19.6.2012
Институты и институциональные требования
Филипп Бушина, MBA
19.6.2012
Европейская Комиссия
19.6.2012
Введение
Цель:
- проанализировать полномочия и обязанности Еврокомиссии
- проанализировать близкие отношения между Комиссией и лоббистами.
- рассмотреть инструменты, которые Еврокомиссия использует к активному формированию системы представления интересов Евросоюза.
19.6.2012
Фунция Еврокомиссии в
формировании политики ЕС и
ее роль при лоббировании
К ключевым обязанностям
относятся:
a) законoдательная роль
Еврокомиссии,
b) роль Еврокомиссия
как исполнительного органа ,
c) роль Еврокомиссии
как контролера правовых рамок.
19.6.2012
Формирование программы
и „ законодательное лоббирование“
Еврокомиссия играет главную
роль в законoдательном процессе благодаря
своему исключительному праву законoдательных
инициатив (статья 211 Договора о Еропейском сообществе).
Еврокомиссия:
- имеет формальное право инициировать законодательный процесс
- несет ответственность за проекты правовых нормы.
В отличии от парламентов
на национальном уровне, которые
рассматривают и принимают законы, Европейский
парламент в этом полностью зависим от Европейской
комиссии.
Концепция проектов происходит
в первый период законотворческого
процесса и требует серьезные
объемы технической и политической
информации. Ввиду недостатка источников
в Еврокомиссии, этот институт
значительно зависит от внешних
источников – поставщиков информации.
Количество собственных
административных сотрудников Еврокомиссии
меньше, чем количество сотрудников
городского муниципалитета города
Роттердам ( Rotterdam).
19.6.2012
Управление финансами
ЕС и „финансовое лоббирование“
Еврокомиссия:
- несет ответственность за управление финансами Евросоюза.
- контролирует получение доходов Евросоюза
- отвечает за расходование средств в рамках бюджета, утвержденного Советом Европы и Европейским Парламентом.
Существуют главные направления
расходования денег, которые поглощают
порядка 80% всех расходов:
- Совместная сельскохозяйственная политика, на которую расходуется около 45% годового бюджета.
- Политика добрососедства поглощает порядка 35%,
- на инвестиции в научные исследования и развитие, программы улучшения инфраструктуры и конкурентоспособность приходится менее 10% бюджетных средств.
19.6.2012
Функциональные отличия: Генеральные директораты и службы
Еврокомиссия в настоящее время разделена на 38 Генеральных Директоратов (DG) и ряд централизованных служб. Они разделены по секторам и предоставляют специализированную техническую информацию. Кроме того существуют горизонтальные DG, которые занимаются общими вопросами типа бюджета, статистика, отношения с общественностью, финансы, контроллинг и юридические вопросы.
Процесс принятие решений Еврокомиссией состоит из нескольких периодов формулирования и согласования :
- начальный период,
- проектный период,
- координация между службами,
- договоренность технических членов кабинета с шефом кабинета
- договоренность коллегии комиссаров .
Стратегические консультации на „ранних стадиях“ помогают понять феномен интенсивного лоббирование, которое происходит в основном на нижших уровнях Еврокомиссии.
19.6.2012
Cпособы, которыми Еврокомиссия
формирует представление интересов
ЕС
Еврокомиссия является
более чем просто „пассивной
целью“ в отношениях с представителями
частных интересов. Она старается
активно формировать представление
интересов ЕС. Когда речь заходит
о Евросоюзе, именно Еврокомиссия
предпринимает шаги в защиту
европейских интересов.
Еврокомиссии имеет к
диспозиции три важных инструмента для
формирования представления интересов
EU:
- финансовые источники
- полномочия устанавливать правила
- стиль правления.
Неформальные правила
С течением времени
Еврокомиссия заняла позицию, оcнованную
на использовании неформальных
правил для организаций и формирования
отношений с представителями
частных интересов на европейском
уровне.
Неформальные правила
не являются результатом законных
норм и правил на уровне
ЕС, они состоят из привычек, традиционных
подходов или различных процедурных
правил.
19.6.2012
Управление комитетами
Одной из важнейших институциональных черт Еврокомиссии является широкое использование комитетов в политическом процесс. Еврокомиссия создает самое большое количество комитетов в областях политики, где действует максимальное количество заинтересованных групп:
- промышленная политика,
- политика в области охраны окружающей среды
- сельское хозяйство
Состав этих комитетов, обязанности и соответствующие подходы устанавливаются Евромиссией.
Между консультационными комитетами может существовать огромная разница. Это могут быть :
малые экспертные группы
большие слушания и круглые столы.
смешанные дискуссии из представителей частных интересов, членских стран ЕС и независимых ученых и специалистов.
19.6.2012
Заключение: развитие формирования политики Евросоюза и ее последствия для лоббирования
За последние 15 лет институты Евросоюза прошли серьезными изменениями, также изменилась и роль Еврокомиссии в процессu формирования политики ЕС.
Важные полномочия по принятию решений были перенесены изменениями договоров с национального на европейский уровень
Происходит движение к уравновешиванию властных полномочий Еврокомиссии и Европарламентом.
Маастрихтский договор предоставил наднациональному Европарламенту настоящее право вета в рамках европейского законодательного процесса.
Таким образом, „лоббирование на ранних этапах “ в Еврокомиссии остается важным фактором влияния на общественную политику, но уже недостаточным для полного успеха. Все большее число лоббистов обращает взоры на Европейский парламент и в меньшей мере также на Совет министров.
19.6.2012
Европейский Парламент
19.6.2012
Введение
До недавнего времени было нормально, что описание лоббистской арены в Брюсселе не содержала упоминаний о Европарламенте. Усиление роли Европейского Парламента произошло вместе с принятием Законa o едином рынке Евросоюза..
Эта часть лекции имеет три цели:
● Описать последние изменения межинституциональных механизмов процессов принятия решений в Европейском Союзе и особенно развитие роли Европейского парламента ,
● Пояснить, как эта новая роль создала новые структурные возможности для лоббирования в Евросоюзе и рассмотреть логику влияния на Европейский парламент лоббированием,
● Проанализировать состояние в области влияния на Европарламент лоббированием и рассмотреть вопрос институциональной реакции Парламента на повышенную интенсивность лоббирования.
19.6.2012
Европейский парламент и формирование Европейской политики
Процесс совместного принятия решений
Процесс совместного принятия решений введен в действие Договором о Европейском Союзе в Маастрихте (1992) и усилен Амстердамским договором (1999). Устанавливает разделение законодательной власти между Европарламентом и Советом ЕС. Европейский парламент и Совет должны достигнуть соглашения для положительного завершения законодательного процесса.
Механизмы процесса совместного принятия решений:
Процесс совместного принятия решений состоит из трех этапов и, в отличии от консультационных и координационных действий, дает Европарламентu право вета.
Проект Еврокомиссии предложен Европарламенту и Совету и принимается в 3 чтениях
Процесс консультаций
Процесс консультаций может быть обязательным, если этого требуют Договора Евросоюза – законодательный проект становится законом только если Европарламент выскажет свою позицию или если Еврокомиссия запросит Совет проконсультироваться с Европарламентом.
Европейский парламент может утвердить, отклонить или запросить изменение законодательного проекта Еврокомиссии.
19.6.2012
Влияние на комитеты лоббированием
Европарламент попадает в прицел внимания лоббистов в момент назначения спикера соответствующего комитета.
В основном назначение спикером – это результат индивидуальной энергетики, квалификации и престижа в рамках группы, политического маневрирования между группами и географического балансирования.
Личные знакомства, национальность или политическая принадлежность могут повлиять на доступность или открытость членов Парламента. Ассистенты , секретариаты политических групп или парламентные исследовательские службы менее важны, но могут иметь свой вес при получении информации.
Члены Европарламента также надеятся на информацию от заинтересованных групп, особенно если от них ожидается квалифицированные и продуманные суждения о технических подробностях или научные специфические знания.
Лоббисты же хорошо понимают, что не в их интересах быть подозреваемыми в нечестных практиках и действиях. Для большинства из них жизненно важно поддерживать хорошие отношения со всеми институтами Евросоюза и не запятнать свое доброе имя.
19.6.2012
Совет Министров (Совет
Европы)
19.6.2012
Совет – это сложный институт, сочетающий в себе характеристики одновременно и европейские национальные, и межправительственные, и наднациональные, ориентированные на несколько проблем и один сектор, выступает как исполнительный и законодательный орган и является форумом для обсуждений и принятия решений
Совет сложен не только с точки зрения своих основных характеристик, но и с точки зрения организации. Совет был создан как межправительственный орган, членами которого стали представители министерств как официальные представители государств – членов ЕС.
У министров, которые встречаются в рамках 9 разных типов собраний Совета, нет ни времени ни технических знаний для подключения к всем специфическим дебатам и переговорам, которые требуют принятия решений. Поэтому они делегируют подготовительные мероприятия на технические органы Совета, которые занимаются самыми проблемными и самыми важными вопросами.
Это означает, что большинство решений Совета принимается национальными чиновниками, которые действуют по инструкции из своих столиц, а министры только ставят печать , хотя и выступают как члены Совета.
В Совете председательствует поочередно каждая страна – член ЕС на период 6-и месяцев и в течение этого времени несет ответственность за управление Советом.
19.6.2012
Наименее доступный институт Евросоюза?