Основные тенденции развития научно-технического сотрудничества ЕС с третьими странами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 18:28, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является изучение международных экономических отношений ЕС с третьими странами в области международного научно-технического сотрудничества.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
- изучить теоретические основы международного научно-технического и производственного сотрудничества (понятие, формы, цели международного научно-технического и производственного сотрудничества, сущность модели инновационного развития);
- проанализировать основные тенденции развития международного научно-технического сотрудничества ЕС и третьих стран.

Вложенные файлы: 1 файл

мировая эк курсяк.doc

— 320.50 Кб (Скачать файл)

− Визиты и обмен учеными, инженерами и другими специалистами с целью участия в семинарах, симпозиумах и конференциях, относящихся к областям, предусмотренным Соглашением.

− Обмен информацией и опытом, законами, инструкциями и программами, относящимся к областям, предусмотренным Соглашением.

− Другая деятельность, которая может быть предложена сторонами в соответствии с реализуемыми ими программами или стратегиями.

 

2. Основные тенденции развития  научно-технического сотрудничества  ЕС с третьими странами

2.1 Основные направления научно-технического сотрудничества ЕС с третьими странами

В качестве инструмента реализации научно-технологической политики ЕС выступают рамочные программы Европейской комиссии (ЕК), в которых отражаются перспективные направления и тенденции развития ЕС, включая широкий спектр фундаментальных и прикладных исследований, образовательные программы, программы по подготовке кадров, по созданию единой информационно-коммуникационной инфраструктуры.

Шестая Рамочная программа является основным механизмом и первым практическим этапом создания единого европейского научного пространства (ЕНП).

Шестая Рамочная программа (6РП) по научным исследованиям и технологическому развитию ЕС (The Sixth Framework Programme) на период 2002-2006 гг. с общим объемом финансирования более   17 млрд. евро нацелена на создание единого европейского научного пространства, призванного объединить не только ученых, промышленников, бизнесменов и политиков стран Европы, но и активно вовлечь в этот процесс государства всего мира.

Финансирование этой рамочной программы на 17% больше объема финансирования предыдущей программы и составляет 3,9 % всего бюджета за 2001 г. и 6 % бюджета гражданских государственных исследований Евроcоюза. Несмотря на огромные вложения и выдающиеся результаты (создание самолета «Аэйрбас», ракеты «Ариана», фундаментальные открытия в области физики, сделанные в Европейской организации для ядерных исследований, и др.), европейцы не удовлетворены состоянием дел в области научных исследований: в среднем по странам ЕС национальные затраты на науку застыли на уровне 1,8 % ВВП, а в США и Японии они динамично растут и сейчас составляют соответственно 2,7 и 3,1 %.

Этот разрыв увеличивается с 1994 г. США, имея примерно тот же объем ВВП, что и ЕС, в 1999 г. затратили на науку на 75 млрд. евро больше. Масштабы инвестиций венчурного капитала США и Японии в создание новых высокотехнологичных предприятий постоянно растут. США опережают ЕС и во вложениях в индустрию знаний, которая помимо науки включает общее и специальное образование, инструменты создания, сопровождения и передачи новых знаний. Утверждается, что это позволило США сократить безработицу в последние 10 лет.

Аналогичное отставание имеет место и в области человеческого ка-питала. Научные сотрудники составляют в ЕС меньший процент рабочей силы, чем в США и Японии. И это несмотря на то, что количество

В основу структуры Шестой рамочной программы научных иследований и технологического развития Евросоюза на 2002-2006 годы положены три основные группы задач:

- концентрация и интеграция научных исследований стран ЕС (13.285 млрд евро);

- создание структуры единого  Европейского научного простран 
ства (2.655 млрд евро);

- укрепление единого Европейского научного пространства (330 
млн евро).

Каждая из этих трех групп, в свою очередь, имеет внутреннее деление (табл. 1).

 

 

 

Таблица 1. Структура и направления исследований Шестой рамочной программы 

 

I. Концентрация и интеграция научных  исследований ЕС (14,682 млрд. евро)

 
Приоритетные тематические направления (12,438 млрд. евро)

Перекрестные научные направления 
 (1,409 млрд. евро)

Науки о жизни, геномика и биотехнологии для здравоохранения (2.514 млрд.)

Технологии информационного общества (3.984 млрд.)

Нанотехнологии и нанонауки, "интеллектуальные" многофункциональные материалы, новые устройства и производственные процессы (1.429 млрд.)

Аэронавтика и космос (1.182 млрд.)

Качество и безопасность продуктов питания (0.753 млрд.)

Устойчивое развитие, глобальное изменение и экосистемы (2.329 млрд.)

Население и вопросы управления в обществе, основанном на знаниях ( 0.247 млрд.)

Политические механизмы поддержки научно-технологического развития (0,59 млрд.)

Новые направления науки  и технологий (0,215 млрд.)

Специальные направления для участия малых и средних предприятий (0,473 млрд.)

Международное сотрудничество (0,346 млрд.)

Центр совместных научных исследований ЕС (0,835 млрд.)


 

 

II. Создание структуры Европейского  научного пространства (2,854 млрд. евро)

Научные исследования и инновации (0,319 млрд.)

Кадровые ресурсы и мобильность ученых 
 (1,732 млрд.)

Научно-исследовательские инфраструктуры (0,715 млрд.)

Наука и общество 
 (0,088 млрд.)


 

 

III. Укрепление основ Европейского  научного пространства ЕС (0,32 млрд. евро)

Координация направлений научной деятельности (0,292 млрд.)

Разработка политики в сфере научных исследований и инноваций (0,055 млрд.)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одной из наиболее актуальных является Программа по ядерной энергетике – ЕВРАТОМ

Программа по ядерной энергетике – ЕВРАТОМ (1,230 млрд. евро)

Приоритетные тематические направления исследований 
(0,89 млрд. евро)

Др. направления деятельности в области ядерных технологий и безопасности  
(0,05 млрд. евро)

Центр совместных научных исследований  
(0,29 млрд. евро)

Контролируемый термоядерный синтез  
(0,75 млрд.) 
 

Ликвидация и захоронение радиоактивных отходов  
(0,09 млрд.)

Радиационная защита  
(0,05 млрд.)

   
         

 

По мнению представителей Евро-комиссии, особого внимания претендентов на участие в проектах РР6 заслуживают программы, собранные в блоке "Специальные направления, включающие расширенный спектр научных исследований". Особое внимание ЕС концентрирует на:

- политических механизмах поддержки научно-технического развития  и потенциальных потребностях научно-технологической 
сферы. А именно, на тех направлениях работы, что содействуют 
эффективной научно-технической политике стран ЕС, и на научных исследованиях, отвечающих современным требованиям  перспективного характера.

- горизонтальных  научно-исследовательских направлениях с 
привлечением малых и средних предприятий (SMEs). То есть, расширение технологических  возможностей SMEs как в традиционных, так и новых областях научных исследований, поддержке их деятельности на международном уровне (совместные и коллективные исследования).

- специальных мерах по расширению  и укреплению международного сотрудничества развивающихся стран, стран Средиземноморья, Западных Балкан, России и других государств СНГ.

За годы, предшествующие РР6, Европейская Комиссия заключила немало соглашений о сотрудничестве с так называемыми третьими странами. Кроме того, опыт международного сотрудничества свидетельствует о том, что открытость и тесное взаимодействие в глобальном масштабе помогают обогатить европейское исследовательское сообщество, обеспечить конкурентоспособность полученных результатов на мировом уровне.

По сравнению с предыдущей рамочной программой ЕС, главным нововведением РР6, которое напрямую касается исследователей из стран СНГ, стало то, что для финансирования участия исследовательских коллективов из этих стран в реализации проектов по тематическим приоритетам создан специальный фонд и точно определены правила участия. Кроме того, сохраняется традиционный инструмент кооперации -мероприятия в области международного сотрудничества - преемник хорошо знакомой по прошлым годам программы INCO.

В европейские консорциумы, реализующие проекты в рамках тематических приоритетов, участники из стран СНГ могут войти на разных стадиях выполнения проекта (как при его запуске, так и в ходе реализации) и в различных юридических статусах. Основной путь, благодаря которому можно попасть в европейский исследовательский консорциум, - установление связи с партнерами в Европе. Для этого необходимо не только иметь доступ к информации о формируемых консорциумах или реализуемых проектах, но и уметь эффективно отрекламировать собственные научно-исследовательские результаты и достижения. Есть немало путей, способов и инструментов, которые помогут найти зарубежных партнеров и установить с ними тесные связи.

При реализации программы международного сотрудничества в рамках РР6 предполагается применять и традиционные инструменты. Например, конкурсы заявок, которые будут публиковаться официально на сервере. Для каждой группы стран, которые могут принимать участие в программе, предстоит сформулировать собственные тематические приоритеты и объявить отдельные конкурсы. Для стран СНГ главными приоритетами остаются: охрана окружающей среды, специальные разделы здравоохранения, различные вспомогательные мероприятия, поддержка участия ученых из этих стран в европейских конференциях, симпозиумах, семинарах.

Информация о категориях стран, которые могут принимать участие в РР6, и условиях их работы приведена в таблице ниже. Ниже приведены возможности участия исследователей в тематических приоритетах в зависимости от их родной страны:

 

Таблица Участие стран в РР6 и условия их работы

 

Россия, также как и остальные государства СНГ, имеет право участвовать в реализации всех направлений Шестой рамочной программы, в том числе получать финансирование от Евросоюза.

Объем финансирования, выделенный ЕС для участия третьих стран в Шестой рамочной программе ЕС, определен в рамках средств, зарезервированных на международное сотрудничество, и составляет 600 млн евро.

Из этой суммы 315 млн евро — бюджет на мероприятия по поддержке международного сотрудничества с развивающимися странами, странами Средиземноморья (в том числе Западными Балканами), Россией и СНГ, из них 70 млн евро — бюджет ИНТАС (Международная ассоциация содействия сотрудничеству с учеными из независимых государств бывшего Советского Союза).

Остальная от 600 млн часть, в размере 285 млн евро составляет бюджет для участия этих стран в «Приоритетных тематических направлениях» Шестой рамочной программы и в программе «Специальные направления, охватывающие широкий спектр научных исследований»

Дополнительные средства могут быть привлечены по программе «Кадровые ресурсы и мобильность ученых».

 

2.2 Седьмая Рамочная Программа по научным исследованиям и технологическому развитию Европейского Союза (2007-2013)

 

1 января 2007 года Седьмая Рамочная Программа Европейского Союза по научным исследованиям и технологическому  развитию вступила в силу. Эта Программа является ключевым элементом в процессе формирования единого научно-исследовательского пространства Европы и основным механизмом финансирования исследований в 2007-2013 гг. с совокупным бюджетом более 50 млрд. евро.  Седьмая РП – это транснациональная программа, в которой особое внимание уделяется международному сотрудничеству.  Седьмая РП открыта для участия ученых и исследователей со всего мира; им может быть оказана финансовая и другая поддержка на таких же условиях, как и исследователям из стран-членов ЕС.  В настоящее время Россия является главнейшим международным партнером ЕС по Программе: в предыдущей Шестой РП Россия была самой успешной из третьих стран как по числу принявших участие в программе ученых и исследователей, так и по объемам финансирования, полученного от Европейской Комиссии. 

 

Целью Седьмой РП является поддержка экономического роста, повышение конкурентоспособности и обеспечение занятости населения путем инвестирования в знания, инновации и человеческий капитал.  Эта Программа объединяет в себе все инициативы ЕС, имеющие отношения к науке и исследованиям.  Европейская Комиссия, которая разрабатывает и реализует Рамочные Программы, выполняет главную координирующую функцию, согласовывая позиции других европейских институтов, стран-членов ЕС и представителей научного сообщества и промышленности, то есть в конечном итоге позиции всех сторон, так или иначе вовлеченных в европейский исследовательский процесс.   

 

Седьмая РП находится в неразрывной связи с Шестой Рамочной Программой, но отличается от своей предшественницы более длительным сроком действия (семь лет), существенно увеличенным годовым бюджетом, расширенным набором инструментов и  упрощенными процедурами. 

 

Структура Седьмой РП отражает общие цели Программы: она состоит из четырех специальных подпрограмм – "Сотрудничество", "Идеи", "Кадры" и "Способности", каждая из которых соответствует одному из основных направлений научно-исследовательской политики ЕС.  Эти подпрограммы работают в связке и нацелены на поддержку процессов формирования Европейских  центров научного мастерства.       

Информация о работе Основные тенденции развития научно-технического сотрудничества ЕС с третьими странами