Малый бизнес в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 17:10, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы дипломного исследования определяется необходимостью активизации развития малого предпринимательства как одного из условий скорейшего завершения рыночной трансформации отечественной экономики. В системе экономических и социальных отношений большинства государств малое предпринимательство выполняет сегодня важнейшие функции. В этой сфере производится основная часть валового внутреннего продукта [51 % в США, 61 % в Японии, 66 % в среднем по странам Европейского Союза.], обеспечивается занятость большинства работающего населения [54 % в США, 78 % в Японии, 72 % в среднем по странам Европейского Союза].

Вложенные файлы: 1 файл

МАЛЫЙ БИЗНЕС В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ.doc

— 908.50 Кб (Скачать файл)

Предприниматели могут использовать следующие способы  изучения конъюнктуры рынка:

- через союзы  предпринимателей и ассоциации;

- через личные контакты с будущими конкурентами;

- через печать;

- из обзоров  по отраслям и видам деятельности.

4. Конкурентоспособность

Под конкурентоспособностью товара подразумевается все то, что  обеспечивает ему преимущество на рынке, содействует его успешному сбыту в условиях конкуренции. Конкурентоспособность определяется как характеристика товара, в которой отражается его отличие от товара конкурента как по степени соответствия конкретной общественной полезности, так и по затратам на ее удовлетворение. В этом разделе должны быть ответы на следующие вопросы: кто является крупнейшим производителем аналогичных товаров? Как обстоят дела: с объемом продаж, с доходами, с внедрением новых моделей, с техническим сервисом (если речь идет о машинах и оборудовании)? Много ли внимания и средств конкуренты уделяют рекламе своих изделий? Что собой представляет их продукция: основные характеристики, уровень качества, дизайн, мнение покупателей? Каков уровень цен на продукцию конкурентов? Какова их политика цен?

5. Стратегия маркетинга.

Задача маркетинга – выявить главные факторы, способствующие успешному завоеванию рынка. В этом разделе предприниматель должен объяснить потенциальным партнерам  и инвесторам основные элементы своего плана маркетинга, к которым относятся:

1) схема распределения  товара;

2) ценообразование;

3) реклама;

4) методы стимулирования  продаж;

5) организация  послепродажного обслуживания клиентов (для технических товаров);

6) формирование  общественного мнения о создаваемой  фирме и товарах.

На 3-4 страницах излагаются следующие вопросы:

- способы продажи  товара: через фирменные магазины  или через оптовые торговые  организации, либо непосредственно  через магазины любых форм  собственности;

- порядок ценообразования  на товары и уровень рентабельности  на вложенные средства;

- способ рекламы  и сумма средств на нее;

- пути и способы  увеличения объема продаж;

- порядок организации  службы сервиса и требуемые  средства на это (для технических  товаров);

- пути обеспечения  хорошей репутации своих товаров  и самой фирмы в глазах общественности.

Если бизнес-планом предусматривается реализация товара за рубежом, то желательно привести сведения об оценке патентоведами патентной  чистоты этих товаров в странах, в которые предполагается продавать  товар.

6. План производства (реализации)

Главная задача раздела доказать будущим партнерам, что предприниматель будет производить  нужное количество товара требуемого качества. В разделе освещается:

Где будут изготавливаться  товары: на действующем или вновь  создаваемом предприятии?

Какие для этого требуются производственные мощности, и как они будут возрастать год от года?

Где, у кого, на каких условиях будут закупаться сырье, материалы? Какова репутация  этих поставщиков и есть ли уже  опыт работы с ними? С кем предполагается производственная кооперация?

Данные желательно приводить на 2-3 года вперед, а для  крупных предприятий – на 4-5 лет. Приводится схема производственных потоков на предприятии с указанием  на каких стадиях и какими методами будет производиться контроль качества, какими стандартами будут руководствоваться при этом.

Завершается раздел оценкой возможных издержек производства и их динамики на перспективу. Указываются  затраты, связанные с утилизацией  отходов производства и охраной  окружающей среды.

Для торговых и  сервисных предприятий указывается, где предполагается закупать товар, система управления запасами на складе.

Для новых предприятий  выделяется вопрос о местоположении предприятия и его нагрузке на окружающую среду.

7. Организационный план

В организационном  разделе речь идет о том, с кем собирается предприниматель организовать свое дело и как планируется наладить их работу. При этом отправной точкой должны быть квалифицированные требования к будущим специалистам:

- профиль, образование,  практический опыт;

- предлагаемая  зарплата;

- источник получаемых  специалистов;

- возможность  пользоваться услугами какой-либо  организации по найму требуемых  профессионалов.

Если часть  персонала к моменту начала деятельности уже нанята, то необходимо дать о  своих сотрудниках краткие биографические справки, делая упор на имеющуюся квалификацию, прежний опыт работы и его полезность для создаваемого предприятия.

В этом разделе  приводится организационная схема  предприятия, из которой должно быть четко видно: кто и чем будет  заниматься, как все службы будут взаимодействовать друг с другом и как координировать и контролировать их деятельность.

Целесообразно оговаривать вопросы оплаты труда  персонала и его стимулирования.

8. Юридический план

Этот раздел особенно важен для новых предприятий  и фирм. В нем указывается форма собственности, в которой намечается вести дело: акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, частное предприятие, кооператив, совместное предприятие. Каждая из форм предприятия требует соответствующей организационной структуры управления и влияет на эффективность работы предприятия. Для государственных предприятий следует четко изложить систему подчиненности и границы вмешательства вышестоящих органов. Для акционерного общества четко объяснить будущее распределение акционерного капитала между возможными акционерами.

9. Оценка риска и страхование

В настоящее  время, когда хозяйственные и  экономические связи нарушены, постоянно  растут цены, степень риска велика. Он связан не только с пожарами, ураганами, землетрясениями, но и с нарушением поставок, несвоевременной оплатой, возможным резким изменением налоговой политики.

Желательно предугадать  все типы рисков, с которыми может  столкнуться предприниматель, источники  и момент их возникновения. Исходя из этого, наметить контрмеры по их предотвращению, предусмотреть уменьшение последствий рисков. В разделе намечаются организационные меры профилактики рисков и программа страхования от них. Например, при риске сбоев в графике железнодорожных поставок материалов и комплектующих надо проработать альтернативную программу транспортировки изделий автомобильным транспортом.

В разделе указывают, какие типы страховых полисов  и на какие суммы планируется  приобрести.

10. Финансовый план

Финансовый план должен дать ответы на вопросы: откуда поступают деньги, на что они будут потрачены, каково соотношение наличных денег с потребностью в них. Финансовый план составляют на год с разбивкой по месяцам. Он должен убедить инвестора, компаньона в том, что предприниматель способен выполнить взятые на себя обязанности.

Состоит финансовый план из следующих разделов.

1.  Прогноз объемов реализации.

2.  Баланс денежных расходов и поступлений.

3.  Сводный баланс активов и пассивов предприятия.

4.  График достижения безубыточности (самоокупаемости).

Прогноз объемов  реализации дает представление о  той доле рынка, которую предполагает завоевать предприниматель своей  продукцией. Прогноз делают на 3 года вперед, первый год показывают помесячно, второй – поквартально, третий – общей суммой продаж за год. Прогнозные данные должны быть честными и реальными, под них делаются закупки, ведется производство, рассчитываются финансовые показатели.

Баланс денежных расходов и поступлений оценивает, сколько денег нужно вложить  в проект до начала его реализации и по ходу дела. Главная задача баланса – проверить сохранность поступления и расходования денежных средств, проверить будущую ликвидность предприятия при реализации проекта.

Сводный баланс активов и пассивов предприятия  составляют на начало и конец первого года реализации проекта. Активы – это имущество предприятия, использование средств. Пассивы – капитал, источники средств.

Этот раздел тщательно изучают специалисты  коммерческих банков, чтобы оценить  какие суммы намечается вложить в активы разных типов и за счет каких пассивов предприниматель собирается финансировать создание или приобретение этих активов.

11. Стратегия финансирования

В этом разделе  предпринимателю необходимо изложить план получения средств для создания, расширения начинаемого или уже действующего предприятия. Указывается откуда намечается получить деньги и в какой форме. Проекты, связанные с расширением производства на уже действующих предприятиях, предпочтительно финансировать через кредиты банков. В этом случае банки не будут требовать повышенной оплаты за кредиты, т. к. риск вложений здесь не слишком велик, а материальным обеспечением кредитов могут выступать уже имеющиеся активы.

При поиске источников финансирования можно использовать не только кредиты банков, но и привлечение средств партнеров или новых акционеров.

В разделе оценивается  срок возврата заемных средств. Он требует  специальных расчетов, а простейший из них можно провести по формуле:

Т = К : П,

где Т – срок окупаемости (год, квартал, месяц);

К – инвестиции, требующиеся для осуществления проекта в определенный период времени, руб.;

П – прибыль, полученная от реализации проекта за этот же период времени, руб.

6.5. Экономическая  эффективность деятельности и  пути ее повышения

Экономическая эффективность проявляется через сопоставление результата (эффекта) с вызвавшими его текущими затратами или применяемыми экономическими ресурсами.

Критерий эффективности  в общем виде можно представить  как соотношение между достигнутыми конечными результатами и совокупными затратами, с которыми связано получение этого результата.

Экономический эффект – это результат предпринимательской деятельности, который может выражаться в ряде показателей розничном товарообороте, прибыли, доходе, чистой продукции.

К показателям  народнохозяйственной эффективности торговли можно отнести ресурсоотдачу – это отношение розничного товарооборота к совокупным экономическим ресурсам (экономическому потенциалу).

К показателям  хозрасчетной эффективности малых  предприятий относятся все показатели рентабельности, определяемые как отношение прибыли к совокупным экономическим ресурсам, к функционирующему капиталу, каждому виду экономических ресурсов, к расходам, к товарообороту, к фонду заработной платы.

Показатели эффективности  и производительности живого труда – это показатели производительности труда, уровень расходов на оплату труда; рентабельность – как отношение прибыли к фонду заработной платы; прибыль на одного работника.

К показателям  эффективности текущих затрат относятся уровень расходов, характеризующий размер текущих затрат на рубль товарооборота и рентабельность расходов – это отношение прибыли к расходам на реализацию товаров.

Пути  повышения эффективности:

1.  Опережающий рост эффекта торговой деятельности по сравнению с увеличением производственных ресурсов.

2.  Опережающий рост эффекта по сравнению с увеличением текущих затрат (расходов на реализацию товаров) и капитальных вложений.

3.  Снижение трудоемкости, материалоемкости и энергоемкости единицы полезного эффекта деятельности.

4.  Снижение фондоемкости и капиталоемкости единицы полезного эффекта деятельности.

5.  Повышение и сохранение качества товаров народного потребления.

6.  Снижение потерь и непроизводительных затрат.

Вопросы для самопроверки знаний

1.  Как формируется предпринимательская стратегия?

2.  Охарактеризуйте порядок и этапы разработки бизнес плана.

3.  Какие разделы включает бизнес-план?

4.  Каковы пути повышения деятельности малых предприятий?

Тема 7. Управление малым предприятием

7.1. Организация  управления малым предприятием.

7.2. Жизненный  цикл товара и фирмы, их влияние  на успех малого предпринимательства.

7.1. Организация  управления малым предприятием

Конкурентоспособность предприятия непосредственно связана  с организацией управления.

Под управлением понимается процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для достижения целей организации.

Управление – это умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации.

Эффективность деятельности малого предприятия зависит от выбранной стратегии его развития и стратегии управления.

Под стратегией понимается определенное направление развития предприятия, план достижения его целей.

Для достижения поставленных целей руководство  малого предприятия выполняет в комплексе следующие функции:

1)  выработка и принятие решений;

2)  коммуникативная функция, т. е. обмен информацией, необходимой руководителю для принятия решений и доведения их до работников;

3)  планирование, включая стратегическое и текущее;

4)  мотивация сотрудников;

5)  учет и анализ деятельности предприятия

Структура управления – это совокупность устойчивых связей объектов и субъектов управления предприятием, реализуемых в конкретных организационных формах и обеспечивающих целостность и эффективность управления.

Руководитель  малого предприятия должен:

1.  Знать, изучать и анализировать факты, поведение потребителя, влиять и прогнозировать логику развития событий на предприятии и во внешней среде.

2.  Определять текущие и перспективные цели, разрабатывать конкурентоспособную стратегию развития предприятия, направленную на использование потенциальных возможностей коллектива.

Информация о работе Малый бизнес в современной экономике