Малый бизнес в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 17:10, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы дипломного исследования определяется необходимостью активизации развития малого предпринимательства как одного из условий скорейшего завершения рыночной трансформации отечественной экономики. В системе экономических и социальных отношений большинства государств малое предпринимательство выполняет сегодня важнейшие функции. В этой сфере производится основная часть валового внутреннего продукта [51 % в США, 61 % в Японии, 66 % в среднем по странам Европейского Союза.], обеспечивается занятость большинства работающего населения [54 % в США, 78 % в Японии, 72 % в среднем по странам Европейского Союза].

Вложенные файлы: 1 файл

МАЛЫЙ БИЗНЕС В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ.doc

— 908.50 Кб (Скачать файл)

Компания “Дженерал электрик”, относит на счет малых предприятий  многие новые

идеи, в том числе изобретение  электротостеров, кухонных плит, холодильников,

пылесосов. Малые предприятия дали миру персональный компьютер, вертолет,

бритву, транзисторный приемник, фотокопировальную  машину, реактивный

двигатель и многое другое.

В самом деле, трудно рассчитывать на устойчивое развитие экономики, если в

ней не могут развиваться конкурентные начала, или крупный и малый бизнес

существуют параллельно. Это неизбежно  выталкивает малый бизнес на обочину

каких-то торгово-посреднических операций, которые характерны для современной

России. А крупный бизнес становится либо неповоротливым, либо практически

отрывается от потребностей экономики и переходит на обслуживание потребностей

мирового рынка. То есть возникает  схема, которая известна по ряду, так

скажем, не очень благополучных  стран третьего мира.

Совсем другая ситуация в странах, где налажены устойчивые связи крупного и

малого бизнеса. Часто приводят наглядный пример автомобильной  промышленности

Германии, не менее крупных японских концернов, которые имеют развитую сеть

субподрядчиков, куда входят малые  и мельчайшие предприятия – сотни  и тысячи

таких предприятий. Вот это  все создает, с одной стороны, стыковку малого и

крупного бизнеса, формирует у  малого предприятия уверенность  в том, что его

продукция, его ноу-хау будут  востребованы. И, поскольку крупные  компании

являются операторами мирового рынка, естественно, они воспринимают какие-то

инновационные импульсы, стремятся  их транслировать. И таким образом  у малого

бизнеса возникает потребность  держать шаг вровень с потребностями  времени,

обновлять свою технологию и т.д. К  сожалению реалии российской экономики  пока

далеки от этой идеальной картины.

Опыт  взаимодействия крупных предприятий  с малым бизнесом – это в  первую

очередь взаимодействие с малыми предприятиями, которые создавались на базе

раскрупления  или аккумуляции каких-то финансовых ресурсов материального

предприятия. И вторая группа – это малые предприятия, возникшие извне, с

которыми  в дальнейшем удалось установить связи крупным предприятиям.

Сотрудничество  это прошло в два этапа. Первый этап – это период поздней

перестройки, период так называемой “приватизации”, когда малые предприятия

создавались главным образом с вполне известными целями – чтобы каким-то

образом сосредоточить ресурсы для последующего участия в действительной

приватизации, выполняли роль своего рода таких  фиктивных структур, которые

обеспечивали первоначальное накопление капитала.

Второй период – это уже период приватизации, когда малые предприятия

создавались на ряде крупных предприятий  путем выделения объектов

инфраструктуры, в том числе  социальной, в самостоятельные малые  предприятия.

Как показали беседы с руководством крупных предприятий и анализ ситуации,

подавляющая часть этих малых предприятий, сегодня либо умирают, либо стали

полностью самостоятельными и фактически превратились в серьезного конкурента

материнским предприятиям.

Чаще малые предприятия, оставаясь  на орбите крупного, вместе с ним  медленно

агонизируют. Все это сформировало негативное или выжидательное отношение  к

какому бы то ни было взаимодействию с малым бизнесом.

Здесь нужно иметь ввиду ряд  обстоятельств. Во-первых, низкая

конкурентоспособность среды приводит к тому, что если транспортный или

ремонтный цех выделятся в отдельное  предприятие, оно становится фактически

монополистом на инфернальном рынке  и несколько месяцев спустя материнское

предприятие начинает получать от малого такие прейскуранты, от которых

разводят руками. И ничего не поделаешь  – других фирм, которым можно  передать

заказы, в регионе попросту нет. Обжегшись на таких случаях, крупное

предприятие стремится сохранить  такие цены внутри своей структуры, применяя

при регулировании потоков и  ресурсов расчетные цены. И как  только такой цех

выходит в самостоятельное плавание, то тут же во взаиморасчетах возникает

разрез. Этих двух фактов хватает, чтобы  загубить все взаимодействие на корню.

Выяснилось, что и малые предприятия не в восторге от сотрудничества. Во-

первых, все отмечают забюрократизированность  самого процесса принятия решения

на крупных предприятиях. Во-вторых, формирование таких устойчивых

корпорационных связей по этой цепочке  передает на экономику малого

предприятия воздействие неблагоприятного финансового положения крупного

предприятия. Например, когда крупное  предприятие размещает заказ  и не может

расплатиться. Вообще малые предприятия  стараются иметь долю крупных

предприятий в своих договорах возможно более низкой, потому что если крупное

предприятие упадет на колени, то малое  – ляжет ничком.

Стимулировать кооперацию можно только путем разумной промышленной политики и

стимулирования развития малого предпринимательства  самого по себе. Будет

здоровый малый бизнес, поднимется немного крупная промышленность, – и эти

кооперационные связи возникнут  сами собой. Тогда, очевидно, можно будет  уже

ставить вопрос о том, что или  мы нуждаемся в развитии определенных отраслей,

то надо будет уже говорить о  стыковке малого и крупного бизнеса в этой

отрасли и в этом комплексе. Искусственно такие конструкции создавать  нельзя.

     2. Современные проблемы развития малого бизнеса в России и пути их решения

     2.1 Итоги  развития и состояние малого  бизнеса на данном этапе.*    

*-(все данные, приведенные в этой  главе, являются предварительными  итогами,

установленными Госкомстатом России)

Как показало время, малое предпринимательство  постепенно (хотя и не настолько

быстро, как предполагалось) начинает занимать определенное место в хозяйстве

страны.

Незначительный спад числа малых  предприятий на территории РФ, наблюдаемый  в

1996-1997 гг.,  в 1998 г. практически  прекратился. По состоянию на 1 января

1999 г. в России действовало  868 тыс. малых предприятий (по  сравнению с их

количеством на 1 января 1998 г. прирост  составил лишь 6,9 тыс. малых

предприятий, или 0,8%).

Вместе с тем следует отметить стабильный рост числа предприятий  в таких

отраслях, как здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение

(на 39,8% - в 1997 г., на 12,1% - в 1998 г.), операции с недвижимым

имуществом (на 19,9% и на 26,8% соответственно), торговля и общественное

питание (на 3,8% и на 3,6%). Продолжало сокращаться число малых предприятий,

работающих в отрасли "наука  и научное обслуживание" (на 6,2% и на 11,4%).

Отраслевая структура малого бизнеса  постепенно меняется в сторону увеличения

доли предприятий торговли и  общественного питания и уменьшения доли

строительных организаций, предприятий, занимающихся общей коммерческой

деятельностью по обеспечению функционирования рынка, наукой и научным

обслуживанием.

О динамике изменения количества малых  предприятий и их отраслевой структуры

за последние годы свидетельствуют  данные Госкомстата России, приведенные  в

таблице 1.

Таблица 1

(тыс.ед. на конец года в % к общему числу МП)

     Распределение числа малых предприятий РФ по отраслям экономики в 1996  -

1999гг.

    

Предприятия

1.01.96 г.

1.01.97 г.

1.01.98 г.

1.01.99 г.

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Всего

877,3

100,0

828,0

100,0

861,1

100,0

868,0

100,0

В том числе:

               

Промышленные

128,5

14,65

129,3

15,62

135,2

15,7

136,1

15,7

Строительные

145,5

16,58

137,0

16,54

136,1

15,8

137,5

15,8

Торговли и общепита

374,6

42,70

353,1

42,65

386,3

44,5

386,1

44,5

Коммерческие

42,4

4,83

35,0

4,23

34,4

4,0

35,2

4,0

Науки и научного обслуживания

48,8

5,56

46,0

5,55

38,74

4,5

38,8

4,5


 

Малый бизнес ориентируется, прежде всего, на потребности местного рынка,

объем и структуру локального спроса, поэтому именно он должен стать основным

фактором оптимизации структуры региональной экономики. Структура

распределения малых предприятий  по экономическим районам России на конец 1998

г. представлена в таблице 2.

Таблица 2

     Распределение числа малых предприятий по территории России на конец 1998 г.

    

Экономические районы

Количество предприятий

Тыс. ед.

%, к общему числу

Российская Федерация

868,0

100,0

Северный

20,7

2,4

Северо-западный

129,3

14,8

В том числе г. Санкт-Петербург

111,8

12,9

Центральный

266,1

30,7

В том числе г. Москва

175,2

20,2

Волго-вятский

27,2

3,1

Центрально-чернозёмный

26,2

3,02

Поволжский

78,0

8,9

Северо-Кавказский

79,4

9,1

Уральский

85,5

9,8

Западно-Сибирский

75,8

8,7

Восточно-Сибирский

35,5

4,1

Дальневосточный

35,1

4,0

Калининградская область

9,2

1,1


 

По состоянию на 1 января 1998 г. треть от общего количества малых предприятий

концентрировалась в двух городах - Москве (20,2% от общего числа) и Санкт-

Петербурге (12,9%). По другим регионам малые  предприятия наиболее широко

представлены в Московской (4,1%), Ростовской (3,1%) и Свердловской (3,0%)

областях.

В 1998 г. продолжало возрастать число  малых предприятий в Северо-Западном (на

13,3% - в 1997 г., на 9,1% - 1998 г.) и Уральском  (на 9,5% и на 4,5%

соответственно) районах. Сокращалось  количество малых предприятий  в Восточно-

Сибирском (на 16,8% и на 3,9%) и Дальне-Восточном (на 8,9% и на 1,9%)

районах.

Анализируя таблицу 2 можно заметить, что распределение малых предприятий  по

экономическим районам очень неравномерно. Например, свыше четверти малых

предприятий промышленного профиля сосредоточено в Центральном районе, в

котором наблюдается также наибольшая концентрация малых строительных

предприятий, половина которых находится  в Москве. Безусловно, существуют

объективные предпосылки для такой  концентрации малых предприятий в этом

районе, но все же эффективность  функционирования малого предпринимательства  в

целом по стране должна определяться с учетом не только центральных, но и

периферийных районов.

Количество малых предприятий  на 1000 человек постоянного населения  не

изменилось и составило в  среднем шесть предприятий. Среднероссийский уровень

превышен в Москве (21 предприятия  на 1000 человек), Санкт-Петербурге (24),

Магаданской (9), Ленинградской, Самарской, Новосибирской и Сахалинской

областях (по 7 предприятий).

Предприятия, указанные в таблицах, официально зарегистрированы. Однако, как

показывает практика, количество действующих  и регулярно представляющих

статистическую отчетность предприятий  несколько меньше. Поэтому более  реальны

финансово-экономические показатели малых предприятий, отражающие конечный

результат их деятельности.

Доля работников малых предприятий  в общей численности занятых (без

совместителей и работающих по договорам  гражданско-правового характера) на

предприятии и в организациях всех отраслей экономики России составила 12,1%

(в 1997 г. - 12,5%). А в таких отраслях, как общая коммерческая деятельность

по обеспечению функционирования рынка она составила 88,4% (85,4%), операции с

недвижимым имуществом - 56,1% (78,8%), информационно-вычислительное

обслуживание - 43,5% (50,8%), строительство - 36,3% (36,8%).

По сравнению с предыдущим годом  среднесписочная численность работников всех

малых предприятий в 1998 г. уменьшилась  на 4,7%. Распределение

среднесписочной численности работников малых предприятий по отраслям

экономики характеризуется данными,  представленными  в  таблице 3.

Таблица 3

     Распределение среднесписочной численности работников малых предприятий РФ по

                        отраслям экономики в 1998 г.                       

    

 

1998 г.

Тыс. человек

В % к итогу

В % К 1997

Всего

6207,8

100,0

95,3

Промышленность

1357,6

21,9

90,8

Сельское хозяйство

138,7

2,2

87,7

Транспорт

177,3

2,9

81,4

Строительство

1344,9

21,7

85,7

Торговля и общественное питание

2202,9

35,5

106,6

Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка

193,6

3,1

118,8


 

    

Жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения

92,3

1,5

76,5

Наука и научное обслуживание

146,3

2,4

83,9

Информация о работе Малый бизнес в современной экономике