Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 03:30, курс лекций
Тема 3 ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА
Тема 9 ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема 11 МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
• вычитания стоимости (метод 4);
• сложения стоимости (метод 5);
• резервный метод (метод 6).
Основным методом определения таможенной стоимости является оценка по цене сделки с ввозимыми товарами. Причем каждый последующий метод может применяться, если не может быть использован предыдущий.
При первом методе под ценой сделки понимается как фактически уплаченная цена, так и цена, подлежащая уплате за ввозимые товары.
В таможенную стоимость вещей при оценке по цене сделки с ввозимыми товарами должны быть включены отнесенные за счет покупателя и исчисленные отдельно следующие расходы:
• затраты на транспортировку
ввозимых товаров до места их таможенного
оформления, в том числе расходы
по погрузке-выгрузке, складированию
товаров, их страхованию, по выплате
посреднических
• расходы, связанные с упаковкой ввозимых вещей, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;
• стоимость вещей, работ и услуг, которые были предоставлены покупателем продавцу бесплатно или по сниженной цене для использования при производстве или продаже на экспорт оцениваемых товаров, в том числе сырья, материалов, комплектующих изделий, инструментов, вспомогательных материалов, затраты на инженерную и опытно-конструкторскую проработку;
• лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности;
• величина части прямого или косвенного дохода, получаемого продавцами от любых последующих перепродаж, передачи или использования оцениваемых вещей.
Основной метод таможенной оценки неприменим, если коммерческие операции совершают взаимосвязанные партнеры. К ним относятся, в частности, юридически признанные партнеры в предприятии, участники сделки, имеющие в своей собственности не менее 5 % в уставном капитале другого участника, прямо или косвенно контролирующие друг друга, или если обоих контролирует третье лицо либо они являются близкими родственниками.
При использовании второго метода в качестве базы для определения таможенной стоимости принимается цена сделки с идентичными товарами.
Под идентичными понимаются товары, одинаковые во всех отношениях с оцениваемыми товарами по следующим параметрам:
• назначение и характеристики;
• качество, наличие товарного знака и репутация на рынке;
• страна происхождения;
• производитель.
Цена сделки с идентичными товарами принимается в качестве базы для определения таможенной стоимости, если товар продается в одну и ту же страну, ввозится одновременно или почти одновременно с оцениваемым товаром, на тех же коммерческих условиях и в тех же количествах. Если идентичные товары ввозятся в ином количестве или на других коммерческих условиях, то цены корректируются с учетом этих различий и таможенным органом документально подтверждается их обоснованность.
Метод оценки по цене с однородными товарами предполагает использование в качестве базы для определения таможенной стоимости цену сделки по однородным с импортируемым товарам.
Под однородными понимаются товары, которые, хотя и не являются одинаковыми во всех отношениях, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменяемыми.
При определении однородности товаров учитываются их характеристики, назначение, качество, наличие товарного знака и репутация на рынке, страна происхождения. В случае, когда выявляется более одной цены
внешнеторговой сделки по однородным товарам, то для определения таможенной стоимости ввозимых вещей применяется самая низкая из них.
Метод оценки на основе вычитания стоимости используется при возникновении у экспортера расходов на территории импортера и включении этих расходов в контрактную цену. Из цены единицы товара вычитаются, если они могут быть выделены, расходы на выплату комиссионных вознаграждений, на транспортировку, страхование, погрузочно-разгрузочные работы, возникающие на территории страны ввоза вещей, суммы импортных таможенных пошлин, налогов, сборов, подлежащих уплате в стране импортера.
В качестве базы для определения таможенной стоимости при использовании метода оценки на основе сложения стоимости принимается цена, рассчитанная путем сложения издержек производства, общих затрат, связанных с доставкой товара до места таможенного оформления, прибыли, обычно получаемой экспортером в результате поставки таких товаров в данную страну.
В случае, если таможенная стоимость не может быть определена декларантом в результате последовательного применения пяти указанных методов, она устанавливается резервным методом с учетом мировой таможенной практики и ст. VII ГАТТ «Оценка в таможенных целях». При этом могут использоваться цены СИФ и ФОБ. Так, США при таможенной оценке используют цены ФОБ, тогда как большинство других стран применяют цены СИФ.
В качестве базы определения таможенной стоимости не могут быть
использованы:
• цена товара на внутреннем рынке страны-импортера;
• цена на товары отечественного происхождения;
• цена товара, поставляемого из страны-экспортера в третьи страны;
• произвольно установленная или достоверно не подтвержденная цена.
10.2. Органы государственного
управления
Высшими органами управления
внешнеэкономической
Парламент как высший законодательный орган издает законы, регламентирующие внешнеэкономическую деятельность, разрабатывает основы внешнеэкономической политики государства, ратифицирует торговые договоры с зарубежными странами. К его компетенции относится определение общих принципов валютной политики, утверждение по представлению Совета Министров плана формирования и использования государственного валютного фонда республики, лимита внешнего государственного долга.
По решению Парламента
республики могут применяться ответные
меры в отношении стран, создающих
дискриминационные условия для
внешнеэкономической
Совет Министров — высший исполнительный и распорядительный орган власти в республике.
Совет Министров издает постановления
и распоряжения во исполнение законов
по внешнеэкономической
Совет Министров может ввести ограничения, установить определенные требования по осуществлению операций международного обмена товарами и услугами в целях обеспечения экономических интересов, а также для выполнения международных обязательств республики.
Основным министерством, регулирующим внешнеэкономическую деятельность в республике, является Министерство иностранных дел Республики Беларусь (МИД РБ). В своей деятельности оно подчиняется непосредственно Совету Министров.
Структура МИД РБ трехзвенная: министр — управления — отделы.
На Министерство иностранных дел возложены задачи разработки концепции и программы развития внешнеэкономических связей республики, совершенствование форм сотрудничества с зарубежными странами, координация деятельности предприятий и государственных органов в области торгово-экономических отношений с иностранными партнерами, принятие мер по развитию и улучшению структуры экспорта и импорта.
Министерство иностранных
дел выполняет следующие
• принимает участие в
определении приоритетов
• готовит предложения о заключении международных договоров по вопросам торгово-экономического сотрудничества;
• участвует в подготовке прогнозов внешнеторгового и платежного балансов республики;
• устанавливает связи и развивает сотрудничество с зарубежными и международными организациями;
• обеспечивает проведение
в системе дипломатической
• осуществляет нетарифное
регулирование
• принимает участие в
работе по привлечению в экономику
республики иностранных
• выдает иностранным организациям и фирмам разрешения на открытие в республике представительств;
• осуществляет в установленном порядке регистрацию на территории республики совместных и иностранных предприятий, международных объединений;
• обеспечивает соблюдение единого государственного протокола Республики Беларусь.
В центральном аппарате государственного
управления работают различные комиссии
— валютно-кредитная, таможенно-тарифная
и др. Комиссии создаются для
решения фундаментальных
Валютно-кредитная комиссия была образована с целью координации деятельности министерств, предприятий и организаций республики по привлечению и использованию иностранных кредитов. На заседаниях валютно-кредитной комиссии рассматриваются инвестиционные проекты, финансируемые частично или полностью за счет иностранных кредитов, возможности выдачи платежных гарантий правительства иностранным кредиторам, вопросы предоставления льгот предприятиям Беларуси в области валютного регулирования и налогообложения, выделения валюты из Государственного валютного фонда министерствам, ведомствам и предприятиям республики.
Валютно-кредитная комиссия имеет статус совещательного органа при Совете Министров республики. Все решения, принимаемые на заседаниях комиссии, носят рекомендательный характер и в дальнейшем должны быть утверждены Советом Министров.
Основная задача таможенно-тарифной комиссии — разработка предложений по развитию таможенно-тарифной системы республики и выработке механизма по их реализации. По решению комиссии могут быть изменены ставки таможенных пошлин или приостановлено их действие, предоставлены таможенно-тарифные льготы и преференции. Таможенно-тарифная комиссия вправе выступать с инициативами по изменению существующего законодательства, готовить проекты постановлений и распоряжений по конкретным направлениям таможенно-тарифного регулирования.
Важное место в системе
управления внешнеэкономической деятельно
Значительное место в системе регулирования внешней экономической деятельности принадлежит Национальному банку республики.
Национальный банк определяет сферы и порядок обращения иностранной валюты на территории республики, разрабатывает мероприятия по регулированию курса белорусского рубля к иностранным валютам, осуществляет контроль за проведением валютных операций. Национальный банк также определяет порядок и выдает разрешение на открытие в республике иностранных банков, их филиалов и представительств.
Торгово-промышленная палата республики (ТПП РБ) является общественной организацией, содействующей развитию внешней торговли республики. ТПП оказывает предприятиям практическую помощь в осуществлении внешнеэкономической деятельности. Она является самостоятельным юридическим лицом. При ТПП РБ работает Арбитражный суд.
В число основных функций ТПП входит обобщение и распространение информации об экономике и внешней торговле республики, зарубежных стран и фирм, организация международных выставок и ярмарок, выполнение операций по патентованию за границей изобретений, промышленных образцов и регистрации товарных знаков белорусских предприятий, проведение экспертизы качества и количества, сертификация происхождения
товаров, выполнение переводов, консультирование по вопросам внешнеэкономической деятельности.
Заграничный аппарат государственного управления внешнеэкономическими связями республики представлен торговыми представительствами;
торговыми советниками посольств республики и торговыми домами.
В своей деятельности они руководствуются Конституцией республики, международными и двусторонними договорами, участниками которых являются Беларусь и государства пребывания.
Торговые советники выполняют следующие основные функции:
• представляют интересы республики
в стране пребывания по всем видам
внешнеэкономической
• оказывают содействие
отечественным внешнеторговым предприятиям
в осуществлении экспортно-