Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 17:10, курсовая работа
Актуальность темы дипломного исследования определяется необходимостью активизации развития малого предпринимательства как одного из условий скорейшего завершения рыночной трансформации отечественной экономики. В системе экономических и социальных отношений большинства государств малое предпринимательство выполняет сегодня важнейшие функции. В этой сфере производится основная часть валового внутреннего продукта [51 % в США, 61 % в Японии, 66 % в среднем по странам Европейского Союза.], обеспечивается занятость большинства работающего населения [54 % в США, 78 % в Японии, 72 % в среднем по странам Европейского Союза].
За государственную регистрацию установлен размер оплаты, перечисляемой в местный бюджет. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей осуществляется путем внесения записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Свидетельство о государственной регистрации должно быть выдано на следующий день после подачи документов.
Деятельность
незарегистрированного
Отказ в государственной регистрации может последовать только, если занятие данным видом деятельности запрещено или не получена лицензия. В случае просрочки регистрации или необоснованного отказа в ней предприниматель может обратиться в суд.
5.4. государственная регистрация предприятий с образованием юридического лица
В Республике Беларусь с 1 февраля 2009 г. введен заявительный принцип регистрации вместо действовавшего ранее разрешительного, за исключением банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.
Государственная регистрация предприятия, кооператива, общества с ограниченной ответственностью, акционерного общества осуществляется исполкомами местных советов народных депутатов по предоставлению следующих документов:
1) заявление;
2) устав;
3) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
Государственная регистрация юридических лиц производится путем проставления в день обращения штампа на его уставе и внесения записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Затем предприятие обязано зарегистрироваться в налоговой инспекции, куда представляет копии учредительных документов и заявление в установленной форме.
Предприятия и
предприниматели обязаны
Предприятия всех форм собственности должны зарегистрироваться в местном Управлении государственной статистики и Центре занятости, т. е. предоставить в установленной форме сведения, после чего им высылается соответствующее извещение.
Вопросы для самопроверки знаний
1. Какие факторы определяют выбор организационно-правовой формы малого бизнеса?
2. Каковы этапы создания малого предприятия?
3. Как сформировать номенклатуру и ассортимент продукции малого предприятия?
4. Каков порядок государственной регистрации организаций (предприятий) и предпринимателей?
Тема 6. Экономические основы эффективной деятельности
6.1. Формирование предпринимательской стратегии малых предприятий
6.2. Бизнес-план и его значение для развития малого бизнеса
6.3. Порядок
и этапы разработки бизнес-
6.4. Бизнес-план и его разделы
6.5. Экономическая эффективность деятельности и пути ее повышения
6.1. Формирование предпринимательской стратегии малых предприятий
Стратегия – это взаимосвязанный комплекс действий, направленный на достижение целей и развитие бизнеса в условиях изменения внешней среды и конкуренции различных потребностей. Она отвечает на вопрос о том, какими методами и средствами можно достичь поставленных целей.
Достижение целей должно обеспечить устойчивое развитие малых предприятий и включать три основных этапа:
Стабилизацию → рост → развитие.
Стабилизация обеспечивает равновесие между изменениями, под ростом понимается простое расширение и улучшение характеристик организации (системы), а под развитием – создание нового, инновации, переход в новое качество.
Любое предприятие и организация содержит 5 основных элементов:
1) цели;
2) задачи (функции);
3) структуру;
4) технологию;
5) персонал (людей).
Развитие бизнеса должно базироваться на системном подходе к взаимосвязанному развитию всех его элементов и строится по схеме:
Цели → стратегия → мотивация людей → развитие личности.
Начинать следует с постановки реальных и обоснованных целей: каждому работнику необходимо знать, какие цели стоят перед малым предприятием, принимать участие в разработке стратегии их достижения. Он должен четко представлять свои задачи и каких результатов необходимо достичь на своем рабочем месте к определенному сроку.
С самого начала
необходимо определить мотиваторы (
Выработка стратегии развития в рыночной экономике позволяет: обеспечить эффективное распределение и использование всех ресурсов – материальных, финансовых, трудовых, земли, технологий, предпринимательских способностей и на этой основе добиться устойчивого положения на рынке; перейти от реактивной формы управления (принятие управленческих решений как реакцию на текущую проблему ) к управлению на основе анализов и прогнозов.
Выработка стратегии развития осуществляется на основе прогнозов развития рынков продукции, оценки потенциальных рисков, анализа финансово-хозяйственного состояния и эффективности управления бизнесом, его сильных и слабых сторон. Как правило, составляется оптимистический (развитие системы в наиболее благоприятной ситуации), пессимистический (наименее благоприятная) и средневзвешенный (рабочий, т. е. наиболее вероятный) прогнозы развития. В рамках каждого из прогнозов рекомендуется:
- составлять прогноз развития рынка;
- определять фазы и продолжительность жизненного цикла по каждому виду продукции;
- оценивать потенциальные
риски и финансовую
Формирование стратегии поведения включает:
- регион или территория, на которую направлен сбыт продукции;
- степень географической дифференциации сбыта продукции;
- доля рынка, которую предполагается занять;
- группа потребителей, на которые направлен сбыт продукции;
- связь “продукт – рынок“ в качестве основы концепции маркетинга; базовая ценовая стратегия;
- вид стратегии деятельности (стратегия конкуренции, расширения рынка);
- квалификация и практический опыт работы персонала.
При определении положения на рынке рекомендуется получить следующую информацию о: показателях экономического развития отраслей и регионов; направлениях государственной политики, определяющих производство и сбыт продукции; существующем уровне отечественного производства; объемах импорта и экспорта продукции; производстве и импорте продукции – заменителя; потребителях и сегментации рынка; основных характеристиках рынка для каждого его сегмента (эластичность цен, потенциальная и реальная емкость рынка, его насыщенность); географическом распределении товара, его экспортных рынках, конкурентах (объем продаж в целом и по сегментам рынка, общая доля на рынке цели, поведение на рынке); их сильных и слабых сторон (по качеству продукции, ценовой и сбытовой политики, послепродажному обслуживанию; формах осуществления расчетов (предоплата, в рассрочку и т. д.); уровне конкуренции в секторе товара (давление через продукцию – заменитель, способность покупателей и поставщиков прийти к согласию).
6.2. Бизнес-план и его значение для развития малого бизнеса
Мировая практика
свидетельствует, что бизнес-план разрабатывается
для выработки стратегии
Он нужен всем:
банкирам, инвесторам проекта, руководителю
и сотрудникам малых
Зарубежные бизнесмены считают, что без бизнес-плана нельзя начинать сколько-нибудь стоящее коммерческое дело.
Бизнес-план – это документ, который описывает основные аспекты будущего коммерческого проекта (предприятия), анализирует проблемы, с которыми оно может столкнуться, и определяет способы решения этих проблем.
Бизнес-план является основным документом, на основе которого партнеры и инвесторы дают деньги.
Дословно “бизнес-план” (business-plan) переводится с английского языка как “план предпринимательской деятельности и план предпринимательства” и предполагает, по крайней мере, два слагаемых: бизнес и план.
Бизнес-план имеет два принципиальных направления применения:
1. Внутреннее заключается в подготовке информационного досье, программы реализации проектного предложения с оценкой результатов на каждом этапе его реализации.
2. Внешнее – это информирование о технических, организационно-экономических, финансовых, юридических и прочих преимуществах (а также рисках и проблемах) внешнего инвестора, других заинтересованных организаций, муниципальных органов, принимающих решения (например, коммерческие банки, предоставляющие кредит).
Для разработки бизнес-планов рекомендуется применять пакеты программ. Организация по промышленному развитию ООН рекомендует применять следующие программные продукты: COMFAR, PROJEKT, EXPERT. Эти программы позволяют выполнить полный расчет эффективности проекта. Методология базируется на принципах расчета движения денежной наличности.
6.3. Порядок и этапы разработки бизнес-планов
Составляющие бизнес-плана имеют свою отраслевую специфику, но их структура существенно не различается. Поводом для разработки бизнес-плана могут послужить:
1) новый продукт, услуга, технология;
2) внедрение мероприятий, позволяющих сделать услугу лучше, цену ниже, продукт надежнее или улучшить какие-либо потребительские свойства товара;
3) незаполненная рыночная ниша или район, где отсутствует какой-либо товар или услуга;
4) освоение других видов деятельности.
Бизнес-план обычно разрабатывается в три этапа:
На первом этапе осуществляется сбор и анализ исходной информации, формируется стратегия маркетинга, а также прорабатываются альтернативные варианты проектных решений.
На втором этапе формируется инвестиционная программа в которой расписываются единовременные и текущие затраты, доходы с распределением их по формам собственности, очередям развития и реализации с последующим дисконтированием.
На третьем этапе на основании собранной информации рассчитываются показатели эффективности проектного предложения.
Бизнес-планы оформляются в виде текстового, табличного и графического материала. В бизнес-плане рассчитываются натуральные и стоимостные показатели (единицы и объемы продаж, количество услуг, общая площадь, объектов, территорий и отдельных участков, протяженность инженерных сетей и др.).
6.4. Бизнес-план и его разделы
Основными разделами бизнес-плана могут быть:
1. Резюме.
2. Характеристика предлагаемого продукта.
3. Оценка рынка сбыта.
4. Конкурентоспособность.
5. Стратегия маркетинга.
6. План производства (реализации).
7. Организационный план.
8. Юридический план.
9. Оценка риска и страхование.
10. Финансовый план.
11. Стратегия финансирования.
Начинается бизнес-план с титульного листа, в котором указывают полное наименование и адрес фирмы, фамилию, имя, отчество предпринимателя, его домашний адрес и телефон, суть предполагаемого проекта, источники получения средств, указание, что сведения бизнес-плана не подлежат разглашению.
1. Резюме (вводная часть)
Резюме бизнес-плана составляют после завершения разработки всех разделов, но помещают его первым разделом. Это своего рода аннотация изложенного, объемом не более 3-4 страниц. Резюме должно производить благоприятное впечатление и заинтересовывать инвесторов и кредиторов в проекте. Здесь разъясняется, что производить, за счет чего, чем будущий продукт будет отличаться от продукта конкурентов и почему покупатели пожелают его приобрести.
На последней странице должны быть изложены основные финансовые результаты, ожидаемые предпринимателем:
- прогнозные объемы продаж на ближайшую перспективу;
- выручка от продаж;
- затраты на производство;
- валовая прибыль;
- уровень рентабельности вложений в начинаемое дело;
- срок окупаемости и возврата заемных средств.
2. Характеристика предлагаемого продукта
В разделе описывается
тот продукт или та услуга, которые
предприниматель хочет
3. Оценка рынка сбыта
Опыт показывает, что неудача большинства коммерческих проектов была связана со слабым изучением рынка и переоценкой его емкости. При оценке рынка сбыта необходимы данные о потенциальных покупателях. Особенно они важны с развитием внешнеэкономических связей, что обусловливает проникновение зарубежных товаров на внутренний рынок и продажу белорусской продукции за рубеж. Поэтому изучение и прогнозирование рынка хотя бы на ближайшие 2-3 года, владение сведениями о возможных конкурентах, сопоставимости качества намечаемых к производству товаров и товаров, выпускаемых конкурентами, а отсюда и прогнозирование цены намечаемого к выпуску товара, является программой-минимумом.