Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 18:13, курсовая работа
Актуальность темы исследования макроэкономического равновесия определяется возможностью применения инструментов экономической политики, предлагаемых сторонниками кейнсианского подхода. Многие рекомендации кейнсианской школы служили основой для проведения экономической политики правительств многих государств в течение нескольких десятилетий. Несомненно, что опыт претворения в жизнь кейнсианских теорий регулирования экономики должен приниматься во внимание при проведении экономических реформ в нашей стране.
Современная Беларусь
Многие экономисты считают, что современная экономическая политика в Беларуси также представляет собой не что иное, как “современный вариант экономической политики Дж.М. Кейнса”.
По их мнению, проводимая Правительством и Национальным банком с 2009 года экономическая политика, направленная на “сохранение «долларового» жизненного уровня населения за счет промышленных предприятий и внешних заимствований, представляет собой современный вариант экономической политики Дж.М. Кейнса по выходу из кризиса, применяемый высокоразвитыми государствами в 1930-40-е годы прошлого века”.
Повторяя тезисы Дж.М. Кейнса, государство пытается поддержать внутренний спрос населения, в том числе и на жилье, за счет искусственного завышения его жизненного уровня посредством дешевых жилищных кредитов и заработной платы, не соответствующей современным показателям производительности труда. Именно внутренний спрос населения, по сути, должен стать основным локомотивом выхода белорусской экономики из кризиса до момента оживления внешних рынков сбыта. Данная экономическая стратегия рассчитана на краткосрочность мирового экономического кризиса и вряд ли сможет быть реализована в долгосрочной перспективе.
Так, в отличие от времени, когда жил Дж.М. Кейнс, современная экономическая ситуация в Беларуси характеризуется двумя макроэкономическими взаимосвязанными особенностями, не способствующими ее реализации в долгосрочной перспективе. Во-первых, экономика Беларуси носит открытый характер, в то время как предложения Дж.М. Кейнса были связаны с протекционизмом и ориентацией внутреннего спроса на товары национальных производителей. Во-вторых, предложения Дж.М. Кейнса были рассчитаны на экономики высокоразвитых стран (Великобритания, США, Франция), имевших в то время собственные сырьевые колонии, и национальных товаропроизводителей, которые могли производить конкурентные товары, полностью обеспечивающие внутренний спрос. В современной белорусской ситуации нет ни сырьевых колоний, ни достаточного количества конкурентоспособных отечественных товаропроизводителей, о чем свидетельствует рост отрицательного сальдо внешней торговли .[34]
Из всего выше изложенного
можно сделать вывод , что вся
стратегия оживления белорусско
4 Индивидуальное задание
4.1 Раскрыть методы использования инструментария кейнсианской модели макрорегулирования в экономической политике правительства Республики Беларусь
Кейнс считал, что государство не должно быть просто «ночным сторожем» в рынке, государство должно быть инструментом регулирования экономических процессов, поскольку преодоление провалов рынка требует активного вмешательства государства.
Дж.Кейнс в своей
теории указывал на необходимость вмешательства
государства в экономику
В Республике Беларусь основными инструментами регулирования
экономических процессов государством является денежно-кредитная и фискальная политики.
Мировой финансово-экономический кризис оказал негативное влияние на развитие экономики Республики Беларусь и ее финансовой системы. Однако своевременно принятые руководством страны меры по минимизации последствий кризиса позволили республике завершить 2009 г. с относительно небольшими потерями. Выполнение большинства основных социально-экономических показателей достигло или превзошло уровень предшествующего года.
По прогнозам Международного Валютного Фонда Беларусь в 2010 году займет второе место среди стран СНГ после России по ВВП на душу населения по паритету покупательной способности относительно доллара США. Хотелось бы отметить, что данный показатель в современной статистике является наиболее качественным инструментом, позволяющим сравнивать результаты экономической деятельности разных стран, так как учитывает разницу цен и позволяет точнее сравнить реальные размеры экономик – объемы рынка, структуру экономики и покупательную способность денег. МВФ предполагает, что в нашей стране в 2010 г. он составит 13 134,7 долларов США на человека. Для сравнения, в России – 15 737,7 (на 19% больше), в Украине — 6650,6 (на 50% меньше). Из всех республик бывшего СССР нас еще опережают только прибалтийские государства Литва, Латвия, Эстония, где значение данного показателя выше, соответственно, на 25%, 5% и 39%.[35]
Хоть существующая экономическая модель на текущий момент и отстает от России и Прибалтики, в целом выглядит конкурентоспособной. МВФ также предполагает, что если республика сохранит текущие темпы экономического роста, то к 2015 году она по среднедушевому ВВП по паритету покупательной способности обгонит Латвию и практически сравняется с Россией и Литвой
Наиболее динамично развивающимся сектором национальной экономики в последние пять лет было сельское хозяйство. Даже в период спада вызванного мировым финансовым кризисом, когда промышленность находилась в рецессии, сельхозпредприятия обеспечивали постоянный рост выпускаемой продукции, лишь частично замедлившись в 3-м и 4-м квартале 2009 года, когда прирост упал до +2,4% и +1,3%, соответственно. Для сравнения, за аналогичный период темпы роста в промышленности составили -4,5% и -2,8%.
Усилия, предпринимаемые
по становлению
Промышленный сектор является наиболее пострадавшим от мирового экономического кризиса, вызванного финансовыми потрясениями в мировой экономике. Предприятия промышленности в основном страдают от падения цен и спроса на производимую ими продукцию на внешних рынках. Следствием чего стало падение производства и рост запасов готовой продукции. По данным Белстата соотношение запасов готовой продукции и среднемесячного объема производства на промышленных предприятиях, в январе-июле 2010 г. в фактических ценах составило 59,1% (в январе-июле 2009 г. – 88,3%). На конец июля 2010 года наибольшее соотношение запасов готовой продукции и среднемесячного объема производства сложилось в легкой промышленности (170,4%), машиностроении и металлообработке (110%). В последние кварталы ситуация с запасами стала выправляться, но ухудшилась ситуация с дебиторской задолженностью. Темпы роста кредитной задолженности белорусских предприятий (28,8% в годовом исчислении) заметно опережают темпы роста ВВП и инвестиций (6,6% и 4%, соответственно). [37]
По-прежнему напряженной остается ситуация во внешней торговле. Меры, предпринимаемые для решения данной проблемы, не дали существенных позитивных сдвигов. Отрицательное сальдо торгового баланса за январь-октябрь 2010 года составило -6932,5 млн. долларов. Необходимо отметить, что на отрицательное сальдо торгового баланса оказало сильное влияние ухудшение конъюнктуры на внешних рынках, вызванной экономическим кризисом. Большое влияние на эффективность внешней торговли оказало также и введение экспортных пошлин на поставляемую из Российской федерации нефть. Ситуация во внешней торговле в значительной степени определялась темпами восстановления деловой активности и экономического роста в странах — основных торговых партнерах. По предварительным данным платежного баланса, объем экспорта товаров и услуг в фактических ценах в январе — мае 2010 г. составил 11 млрд. долл. США. Это на 27,9% больше, чем в аналогичном периоде 2009 г.[36]
По данным Национального банка Беларуси, на 1 апреля 2010 г. отношение валового внешнего долга Беларуси, который составляет 25 млдр. долл. США, к объему ВВП составило 44,7%.
Таким образом, созданная на текущий момент в Беларуси экономическая модель выглядит конкурентоспособной на фоне стран постсоветского пространства и при условии сохранения заданных темпов роста по некоторым важнейшим показателям, таким как среднедушевой ВВП, рассчитанный по паритету покупательной способности, способна догнать лидеров – Россию и страны Прибалтики.
В стране целенаправленно проводится политика повышения инвестиционной привлекательности с целью привлечь иностранный капитал к модернизации отечественных предприятий.
Мировой финансовый кризис в значительной мере предопределил параметры республиканского бюджета на 2010 г.
Согласно закону «О республиканском бюджете на 2010 год» реализованы подходы по формированию основных доходных источников республиканского бюджета, обозначены приоритеты в финансировании расходов, определено отношение к дефициту бюджета и др. Согласно закону республиканский бюджет на 2010 год по расходам составляет в сумме 38 222 389 047 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 35 522 389 047 тыс. рублей, а размер дефицита республиканского бюджета на 2010 год в сумме 2 700 000 000 тыс. рублей.[8]
Проект республиканского бюджета на 2010 г. разработан на основе положений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг., изменений налогового законодательства, предусмотренных проектом Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь, результатов ожидаемого исполнения бюджета в 2009 г., важнейших параметров прогноза социально-экономического развития и основных направлений денежно-кредитной политики страны на 2010 г.
Как и в предыдущие годы, запланированные показатели являются достаточно напряженными.
Так, согласно важнейшим параметрам прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2010 г. для абсолютного большинства его показателей запланированы достаточно высокие темпы роста, которые несколько выше темпов роста в 2009 г. (ВВП - 111-113 %, продукция сельского хозяйства - 110-111 %, производство потребительских товаров - 114-115 %, объем внешней торговли товарами и услугами - 124-125 %, в том числе экспорта - 127-128 %; производительность труда - 109-111 % и т.д.).
Темпы роста ряда показателей прогноза на 2010 г. предусмотрены на уровне прошлого года (продукция промышленности - 110-112 %, инвестиции в основной капитал - 123-125 %, реальные денежные доходы населения - 114-115 %, платные услуги населению - 113-114 %).
Вместе с тем следует отметить, что несмотря на опережающие темпы роста экспорта над темпами роста импорта (7 процентных пунктов), внешнеторговое сальдо предусматривается отрицательным - (-4600)-(-4700) млн долл. США, что выше прогнозного уровня предыдущего года. Ниже уровня прошлого года утверждены показатели рентабельности реализованной продукции и розничного товарооборота.[6]
Реализация поставленных на текущий год задач и, в частности, обеспечение роста ВВП предусматривается за счет увеличения объемов производства в ведущих отраслях экономики - промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, а также торговле, сфере услуг и др.
В свою очередь высокие темпы роста промышленной продукции планируется обеспечить за счет повышения эффективности работы предприятий на основе их реструктуризации и модернизации, широкого внедрения инновационных технологий, производства продукции необходимого ассортимента и качества, высокого уровня рентабельности.
Основные усилия в строительном комплексе в 2010 г. должны быть направлены на снижение себестоимости, материалоемкости и энергоемкости строительства, а также цен на строительную продукцию, расширение рынков сбыта товаров и услуг. Необходимо обеспечить переход на новый уровень индустриального домостроения, внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий, обновление машинного парка строительных организаций.
В агропромышленном комплексе продолжится реализация мероприятий Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 гг. на основе крупнотоварного сельскохозяйственного производства, совершенствования региональной специализации, использования инновационных технологий, а также государственной поддержки предприятий перерабатывающей промышленности, развития рыночной инфраструктуры по сбыту продукции, переориентации финансовых и других ресурсов с учетом повышения их эффективности.
Основной задачей развития сферы услуг в 2010 г. является обеспечение потребностей национальной экономики и населения в широком спектре услуг высокого качества по доступным ценам на основе динамичного развития отраслей услуг при опережающем развитии приоритетных и новых их видов. Необходимо повышение роли сферы услуг как важнейшей составляющей экономического роста и уровня жизни населения.[10]
Таким образом можно сказать, что для сохранения высокого уровня социальных расходов бюджетная политика должна быть направлена на оптимизацию государственных обязательств, повышения эффективности и результативности бюджетных расходов на основе совершенствования форм и процедур их финансирования. Упорядочению государственной поддержки реального сектора экономики будут способствовать сокращение объема субсидий и льгот, ликвидация перекрестного субсидирования в сфере жилищно-коммунальных услуг на основе пересмотра тарифов и рационализации ценообразование, оптимизация бюджетных субсидий на оказание транспортных услуг населению, принятие мер по совершенствованию процедур государственных закупок.
4.2 Проанализировать
методы воздействия
В развитии частного предпринимательства в Беларуси со второй половины 80-х гг. можно выделить три основных этапа: