Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 23:20, курсовая работа
В данной главе раскрывается сущность прогнозирования и планирования, показывается взаимосвязь прогноза и плана, рассматриваются формы планирования и их особенности. Дается определение понятий "прогноз", "план", "мероприятие", "программа", "концепция". Знание теоретических основ прогнозирования и планирования позволяет разрабатывать научно обоснованные планы, программы, добиваться повышения точности прогнозных расчетов и выявлять наиболее эффективные пути развития экономики.
Процесс прогнозирования спроса включает ряд этапов:
- комплексное исследование
рынка, конкурентной среды,
- анализ состояния
спроса и предложения,
- выбор методов прогнозирования;
- осуществление прогноза спроса;
- оценку надежности прогноза;
- разработку конкретных
мероприятий по более полному у
На практике для изучения и прогнозирования спроса широко используются методы экстраполяции, анкетные опросы, интервьюирование, ярмарки, выставки, книги предложений, тестирование, реклама.
Поскольку спрос подвержен сезонным колебаниям, необходимо производить расчет индексов сезонности.
На макроуровне наиболее широкое распространение для прогнозирования спроса получил нормативный метод, предполагающий использование норм потребления продуктов (товаров) надушу населения.
Поскольку в рыночной экономике спрос на товары народного потребления формируется под влиянием ряда факторов, для осуществления расчетов спроса рекомендуется использовать многофакторные модели вида (2.4).
Спрос на товары народного потребления можно определять с помощью коэффициента эластичности (Кэ), который рассчитывается по следующей формуле:
где Y—уровень спроса за период; ΔY—прирост спроса за период; X—значение фактора; ΔX— изменение фактора за период.
Прогноз спроса предприятий — производителей на выпускаемую продукцию предполагает:
- анализ тенденций изменения доли фирмы в общем рынке;
- оценку рыночной стратегии
конкурентов и перспектив
- анализ рыночной стратегии фирмы и качества продукции;
- прогноз спроса на продукцию фирмы.
Для выявления реакции потребителей целесообразно использовать пробную продажу. Изучение спроса на новые товары может также осуществляться на выставках-продажах, выставках-просмотрах, ярмарках. Выявляется степень соответствия изделий запросам покупателей, определяется степень предпочтительности этих изделий другим товарам-аналогам и условия, при которых население отдает предпочтение новым товарам (цена, оформление и т.д.).
Товары рыночной новизны являются ключевыми для коммерческого успеха предприятия. Фирмы, производящие такие товары, имеют возможность устанавливать монопольные цены и получать более высокую прибыль.
При прогнозных исследованиях товарного рынка наряду с комплексным анализом большую роль играет разрабатываемая стратегия ценообразования, так как цена является важным рычагом продвижения товара на рынке и определяющим фактором объема продаж и прибыли.
9.3. Прогнозирование
покупательных фондов и
Обоснование объема розничного товарооборота на прогнозируемый (планируемый) период предполагает, с одной стороны, определение покупательных фондов, с другой — товарных ресурсов. Покупательные фонды характеризуют совокупный спрос населения на товары народного потребления. Они представляют собой сумму денежных доходов населения, которая расходуется на покупку товаров. Покупательные фонды рассчитываются на основе баланса денежных доходов и расходов населения, который характеризует движение массы денег по основным источникам образования доходов и направлениям их использования. Содержание баланса денежных доходов и расходов населения и методика его разработки раскрыты в предыдущей главе.
Определение покупательного фонда в целом по стране сводится к расчетам всей суммы денежных доходов населения и исключению из этой суммы оплаты услуг, обязательных платежей, взносов, прироста вкладов и приобретение ценных бумаг, валюты. Схема расчета покупательного фонда представлена на рис. 9.1.
= - +
Рис. 9.1. Схема расчета покупательного фонда
Рассчитанный таким образом покупательный фонд определяет необходимый объем продажи товаров населению в денежном выражении. К этой величине прибавляется оборот по продаже товаров организациям и учреждениям в порядке мелкооптовой торговли и в результате определяется объем товарооборота.
Для увязки совокупного спроса на товары народного потребления с товарными ресурсами наряду с прогнозированием покупательных фондов определяется возможный объем продаж товаров.
Основная часть товарных ресурсов регулируется государством и составляет товарные фонды. Для этого разрабатываются балансы предметов народного потребления по отдельным товарам и товарным группам по схеме, представленной в таблице.
Схема баланса предметов потребления
Ресурс |
Распределение |
1. Производство 2. Импорт 3. Прочие поступления 4. Запасы на начало периода |
1 . Рыночный фонд 2. Внерыночный фонд: промышленная переработка промышленное потребление потребление госбюджетных организаций прочее потребление 3. Экспорт 4. Пополнение государственных резервов 5. Запасы на коней периода |
Итого: |
Итого: |
Главной статьей использования товаров является рыночный фонд, т.е. та часть товарных ресурсов, которая направляется для продажи населению. Рыночный фонд определяется в соответствии с объемом производства товаров и импорта.
Движение товарных ресурсов
на рынке товаров народного
9.4. Формирование структуры товарооборота
Формирование структуры товарооборота осуществляется по этапам. На первом этапе определяется структура товарооборота на основе прогнозов спроса. На втором этапе необходимо осуществлять прогноз структуры товарного предложения. Размеры товарного предложения определяются на основе балансов товаров народного потребления. На заключительном (третьем) этапе с целью определения степени соответствия спроса и предложения и формирования окончательной структуры товарооборота должны разрабатываться балансы спроса и предложения.
Балансы спроса и предложения разрабатываются по важнейшим товарам согласно определенной номенклатуре (табл. 9.1). Существенные различия между фактическими и прогнозными показателями спроса и предложения в натуральном выражении, ценами и стоимостью продукции являются основой для формирования предложений о мерах государственного воздействия на потребительский рынок. Могут разрабатываться рекомендации:
- по дополнительному
производству товаров, увеличен
- по изменению внерыночного
потребления, а также по
- по установлению экономически
обоснованного уровня
Таблица 9.1
Прогнозный баланс спроса и предложения товаров
Показатель |
Продовольственные товары |
Непродовольственные товары | ||||||||||||||||
Мясо и мясопродукты |
И т.д. по товарам |
Итого |
Ткани |
И т.д. по товарам |
Итого | |||||||||||||
В натуральном выражении |
Цена |
стоимость |
В натуральном выражении |
Цена |
стоимость |
В натуральном выражении |
Цена |
стоимость |
В натуральном выражении |
Цена |
стоимость |
В натуральном выражении |
Цена |
стоимость |
В натуральном выражении |
Цена |
стоимость | |
1. Спрос 1. возможные покупки товаров, организациями и учреждениями 2. запасы на конец периода 3. естественная убыль 4. экспорт В том числе: Ближнее зарубежье Дальнее зарубежье Всего: 2. Предложение 1. запасы на начало периода 2. производство 3. импорт в том числе: ближнее зарубежье дальнее зарубежье всего: превышение спроса над предложением превышение предложения над спросом |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Обеспечение материально-техническими
ресурсами предприятий и
Важным этапом планирования ресурсного обеспечения является прогнозирование потребности в средствах производства предприятий, организаций, отраслей и в целом народного хозяйства. На основе прогнозных расчетов создается возможность принятия наиболее эффективных управленческих решений в области материально-технического обеспечения.
10.1. Формы обеспечения
материально-техническими
В условиях директивного планирования обеспечение средствами производства предприятий и организаций осуществлялось централизованно, путем фондирования. Предприятиям и организациям на основе заявок выделялись фонды необходимых материально-технических ресурсов для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг. Формировался план материально-технического снабжения (МТС) в составе плана экономического и социального развития страны. Он включал три раздела; материальные балансы, планы распределения и планы межреспубликанских и межрайонных поставок.
При переходе крыночным,
отношениям в период распада СССР
была разрушена действовавшая
Ресурсное обеспечение в переходный период стало осуществляться:
- на основе прямых горизонтальных хозяйственных связей между предприятиями и организациями;
- посредством государственного заказа на поставку важнейших видов продукции;
- с помощью посреднических фирм и других организаций, обеспечивающих поставку продукции и оказывающих услуги по установлению хозяйственных связей между изготовителями и потребителями на договорной основе;
- через систему организованных товарных рынков: товарных бирж, I ярмарок, аукционов и других структурных рыночных образований.
10.2. Прогнозирование потребности в материально-технических ресурсах
Потребности в материально-технических ресурсах должны определяться по всем направлениям их использования: для основного производства, на ремонтно-эксплуатационные нужды, капитальное строительство, научно-исследовательские работы, экспорт, создание производственных запасов и резервов.
Прогнозирование потребности в ресурсах целесообразно осуществлять с применением системы методов. Выбор тех или иных методов зависит от уровня планирования и управления, временного аспекта, наличия необходимых исходных данных для проведения расчетов.
На начальных этапах при разработке краткосрочных прогнозов целесообразно использовать методы экстраполяции, среди которых следует выделить метод подбора функций, предполагающий выявление основной тенденции потребления ресурсов во времени с использованием метода наименьших квадратов.
Могут применяться модификации метода наименьших квадратов: адаптивное сглаживание, экспоненциальное сглаживание с регулируемым трендом, скользящей средней с линейным трендом и др.
Для прогнозирования потребности в материалах (А) можно воспользоваться одно- и многофакторными моделями. С помощью однофакторной модели можно установить зависимость потребления материальных ресурсов от объема производства продукции
А = а0 + a1x1, где а0 и а1 — коэффициенты; х1 —- объем производства.
С целью повышения точности прогноза можно ввести в модель фактор времени (t)
А = a0 + a1x1 + a2t.
Такая двухфакторная модель может более точно описать изменение потребности в материально-технических ресурсах в прогнозируемом периоде, так как она учитывает не только объем производства, непосредственно влияющий на количество требуемых для производства ресурсов, но и фактор времени, учитывающий временные тенденции. В модель можно включать и другие факторы, например, изменение норм расхода ресурсов под влиянием НТП. Методы моделирования в сочетании с экспертными оценками целесообразно использовать и при прогнозировании потребности в ресурсах на перспективу,
В действующей практике для определения потребности в материально-технических ресурсах более широкое распространение получил нормативный метод. Он применяется на всех уровнях управления экономикой: макро-, мезо- и микроуровнях.
На макроуровне применяется метод укрупненных нормативов, который предполагает использование среднеотраслевых нормативов расхода продукции i-й отрасли-производителя на единицу продукции j-й отрасли-потребителя (аij). На их основе при разработке межотраслевого баланса определяются межотраслевые поставки и потребности каждой отрасли в продукции других отраслей (Ai): Ai = aijxj, где хj — объем производства j-й отрасли-потребителя.
На мезоуровне (региональном и отраслевом) применяются групповые нормы расхода материальных ресурсов, например, норма расхода сахара на 1 т кондитерских изделий. Зная прогнозируемые объемы производства продукции в групповом ассортименте и групповые нормы расхода, можно рассчитать потребность в конкретном ресурсе на определенный период.
Информация о работе Планирование и прогнозирование в экономике