Оценка рейтинга страновой конкурентоспособности: проблемы и пути совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 14:56, дипломная работа

Краткое описание

Переход к рыночной экономике требует от государства более зрелого подхода в использовании различных методов экономической политики, позволяющих сгладить отрицательные эффекты рыночного механизма и поддержать макроэкономическое равновесие системы в целом. Опыт развития западных стран показывает, что для успешного функционирования рыночного механизма создана соответствующая система прав собственности, законов и правил, обеспечивающая их передачу, юридических институтов, механизмов принятия решений. В данном случае уместно вспомнить высказывание Ф. Хайека о том, что только в понимании вульгарных либералов, способных лишь скомпрометировать идею экономического либерализма, все делается “само собой” под безошибочным водительством пресловутой “невидимой руки”.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЙТИНГОВАНИЯ СТРАНОВОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ………………………………………………….
1.1 Экономическое содержание категории конкурентоспособность страны……
1.2 Государственное регулирование как стратегический фактор повышения страновой конкурентоспособности………………………………………………..
1.3 Методические подходы к процессу рейтингования страновой конкурентоспособности…………………………………………………………….
2.
2.1
2.2 Аналитическая оценка региональной конкурентоспособности: проблемы рейтингования……………………………………………………………………….
2.3 Оценка конкурентоспособности отраслей Республики Казахстан ………….
3.
3.1
3.2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Дип.-Оценка-рейтинга-страновой-конкурентоспособности-проблемы-и-пути-совершенствования.doc

— 1.03 Мб (Скачать файл)

Другими крупнейшими странами-импортерами меди и медной продукции являются такие страны, как: США, страны Западной Европы: Германия, Италия, Франция, Англия, Бельгия, Испания, а также такие новые индустриальные страны, как: Южная  Корея, Малайзия, Таиланд, Сингапур.

Ведущее место в мире по производству цинка в концентратах занимают Китай (16,5 % мирового производства), Канада (14,5 %), Австралия (13 %), Перу (11,8 %) и США (8,6 %).

Производство цинка-концентрата в странах СНГ (Казахстан, Россия, Узбекистан) составляет 5,7 % мирового производства.

Объемы добычи цинка в мире составляют 9,6 миллиона тонн. Рост производства составил 0,6 %. Среднегодовой темп роста за период с 2002-2006 годы составил 3,6 %.

Медная индустрия Казахстана представлена тремя основными производителями:

    • АО «Корпорацией «Казахмыс», которая находится на 8 месте в десятке крупнейших медных производителей мира;
    • АО «Казцинк»;
    • АО «Балхашский завод по обработке цветных металлов».

Так, производство цинка в РК осуществляют предприятия:

  • АО «Казфинк», который занимает 11-е место в мире по производству рафинированного цинка;
  • ТОО «Казахмыс», выпустившее в 2004 г. 22,7 тонн металлического цинка;
  • В 2003 году в Казахстане введены в строй два цинковых завода: Балхашский, мощностью 100 тыс. тонн чушкового цинка в год и завод корпорации «Южполиметалл», (г. Шымкент) по производству 35 тыс. тонн металлического цинка.

Основные характеристики внутреннего рынка цинковой продукции а Казахстане:

    • По данным Агентства РК по статистике, в Казахстане среди всей номенклатуры цинковой продукции производится только цинк необработанный. В 2005 году было произведено 356,9 тыс. тонн необработанного цинка Продукции более глубокой переработки в Казахстане не производится.
    • Наблюдается рост импорта цинка и изделий из цинка. 32 % продукции импортирует Китай, 30 %  - Сингапур, 20 % - Турция, доли остальных стран незначительны.
    • Экспорт продукции осуществляется по таким видам товаров как: цинк необработанный, отходы и лом цинковые, плиты, листы, полосы или ленты и фольга цинковые, а также прочие изделия из цинка. Основные страны- покупатели: Китай (71 %), Нидерланды, Украина, Швейцария, Россия.

Наибольшим спросом на внутреннем и экспортных рынках пользуются такие продукты на основе меди, как:

  • проволока;
  • трубы и трубки.

К продуктам с высоким экспортным потенциалом, однако не востребованным на внутреннем рынке относятся:

  • медные и цинковые плиты, листы, полосы;
  • медная и цинковая фольга;
  • цинковые сплавы.

Учитывая, тот факт, что Казахстан находится в центре Евроазиатского континента и не имеет прямого выхода в мировой океан, потенциальными внешними рынками на начальном этапе были определены европейские и азиатские страны.

Характеризуя черную металлургию, необходимо отметить, что рекордный подъем мирового производства стали в 2004 году был стимулирован бурным ростом спроса на эту продукцию во многих странах мира. Впервые за последние 30 лет загрузка мировых производственных мощностей черной металлургии превысила 80 %.

В 2004 году мировое производство стали увеличилось на 8,8 % и перевалило рекордный рубеж в 1 млрд. тонн. Главной тенденцией этого рынка был резкий рост цен (в 1,5-2 раза) практически на все виды стального проката. Среди основных факторов, повлиявших на рост цен, можно выделить удорожание сырья (кокса и железной руды), высокие темпы роста китайской экономики и ослабление американского доллара.

 

Диаграмма 8. Мировое производство стали

 

В 2004 году Китай обеспечил больше, чем четверть (26 %) стального производства, произведя 272,5 млн.т., что на 23,2 % выше уровня 2003 годя. Это больше, чем в Европейском союзе, где было произведено 193,5 млн.т. (5 %) и Японии – 112,7 млн.т. (2 %). Все азиатские страны, таки образом, увеличили производство на 13,2 % и достигли уровня 499,5 млн.т., произведя более половины сырой стали в мире.

Соединенные Штаты увеличили производство до 98,5 млн. тонн (на 5,2 %). Вся Северная и Центральная Америка в среднем увеличила производство на 5,4 % по сравнению с 2003 годом. Южноамериканские страны показали смешанный рост с относительно сильным ростом в Бразилии (5,7 %) и менее существенным в Аргентине (1,8 %).

В расширенном Европейском союзе (ЕС 25), производство сырой стали достигло 193,5 млн. тонн увеличившись на 5 % по сравнению с 2003. Увеличения производства были особенно существенны в Польше (16,9 %), Испания (7,2 %), Италия (5,6 %) и Франция (5,1 %). После снижения производства в 2003 году в Германии наблюдается увеличение объемов производства, что привело к превышению уровня 2002 в 2004 г.

В центральной и восточной Европе производство стали составило 111,8 млн. тонн, что на 4 % выше уровня предыдущего года.

Производство стали в Турции увеличилось на 11,9 % и составило 20,5 млн. тонн, что позволило Турции выйти на 12 место в мире по объемам производства стали.

 Основные тенденции мировой торговли:

  • Все крупнейшие экспортеры имеют выход к морю.
  • Продукция в основном экспортируется на региональный рынок.
  • Рост объемов экспорта за последние 5 лет в натуральном выражении по разным группам продуктов составил 30-60 %.
  • Рост объемов экспорта за последние 5 лет в денежном выражении по разным группам продуктов составил 5-10 %, что говорит о существенном снижении экспортных цен.
  • Основными импортерами являются: Азия (в основном за счет Китая), ЕС (Франция, Германия, Италия) и США.

Черная металлургия Казахстана – сравнительно молодая отрасль тяжелой промышленности, которая появилась лишь в годы второй мировой войны. Сегодня черная металлургия производит чугун, сталь и ферросплавы; более 5,4% республиканского объема промышленной продукции.

По данным Агентства РК по статистике производство сырой стали в Казахстане в 2005г. составило 4,5 млн. тонн, что ниже уровня 2004 года на 16,2%.

Производство плоского проката составило 3,2 млн. тонн, в том числе 606 тыс. тонн оцинкованного проката; прутков, уголков и профилей из стали - 164 тыс. тонн; труб большого и малого диаметров, профилей пустотелых стальных - 40,1 тыс. тонн. Отсутствует производство стальных проволок, а также легированной и нержавеющей стали.

Производство стальной продукции в основном сосредоточено в Карагандинской области.

В Казахстане в основном производится сталь сырая, формы первичные, полуфабрикаты и прокат плоский. Но не производится стальная продукция повышенной товарной готовности, требуемый сортамент проката и металлоизделий, для машиностроительной, нефтегазовой, строительной, горно-металлургической, легкой, пищевой и других отраслей промышленности.

Более того, отсутствуют промышленные производства наукоемких, высокотехнологичных, специальных материалов и сплавов для развития в стране современных производств; нет промышленных производств материалов и металлоизделий на основе новейших технологий - порошковой металлургии, электрометаллургии, гальванотехники, новых литейных и химических технологий и т.д.; недостаточно эффективно используются вторичные ресурсы металлов, баланс которых до конца не учтен, а вывоз за границу производится бесконтрольно.

Однако страна обладает потенциальной возможностью расширения производства, внедрения новых технологий для производства конкурентоспособных видов стальной продукции с высокой добавленной стоимостью и в целом развития черной металлургии.

 

Таблица 9.

Структура «видимого потребления» за 2005 г., тыс. тонн

Продукция

Производство

Экспорт

Импорт

Видимое потребление

1. Плоский прокат из стали

2000

3894

3263

51,6

683

2001

3888

3176

72,8

785

2002

4018

3554

78,1

742

2003

3838

3309

103,4

632

2004

4040

3503

112,7

650

2005

3195

2835

302

662

2. Проволока из стали

2000

0

0,036

12

12

2001

0

0,128

19,2

19

2002

0

0,157

18,5

18

2003

0

0,206

41,8

42

2004

0

0,037

44,9

45

2005

0

0,12

52,1

52

3. Трубы большого и малого диаметров

2000

29,1

20,2

265,17

274

2001

47,1

38,4

432,05

441

2002

55,3

45,7

336,61

346

2003

65,3

51,2

358,63

373

2004

53,7

71,1

429,06

412

2005

40,8

63

696,5

674


 

Основные       металлопотребляющие       отрасли       экономики       страны машиностроение,    металлургия,   строительство,   и   транспорт,   имеют   небольшие производственные объемы, что обусловило лишь 13,3-процентное потребление произведенного в стране плоского проката. Это, в свою очередь, вынуждает металлургов искать потребителей за пределами Казахстана, что сужает возможности устойчивого экономического развития государства.

В черной металлургии Казахстана наибольшая добавленная стоимость приходится на начальные переделы (производство чугуна добавляет продукции 81% стоимости, а производство стальной заготовки 39%). Это объясняется тем, что при расчетах использовались рыночные цены на продукции, следовательно уже с учетом рентабельности производителей находящихся в начале цепочки. Для предприятия с полным циклом производства добавленная стоимость на последних переделах будет на порядок выше, что сделает предприятие более конкурентоспособным.

Наиболее привлекательным рынком для поставки казахстанской продукции является Китай. На китайском рынке наблюдается нехватка высококачественной стальной продукции. Также необходимо отметить, что сталелитейные предприятия Китая широко применяют импортируемую железную руду и сильно зависимы от иностранных поставщиков. Конкурентными преимуществами РК в борьбе за китайский рынок служат: наличие собственной сырьевой базы; близость расположения.

При условии соответствия продукции мировым стандартам, перспективными продуктами для поставки на китайский рынок могут стать плоский прокат из нержавеющей и легированной стали, используемый в машиностроении.

Рынки Российской Федерации и Ирана также привлекательны для поставки казахстанской продукции. Перспективные продукты на этих рынках - бесшовные трубы для нефте- и газопроводов. Однако в среднесрочной перспективе рассчитывать на большие объемы поставок на эти рынки нельзя.

Пищевая промышленность представлена в работе такими подотраслями, как кондитерские изделия, мясная продукция, молочная промышленность.

По данным Евромонитор Интернэшнл емкость мирового рынка кондитерских изделий в 2002 г. составила 154 млн. тонн, с общим товарооборотом в 95 млрд. долл. США. Прогнозируется, что к 2007 г. ёмкость мирового рынка кондитерских изделий достигнет 16,6 млн. тонн, или увеличиться на 10,7% по сравнению с 2002 годом, а товарооборот составит 117 млрд. долл. США.

Мировое производство кондитерских изделий достигло зрелости своего развития по жизненному циклу товаров во многих частях мира. В таких странах, как США, Великобритания, Германия, Бельгия, рынки с множеством признанных торговых марок уже близки к насыщению. В развивающихся же странах кондитерская промышленность только набирает свои обороты. К регионам, рынки которых по прогнозам резко увеличатся, относятся: Китай, страны Латинской Америки, Восточно-Европейские страны.

Информация о работе Оценка рейтинга страновой конкурентоспособности: проблемы и пути совершенствования