Макроэкономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 20:46, шпаргалка

Краткое описание

Субъектами макроисследования выступают:
1. Сектор домашних хозяйств, включающий все при ¬ ватные хозяйства страны, деятельность которых направлена на удовлетворение собственных потребностей. Домашние хозяйства играют двойную роль в экономике как поставщики всех экономических ресурсов (факторов производства) и от ¬одновременным как основа расходной группы в национальном хозяйстве. Они являются держателями дохода (заработной платы, ренты, процента, прибыли). Расходы домашних хозяйств - налоги, личное потребление и сбережения. То есть домашние хозяйства проявляют три вида экономической активности: предлагают экономические ресурсы, потребляют часть полученного дохода и экономят.

Вложенные файлы: 1 файл

макро.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

Рассмотрим механизм дискреционной фискальной политики, используя кейнсианскую модель «доходы - расходы» и полагая, что: 1) государственные расходы не влияют ни на потребление, ни на инвестиции; 2) чистый экспорт равен нулю, 3) уровень цен постоянен, 4) с самого начала в экономике нет налогов, 5) фискальная политика оказывает влияние на расходы (спрос), но на предложение.

Учитывая эти допущения, проанализируем влияние изменения государственных расходов на объем национального производства, доход.

Предположим, что первоначально совокупные расходы включали потребительские расходы C и инвестиции I, а экономика находилась в равновесии в точке E 1 (рис. 1).

В связи с начавшимся спадом производства правительство приняло решение поддержать спрос, увеличив совокупные расходы за счет государственных закупок G (рассмотрим сначала только этот элемент государственных расходов). Она совершила покупку товаров и услуг на сумму 20 млрд. гривен. Эти государственные расходы автономны, т.е. постоянны для любого выпуска продукции. Поэтому они приведут к увеличению совокупных расходов тоже на 20 млрд. гривен, что обусловит сдвиг прямой C + I вверх на величину G, в положение C + I + G. Планируемые расходы станут превышать объем выпуска Q 1. В ответ фирмы начнут расширять производство. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не наступит равенство между совокупными затратами и объемом выпуска. Новое положение равновесия будет достигнуто в точке E 2 при выпуске Q 2. Увеличение государственных закупок стимулировало рост объема производства с Q 1 до Q 2. Расстояние по вертикали между прямыми C + I и C + I + G показывает величину государственных закупок, а расстояние между Q 2 и Q 1 - прирост выпуска продукции. Из рисунка видно, что этот прирост в несколько раз превышает объем государственных закупок, т.е. последние обладают эффектом мультипликатора. Мультипликатор государственных расходов Mg показывает изменение выпуска продукции, дохода в результате изменения расходов государства. Его можно рассчитать по формуле:

Mg = Изменение реального национального продукта (дохода) / Изменение государственных расходов.

Мультипликатор государственных расходов равен мультипликатору инвестиций, так как они оказывают на экономику идентичный эффект.Действительно, рост государственных закупок (в виде инвестиций) создает дополнительный спрос на товары и услуги, который вызывает первичное приращение дохода, равное росту государственных расходов. Часть этого дохода, определенная предельной склонностью к потреблению, будет использована на потребление, что приведет к дальнейшему росту совокупного спроса и национального дохода. Из этого следует, что изменение государственных расходов приводит в действие такой же процесс

мультипликации национального дохода, как и изменение частных инвестиций. Поэтому мультипликатор государственных расходов можно определить по формуле:

Mg = 1 / (1 ​​- MPC).

Чтобы определить изменение реального национального продукта (дохода), полученное в результате роста государственных закупок, надо умножить мультипликатор Mg на прирост государственных расходов Dg.

В периоды подъема экономики, когда частные расходы достаточно велики, правительство уменьшает закупки товаров и услуг. Сокращение государственных расходов сопровождается сдвигом кривой совокупных расходов C + I + G вниз и приводит к мультипликационному уменьшению объема национального продукта, доходов.

Так же, как изменения государственных закупок, на объем выпуска, доходов, действуют изменения трансфертных платежей, которые являются элементом государственных расходов. Но эффективность их влияния на спрос, а следовательно, и на объем национального продукта несколько меньше. Это объясняется тем, что трансфертные выплаты населению приводят к росту его доходов, но только часть их, определенная предельной склонностью к потреблению МРС, население использует на потребление, увеличивая на ту же величину совокупные расходы. Механизм влияния изменения трансфертных выплат на выпуск, доходы аналогичен тому, который действует при изменении налогов.

Чтобы государству расходы должны стимулирующее действие, они должны финансироваться за счет налоговых поступлений. Рост государственных расходов, как правило, сопровождается бюджетным дефицитом.

Таким образом, увеличивая расходы в период спада производства и сокращая их во время экономических подъемов, государство смягчает экономический кризис, добивается более плавного роста объема национального производства.

Фискальная политика, как правило, оперирует одновременно как расходами государства, так и ее налогами. Особый интерес представляет случай, когда государство увеличивает свои закупки G и налоги T на одинаковую величину (сальдо государственного бюджета при этом не меняется

Итак, в результате роста государственных закупок национальный продукт увеличился на 80 млн. грн., А введение налога сократило его на 60 млн. грн.Таким образом, одновременное увеличение государственных расходов и налогов на 20 млн. грн. обусловило рост национального продукта также на 20 млн. грн., т.е. мультипликатор равен 1. Он называется мультипликатором сбалансированного бюджета и не зависит от предельной склонности к потреблению. Это можно доказать арифметически, если вычесть из прироста национального продукта, полученного в результате увеличения государственных расходов, сокращение того же национального продукта, обусловленное введением аккордного налога. Общий результат этих действий будет равен:

Q 3 - Q 1 = (1 / (1-МРС)) 20 млн. грн. - (МРС / (1-МРС)) 20 млн. грн. = ((1-МРС) / (1-МРС)) 20 млн. грн. = 1 * 20 млн. грн.

В модели «расходы-доходы» дискреционная политика рассматривается при неизменном уровне цен. В реальной жизни увеличение государственных расходов, снижение налогов приводит к росту совокупных расходов и спроса, что приводит к повышению уровня цен и росту ставки ссудного процента, которые обуславливают в свою очередь сокращение частных инвестиций. Этот эффект, называемый эффектом вытеснения, снижает действенность фискальной политики. Недостатком бюджетно-налогового регулирования является также наличие довольно значительного временного лага. Он включает, во-первых, время, которое проходит от осознания того, что в стране начинается спад производства или инфляция, до понимания необходимости принятия конкретных действий. Во-вторых - временной промежуток от осознания этой необходимости до утверждения конкретных мер экономической политики. В-третьих, - период времени от утверждения до получения эффекта от их реализации.

Автоматическая фискальная политика

На практике уровень государственных расходов, налоговых поступлений может измениться даже в случае, если правительство не примет соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет автоматическую (пассивную, недискреционную) фискальную политику. Встроенная стабильность основана на механизмах, которые работают в режиме саморегулирования и автоматически реагируют на изменения состояния экономики. Их называют встроенными (автоматическими) стабилизаторами. К ним относят:

Изменения налоговых поступлений. Сумма налогов зависит от величины доходов населения и предприятий. В период спада производства доходы начнут уменьшаться, что автоматически уменьшит налоговые поступления в казну. Следовательно, увеличатся доходы, остающиеся у населения, предприятий. Это позволит в значительной степени замедлит снижение совокупного спроса, что положительно отобразиться на развитие экономики. Такое же действие оказывает и прогрессивность налоговой системы. При уменьшении объема национального производства сокращаются доходы, но и одновременно снижаются налоговые ставки, что сопровождается уменьшением как абсолютной суммы налоговых поступлений в казну, так и их доли в доходах общества. В результате падение совокупного спроса будет более мягким.

Системы пособий по безработице и социальные выплаты. Они также предоставляют автоматическую антициклической действие. Так, увеличение уровня занятости ведет к росту налогов, за счет которых финансируются пособия по безработице. При спаде производства увеличивается число безработных, что сокращает совокупный спрос. Однако одновременно растут и суммы выплат пособий по безработице. Это поддерживает потребление, замедляет падение спроса и противостояние нарастанию кризису. В таком же автоматическом режиме функционируют системы индексации доходов, социальных выплат. Существуют и другие формы встроенных стабилизаторов: программы помощи фермерам, сбережения корпораций, личные сбережения и т.д..

Встроенные стабилизаторы смягчают изменения в совокупном спросе и этим помогают стабилизировать выпуск национального продукта. Именно благодаря их действию изменилось развитие экономического цикла: спады производства стали менее глубокими и более короткими. Раньше это было невозможно, так как налоговые ставки были ниже, а пособия по безработице и социальные выплаты незначительны.

Главный достаток недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.

Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить. Следует отметить, чем выше ставки налогов, чем больше трансфертные платежи, тем более действенна недискреционная политика.

Фискальная политика - это совокупность мероприятий государства регулирования доходов и государственных расходов. 

Теория предложения предполагает наличие оптимальной налоговой ставки, которая стимулирует хозяйствующих субъектов увеличивать доходы и налоговые отчисления в бюджет. Зависимость между объемом налоговых поступлений в бюджет и ставкой налога показывает кривая Лаффера (рис. 6.1). 
T (V) 
 

Рис. 6.1. Кривая Лаффера 
Кривая Лаффера проявляет такую ​​налоговую ставку, при которой налоговые поступления достигают максимума. Вот ­ же при ставке налогов 50% (в данном случае) налоговые поступления в бюджет максимальны. 


23. Влияние государства на совокупный спрос

Государство способно воздействовать на совокупный спрос прямо и косвенно. Косвенное влияние его на общие расходы по покупкам реализуется через активизацию или, наоборот, нейтрализацию определенных факторов, детерминирующих сдвиги в потреблении, сбережениях, частных инвестициях и чистом экспорте. Что касается прямого воздействия государства на совокупный спрос, то оно осуществляется двумя основными способами.

1. Государственные закупки. Их увеличение расширяет совокупный спрос, а сокращение сужает его. Своими закупками государство способно поддерживать целые отрасли экономики и слои населения. Закупкам кейнсианцы отводят значительную роль в обеспечении занятости, доходов и конкурентоспособности национальной экономики. Важное место занимают они и в антициклическом регулировании. Когда народное хозяйство испытывает спад, тогда их следует расширять, дабы уменьшить сокращение совокупного спроса, остановить его падение или даже попытаться увеличить. Напротив, в условиях инфляционного бума целесообразно ограничивать госзакупки во избежание усиления инфляции спроса. Конечно, очень многое зависит в этих мерах от самих масштабов госзакупок, а также от источников их финансирования.

2. Изменение налогов. Рост налогов ведет к сокращению потребления, сбережений и инвестиций, а снижение вызывает обратные сдвиги в названных компонентах спроса. Чрезмерное налоговое бремя или убивает стимулы предпринимательства, или загоняет его в "тень", как случилось в странах СНГ в 90-е годы. Но налоги являются источником финансирования госзакупок, их повышение для расширения госзакупок с целью увеличения совокупного спроса нейтрализует часть эффекта от роста этих закупок. Поэтому фундаментальные рекомендации Дж. М. Кейнса как раз и содержат положения о дефицитном финансировании для преодоления спада, т. е. увеличения госзакупок и трансфертов в условиях кризиса перепроизводства не за счет роста налогов, а за счет повышения дефицита госбюджета. Более того, кейнсианцы считают необходимым на фазе кризиса снижать налоги, дабы подержать потребление и инвестиции, в то время как на фазе инвестиционного бума их следует повышать, чтобы сиять излишние элементы спроса и сбить инфляцию.

2.5. Эффект мультипликатора

Важное значение в концепции макроэкономического регулирования кейнсианцы уделяют эффекту мультипликатора [от. лат. multiplico - умножаю, увеличиваю]. Он распространяется на изменения во всех видах расходов: потребительских, частных инвестициях, государственных, в чистом экспорте. В чистом виде мультипликатор предполагает предварительную недогрузку мощностей и безработицу, следовательно, возможность достаточно быстрой реакции совокупного предложения на изменение любого компонента совокупного спроса. Явление мультипликатора базируется на двух объективных обстоятельствах.

Во-первых, для экономики характерны непрерывно повторяющиеся потоки расходов и доходов, в которых потраченные одним субъектом деньги получает в виде дохода другой субъект. Когда отечественный потребитель или бизнесмен, государство или зарубежный покупатель расходуют какую-либо сумму на приобретение определенной продукции, то национальный продавец получает таким образом соответствующую выручку от реализации. При этом последний определенную часть этой выручки также тратит на покупки нужных ему товаров и услуг, обеспечивая доходы тем, кто ему их сбывает и предоставляет. Иными словами возникшие у одного лица затраты на приобретение потребительских или инвестиционных товаров порождают цепную реакцию расширения совокупного спроса и ответного совокупного предложения. Таким образом, наблюдается умножение первоначального изменения в покупательных расходах данного субъекта (потребителя, предпринимателя, госоргана или зарубежного покупателя) в результате того, что это исходное изменение дает толчок волне потока доходов и расходов многих других субъектов, получивших возможность расширить объемы своей купли-продажи.

Информация о работе Макроэкономика