Оценка рейтинга страновой конкурентоспособности: проблемы и пути совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 14:56, дипломная работа

Краткое описание

Переход к рыночной экономике требует от государства более зрелого подхода в использовании различных методов экономической политики, позволяющих сгладить отрицательные эффекты рыночного механизма и поддержать макроэкономическое равновесие системы в целом. Опыт развития западных стран показывает, что для успешного функционирования рыночного механизма создана соответствующая система прав собственности, законов и правил, обеспечивающая их передачу, юридических институтов, механизмов принятия решений. В данном случае уместно вспомнить высказывание Ф. Хайека о том, что только в понимании вульгарных либералов, способных лишь скомпрометировать идею экономического либерализма, все делается “само собой” под безошибочным водительством пресловутой “невидимой руки”.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЙТИНГОВАНИЯ СТРАНОВОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ………………………………………………….
1.1 Экономическое содержание категории конкурентоспособность страны……
1.2 Государственное регулирование как стратегический фактор повышения страновой конкурентоспособности………………………………………………..
1.3 Методические подходы к процессу рейтингования страновой конкурентоспособности…………………………………………………………….
2.
2.1
2.2 Аналитическая оценка региональной конкурентоспособности: проблемы рейтингования……………………………………………………………………….
2.3 Оценка конкурентоспособности отраслей Республики Казахстан ………….
3.
3.1
3.2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Дип.-Оценка-рейтинга-страновой-конкурентоспособности-проблемы-и-пути-совершенствования.doc

— 1.03 Мб (Скачать файл)

Главной сельскохозяйственной техникой, используемой казахстанскими фермерами, являются тракторы, зерноуборочные комбайны, культиваторы и сеялки.

В советскую эпоху Казахстан имел больше 220 тыс. тракторов, но к началу 2002 г. эта цифра сократилась почти в 5 раз, до 50 тыс. тракторов. Также отмечается очень сильная изношенность существующих тракторов. По расчетам Научно-производственного центра механизации сельского хозяйства Министерства сельского хозяйства РК, ежегодная расчетная потребность обновления тракторов составляет 3200 ед.

В Республике не производятся колесные тракторы, применение которых в последние годы превалирует над остальными типами тракторной техники, а следовательно растущий спрос удовлетворяется за счет импорта.

Начиная с 1999 по 2003 год, по данным Агентства РК по статистике, импорт сельскохозяйственной техники и запасных частей из стран ближнего и дальнего зарубежья составил 409,1 млн. долларов США, в том числе за 2002 год - 109,5 млн. долларов США, за 2003 год - 98,2 млн. долларов США. Прогнозируется увеличение импорта в ближайшие годы из-за необходимости обновления большей части парка сельхозмашин, чего отечественные производители пока не в состоянии сделать.

Для успешного развития сельскохозяйственного машиностроения в РК, необходимо на первых порах сконцентрироваться на производстве запасных частей и компонентов. То есть, первые 3-5 лет Казахстану необходимо осуществлять отечественное производство запчастей, которые сейчас импортируются. Например: дизельные двигатели, различные трансмиссионные устройства, гидравлическое оборудование (клапаны, цилиндры), электрическое оборудование (приборная панель). После успешного внедрения в производство частей и компонентов, можно добиться локализации ныне импортируемой продукции, то есть тракторов и комбайнов. Но, как было уже сказано, крайне важно, чтоб локализация конечной продукции была поэтапной.

Что касается внутреннего рынка отрасли железнодорожное машиностроение, то:

  • За последний год объем рынка локомотивов и тендеров в Казахстане составил около 7936 тыс. долларов США, моторных вагонов - более 39000 тыс. долларов США, транспортных средств - более 57000 тыс. долларов США, несамоходных вагонов - более  90000 тыс. долларов США, узлов   и   запасных   частей к подвижному составу - более 18000 тыс. долларов США,  железнодорожного оборудования - более 11000 тыс. долларов США.
  • Спрос на железнодорожную продукцию сильно изменялся в последние годы. В 90-х годах спрос рос на запчасти, с 2001 г. растет спрос на конечную продукцию.
  • Основным     потребителем     продукции     железнодорожного     машиностроения является АО «НК "Казакстан темир жолы" (КТЖ). КТЖ закупает практически все основные виды железнодорожной продукции. КТЖ ежегодно публикует список продукции,   предлагаемой   к   размещению   на   предприятиях   РК.   Кроме  того, продукцию железнодорожного машиностроения в Казахстане закупают компании «Богатырь   Транс»   (дочерняя   структура   угледобывающей   «Богатырь   Аксесс Комир», контролируемой   американской   компанией "Access Industries Inc") и «Транском» (дочерняя   компания   «Евразийской   промышленной ассоциации»). Эти компании закупают запасные части к подвижному составу, грузовые вагоны и в небольших объемах - маневровые локомотивы.
  • Практическая вся железнодорожная продукция в Казахстане импортируется. В наибольших   объемах   продукция   импортируется   из   России.   Причиной   такой зависимости от импорта является неразвитость собственного железнодорожного машиностроения. В Казахстане производятся только некоторые виды запасных частей и железнодорожного оборудования,    составляющие    в   стоимостном выражении  лишь  10%  внутреннего  потребления.   Казахстанские  предприятия специализируются  главным образом  на  ремонте подвижного состава, а также выпуске отдельных видов комплектующих. В стоимостном выражении около 90% комплектующих   импортируются,   главным   образом,   из   России.   В Казахстане производятся запасные части низкой технологической сложности и невысокой добавленной стоимости.
  • В   целом,   в   Казахстане   и   на   региональных   рынках   наибольшим   спросом пользуются   грузовые  вагоны,  в  частности,  полувагоны   и  цистерны,  а  также запасные   части.   Экспертами   предсказывается   дальнейший  динамичный   рост спроса на эти виды продукции. Наиболее      перспективными      нишами для развития железнодорожного машиностроения представляется производство вагонов-цистерн, полувагонов и комплектующих.
  • Следует рассмотреть возможность создания совместных предприятий с крупными мировыми производителями для производства продукции высокого качества, что обеспечит нам конкурентное преимущество по сравнению с производителями, действующими на региональном рынке.

 

 

 

 

 

3. ………………..

 

3.1 ………….

 

Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира, озвученная в послании Президента республики 1 марта 2006 года, сейчас воспринимается как самый важный приоритет нашего развития на годы вперед. Однако встает вопрос, что же такое конкурентоспособность в глобальном контексте, из каких компонентов она складывается и каковы механизмы ее оценки. Ответ дают исследования Всемирного экономического форума (World Economic Forum), результаты которых ежегодно публикуются в отчетах по глобальной конкурентоспособности. Основы научных разработок в области конкурентоспособности были заложены в 1979 году председателем WEF профессором Клаусом Швабом на базе сравнительного изучения экономических позиций 16 европейских стран, а сам показатель международной конкурентоспособности впервые использован в 1986 году. В результате многолетних исследований был выведен ряд основополагающих правил, следуя которым страна может добиться повышения своей конкурентоспособности:

•   стабильное и предсказуемое законодательство;

•   гибкая структура экономики;

•   инвестиции в традиционную и технологическую инфраструктуру;

•   стимулирование частных сбережений и внутренних инвестиций;

•   повышение агрессивности экспорта наряду с привлечение прямых иностранных инвестиций;

•   улучшение качества, оперативности и прозрачности управления и администрирования;

•   взаимообусловленность заработной платы, производительности труда и налогов;

•   сокращение разрыва между минимальными и максимальными заработками в стране и укрепление среднего класса;

•   значительные инвестиции в образование, особенно среднее, а также в непрерывное повышение квалификации кадров;

•   баланс преимуществ глобализации экономики и национальных особенностей и предпочтений.

Последний из них был обнародован WEF в сентябре 2006 года и содержал рейтинг 125 государств мира, включая и Казахстан. И хотя наша страна добилась неплохих результатов, заняв в этом рейтинге 56-е место, не все здесь так гладко, если смотреть на сложившуюся ситуацию в динамике. Начнем с того, что спустя некоторое время после выхода данного отчета ряд казахстанских СМИ опубликовали информацию о том, что Казахстан значительно улучшил свою конкурентоспособность. При этом в качестве аргументов приводилась оценка прошлогоднего отчета, согласно которой в 2005 году мы находились на 61 месте. Однако они не учли, что в текущем году WEF изменил методологию ранжирования, вследствие чего были пересмотрены результаты и прошлого года. По новой шкале оценки в 2005 году Казахстан занимал не 61-е, а 51-е место, то есть на самом деле в 2006 году страна опустились на пять ступеней вниз.

Сам факт появления такого казуса, как неточность интерпретации результатов отчета WEF, говорит о том, что необходимо более детально разобраться в методологии, по которой оценивается конкурентоспособность. Это также поможет ответить на вопрос, почему при столь благоприятной мировой ценовой конъюнктуре на сырье, специально созданных фондах и институтах развития итоговые позиции Казахстана все же ухудшились.

По версии WEF, сегодня первые места в рейтинге конкурентоспособности занимают Швейцария, Финляндия, Швеция, Дания и Сингапур, в то время как в качестве аутсайдеров выступают Чад, Бурунди и Ангола (табл. 1).

 

 

 

 

 

Таблица 15.

Выборочный рейтинг глобальной конкурентоспособности по индексу GCI

Страны

GCI в 2006 г.

GCI в 2005 г.

Субиндексы GCI в 2006 г.

базовые требования

факторы эффективности

инновационные факторы

Швейцария

1

4

5

5

2

Финляндия

2

2

3

4

6

Швеция

3

7

7

2

5

Дания

4

3

1

6

7

Сингапур

5

5

2

3

15

США

6

1

27

1

4

Япония

7

10

19

16

1

Гонконг

11

14

4

11

18

Норвегия

12

17

6

13

21

Франция

18

12

15

22

13

Республика Корея

24

19

22

25

20

Эстония

25

26

30

19

32

ОАЭ

32

32

26

35

40

Словения

33

30

36

30

34

Латвия

36

39

41

36

58

Индия

43

45

60

41

26

Китай

54

48

44

71

57

Маврикий

55

55

49

61

47

Казахстан

56

51

51

56

74

Панама

57

65

46

62

62

Мексика

58

59

53

59

52

Турция

59

71

72

54

42

Российская Федерация

62

53

66

60

71

Азербайджан

64

62

56

78

70

Грузия

85

86

82

87

113

Молдова

86

89

88

85

98

Кыргызстан

107

104

109

102

106

Чад

123

117

123

125

122

Ангола

125

-

125

123

123


 

В таблице приведены выборочные данные двух рейтингов из отчета WEF по глобальной конкурентоспособности (сравнительные итоговые GCI за 2006 и 2005 гг. и структурные составляющие рейтинга GCI ).

Почему именно альпийская республика впервые в этом году заняла первую строчку в рейтинге WEF, оттеснив с пьедестала прошлогоднего чемпиона – Соединенные Штаты Америки? Дело в том, что с точки зрения авторов отчета, Швейцария сегодня действительно обладает всем тем, что необходимо настоящему лидеру. Прежде всего это устойчивая институциональная среда, эффективные рыночные механизмы, высокий уровень инфраструктурного и технологического развития. Кроме того, в Швейцарии реально защищены права интеллектуальной собственности и созданы все условия для частных компаний, инвестирующих в научно-исследовательские разработки. Ее общественные и государственные институты стабильны, а реализуемая ими политика – транспарентна.

Что касается США, то их "спуск" на шестое место был вызван значительным макроэкономическим дисбалансом и, в частности, прогрессирующей государственной задолженностью, связанной с фискальным и торговым дефицитом. Высокие позиции скандинавов, наоборот, обусловлены устойчивой кредитно-денежной политикой, профицитом бюджета и низкой задолженностью государственного сектора.

Если говорить о Казахстане, то в этом году он идет за Китаем (54) и Маврикием (55). За Казахстаном ранжирована Панама (57), Мексика (58) и Турция (59). Страна находится выше, чем большинство бывших советских республик, опережая Россию (62), Азербайджан (64), Украину (78), Грузию (85), Молдову (86) и Кыргызстан (107). В то же время Казахстан значительно отстал от прибалтов – Эстония занимает 25-ю строчку, вплотную приблизившись к Южной Корее (24), а Латвия (36) следует за Таиландом (35).

Для измерения конкурентоспособности WEF использует т.н. индексный метод, когда для сравнения разных стран выводится сводный индекс, рассчитываемый путем агрегирования ряда различных показателей. Так, в отчетах последних пяти лет государства ранжировались в соответствии с Индексом конкурентоспособности роста, который оценивал макроэкономические факторы, характеризующие возможности экономики достичь устойчивого роста в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Он формировался на основе анализа 35 показателей и состоял из 3 субиндексов, включая индекс технологического развития, индекс развития социальных институтов и индекс макроэкономической среды. Именно по этому сводному индексу Казахстан, впервые участвуя в рейтинге WEF, занял в прошлом году 61-е место. Однако в отчете за 2006 год в качестве основы для оценки конкурентоспособности WEF применил новый инструмент – Глобальный индекс конкурентоспособности (GCI). Разработал его ведущий эксперт в данной сфере профессор Ксавьер Сала-и-Мартин из Университета Колумбии.

Введение нового индекса связано с тем, что для комплексной оценки конкурентоспособности в условиях растущей глобализации необходимо принимать во внимание все большее количество показателей. Так, для интерпретации темпов экономического роста сегодня нужно учитывать такие факторы, как структурные искажения экономики, гибкость рынка труда, свобода перемещения на внутреннем и региональном рынках. Кроме того, важно знать уровень качества образовательной и здравоохранительной систем, потенциал страны в адаптации современных технологий и многое другое.

Вот почему индекс GCI, развивая предыдущую модель, выводится на основе оценки порядка 90 ключевых факторов, которые являются наиболее критичными для продуктивности и конкурентоспособности страны. При этом все они агрегируются в девять сводных показателей: (1) институциональное развитие, (2) уровень развития инфраструктуры, (3) макроэкономическая среда, (4) здравоохранение и начальное/среднее образование, (5) высшее и профессиональное образование, (6) эффективность рыночных механизмов, (7) технологическая готовность, (8) уровень сложности и качество бизнес-проектов, (9) инновационное развитие.

Еще одним отличием новой методологии является то, что все страны, участвующие в рейтинге, подразделяются на три группы: развивающиеся за счет факторов производства, развивающиеся за счет эффективности использования ресурсов и развивающиеся за счет инновационной деятельности. В качестве критерия этой градации выступает уровень ВВП на душу населения, выведенный по паритету покупательской способности. Логика WEF ясна: конечная цель повышения конкурентоспособности любого государства – это повышение благосостояния его граждан.

В соответствии с данной классификацией девять указанных выше сводных показателей группируются в три субиндекса:

• первый – "Базовые требования" (институциональное развитие, инфраструктура, макроэкономическая среда, здравоохранение и начальное/среднее образование); 
• второй – "Факторы эффективности" (высшее и профессиональное образование, рыночная эффективность, технологическая готовность); 
•  третий – "Инновационные факторы" (уровень сложности бизнес-проектов и инновационного развития).

При этом вклад каждого из этих субиндексов в итоговый показатель индекса GCI для конкретной страны зависит от того, на каком этапе развития она находится (табл. 2).

 

Таблица 16.

Доля субиндексов в GCI в зависимости от уровня развития стран

Уровень развития

Базовые требования

Факторы эффективности

Иновационные факторы

за счет факторов производства

50%

40%

10%

за счет эффективности

40%

50%

10%

за счет инооваций

30%

40%

30%

Информация о работе Оценка рейтинга страновой конкурентоспособности: проблемы и пути совершенствования