий год; индикативные показатели развития районов Республики Абхазия и г. Сухум; ориентиры развития внешнеэкономических связей; перечень государственных целевых программ, подлежащих выполнению в текущем году, с указанием сумм финансирования и ожидаемых результатов их выполнения.

Для государственного сектора  экономики Абхазии показатели индикативного  плана носят обязательный характер, а для негосударственного сектора- рекомендательный характер.

В целях осуществления  контроля над ходом выполнения показателей, содержащихся в индикативном плане, Кабинет Министров и Национальный банк Республики Абхазия ' обеспечивают ежеквартальный мониторинг состояния экономики Республики Абхазия и   публикуют  информационно-статистические данные   о   социально-экономическом положении страны. Кроме того, ежегодное послание Президента Республики Абхазия, с которым он обращается к Народному Собранию, должен содержать специальный раздел, посвященный анализу выполнения программы социально-экономического развития и уточнению указанной программы, исходя из анализа выполнения индикативного плана за предшествующий год.

По Закону, утвержденный Кабинетом Министров Республики Абхазия годовой индикативный план вместе с проектом Государственного бюджета республики на предстоящий год представляется для рассмотрения в Народное Собрание Республики Абхазия. Однако, по нашему мнению, Государственный бюджет должен представлять собой инструмент реализации национальной программы не только на один год, но и на среднесрочный период.

Органы местного самоуправления Республики Абхазия с учетом местной  специфики также разрабатывают  индикативные планы социально-экономического развития соответствующих территорий, исходя из контрольных показателей, содержащихся в годовом индикативном плане социально-экономического развития Республики Абхазия и представляются на рассмотрение и утверждение местных собраний.

Таким образом, процесс  разработки годовых индикативных планов в Республике Абхазия осуществляется «снизу» - предприятиями и организациями, сельскими, поселковыми, городскими и районными администрациями, исходя из контрольных, ориентирующих показателей, и государственных заказов, поставляемых общереспубликанскими органами управления.

Информация о работе Индикативное планирование