Кейнсианская модель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 18:13, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования макроэкономического равновесия определяется возможностью применения инструментов экономической политики, предлагаемых сторонниками кейнсианского подхода. Многие рекомендации кейнсианской школы служили основой для проведения экономической политики правительств многих государств в течение нескольких десятилетий. Несомненно, что опыт претворения в жизнь кейнсианских теорий регулирования экономики должен приниматься во внимание при проведении экономических реформ в нашей стране.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по макро.кейнсианская модель.doc

— 1.92 Мб (Скачать файл)

- только в том случае, когда запланированные инвестиции и сбережения равны, достигается равновесие ВВП (не будет ни непредусмотренных инвестиций, ни сокращения капитальных вложений в товарные запасы, приводящих к падению или подъему ВВП).

 

2.4Модель мультипликатора. Парадокс бережливости

 

Увеличение или уменьшение инвестиций ведет к росту или падению объектов производства, занятости и доходов. Эти закономерности наблюдаются не только применительно к инвестициям, но и в связи с любыми другими видами расходов, в том числе и с государственными расходами и чистым экспортом.

В связи с тем, что частные инвестиции слишком "капризный" компонент совокупных расходов, надежды на который в достижении полной занятости были бы вряд ли оправданны, Дж. Кейнс в своей теории совокупного спроса особую роль отводил государственным расходам G. Именно они в модели закрытой экономики в состоянии обеспечить "эффективный спрос" для достижения полной занятости. В связи с частными инвестициями и государственными расходами Дж. Кейнс рассматривает и проблему мультипликатора, которая в его теории обобщает трактовку "эффективного спроса".

В переводе на русский  язык мультипликатор означает "множитель" (multiplication — умножение; multiplier — множитель, коэффициент).

Кейнсианский мультипликатор показывает, как влияет прирост инвестиций (государственных и частных) на прирост выпуска и доходов.

На рисунке 2.9 показано, как изменения в частных и государственных инвестициях влияют на величину равновесного объема выпуска и уровня дохода.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.9. Мультипликационный эффект в кейнсианской модели

 

Приросты дохода оказываются более значительными, чем вызвавшие их изменения в частных инвестициях и государственных расходах, которые обозначены как Это и есть графическая иллюстрация эффекта мультипликатора. В обычном виде этот эффект можно представить следующим образом:

                                                        (2.27)

Где — прирост дохода;

 — прирост инвестиций;

K— мультипликатор.

Таким образом, мультипликатор представляет собой число, показывающее, во сколько раз необходимо увеличить первоначальный прирост инвестиций, чтобы рассчитать вызванный этим прирост национального дохода. Другими словами, мультипликатор - это отношение изменения равновесного уровня национального дохода к вызвавшему его исходному изменению уровня расходов.

Допустим, что в экономике  инвестиции возросли на 10 млрд. руб. Если благодаря этому совокупный (национальный) доход страны увеличится на 30 млрд. руб., то в такой экономике мультипликатор равен 3. Если же вызванное дополнительными инвестициями увеличение дохода составило бы 50 млрд. руб., то мультипликатор был бы равен 5.

Дж. Кейнс не связывал мультипликационный эффект с отдачей от инвестиций в виде производства дополнительной продукции или услуг. Он полагал, что увеличение покупок инвестиционных товаров означает увеличение доходов тех экономических агентов, у которых эти товары приобретены. Имеются в виду фирмы, производящие станки, машины, оборудование, компьютеры, стройматериалы и т. п. Увеличение дохода работников этих фирм в соответствии с кейнсианской функцией потребления вызывает расширение их потребления на основе собственной предельной склонности к потреблению. Рост потребления в свою очередь способствует дальнейшему возрастанию эффективного спроса и национального дохода. Это, по существу, повышает покупательную способность в экономике, а следовательно, и общий объем спроса. Возросшая покупательная способность в конечном счете приводит к тому, что фирмы могут больше продавать, для чего им требуется расширять наем рабочей силы и закупку других факторов производства, после чего покупательная способность еще больше растет. Возросшая покупательная способность является новым источником дополнительного потребления и инвестиций, которые порождают еще большую покупательную способность, и т. д.

Таким образом, цепная реакция  доходообразования, увеличения расходов и расширения производства захватывает все более отдаленные друг от друга отрасли. Возникает своего рода эффект кругов по воде. Причем, чем шире становится этот процесс, тем эффект возмущения становится менее интенсивным. Затухание объясняется тем, что не весь полученный на каждом этапе доход тратится на новое потребление, т. е. становится снова чьим-то доходом. На каждом новом этапе часть полученного дохода сберегается и тем самым исключается из дальнейшего доходообразования. А это значит, что сила эффекта мультипликатора зависит оттого, сколько дохода поступит на каждую следующую стадию, т. е. от предельной склонности к потреблению МРС участников последовательности событий.

Для определения размера  мультипликатора можно обратиться к условному примеру, который поможет понять, почему мультипликатор всегда больше единицы. Допустим, что на имеющиеся средства (100 тыс. руб.) некий предприниматель решил соорудить небольшой кирпичный завод. Благодаря осуществлению данного инвестиционного проекта участвующие в строительстве работники получат 100 тыс. руб. дополнительного дохода. Если каждый человек в экономике характеризуется предельной склонностью к потреблению 0,8, то 80 тыс. руб. они потратят на покупку новых товаров и услуг. Именно на эту сумму у продавцов сократятся товарные запасы. Реакцией производителей на сокращение запасов будет увеличение объема производства на 80 тыс. руб., вслед за чем 0,8 этой суммы получившие ее другие работники потратят на свое потребление (64 тыс. руб.). Этот процесс будет непрерывно продолжаться таким образом, что на каждой следующей стадии расходы составят 80% от расходов, совершенных на предыдущей стадии.

Эта бесконечная цепь вторичных расходов вызвана лишь тем, что наш предприниматель осуществил первоначальные инвестиции в размере 100 тыс. руб. Однако, хотя теоретически эта цепь и не имеет конца, нетрудно заметить, что на практике она стремится к конечной величине, которая поддается арифметическому расчету:

 

100 тыс. руб. дохода                100 тыс. х 0,8 (потребление)


80 тыс. руб. дохода                80 тыс. х 0,8 (потребление)


64 тыс. руб. дохода                64 тыс. х 0,8 (потребление)


 

Сумма увеличивающего дохода составит:

100 тыс. + 80 тыс. + 64 тыс. + ... = 100 тыс. (1 + 0,8 + 0,82+ 0,83 + ...).

Предел суммы геометрической прогрессии будет выглядеть следующим образом:

В этом уравнении 100 тыс. руб. —- прирост инвестиций, а знаменатель дроби (1 -0,8) — величина, равная (1 —МРС).

Таким образом, расчет показывает, что если МРС = 0,8, то мультипликатор равен 5. Он включает единицу первоначальных инвестиций и четыре единицы дополнительных (вторичных) потребительских расходов. Тот же самый результат можно получить, если воспользоваться концепцией предельной склонности к сбережению MPS. Если MFC = 0,8, то MPS = 0,2:

 

Общая формула  мультипликатора имеет следующий вид:

                                                       (2.28)

Из данной формулы следует, что, чем больше предельная склонность к потреблению (меньше предельная склонность к сбережению), тем больше мультипликатор. А это значит, что тем больший будет итоговый прирост национального дохода за счет прироста инвестиций.

Мультипликационный эффект могут вызывать любые автономные затраты, а не только частные инвестиции. Речь идет об изменении величин автономного потребления, государственных закупок, экспорта. В таком случае говорят о мультипликаторе затрат. Он рассчитывается как отношение прироста национального дохода к изменениям всех автономных затрат вызвавших прирост дохода:

                                                                  (2.29)

Само проявление мультипликационного  эффекта предполагает наличие определенных условий. Он наблюдается прежде всего в экономике, находящейся в состоянии глубокого кризиса, с большой безработицей и недоиспользованием производственных мощностей. Увеличение расходов с помощью мультипликатора обеспечивает более полное использование уже имеющихся в обществе ресурсов. Сам по себе мультипликатор не обладает свойством умножения факторов производства. Если бы экономика находилась в состоянии полной занятости, то рост расходов выразился бы в повышении цен и инфляции, поскольку имело бы место превышение совокупного спроса над совокупным предложением.

Особенность эффекта  мультипликатора заключается в  том, что это механизм с двумя лезвиями: он может усиливать как рост национального дохода, так и его сокращение.

Как дестабилизирующий  фактор мультипликатор тем сильнее, чем больше величина MPS, и наоборот. Чтобы понять эту зависимость, необходимо рассмотреть необычное явление, получившее название парадокс бережливости. Суть его, как показал Дж. Кейнс, заключается в том, что стремление людей сберегать будет опережать стремление предпринимателей инвестировать, в результате чего произойдет сокращение прироста национального дохода.

Данное явление будет  наблюдаться, во-первых, вследствие того, что с ростом накопления капитала снижается предельная эффективность его функционирования, так как все больше сужается круг альтернативных возможностей высокоприбыльных капиталовложений; во-вторых, оттого, что с ростом доходов увеличивается доля сбережений, поскольку S =f{Y).

Исключением является ситуация инфляционного перегрева экономики на уровне потенциального выпуска Y*. В данном случае увеличение сбережений общественно желательно, так как уменьшает совокупный спрос и способствует обузданию инфляции, а значит, росту благосостояния (рисунок 2-10,а).

На рисунок 2-10,6 показано, как с ростом сбережений падают совокупные расходы, побуждающие предпринимателей сокращать производство и занятость. Вместе с тем очевидно, что рост сбережений происходит под влиянием экономического роста, который в свою очередь является следствием увеличения расходов в экономике с неполной занятостью.

Таким образом, цепочка  связей в экономике выглядит следующим  образом: автономные расходы вследствие действия мультипликатора приводят к приросту национального дохода, а значит, к увеличению сбережений.

Образовавшиеся сбережения в условиях оживления деловой активности служат источником дополнительных инвестиций, которые принято называть производными или индуцированными, поскольку они зависят от возросшего дохода. Производные инвестиции, в свою очередь, вместе с первоначальными, т. е. автономными, инвестициями усиливают экономический рост, ускоряют его, что получило название эффекта акселератор (accelerator — ускоритель).

Рисунок  2.10. Эффект усиления бережливости в рамках традиционной модели AD-AS

 

Акселератор — это коэффициент, указывающий, во сколько раз вырастают новые инвестиции в ответ на изменение национального дохода.

Однако увеличение инвестиций и дохода, а значит, и склонности к сбережению означает, что склонность к потреблению падает. Домашние хозяйства будут сокращать свой потребительский спрос, что отрицательно будет сказываться на реализации произведенных фирмами товаров. Фирмы начнут сокращать производство, увольнять рабочих, что в конечном счете обернется снижением доходов различных категорий граждан и национального дохода страны в целом.

Графически "парадокс бережливости" можно проиллюстрировать  и на рисунке 2.11. По оси абсцисс откладывается национальный доход, по оси ординат — сбережения и инвестиции.

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.11. "Парадокс бережливости": сокращение

 

На этом графике кривая инвестиций I имеет положительный наклон, поскольку индуцированные инвестиции зависят от дохода. Сдвиг вверх кривой сбережений S1 в положение S2, означает рост сбережений и обра зование нового равновесия в точке Е2 вместо прежнего в точке E1. Вместе с этим происходит сокращение национального дохода с Y1 до Y2.

Таким образом, "парадокс бережливости" показывает, что все попытки увеличить сбережения ведут к снижению инвестиций и производства, сокращению доходов и, следовательно, уменьшению сбережений. Объем производства будет сокращаться до тех пор, пока доход не упадет настолько, что желаемый объем сбережений уравняется с желаемой величиной инвестиций.

Особый "вред" бережливости состоит именно в том, что наиболее серьезные мотивы сберегать появляются у людей как раз при ухудшении экономической конъюнктуры. По-человечески понятно, когда люди, опасаясь национального дохода в результате роста сбережений наступления кризиса и потери роботы, начинают усиленно откладывать на "черный день". Однако увеличение сбережений означает сокращение потребления. Соответственно уменьшаются доходы производителей, ибо расходы одних — это доходы других. Если кому-то удалось сберечь больше, то только потому, что кто-то другой был вынужден залезть в долги или расстаться со своими сбережениями. Попытки значительной части населения сократить потребление (ради увеличения сбережений) приведут к сокращению национального дохода.

 

 

 

 

 

 

 

2.5 Взаимосвязь модели AS-AD и кейнсианского креста

Используя уже известные категории и понятия, можно установить важную связь между кейнсианской моделью макроэкономического равновесия и моделью AD—AS; показать, как сдвиги в графике совокупных расходов, вызванные изменением уровня цен, позволяют проследить формирование кривой совокупного спроса, имеющей отрицательный наклон. При этом следует учитывать тот факт, что кейнсианский анализ взаимозависимости совокупных расходов и доходов — это модель с постоянным уровнем цен, а анализ соотношения совокупного спроса и предложения — модель с переменным уровнем цен.

Итак, известно, что между потреблением и уровнем цен существует обратная зависимость: повышение последнего служит причиной сдвига вниз графика потребления, а следовательно, и графика расходов, и наоборот. В этом выражается эффект реальных кассовых остатков. Так, повышение уровня цен приводит к снижению реальных кассовых остатков, т.е. покупательной способности населения. Для восстановления их первоначальной величины домохозяйства должны больше сберегать и, соответственно, меньше потреблять. При повышении уровня цен график потребления (а следовательно, и график совокупных расходов) сдвигается вниз, а реальный уровень выпуска падает. И наоборот, снижение уровня цен повышает реальную стоимость кассовых остатков населения. Когда активы домохозяйств возрастают, они становятся более склонны к потреблению и менее — к сбережениям, производимым из текущего располагаемого дохода. При более низком уровне цен кривые функций потребления и совокупных расходов смещаются вверх и реальный доход повышается.

Информация о работе Кейнсианская модель