Организационные основы местного самоуправления: проблемы выбора модели (на примере муниципального образования - городской округ город Ря

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 17:55, дипломная работа

Краткое описание

Организация местного самоуправления входит в круг фундаментальных проблем функционирования демократического общества и государства. Процессы реформирования всех сторон общественной жизни в современной России проходят в условиях кардинальных изменений гражданского сознания, когда демократические формы организации жизни общества сталкиваются с консервативными устремлениями к упрощенному пониманию отношения человека и общества, гражданина и государства.

Содержание

Введение

Глава 1. Исторические аспекты организационного устройства местного самоуправления……………………………………………………8
1.1. История формирования местного самоуправления за рубежом…………………………………………………………………………8
1.2. Становление и развитие местного самоуправления в дореволюционной России…..…………………………………………………………………… 16

Глава 2. Современные организационные основы местного самоуправления………….………………………………………………… 21
Предназначение и классификация органов местного самоуправления………………………………………………………….21
2.2. Зарубежный и отечественный опыт организации муниципальной власти………………………………………………………………..……32
2.3. Модели организации местной власти в Российской Федерации……...43

Глава 3. Проблемы выбора модели власти в муниципальном образовании и пути их решения (на примере муниципального образования - городской округ г. Рязань)………………………………..46
3.1. Современная структура органов власти муниципального
образования - городского округа г. Рязань………………………………….46
3. 2. Проблемы выбора модели формирования муниципальных органов власти в городе Рязань и пути их решения………………………………….58

Заключение…………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 108.93 Кб (Скачать файл)

       В крупных же городах, к коим относится  город Рязань, применение данной модели неизбежно приводит к распылению ответственности и властных полномочий. Отсутствует сильное руководство и условия для проявления профессионализма. Политический вакуум, характерный для такой системы, создает в крупных муниципальных образованиях условия для реализации «грязных» политических технологий и различных политических манипуляций. Это на практика подтверждено политическими событиями, предшествовавшими муниципальным выборам 2008 г. и той ситуации, которая сложилась после выборов и имеет место во властных структурах города до настоящего времени.

       Наблюдаемый процесс раскола и парализации  власти в г. Рязани, раздирающие власть скандалы и склоки, т.е. все то, что  происходит в муниципальном образовании - городском округе г. Рязань до и  после выборов 2 марта 2008 года, безусловно являются следствием использования  упомянутой бесперспективной модели формирования муниципальной власти в крупных муниципальных образованиях.

       Следует отметить, что, как это ни парадоксально  звучит, данная модель формирования органов  муниципальной власти установлена  в г. Рязани самим представительным органом и закреплена в Уставе города без какого-либо согласования с населением.

       Данная  работа не носит какой-либо политической направленности и окраски, но, как  известно такие понятия как «управление», «власть», «политика» трудно отделить друг от друга.

       В этой связи хотелось бы отметить многочисленные сомнительные кадровые перестановки, назначение на руководящие должности  лиц, профессиональная пригодность  которых вызывает сомнения, и, наконец, «избрание» на должность Главы муниципального образования человека, который в  случае проведения прямых муниципальных  выборов вряд ли бы стал не только Главой муниципального образования, но и вообще бы вошел в состав Городской Думы (согласно различным социологическим опросам населения накануне выборов).

       Очевидно, что самой власти удобно избирать Главу муниципального образования  из состава представительного органа, так как большую роль при этом могут играть такие факторы, как  коррумпированность отдельных представителей власти и возможный подкуп депутатских  голосов.

       Ситуация  с выбором модели формирования власти в г. Рязани абсолютно схожа с  ситуацией по определению избирательной  системы по выборам в представительный орган власти города.

       Каким видится выход из сложившейся  ситуации? Вывод таков. Основополагающая проблема состоит не только в том, какие люди приходят во власть, а  в том, какую систему, удобную  и выгодную меньшинству, они создают. Причина кризиса власти кроется  в самой модели ее формирования. Поэтому можно выделить 2 пути решения  проблемы.

       Первый  путь (с точки зрения автора данной работы наиболее оптимальный) заключается в законодательном запрете на федеральном уровне:

- использования  при проведении муниципальных  выборов депутатов представительного  органа местной власти пропорциональной  либо смешанной избирательных  систем;

-  использования  при формировании муниципальной  власти в крупных муниципальных образованиях (муниципальных районах и городских округах) модели, связанной с выборами Главы муниципального образования не в результате прямых выборов населением, а из состава представительного органа местного самоуправления самим представительным органом.

       Второй  путь заключается в обязательном предоставлении населению каждого  отдельно взятого муниципального образования  права определять тип избирательной  системы выборов представительного  органа местной власти и саму модель формирования органов местного самоуправления истинно демократическим способом по результатам муниципального референдума.

 
 
 

       Заключение

       Местное самоуправление на современном этапе  развития гражданского общества в Российской Федерации является одним из его  важнейших институтов. Принятие Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» открыло  новую веху в правовом регулировании  местного самоуправления, активизировало самую масштабную реформу современного развития государства. В Послании Федеральному Собранию 5 ноября 2008 года Президент  РФ Д.А.Медведев отметил, что работа по совершенствованию муниципального законодательства будет продолжаться. Он обозначил работу по развитию местного самоуправления в качестве одной из приоритетных задач государства, указав, что «местное самоуправление должно открывать гражданам возможность самостоятельно решать свои локальные проблемы без указаний и распоряжений сверху».

       В данной работе автором на основе анализа  разработаны практические рекомендации по внесению изменений в действующее  российское законодательство в части, касающейся предусмотренных законом  способов формирования муниципальных  органов власти. В настоящее время  Россия находится в начале долгого  и  сложного пути формирования новой  модели местного самоуправления. На современном  этапе, в условиях демократизации и  реформирования общественной жизни  в России созданы реальные возможности  для развития современной системы  организации местного самоуправления. Но их реализация осложняется неблагоприятной  экономической ситуацией, не устоявшейся  системой российского федерализма, ломкой культурных и гражданских  традиций, резкого изменения политической ситуации и как следствие –  отсутствием «ощущения» стабильности непосредственного участника формирования органов местного самоуправления - населения.

       Современная система организации местного самоуправления, представляется как система внешних взаимоотношений - между органами государственной власти и органами местного самоуправления и внутренних - между представительными и исполнительными органами местного самоуправления.

       Новая современная модель при всем многообразии территориальных и организационных  форм осуществления местного самоуправления представляет единую систему местного самоуправления и составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.

       Органам местного самоуправления предоставляется  экономическая и финансовая самостоятельность  в соответствии с предметом ведения  этих органов. Уставами муниципальных  образований определяются наименования местных органов, порядок их формирования, компетенция, сроки полномочий.

       Эффективность и целесообразность местного самоуправления для населения предполагает необходимость  развития муниципальной демократии, более действенных условий для  самостоятельного решения населением вопросов местного значения, поддержки инициатив и самодеятельности граждан.

       Местное самоуправление проявляется в активности населения, осознания им ответственности  за организацию своей жизнедеятельности. В этой связи важное значение имеет  обеспечение подлинных гарантий прав и возможностей граждан на участие  в самоуправлении, совершенствовании  форм и методов организации местного самоуправления. Не менее важной проблемой  является преодоление апатии и политической неграмотности граждан. Реализация потенциала местного самоуправления содержит реальные возможности формирования новых отношений между демократическим  государством и гражданским обществом, которые характеризуются политической и социальной устойчивостью.

       Современная модель организации местного самоуправления, в отличии от централизованной системы  управления способствует приближению  власти к народу, созданию гибкого  механизма с меньшей бюрократией. По мнению автора, предложенные им пути решения проблем, связанных с  выбором способов формирования муниципальной  власти, позволят еще более демократизировать  аппарат управления, решать местные  вопросы с наибольшей эффективностью.

       Становление местного самоуправления в современной  России является длительным и сложным  процессом, который требует учета  многих социальных, политических, экономических условий, степени готовности общественного сознания, темпов изменения менталитета российских граждан.

       Современное самоуправление, как специфическая  форма власти, имеет смешанную  общественно-государственную природу. Требует               совершенствования система отчетности представительных органов и особенно главы муниципального образования, избранных глав администраций, их замены в случае необходимости, определения  пределов самостоятельности.

       Серьезной проработки требует вопрос о регламентации  процедур, связанных с использованием институтов прямой демократии. В муниципальных  образованиях необходимо создание структур, позволяющих населению участвовать  в управлении местными делами. Такими структурами могут стать постоянные комиссии для привлечения населения  к решению этих дел.

       Так же требует реформирования и система  взаимоотношений органов государственной  власти с органами местного самоуправления. Зачастую органы государственной власти, особенно субъектов федерации, перекладывают  на органы местного самоуправления задачи государственного характера, не подкрепляя их соответствующими финансовыми средствами. Проведенный анализ становления  современной модели организации  местного самоуправления в России выявил необходимость более основательного стимулирования этого процесса, так  как переход от разработки теории к практическому функционированию местного самоуправления сложен и длителен.

       Современное российское общество находится в  начале пути становления местного самоуправления и, следовательно, исследования по данной теме необходимо продолжать.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  литературы

    Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.- М.: Проспект, 1999.
  2. Федеральный закон  № 154- ФЗ от 28 августа 1995 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. 1995. 28 сентября.
  3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
  4. Закон Рязанской области от 7 октября 2004 года № 75-ОЗ «О наделении муниципального образования - г. Рязань статусом городского округа и установление его границ».
  5. Закон Рязанской области от 29 ноября 2004 года № 129-ОЗ «О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Рязанской области» //Рязанские ведомости №№249-250 от 30.11.2004 г.
  6. Закон Рязанской области от 20.12.2005 г. №140- ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Рязанской области в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения до 2008 года» //Рязанские ведомости №№276-277 от 22.12.2005 г.
  7. Устав муниципального образования- городской округ город Рязань Рязанской области, утвержден решением Рязанского городского Совета от 30.06.2006 г. №470-III Рязанские ведомости №№221-222 от 02.09.2006 г.
 
 
 
 

Литература

  1. Авдонин В.С., Акульшин П.В., Гераськин Ю.В. и др. История одной губернии. Очерки истории и Рязанского края 1778-2000 гг. –Рязань: Пресса, 2000.
  2. Авдонин В.С. Этапы реформ местного самоуправления в Рязанской области- М.Книжный дом Университет., 2006.
  3. Авакъян С.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: концепции и решения нового закона // Весник МГУ . Серия 11. Право. – 1996. -№2.
  4. Акмалова А.А. Особенности организации местного самоуправления как проблема муниципальной теории//Право и государство: теория и практика.- 2005.- №4.
  5. Аяцков Д.Ф. Становление местного самоуправления в Российской Федерации в 90-х годах XX века / Под ред. В.А.Динеса.- Саратов, 1997.
  6. Бабун Р.В. Организация местного самоуправления: учебное пособие. -СПб.: Питер, 2005.
  7. Бердников П.В. Реформа местного самоуправления (на примере Ставропольского края) / П. В. Бердников // Эко. – 2008. – № 1.
  8. Василенко И. А. Государственное и муниципальное управление.- М.: Гардарики, 2005.
  9. Васильев В.И. Государственная власть и местное самоуправление // Конституционное и муниципальное право..- 2004.- № 3.
  10. Воронин А.Г. Развитие местного самоуправления в России.-М.: Дело, 2000.
  11. Гутникова Е.А. Актуальные вопросы совершенствования местного самоуправления / Е.А. Гутникова // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз.- 2008. – № 43.
  12. Город Рязань. Местное самоуправление: становление, современная модель, стратегия развития /Под.ред. В.А. Холопова- Рязань.: Ассоциация органов ТОС в г. Рязани, 2007.
  13. Евдокимов В.Б., Старцев Я.Ю. Местные органы власти зарубежных стран. Правовые аспекты.- М.: Спарк, 2001.
  14. Емельянов Н.А. Местное самоуправление в России: генезис и тенденции развития. Тула, 1997.
  15. Зотов В.Б., Макашева З.М. Муниципальное управление. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  16. Иванов В.Н., Коробова А.Н. Муниципальный менеджмент. – М.: ИНФРА – М, 2002.
  17. Игнатов В.Г. Становление местного самоуправления в современной России: Учебное пособие. Ростов н/Д.: СКАГС, 2004.
  18. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт. –М. -Ростов-на Дону: «МарТ», 2005.
  19. История государственного управления России / Под. ред. В.И. Игнатова. - Ростов н/Д.: МарТ, .2003.
  20. Калиниченко Л.А. Муниципальное управление: организационные основы.- М.: Логос, 2001.
  21. Клендар А. Проблемы нового закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» //Местное право. - 2004.- №5-6.
  22. Кнорринг В.М. Основы государственное и муниципального управления: Учебник.- М.: «Экзамен», 2004.
  23. Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. М.: НОРМА, 2002.
  24. Козлова М.Н. Муниципальное право Российской Федерации.- М.: Прима-Пресс., 2008.
  25. Лапин В.А., Крестьянинов А.В., Коновалова И.Н. Основы местного самоуправления / Под ред. Лапина В.А. –М.: Дело, 2006.
  26. Мадьярова А.В. об общих началах определения перечня государственных полномочий передаваемых органам местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право.- 2007.-№2.
  27. Масловская М.В. О проблемах реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации": взгляд из региона // Научные труды. Российская академия юридических наук. Вып. 6. Т. 1. М.: Издательская группа "Юрист", 2006.
  28. Мельников Н. Реализация Закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ // Законность.- 2004. -№ 7.
  29. Местное самоуправление в зарубежных странах: информационный обзор. - М.: Юридическая литература, 1994.
  30. Мокрый В.С. О финансовом обеспечении местного самоуправления в условиях проведения реформы// Государственная власть и местное самоуправление.- 2005.- №12.
  31. Муниципальная кадровая политика: Учебное пособие.- М.: Муниципальный мир, 2003.
  32. Организация местной власти в Турции: конституционно-правовой аспект. –М.: Прогресс.1994.
  33. Организационные структуры администраций городов: проблемы оптимизации // Городское управление .- 2003. -№5.
  34. Парахина В.Н. Муниципальное управление: учебное пособие.- М.: КНОРУС, 2009. 
  35. Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
  36. Постовой М.В. Представительные органы местного самоуправления // Местное право.- 2003.- №3-4.
  37. .Прусаков Ю.М., Нифанов А.Н. Местное самоуправление России. - Ростов н/Д.: МарТ, 2003.
  38. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления. – СПб.: Питер, 2003.
  39. Российское местное самоуправление: нынешнее состояние и пути развития: сводный доклад по результатам полевых исследований 2008 г. / под общей ред. проф. И.Ю. Юргенса. – М.: Экон-Информ, 2009.
  40. Сергеев А.А. О порядке формирования представительных органов муниципальных районов // Конституционное и муниципальное право.-2004.-№ 2.
  41. Сергеев А.А. Федерализм и местное самоуправление как институты российского народовластия.- М.: Юриспруденция, 2005.
  42. Система муниципального управления: учебник для вузов. 3-е изд. / Под ред. В.Б. Зотова.- Спб.: Питер, 2007. 
  43. Стародубровская И. Проблемы реформы местного самоуправления: структурные и финансовые аспекты // Консорциум по вопросам прикладных экон. исслед.- М., 2005.
  44. Шапсугов Д.Ю. Местная власть в России и Германии.- Ростов-на Дону: полиграф, 1994.
  45. Федоткин В.Н. Бухвальд Е.М. Местное самоуправление в России: этап радикальных реформ.- Рязань: Пресса, 2004.
  46. Филиппов Ю.В., Авдеева Т.Т. Основы развития местного хозяйства.- М.: Дело, 2000.
  47. Хабриева Т.Я. Муниципальная реформа в Российской Федерации / Т.Я. Хабриева // Экономика региона. – 2008. – № 2
  48. Холлис Г..Плоккер К. На пути к демократической децентрализации:перестройка региональных и местных органов власти в новой Европе. - М.: Финансы и статистика, 1995.
  49. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление. М.: Юристъ, 2004.
  50. Шапсугов Д. Местная власть в России и Германии. Книга 2. - Ростов н/Д.: МарТ, 2001.
  51. Ярошенко А.А. Проблемы реформы организации системы органов местного самоуправления в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление.- 2005.- №7.

Информация о работе Организационные основы местного самоуправления: проблемы выбора модели (на примере муниципального образования - городской округ город Ря