Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 18:28, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является изучение международных экономических отношений ЕС с третьими странами в области международного научно-технического сотрудничества.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
- изучить теоретические основы международного научно-технического и производственного сотрудничества (понятие, формы, цели международного научно-технического и производственного сотрудничества, сущность модели инновационного развития);
- проанализировать основные тенденции развития международного научно-технического сотрудничества ЕС и третьих стран.
− Визиты и обмен учеными, инженерами и другими специалистами с целью участия в семинарах, симпозиумах и конференциях, относящихся к областям, предусмотренным Соглашением.
− Обмен информацией и опытом, законами, инструкциями и программами, относящимся к областям, предусмотренным Соглашением.
− Другая деятельность, которая может быть предложена сторонами в соответствии с реализуемыми ими программами или стратегиями.
В качестве инструмента реализации научно-технологической политики ЕС выступают рамочные программы Европейской комиссии (ЕК), в которых отражаются перспективные направления и тенденции развития ЕС, включая широкий спектр фундаментальных и прикладных исследований, образовательные программы, программы по подготовке кадров, по созданию единой информационно-коммуникационной инфраструктуры.
Шестая Рамочная программа является основным механизмом и первым практическим этапом создания единого европейского научного пространства (ЕНП).
Шестая Рамочная программа (6РП) по научным исследованиям и технологическому развитию ЕС (The Sixth Framework Programme) на период 2002-2006 гг. с общим объемом финансирования более 17 млрд. евро нацелена на создание единого европейского научного пространства, призванного объединить не только ученых, промышленников, бизнесменов и политиков стран Европы, но и активно вовлечь в этот процесс государства всего мира.
Финансирование этой рамочной программы на 17% больше объема финансирования предыдущей программы и составляет 3,9 % всего бюджета за 2001 г. и 6 % бюджета гражданских государственных исследований Евроcоюза. Несмотря на огромные вложения и выдающиеся результаты (создание самолета «Аэйрбас», ракеты «Ариана», фундаментальные открытия в области физики, сделанные в Европейской организации для ядерных исследований, и др.), европейцы не удовлетворены состоянием дел в области научных исследований: в среднем по странам ЕС национальные затраты на науку застыли на уровне 1,8 % ВВП, а в США и Японии они динамично растут и сейчас составляют соответственно 2,7 и 3,1 %.
Этот разрыв увеличивается с 1994 г. США, имея примерно тот же объем ВВП, что и ЕС, в 1999 г. затратили на науку на 75 млрд. евро больше. Масштабы инвестиций венчурного капитала США и Японии в создание новых высокотехнологичных предприятий постоянно растут. США опережают ЕС и во вложениях в индустрию знаний, которая помимо науки включает общее и специальное образование, инструменты создания, сопровождения и передачи новых знаний. Утверждается, что это позволило США сократить безработицу в последние 10 лет.
Аналогичное отставание имеет место и в области человеческого ка-питала. Научные сотрудники составляют в ЕС меньший процент рабочей силы, чем в США и Японии. И это несмотря на то, что количество
В основу структуры Шестой рамочной программы научных иследований и технологического развития Евросоюза на 2002-2006 годы положены три основные группы задач:
- концентрация и интеграция научных исследований стран ЕС (13.285 млрд евро);
- создание структуры единого
Европейского научного
ства (2.655 млрд евро);
- укрепление единого
млн евро).
Каждая из этих трех групп, в свою очередь, имеет внутреннее деление (табл. 1).
Таблица 1. Структура и направления исследований Шестой рамочной программы
I. Концентрация и интеграция | ||||||||
|
Перекрестные научные направления | |||||||
Науки о жизни, геномика и биотехнологии для здравоохранения (2.514 млрд.) |
Технологии информационного общества (3.984 млрд.) |
Нанотехнологии и нанонауки, "интеллектуальные" многофункциональные материалы, новые устройства и производственные процессы (1.429 млрд.) |
Аэронавтика и космос (1.182 млрд.) |
Качество и безопасность продуктов питания (0.753 млрд.) |
Устойчивое развитие, глобальное изменение и экосистемы (2.329 млрд.) |
Население и вопросы управления в обществе, основанном на знаниях ( 0.247 млрд.) |
Политические механизмы поддержки научно-технологического развития (0,59 млрд.) |
Новые направления науки и технологий (0,215 млрд.) |
Специальные направления для участия малых и средних предприятий (0,473 млрд.) | ||||||||
Международное сотрудничество (0,346 млрд.) | ||||||||
Центр совместных научных исследований ЕС (0,835 млрд.) |
II. Создание структуры | |||
Научные исследования и инновации (0,319 млрд.) |
Кадровые ресурсы и мобильность ученых |
Научно-исследовательские инфраструктуры (0,715 млрд.) |
Наука и общество |
III. Укрепление основ Европейского научного пространства ЕС (0,32 млрд. евро) | |
Координация направлений научной деятельности (0,292 млрд.) |
Разработка политики в сфере научных исследований и инноваций (0,055 млрд.) |
Одной из наиболее актуальных является Программа по ядерной энергетике – ЕВРАТОМ
Программа по ядерной энергетике – ЕВРАТОМ (1,230 млрд. евро) | ||||
Приоритетные тематические направления
исследований |
Др. направления деятельности в области ядерных
технологий и безопасности |
Центр совместных научных исследований | ||
Контролируемый термоядерный синтез |
Ликвидация и захоронение радиоактивных
отходов |
Радиационная защита |
||
По мнению представителей Евро-комиссии, особого внимания претендентов на участие в проектах РР6 заслуживают программы, собранные в блоке "Специальные направления, включающие расширенный спектр научных исследований". Особое внимание ЕС концентрирует на:
- политических механизмах поддержки
научно-технического развития и потенциальных
потребностях научно-технологической
сферы. А именно, на тех направлениях работы,
что содействуют
эффективной научно-технической политике стран ЕС, и на научных
исследованиях, отвечающих современным
требованиям перспективного характера.
- горизонтальных научно-исследовательских
направлениях с
привлечением малых и средних предприятий
(SMEs). То есть, расширение технологических
возможностей SMEs как в традиционных, так
и новых областях научных исследований,
поддержке их деятельности на международном
уровне (совместные и коллективные исследования).
- специальных мерах по
За годы, предшествующие РР6, Европейская Комиссия заключила немало соглашений о сотрудничестве с так называемыми третьими странами. Кроме того, опыт международного сотрудничества свидетельствует о том, что открытость и тесное взаимодействие в глобальном масштабе помогают обогатить европейское исследовательское сообщество, обеспечить конкурентоспособность полученных результатов на мировом уровне.
По сравнению с предыдущей рамочной программой ЕС, главным нововведением РР6, которое напрямую касается исследователей из стран СНГ, стало то, что для финансирования участия исследовательских коллективов из этих стран в реализации проектов по тематическим приоритетам создан специальный фонд и точно определены правила участия. Кроме того, сохраняется традиционный инструмент кооперации -мероприятия в области международного сотрудничества - преемник хорошо знакомой по прошлым годам программы INCO.
В европейские консорциумы, реализующие проекты в рамках тематических приоритетов, участники из стран СНГ могут войти на разных стадиях выполнения проекта (как при его запуске, так и в ходе реализации) и в различных юридических статусах. Основной путь, благодаря которому можно попасть в европейский исследовательский консорциум, - установление связи с партнерами в Европе. Для этого необходимо не только иметь доступ к информации о формируемых консорциумах или реализуемых проектах, но и уметь эффективно отрекламировать собственные научно-исследовательские результаты и достижения. Есть немало путей, способов и инструментов, которые помогут найти зарубежных партнеров и установить с ними тесные связи.
При реализации программы международного сотрудничества в рамках РР6 предполагается применять и традиционные инструменты. Например, конкурсы заявок, которые будут публиковаться официально на сервере. Для каждой группы стран, которые могут принимать участие в программе, предстоит сформулировать собственные тематические приоритеты и объявить отдельные конкурсы. Для стран СНГ главными приоритетами остаются: охрана окружающей среды, специальные разделы здравоохранения, различные вспомогательные мероприятия, поддержка участия ученых из этих стран в европейских конференциях, симпозиумах, семинарах.
Информация о категориях стран, которые могут принимать участие в РР6, и условиях их работы приведена в таблице ниже. Ниже приведены возможности участия исследователей в тематических приоритетах в зависимости от их родной страны:
Таблица Участие стран в РР6 и условия их работы
Россия, также как и остальные государства СНГ, имеет право участвовать в реализации всех направлений Шестой рамочной программы, в том числе получать финансирование от Евросоюза.
Объем финансирования, выделенный ЕС для участия третьих стран в Шестой рамочной программе ЕС, определен в рамках средств, зарезервированных на международное сотрудничество, и составляет 600 млн евро.
Из этой суммы 315 млн евро — бюджет на мероприятия по поддержке международного сотрудничества с развивающимися странами, странами Средиземноморья (в том числе Западными Балканами), Россией и СНГ, из них 70 млн евро — бюджет ИНТАС (Международная ассоциация содействия сотрудничеству с учеными из независимых государств бывшего Советского Союза).
Остальная от 600 млн часть, в размере 285 млн евро составляет бюджет для участия этих стран в «Приоритетных тематических направлениях» Шестой рамочной программы и в программе «Специальные направления, охватывающие широкий спектр научных исследований»
Дополнительные средства могут быть привлечены по программе «Кадровые ресурсы и мобильность ученых».
2.2 Седьмая Рамочная Программа по научным исследованиям и технологическому развитию Европейского Союза (2007-2013)
1 января 2007 года Седьмая Рамочная Программа Европейского Союза по научным исследованиям и технологическому развитию вступила в силу. Эта Программа является ключевым элементом в процессе формирования единого научно-исследовательского пространства Европы и основным механизмом финансирования исследований в 2007-2013 гг. с совокупным бюджетом более 50 млрд. евро. Седьмая РП – это транснациональная программа, в которой особое внимание уделяется международному сотрудничеству. Седьмая РП открыта для участия ученых и исследователей со всего мира; им может быть оказана финансовая и другая поддержка на таких же условиях, как и исследователям из стран-членов ЕС. В настоящее время Россия является главнейшим международным партнером ЕС по Программе: в предыдущей Шестой РП Россия была самой успешной из третьих стран как по числу принявших участие в программе ученых и исследователей, так и по объемам финансирования, полученного от Европейской Комиссии.
Целью Седьмой РП является поддержка экономического роста, повышение конкурентоспособности и обеспечение занятости населения путем инвестирования в знания, инновации и человеческий капитал. Эта Программа объединяет в себе все инициативы ЕС, имеющие отношения к науке и исследованиям. Европейская Комиссия, которая разрабатывает и реализует Рамочные Программы, выполняет главную координирующую функцию, согласовывая позиции других европейских институтов, стран-членов ЕС и представителей научного сообщества и промышленности, то есть в конечном итоге позиции всех сторон, так или иначе вовлеченных в европейский исследовательский процесс.
Седьмая РП находится в неразрывной связи с Шестой Рамочной Программой, но отличается от своей предшественницы более длительным сроком действия (семь лет), существенно увеличенным годовым бюджетом, расширенным набором инструментов и упрощенными процедурами.
Структура Седьмой РП отражает общие цели Программы: она состоит из четырех специальных подпрограмм – "Сотрудничество", "Идеи", "Кадры" и "Способности", каждая из которых соответствует одному из основных направлений научно-исследовательской политики ЕС. Эти подпрограммы работают в связке и нацелены на поддержку процессов формирования Европейских центров научного мастерства.