Планирование и прогнозирование в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 23:20, курсовая работа

Краткое описание

В данной главе раскрывается сущность прогнозирования и планирования, показывается взаимосвязь прогноза и плана, рассматриваются формы планирования и их особенности. Дается определение понятий "прогноз", "план", "мероприятие", "программа", "концепция". Знание теоретических основ прогнозирования и планирования позволяет разрабатывать научно обоснованные планы, программы, добиваться повышения точности прогнозных расчетов и выявлять наиболее эффективные пути развития экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

для печати.doc

— 736.50 Кб (Скачать файл)

Общий вид модели по расчету оптимального варианта производства продукции

Целевая функция ƒ(x)=

Система ограничений:

     

 

где фij — значение i-го показателя на единицу j-го вида продукции; аgi — норма расхода g-го вида сырья на производство единицы j-го вида продукции; xj — искомое количество j-го вида продукции; Аg — имеющийся фонд g-го вида сырья; tkj — затраты времени на k-м виде оборудования для производства единицы j-го вида продукции; Фk — действительный фонд времени работы k-го вида оборудования; — нижний и верхний пределы выпуска j -го вида продукции.

Нижний предел устанавливается  с учетом заданий на поставку продукции  для государственных нужд, верхний  — с учетом спроса на продукцию.

На макроуровне расчеты  производятся в агрегированном виде.

Экономико-статистические модели. Они используются для установления количественной характеристики связи, зависимости и взаимообусловленности экономических показателей. Система такого рода моделей включает: одно-, многофакторные и эконометрические модели. Примеры однофакторных моделей:

у = ах + b, у = а /х + b; у = b + а lg х и др.,

где у — значение прогнозируемого  показателя; b — свободный член, определяющий положение начальной точки линии регрессии в системе координат; х — значение фактора; параметр a характеризует норму изменения у на единицу x.

Многофакторные модели позволяют одновременно учитывать  воздействие нескольких факторов на уровень прогнозируемого показателя.

При этом последний выступает  как функция от факторов

Y = f (x1,x2,x3……..,xn),

где x1,x2,x3……..,xn — факторы.

Многофакторные модели целесообразно использовать при  прогнозировании ВВП, инфляции, валютного  курса, экспорта и импорта, цен, себестоимости, спроса на продукцию, прибыли и других показателей.

В зарубежных странах (особенно в США) используются эконометрические модели. Эконометрической моделью называют систему регрессионных уравнений и тождеств, описывающих взаимосвязи основных показателей развития экономики. Система экономико-математических моделей эконометрического типа служит для описания сложных социально-экономических процессов. Факторы эконометрической модели подразделяются на экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние).

 

2.2.5. Метод экономического  анализа 

Сущность метода экономического анализа заключается в том, что экономический процесс или явление расчленяется на составные части и выявляются взаимная связь и влияние этих частей друг на друга и на ход развития всего процесса.

Процесс экономического анализа подразделяется на ряд стадий: постановку проблемы, определение целей и критериев оценки; подготовку информации для анализа; изучение и аналитическую обработку информации; разработку рекомендаций о возможных вариантах решения проблемы и достижения целей; оформление результатов анализа.

При проведении анализа  применяются такие приемы, как сравнение, группировки, индексный метод, проводятся балансовые расчеты, используются нормативный и экономико-математические методы (метод корреляционно-регрессионного анализа и др.). Метод группировок предполагает объединение объектов экономического анализа в качественно однородные группы, что позволяет исследовать закономерности их развития, изучить влияние отдельных факторов, определяющих их динамику, характер взаимодействия и выявить тенденции развития данной однородной группы экономических явлений и процессов.

Индексный метод используется для анализа темпов и пропорций  развития экономики.

 

2.2.6. Балансовый  и нормативный методы 

Сущность балансового  метода заключается в увязке потребностей страны в различных видах продукции, материальных, трудовых и финансовых ресурсов с возможностями производства продукции и источниками ресурсов.

С помощью балансового  метода реализуется принцип сбалансированности и пропорциональности. Он предполагает разработку балансов.

 Система балансов  включает: материальные, трудовые и финансовые. Одно из центральных мест занимают материальные балансы.

Все материальные балансы  состоят, как правило, из двух частей: ресурсов и распределения. В ресурсной  части отражаются основные источники поступления, а в распределительной — основные направления потребления. Они обычно составляются по определенным схемам. Рассмотрим методику (процесс) разработки материального баланса на примере баланса средств производства, схема которого приведена в таблице.

Схема материального баланса промышленной продукции

Ресурс 

Распределение

1. Производство 

1 . Производственно-эксплуатационные 

нужды

2. Импорт 

3. Прочие поступления

2. Капитальное строительство

4. Остатки на начало  прогнозируемого (планового) периода

3. Экспорт

4. Рыночный фонд 

 

 

 

5. Прочие расходы (пополнение

государственных резервов и др.)

 

 

 

6. Остатки на конец  прогнозируемого

(планового) периода 

Итого

Итого


Разработка баланса  начинается с определения потребностей. Для определения потребностей в ресурсах могут применяться: нормативный метод, экспертные оценки, методы экстраполяции и др.

Ресурсная часть баланса  формируется после определения  потребностей. Ресурсы рассчитываются по всем источникам поступления. Главным источником ресурсов является их производство. Если страна не обеспечивает потребности в ресурсах за счет собственного производства, то проблема обеспечения ресурсами решается путем их импорта.

Заключительным этапом разработки баланса является процесс  увязки потребностей с ресурсами. Увязка производится путем разработки мероприятий по сокращению норм расхода ресурса на единицу продукции, увеличению производства ресурса и т.д.

Сущность нормативного метода заключается в технико-экономическом  обосновании прогнозов, планов, программ с использованием норм и нормативов. 

Нормы и нормативы  применяются для расчета потребности  в ресурсах и показателей их использования.

В практике прогнозирования  и планирования применяется система  норм и нормативов. Она включает нормы расхода сырьевых и топливно-энергетических ресурсов; нормы затрат труда; нормы и нормативы использования основных производственных фондов; нормативы капитальных вложений и капитального строительства; нормы и нормативы, характеризующие эффективность общественного производства; финансовые нормы и нормативы (нормы амортизации, нормативы рентабельности, ставки налогов и др.); социальные нормы и нормативы (минимальный потребительский бюджет, минимальная заработная плата, нормы потребления продовольственных и непродовольственных товаров на душу населения, нормы жилой площади в городской и сельской местности); экологические нормы и нормативы (нормы выброса вредных веществ в окружающую среду, нормативы содержания в воде вредных веществ и др.).

Все нормы и нормативы  подразделяются на текущие и перспективные. Первые применяются при разработке планов-прогнозов на текущий период (год, месяц), вторые — на перспективу.

На макроуровне применяются  в основном укрупненные нормы  и нормативы, на микроуровне —  подетальные, подетально-специфицированные и индивидуальные нормы. При разработке прогнозов и планов на перспективу предприятия используют групповые нормы.

По характеру распространения  нормы подразделяются на местные, отраслевые и межотраслевые.

В действующей практике нормы и нормативы определяются различными методами. Наиболее совершенным является расчетно-аналитический метод, который предполагает определение норм и нормативов на основе технико-экономических расчетов. Для этого используется техническая документация с учетом новейших достижений науки и техники, методики и инструкции. Нормы, рассчитанные этим методом, называются технически обоснованными. Они являются наиболее прогрессивными. В тех случаях, когда нет возможности применения расчетно-аналитического метода, нормы и нормативы определяются на основе отчетно-статистических данных за прошлый период или опытным путем — на основе опытов и экспериментальных данных.

 

2.2.7. Программно-целевой  метод 

Сущность программно-целевого метода (ПЦМ) заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намечаемые сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом эффективного их использования.

ПЦМ применяется при  разработке целевых комплексных программ, формирование которых осуществляется по этапам. На первом этапе формируется перечень важнейших проблем, из которого выбираются проблемы, требующие первоочередного решения. На втором этапе выдается задание на разработку программы для решения определенной проблемы.

В нем отражаются цели программы, лимиты ресурсов, участники  и сроки реализации программы. Генеральная  цель разукрупняется на подцели. На третьем  этапе разрабатываются задания  и мероприятия для реализации программы. Состав основных заданий программы устанавливается, исходя из построенной иерархии целей. Четвертый этап предполагает расчет основных показателей и ресурсного обеспечения программы. Определяются затраты материальных, трудовых, финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы. На этом этапе производится расчет эффективности реализации программы. Пятый этап является заключительным. Он связан с формированием программных документов, согласованием и (при необходимости) с утверждением программы.

По содержанию целевые  комплексные программы подразделяются на: социально-экономические, научно-технические, производственно-экономические, территориальные, организационно-хозяйственные и экологические.

Целевые комплексные  программы могут разрабатываться  на различные периоды: 3 — 5, 10 — 15 лет и краткосрочные (квартал, год).

 

2.3. Организация  прогнозирования и планирования 

Организация прогнозирования  и планирования охватывает систему  органов планирования на всех уровнях  управления народным хозяйством, определение их функций, установление порядка разработки прогнозов и планов, доведение важнейших показателей до исполнителей и организацию обеспечения их выполнения.

В условиях становления  рыночных отношений существенные изменения  претерпевают как система планирования, так и принципы его организации.

 

2.3.1. Основы  организации прогнозирования и  планирования 

Научными основами организации  прогнозирования и планирования являются принципы, т.е. требования, основополагающие правила.

В условиях директивного планирования главным был принцип  демократического централизма.

В современных условиях, важнейшими принципами являются: децентрализация  и демократизация; демонополизация; экономически выгодное участие страны в интеграционных процессах; приоритетное решение социальных и экологических проблем.

Практическое проведение в жизнь указанных принципов  предполагает:

- концентрацию всех  функций хозяйственного управления  на уровне предприятий и организаций,  включая выбор направлений и  планирование их деятельности;

- четкое разграничение  функций государственных республиканских и местных органов управления и планирования, их прав и сфер деятельности;

- формирование механизма  взаимодействия макро- и микроуровней  в процессе прогнозных и плановых расчетов;

- децентрализацию внешнеэкономической  деятельности и обеспечение деловой самостоятельности предприятий;

- планирование развития  конкуренции и предпринимательства. 

Органы государственного планирования и управления призваны создавать условия для эффективной  деятельности всех предприятий и  организаций независимо от формы собственности, оказывать поддержку экспортерам и другим предприятиям приоритетных отраслей экономики.

На макроуровне государственные  органы планирования должны заниматься анализом текущей экономической  ситуации, прогнозированием темпов и важнейших пропорций развития экономики, обоснованием приоритетов, формированием структуры экономики, обеспечением материальной и финансовой сбалансированности. Особое внимание должно уделяться разработке стратегии и тактики экономического и социального развития республики, определению для конкретных плановых горизонтов количественных значений основных регуляторов экономики (государственного заказа, цен, налогов и льгот, государственных инвестиций и ссуд, страховых и других резервов и т.д.)

На микроуровне плановые органы совместно с другими органами управления должны определять цели, разрабатывать прогнозы и планы (бизнес-планы) для их достижения, организовывать выполнение планов.

 

2.3.2. Органы  прогнозирования и планирования, их задачи и функции

Законодательным органом в Беларуси является парламент. Он обеспечивает нормативно-правовую базу, рассматривает планы-прогнозы экономического и социального развития, программы, утверждает бюджет государства.

Исполнительным органом  является Совет Министров. Он осуществляет руководство по организации разработки государственных планов-прогнозов экономического и социального развития и контроль за их исполнением.

Информация о работе Планирование и прогнозирование в экономике