Основы теории спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 15:07, курс лекций

Краткое описание

Рыночная система - это такая форма организации хозяйства, при которой самостоятельные производители и потребители, продавцы и покупатели взаимодействуют посредством свободного конкурентного рынка, решая при этом основные экономические проблемы общества в целом.
Командная система - форма организации экономики, при которой правительственные органы в централизованном порядке определяют взаимодействие производителей и потребителей, продавцов и покупателей на основе государственных планов производства и распределения продукции.

Вложенные файлы: 1 файл

glossarii по микроэкономике.doc

— 1.49 Мб (Скачать файл)

.

Предельные  издержки (МС - marginal cost) - это добавочные издержки, связанные с производством каждой дополнительной единицы продукции. Другими словами, они характеризуют изменение валовых издержек, вызванное выпуском каждой дополнительной единицы продукции.

.

При бесконечно малом  приращении величин формулу предельных издержек можно выразить через производную:

                                   .

Рис. 3.1 Кривые постоянных, переменных и валовых  издержек в краткосрочном периоде.

                      

Рис. 3.2 Кривые средних и предельных издержек в  краткосрочном периоде

             

Рис. 3.3 Взаимосвязь  между кривыми производительности и издержек

 

Положительный эффект роста масштабов производства объясняет снижающуюся часть кривой долгосрочных издержек АТС. Он проявляется в снижении долгосрочных средних издержек по мере увеличения производственных мощностей фирмы. Это вызвано действием таких основных факторов, как:

1. Специализация  труда. В процессе развития предприятия расширяются возможности для углубления социализации труда. Если на сравнительно небольших предприятиях рабочие вынуждены выполнять различные операции и виды работ, производить разные детали, то на крупных предприятиях создаются возможности для специализации рабочих на производстве отдельных операций, работ, видов продукции. В результате повышаются производительность и эффективность труда, снижаются средние издержки производства единицы продукции.

2. Специализация  управленческого аппарата. В управленческом аппарате малых предприятий имеется небольшое количество работников, которые обязаны выполнять разнообразные функции, например, такие, как организация производства, реализация продукции, совершенствование технологии и т.д. На больших предприятиях численность управленческого персонала увеличивается. Однако каждый руководитель специализируется на выполнении отдельных конкретных функций управления: финансовой деятельности, маркетинга, менеджмента и т.д. Вследствие этого эффективность работы фирмы повышается, а средние издержки уменьшаются.

3. Эффективное  использование капитала. На небольших предприятиях при малом объеме производства техника используется недостаточно эффективно, затраты же на единицу продукции сравнительно велики, и поэтому невыгодно использовать высокопроизводительные технологии. На крупных предприятиях при значительных объемах производства появляется возможность применения прогрессивных техники и технологии и сокращения средних издержек производства единицы продукции.

При положительном эффекте  роста масштабов производства объем  выпуска продукции увеличивается  в большей степени, чем затраты  па ресурсы

При достижении определенного  уровня производственных мощностей дальнейшее расширение фирмы может привести к действию отрицательного эффекта роста масштабов производства, увеличению средних издержек, что связано с двумя основными факторами, такими, как:

1. Значительные  трудности управления и контроля деятельности при очень крупных масштабах производства. При очень высоком уровне концентрации производства на большом предприятии и в фирме, значительной по размерам, высший управленческий аппарат все больше отдаляется от производства, возникает несколько уровней управления, снижается ответственность руководителей. В результате уменьшается эффективность производства, увеличиваются средние издержки.

2. Высокие транспортные  издержки при наличии в отрасли только одной крупной фирмы или нескольких крупных предприятий, особенно в случае обширной территории страны. В этих условиях возможны высокие транспортные издержки при доставке ресурсов на данные предприятия и отправке готовой продукции потребителям. Средние издержки производства с учетом транспортных затрат могут возрасти. Данная ситуация обостряется, если государство не осуществляет необходимых антимонопольных мер по регулированию транспортных монополий.

Рис. 3.4 Кривая долгосрочных средних издержек в  монополизированных отраслях

Рис. 3.5 Кривая долгосрочных средних издержек в конкурентных отраслях

 

ПОВЕДЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Чистая  конкуренция представляет собой рынок с большим количеством фирм, производящих или реализующих однородную, стандартизированную продукцию.

 

График  спроса на продукцию чисто конкурентной фирмы является совершенно эластичным, т. е. представляет собой горизонтальную линию

Средняя выручка (средний доход) - это выручка (доход) от продажи единицы продукции в среднем. Средняя выручка (АК – аverage revenue) при реализации одинаковых единиц продукции равна цене, уплачиваемой покупателем за единицу товара: АК = Р. Данное равенство характерно для всех моделей рынка, а не только для чистой конкуренции.

 

Валовая выручка (валовой доход) - это выручка (доход) от продажи всей продукции, или объем продаж в денежном выражении:                                                                                                    TR = P Q = AR Q

Предельная  выручка (предельный доход) - это добавочная выручка (добавочный доход) от продажи каждой дополнительной единицы продукции. Другими словами, предельная выручка (МК – marginal revenue) - это изменение (прирост) валовой выручки от продажи каждой дополнительной единицы продукции:

При бесконечно малом  приращении величин формулу предельной выручки (предельного дохода) можно  выразить через производную:

Валовая прибыль - это разница между валовой выручкой (валовым доходом) и валовыми издержками: Тп = ТК - ТС, где Тп - валовая прибыль.

 

Предельная  прибыль Мп - это добавочная прибыль от продажи каждой дополнительной единицы продукции. Предельная прибыль равна разнице между предельной выручкой и предельными издержками:  Мп=МК-МС.

Для определения конкурентной фирмой оптимального объема производства, обеспечивающего ей максимальную валовую прибыль или минимальный валовой убыток в краткосрочном периоде, могут быть использованы два принципа:

1) сопоставление валовой выручки (валового дохода) с валовыми издержками;

2) сравнение предельной выручки (предельного дохода) с предельными издержками.

 

Принципа  сопоставления валовой выручки  с валовыми издержками - фирме целесообразно в краткосрочном периоде осуществлять производство, если валовая выручка (валовой доход) при определенных объёмах выпуска продукции превышает совокупные переменные издержки (ТК>VС).

 

Принцип сравнения предельной выручки с  предельными издержками - фирма получит максимальную валовую экономическую прибыль, или минимальный валовой убыток, при таком оптимальном, наиболее выгодном объеме производства, при котором предельная выручка и предельные издержки равны: МК = МС.

Цена больше, чем средние  издержки производства, максимизирующие прибыль. В этом случае фирма извлекает экономическую прибыль, т. е. ее доходы превышают все ее издержки.

Максимизация  прибыли конкурентной фирмой

Минимизация убытков фирмой в условиях совершенной  конкуренции: Цена опускается ниже минимальных средних издержек, но превышает минимум средних переменных издержек, т. е. фирма способна минимизировать свои убытки.

 

Закрытие фирмы — ситуация, когда фирма останавливает производство в результате обстоятельств, приводящих к возникновению убытков, превышающих общий объем постоянных издержек фирмы, независимо от объема производства. Иначе говоря, условием закрытия фирмы выступает факт превышения цены средними переменными издержками, когда фирма не только не возмещает затраты на оборудование, но не может возместить и переменные издержки, например затраты на рабочую силу. В случае, когда цена не будет возмещать постоянные издержки, фирма будет убыточна, что еще не означает ее закрытие.


Правило   MR(Р)=МС.

Правило MR = МС может быть использовано для определения оптимального объема производства фирмой, работающей в любых моделях рынка: чистой конкуренции, чистой монополии, олигополии, монополистической конкуренции;

В связи с тем, что  в условиях чистой конкуренции предельная выручки фирмы равна цене единицы продукции, предельную выручку (предельный доход) можно заменить ценой товара и представить правило MR = МС следующим образом:

Р=МС  или   MR(Р)=МС.

Таким образом, правило  Р = МС является частным случаем общего правила MR = МС и применимо только для определения оптимального объёма производства фирмой, работающей в условиях чистой (совершенной) конкуренции.

 

Кривая  предложения показывает какое количество продукции по определенной цене фирма готова предоставить на рынке. Она осуществляет незримую связь между рыночной ценой и затратами предприятия. Если соотношение между этими параметрами складывается не в пользу фирмы, то она не будет выпускать данный вид продукции. Минимальная цена по которой фирма готова представить продукцию на рынок - это величина минимальных переменных затрат. Если цена на рынке установится выше min AVC, то объем предложения будет определяться точкой пересечения линии цены с кривой предельных затрат.

 

Положение равновесия конкурентной фирмы и  отрасли в краткосрочный период

Равновесная цена Р определяется на конкурентном отраслевом рынке в точке пересечения графиков общего предложения 8 и спроса О (точка С). Ей соответствует равновесное количество продукции Ос. Оно определяется в соответствии с правилом МR(Р) = МС в точке пересечения графиков предельной выручки н предельных издержек (точка Е). Оптимальный объем производства, соответствующий данной точке, составляет qe.

 

 

Положение равновесия конкурентной фирмы и  отрасли в долгосрочном период

 

Графики показывают, что  долговременное равновесие отдельной конкурентной фирмы устанавливается в точке пересечения графиков предельной выручки (предельного дохода) MR и предельных издержек МС при рыночной цене Р, равной минимуму средних валовых издержек АТС. Фирма в положении долгосрочного равновесия, в отличие от краткосрочного, не получает ни валовой экономической прибыли, ни валового экономического убытка (валовая экономическая прибыль равна 0). Следовательно, и отрасль в целом находится в состоянии относительного равновесия, так как, с одной стороны, у действующих фирм нет устойчивого стремления выйти из данной отрасли в связи с тем, что они возмещают полностью валовые экономические издержки, в том числе получают нормальную прибыль,   с другой - у фирм, работающих в иных отраслях, нет желания вступать в данную отрасль, поскольку действующие в ней фирмы не получают валовой экономической прибыли.

 

Правило MR(P)=MC=min ATC

Правило MR(P)=MC=min ATC.   Данное равенство свидетельствует о том, что в долговременном периоде фирма находится в положении равновесия, производя оптимальный объём продукции в соответствии с правилом MR(P) = МС при рыночной цене, равной минимуму АТС, возмещая при этом полностью валовые экономические издержки, обеспечивая нормальную прибыль, но не получая экономической прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

Эффективность конкурентной рыночной экономики

1) конкуренция в долговременном периоде вынуждает фирму производить такое оптимальное количество продукции, при котором она имеет минимальные средние издержки, что свидетельствует о высокой производственной эффективности в Условиях чистой конкуренции;

2) в соответствии с минимальными средними издержками устанавливается цена продукта, а низкие цены соответствуют интересам покупателей;

3)для того чтобы обеспечить  минимальные средние издержки  и реализовать продукцию по низкой конкурентной рыночной цене, фирма должна стремиться использовать наиболее прогрессивные технику и технологию, рационально применять материальные ресурсы, что ведет к ускорению научно-технического прогресса в обществе и повышению эффективности экономики;

4) в Условиях чистой конкуренции фирма выпускает оптимальный объем продукции в положении, когда цена равна предельным издержкам (Р == МС). При этом достигается наиболее эффективное распределение ресурсов в экономике, при котором максимально удовлетворяются потребности общества.

 

ПОВЕДЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИИ.

Чистая  монополия - это модель рынка, когда одна фирма является единственным производителем, или продавцом, данного товара или услуги.

 

Для чистой монополии характерен ряд  следующих основных признаков:

1. Наличие в отрасли только одной фирмы.

2. Отсутствие хороших или близких по качеству и полезности заменителей продукции монополиста. Имеется в виду, что почти любому виду продукции можно найти заменитель.

3. Контроль над ценой со стороны фирмы. Данный признак логически связан с двумя предыдущими.

4. Значительные трудности вступления в отрасль других фирм, связанная с существованием экономических, технических, юридических и других препятствий.

 

В условиях чистой конкуренции, график спроса на продукцию отдельной фирмы совершенно эластичен и представляет собой горизонтальную линию, так как эта фирма не может влиять на рыночную цену и продает любое количество продукции по одной и той же цене, установившеёся на конкурентном отраслевом рынке. Предельная выручка (предельный доход) конкурентной фирмы при этом равна цене (MR = Р).

Цена реализуемой дополнительной единицы продукции чистого монополиста превышает предельную выручку (предельный доход) от ее продажи (P>MR)

Исходя из снижающегося графика спроса монополист, выбирая объем производства (реализации) продукции, одновременно определяет и ее цену. Следовательно, он диктует покупателям комбинацию объема продукции и цены. Это не означает, что он полностью независим от действия рыночного механизма, так как возможности его выбора определяются графиком спроса на его продукцию, т.е. доходом и предпочтениями потребителей.

Информация о работе Основы теории спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения