Лекции по "Микроэкономике""

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 08:44, курс лекций

Краткое описание

Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ
Тема 1. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ
1. Зарождение и основные этапы экономической теории
2. Современная экономическая мысль (неоклассицизм, кейнсианство, монетаризм, институционализм)

Вложенные файлы: 1 файл

тексты лекций Микроэкономи.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)

Изменение цены означает движение по кривой предложения, например, из точки  А в точку В. Изменение неценовых  факторов графически выглядит как смещение кривой предложения вправо или влево.

При анализе функции предложения следует учитывать фактор времени. В зависимости от возможности изменения (объемов) величины факторов производства различают три периода — кратчайший, краткосрочный и долгосрочный. В кратчайшем периоде все факторы производства постоянны, поэтому предложение не может измениться даже при изменении цены товара под влиянием спроса. В краткосрочном периоде такие факторы, как сырье и труд, являются переменными. В долгосрочном периоде все факторы переменны, поэтому в краткосрочном и особенно в долгосрочном периодах предложение товара может существенно изменяться.

 

 

3. Эластичность  спроса и предложения

Чувствительность спроса или предложения  к изменению того или иного  фактора называется эластичностью спроса или предложения.

Степень изменения спроса под влиянием цены измеряет коэффициент эластичности, который рассчитывается по следующей формуле:

где ЕD — эластичность спроса по цене;

DQ/Q — относительное изменение величины спроса, в %;

DР/Р — относительное изменение цены, в %.

Коэффициент эластичности спроса по цене показывает, на сколько процентов вырастет спрос при уменьшении цены на 1% (и наоборот).

Как видим, для измерения эластичности используются относительные величины, выраженные в процентах. Это необходимо для того, чтобы избежать влияния выбранных единиц измерения на степень эластичности, так как в зависимости от того, что берется за базу — рубли или копейки, килограммы или граммы и т.п., — результаты расчетов могут существенно различаться.

Еще одно замечание к расчету  коэффициента эластичности. Так как зависимость между ценой и спросом является обратной, коэффициент эластичности всегда имеет отрицательное значение. Однако отрицательный знак игнорируется, и коэффициент эластичности брать но абсолютной величине.

Спрос является эластичным, когда ЕD больше 1: спрос растет или падает быстрее цены. Спрос является неэластичным, когда и ЕD меньше 1: спрос растет или падает медленнее, чем цена. Когда процентное изменение спроса совпадает с процентным изменением цены, говорят о единичной мистичности спроса (ЕD = 1).

Если изменение цены не вызывает никакого изменения спроса, то ЕD = 0. Такой спрос называют совершенно неэластичным. Если же бесконечно малое изменение цены вызывает бесконечное расширение спроса, то ЕD = ¥. Это совершенно эластичный спрос (рис.5).

 

 

Рис.5. Крайние случаи эластичности

Эластичность спроса оказывает  большое влияние на общую выручку  фирмы. Предположим, спрос эластичен. Тогда снижение цены приводит к увеличению общей выручки, так как потери от понижения цены компенсируются увеличением объема продаж. И наоборот. При неэластичном спросе снижение цены приводит к снижению общей выручки.

Различают точечную и дуговую эластичность. Графически точечная эластичность может быть представлена, если провести касательную к кривой спроса. Дуговая частичность — это показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, которая выражена кривой спроса на некотором ее отрезке. В связи с этим на кривой спроса (рис.6) различают три отрезка, имеющих разную дуговую эластичность: эластичный (ЕD > 1), с единичной эластичностью (ЕD = 1), неэластичный (ЕD < 1).

Разная эластичность связана с  разными базовыми уровнями и относительными характеристиками используемых в расчетах ЕD величин. Так, на отрезке высоких цен спрос является эластичным (ЕD > 1) в связи с тем, что процентное изменение количества продукции велико: базовый уровень спроса низкий, и поэтому каждый шаг весьма заметен. Наоборот, процентное изменение цены представляет собой небольшую величину: база, относительно которой осуществляется сравнение, весьма высока.

 

 

Рис.6. Свойства эластичности

На эластичность спроса влияют следующие факторы:

1. Наличие  заменителей. Чем больше товаров,  являющихся с точки зрения  покупателей заменителями данного товара, тем эластичнее спрос. К числу таких товаров можно отнести многие из имеющихся на современном рынке, например, напитки, жевательная резинка, мыло и т.п. Если цена на какой-либо вид товара (марку, сорт) повысится, то большинство покупателей перейдет на другой товар.

2. Удельный  вес в бюджете потребителя.  Чем выше доля расходов на  данный товар, тем выше ценовая  эластичность спроса, так как повышение цен оказывает в таком случае существенное влияние на бюджет семьи.

3. Разная  значимость или, иначе, качество товара. Спрос на товары первой необходимости неэластичен (хлеб, одежда, обувь, дешевые сорта мяса и т.п.). Для предметов роскоши он, наоборот, высокоэластичен, так как люди вполне могут обойтись без них.

4. Временные рамки. Чем длиннее период времени для принятия решений, тем эластичнее спрос. Это объясняется привычкой к потреблению того или иного товара и переключением потребителей на другой товар лишь по истечении определенного времени. Кроме того, время необходимо и для того, чтобы потребители могли перейти к новой «покупательской корзине», что также может существенно изменить спрос на товар, цены на который повысились.

Еще одна причина более высокой  эластичности на длинных временных  интервалах состоит в том, что  предприниматели могут освоить производство товаров-субститутов (заменителей) в связи с повышением цен на какой-либо товар.

До сих  пор мы говорили о ценовой эластичности спроса, но есть, как известно, и другие факторы, влияющие на спрос. Для выражения эластичности спроса наибольшее значение среди прочих факторов имеет доход. Эластичность спроса на товар по доходам определяется по такому же принципу, как и ценовая эластичность спроса: как отношение процентного изменения величины спроса на товар к процентному изменению доходов. Эластичность спроса по доходам больше всего зависит от того, какой это товар — нормальный или низшего ранга. Эластичность спроса на нормальные товары растет с повышением доходов, так как люди начинают больше потреблять их. Эластичность же спроса на товары низшего ранга отрицательна, так как их потребляется меньше, когда доходы растут. При повышении доходов люди больше покупают хорошего мяса, шоколада, фруктов, спортивной одежды и т.п. и меньше — дешевой колбасы, маргарина, поношенной одежды и пр.

Рассмотрим  эластичность предложения. Эластичность предложения по цене определяется так  же, как и эластичность спроса, и  измеряется коэффициентом эластичности ЕS:

DQ/Q — относительное изменение величины предложения, в %;

      DР/Р — относительное изменение цены, в %.

Коэффициент эластичности предложения  по цене показывает, на сколько процентов  вырастет величина предложения при  увеличении цены на 1%, и наоборот.

Эластичность предложения зависит  от многих факторов, таких как возможность  длительного хранения товара и затрат на это хранение; условий производства данного товара, а именно: возможности  быстрого расширения при росте цены или переключения на выпуск другого товара при ее падении; фактор времени.

Возможны три варианта влияния  фактора времени, связанные с  выделением трех периодов времени: кратчайшего, краткосрочного и долгосрочного.

Возьмем кратчайший период. Предположим, что пены на товар понизились, а  спрос вырос. Но предложение сразу измениться не может (чтобы вырастить, например, огурцы, нужен целый сельскохозяйственный сезон). Эластичность предложения в данном случае нулевая.

Краткосрочный период более длителен. Под влиянием спроса и цены предложение может несколько вырасти в связи с применением интенсивных методов ведения хозяйства. Но этот период еще недостаточен для увеличения производственных мощностей и открытия новых предприятий. Цена равновесия растет, но в меньшей степени, чем в кратчайшем периоде.

Наконец, в условиях долгосрочного  периода предложение может существенно вырасти, полностью приспособившись к новому спросу. Вместе с тем нельзя, вероятно, ожидать совершенно эластичного предложения. Скорее всего издержки производства за это время тоже возрастут, так как расширение отрасли повышает спрос на ресурсы, и цены их под влиянием этого также растут. Поэтому цена на готовый продукт должна быть выше первоначальной.

Понятие эластичности помогает анализировать, как видим, поведение покупателей и продавцов и поэтому имеет большое практическое значение, в частности для системы налогообложения, для установления налогов на какой-либо товар, распределение налогового бремени между субъектами экономических отношений.

 

4. Рыночное  равновесие. Роль конкуренции в его установлении

В процессе колебаний спроса и предложения  их величины могут совпасть. Такая  ситуация называется рыночным равновесием (рис. ). На графике это точка Е, координатами которой являются РЕ – равновесная цена и QЕ – равновесный объем.

 

Равновесная цена показывает, что  товаров произведено столько, сколько  требуется покупателям. В состоянии  равновесия рынок сбалансирован. У  продавцов и покупателей нет  побуждения его изменить. При любой  другой цене, отличной от равновесной, рынок не сбалансирован.

Если цена установилась на уровне выше равновесного (Р2), то возникает избыток товаров. Если цена установилась на уровне ниже равновесного (Р1), то возникает дефицит товаров. В первом случае возникнет конкуренция между продавцами, под влиянием которой цена понизится до равновесного уровня. Во втором случае возникает конкуренция покупателей, под давлением которой цена повысится до равновесного уровня.

В результате установления равновесия выигрывают и потребители, и производители. Выигрыш (излишек) потребителя возникает в связи с тем, что цена равновесия обычно ниже предлагаемой потребителями цены. Графически — это площадь PmaxEPE (рис. 8).

В то же время равновесная цена обычно выше минимальной цены, которую  могли бы предложить передовые фирмы. Разница между общей выручкой (OPЕEQ E) и совокупными издержками (OPminEQ E) составляет излишек (выигрыш) производителя (РE ЕРmin).

Рис. 8. Выигрыш производителя и потребителя

Итак, рынок как система взаимосвязанных  и взаимодействующих спроса, предложения и цены обеспечивает механизм, способный синхронизировать решение продавцов и покупателей. Необходимым условием такого согласования является свободная конкуренция — неотъемлемый элемент рыночных отношений.

Устойчивое равновесие формируется  тогда, когда на рынке величина предложения может так или иначе приспособиться к величине спроса, а отклонения цен спроса от цен предложения постепенно погашаются. При этом различают абсолютно устойчивое и относительно устойчивое равновесие. Если в первом случае устанавливается единая равновесная цена, то во втором — существуют небольшие отклонения от нее. Если равновесие достигается в определенных пределах колебаний цены, то его называют локальным. Если же оно устанавливается при любых отклонениях цен от равновесной цены, то говорят о глобальном равновесии.

Важно отметить, что формирование равновесия зависит от характера  ценовых колебаний. Так, если колебания носят равномерный или взрывной характер, то цена равновесия вообще не формируется. Равновесие устанавливается в течение определенного периода времени, если колебания цен носят затухающий характер.

Как уже отмечалось, рыночное равновесие выгодно и продавцам, и покупателям. Однако из этого правила существуют исключения. Может возникнуть такая ситуация (как следствие сложных противоречивых процессов в экономике и на рынке), когда равновесные цены могут оказаться слишком высокими для потребителей или слишком низкими для продавцов. В этом случае в процесс рыночного ценообразования вмешивается государство, устанавливая пределы роста или падения цен. Оно может установить фиксированную цену на уровне, превышающем цену равновесия или же ниже ее. Чаще всего фиксированные цены выше цены равновесия устанавливаются на сельскохозяйственную продукцию с тем, чтобы попытаться гарантировать фермерам определенный уровень дохода. Такие цены создают избыток продукции (Q2 превышает Q1), который правительство вынуждено закупать на деньги из госбюджета и делать запасы товара.

Существуют разные точки зрения по поводу того, насколько хороши такие действия правительства, так как они оказывают весьма противоречивое влияние на рынок и экономику. Мы здесь лишь подчеркиваем факт нарушения рыночного равновесия (в данном случае со стороны государства) для создания более благоприятных условии функционирования отрасли.

В случае установления цен ниже цены равновесия возникает дефицит продуктов (Q2 превышает Q1). Следствием такой ситуации может быть так называемый черный рынок, где товар продается по ценам, превышающим равновесную цену (так как в нее включается еще плата за риск). Но объем продаж будет меньше, чем в условиях равновесия. К установлению потолка цен прибегало, например, американское правительство во время второй мировой войны, регулируя цены на масло, чтобы повысить его доступность для семей с низкими доходами. В дальнейшем потолок цен установили на квартирную плату. Возник устойчивый дефицит жилья, хотя его доступность для беднейших слоев повысилась. Многие считают, что фиксированные цены на жилье приносят больше вреда, чем пользы, так как в этих условиях снижаются стимулы к строительству нового жилья, возможности рынка эффективно перераспределять ресурсы между сферами деятельности.

Установление фиксированных цен  государством, как мы видели, ведет  к разрушению рыночного равновесия. Но регулирование рынка может осуществляться и без нарушения законов спроса и предложения. Так, устанавливая налог, правительство побуждает производителей повысить цену и в то же время сократить объем производства. Под влиянием этого сокращается спрос и продолжается падение объемов производства. В результате этих сдвигов точка равновесия смещается на новый, болеe высокий уровень. К обратному результату приводит установление дотаций производителю, цена равновесия смещается вниз.

Вмешательство государства в процесс ценообразования свидетельствует об определенной «несостоятельности» рыночного механизма. Насколько вмешательство необходимо и каковы его границы — рассматривается далee.

 

 

 

Раздел 3. Теоретические проблемы поведения субъектов на рынке готовой продукции

 Тема 6. ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

1. Анализ потребительского поведения  с точки зрения кардиналистской  теории полезности.

2. Анализ потребительского поведения  с точки зрения ординалистской  теории полезности.

 

1. Анализ потребительского поведения с точки зрения кардиналистской теории полезности

Потребительское поведение  - процесс формирования спроса на товары и услуги. Теория потребительского поведения изучает, как влияют на спрос цены, доходы и предпочтения покупателей. Эта теория исследует рациональное поведение. Рациональность означает, что потребитель стремится получить максимальную полезность от использования ограниченного дохода.

Информация о работе Лекции по "Микроэкономике""